Пули долбили северную стену последнего редута, центра связи Акарда. Трещали минометы. Их бомбы оглушительно били. Пули, попавшие через два маленьких северных окна, привели в беспорядок оборудование связи.
Марика сделала все, что могла, чтобы остановить напор кочевников, и у нее ничего не вышло. У нее было только два сожаления: о том, что ее стая, дегнан, уйдет во тьму не оплаканной, и что для нее не будет путешествия в монастырь Рейгге в Макше. Для нее не было бы следующего шага на пути, который мог бы привести к звездам.
Грохот дикарского оружия достиг безумного крещендо. Кочевники приближались для последнего убийства. Затем шум прекратился. Брайдик, техник связи, захныкала во внезапно наступившей тишине: "Сейчас они придут".
Марика кивнула. Наступили последние минуты. Наступил неизбежный конец осады.
Марика сделала то, чего никогда раньше не делала. Она обняла единственных выживших членов своей стаи, охотниц Грауэл и Барлог. От их грубой шерсти исходил тяжелый запах страха.
Щенки из стай верхнего Поната не обнимали никого, кроме своих матерей, да и то редко после первых нескольких лет.
Обе охотницы были глубоко тронуты.
Грауэл повернулась к торговцу Багнелю, который учил ее обращаться с огнестрельным оружием. Его товарищ, последний из тех, кто пережил падение торгового центра packfast Critza на прошлой неделе, пал, защищая одно из северных окон. Кто-то должен был защитить его от дикарей. Тяжелое копье Грауэл было слишком громоздким.
"Подожди!" Марика ахнула. У нее отвисла челюсть. "Что-то..."
Вселенная прикосновения, призрачный мир, в который силты, подобные Марике, ныряли, чтобы творить свое колдовство, сошла с ума. Какая-то могучая тень, ужасная в своей силе, бушевала в долине реки Хайнлин, над которой возвышался этот последний бастион крепости Акард. На мгновение Марика была парализована силой этой тени. Затем она бросилась к окну, выходящему на южную сторону.
Три огромных, похожих на кинжалы креста устремились вверх по замерзшей реке. Они вонзились в клыки ветра в виде буквы V. Эта свирепая и ужасная тень прикосновения предшествовала им, содирая кожу с разума ужасом. На каждом кресте стояли пять одетых в черное силт, по одной на кончике каждой руки, пятая в оси. Непрекращающийся северный ветер завывал вокруг них и рвал их темные одежды. Казалось, они вообще этого не замечали.
"Они приближаются", - крикнула Марика Грауэл и Барлог, которые прижали ее к подоконнику.
Позади них прогремел взрыв. Он сбил их вместе. Марика судорожно вдохнула. Грауэл повернулась, прицелившись из винтовки. Он залаял в унисон с лаем Багнеля, когда в пыли, клубящейся в образовавшейся от взрыва щели, появились дикари.
Марика вцепилась в подоконник, выглядывая наружу, ожидая смерти.
Несущиеся кресты поднялись, когда они приблизились к Акарду, с криком разбиваясь о слегка падающий снег. Марика проскользнула через свою лазейку в царство призраков и последовала за ними, когда они бросились в атаку на кочевников, сея смерть и ужас.
Грауэл и Багнель прекратили огонь. Кочевники бежали из бреши. Через несколько минут вся осаждающая орда обратилась в бегство. Два "летающих креста" погнали дикарей на север. Третий вернулся и завис над слиянием рек Хайнлин, над которыми на высоком мысу возвышался Акард.
Кучка выживших Акарда столпилась у окна, не веря своим глазам. Помощь пришла. После столь долгого ожидания. В предпоследний момент помощь пришла.
Крест подплыл ближе, пока кончик его самого длинного плеча не коснулся крепости на уровне над центром связи. Марика отбросила усталость и пошла навстречу своим спасителям. Ей было всего четырнадцать, и она еще была далека от того, чтобы быть полноправной сестрой силт, но была старшей выжившей силт. Единственная выжившая силт. Глазами, затуманенными усталостью и реакцией, она смутно узнала темную фигуру, которая вышла ей навстречу. Это была Зертан, старшая из монастыря общины Рейгге в Макше.
Похоже, ей все-таки удастся увидеть великий город на юге.
Через мгновение после того, как она выполнила необходимые церемониальные подобострастия, ею овладело изнеможение. Она рухнула в объятия Грауэл и Барлог.
Марика проснулась после того, как погас свет. Она обнаружила, что ненадежно сидит на летающем кресте. Одним быстрым взглядом она увидела, что делит странный корабль с другими выжившими Акарда. Грауэл и Барлог были так близко к ней, как только могли - как и всегда. Багнель был следующим. Он наградил ее веселым рычанием, когда она окинула его взглядом. Связист Брайдик, казалось, был в шоке.
Ветер казался почти тихим, когда крест несся вместе с ним. Слева и ниже показались руины дома Багнеля, Крицы. "Тел больше нет", - заметила Марика.
Твердым, низким голосом Багнель сказал: "Кочевники питаются своими мертвецами. Граукен правит Понатом". Граукен, монстр, скрывающийся так близко под поверхностью каждого метамфетамина. Архетипический ужас перед самим собой, с которым был хорошо знаком каждый метамфетамин.
Макше-старшая посмотрела на Багнеля, затем на Марику, стоявшую на оси креста. Она указала на небо. "Станет хуже, прежде чем станет лучше. Граукены могут править всем миром. Это приходит к нам с ледниковым периодом. "
Марика посмотрела в небо, пытаясь забыть о пылевом облаке, которое поглощало энергию ее солнца и охлаждало ее мир. Она попыталась сосредоточиться на чуде момента, радоваться тому, что жива, забыть ужас прошлого, потерять сначала стаю, с которой она прожила свои первые десять лет, затем крепость силт, где она жила и тренировалась последние четыре. Она пыталась прогнать ужас, таящийся в ее будущем.
Джиана! Сталкер Рока! Дважды!
Голос в ее голове был голосом призрака. Она не могла заставить его исчезнуть.
Холмы Поната уступили место равнинам. Снегопад прекратился. И летящий крест улетел, унося с собой дыхание северного ветра.
В течение многих месяцев Марика не видела ничего, кроме пасмурного неба. Всегда дул резкий северный ветер, бормоча о грядущих еще более холодных временах. Но сейчас шторм не мог настичь ее. Она тихо посмеялась над этим.
В облачном покрове начали появляться трещины. Одна луна, затем другая, выглянула из-за облаков, окрасив белую землю серебром.
"Здравствуйте, незнакомцы", - сказала Марика.
"Что?"
Ответ поразил Марику, потому что она была полностью замкнута в себе, не обращая внимания на свое странное положение. "Я приветствовала луны, Грауэл. Смотри. Там Кусачий. Одна из маленьких лун движется позади нее. Я не могу сказать, какая именно. Мне все равно. Я просто рад их видеть. Сколько времени прошло?"
Охотница осторожно сменила оружие и позицию. Падение в замерзшую реку было долгим. "Слишком долгим. Слишком много месяцев". В голосе Грауэл прозвучала печаль. "Привет, луны".
Вскоре Охотник, вторая большая луна, тоже показала свой лик, так что тени внизу выглядели как многопалые лапы.
"Посмотри туда!" Сказала Марика. "Озеро. Открытая вода". Она тоже месяцами не видела незамерзшей воды.
Грауэл не смотрела вниз. Она вцепилась в их транспорт мертвой хваткой.
Марика огляделась по сторонам.
Пятеро незнакомцев, пятеро друзей. Все верхом на металлическом кресте в форме кинжала, несущемся вместе с ветром на высоте тысячи футов над землей и снегом. Грауэл и Барлог, известные с рождения. Багнель, знакомый всего несколько месяцев, странный, замкнутый, но с ароматом человека, который может стать очень близким. В тот момент она решила, что он станет неотъемлемой частью ее судьбы.
Марика была силтой. Сестры Акард назвали ее самым могущественным талантом, когда-либо обнаруженным в верхнем Понате. Иногда сильнейшие силты улавливали вспышки, предвещающие завтрашний день.
Брайдик. Единственный друг, которого щенок-изгнанник обрела за четыре года в Акарде. Марика была рада, что Брайдик выжила.
Наконец, два щенка мета, которые служили силт, держатся друг за друга, все еще напуганные, еще не зная своей судьбы. Она поняла, что не знает их имен. Она спасла их, как спасла себя, для удвоенного изгнания. Общий ужас и спасение в последнюю секунду должны были бы способствовать большей близости.
"Итак", - сказала она Грауэл и Барлог. "Ну вот, мы снова отправляемся. Снова в изгнание".
Барлог кивнула. Грауэл просто смотрела прямо перед собой, стараясь не смотреть на долгое падение на посеребренные снега.
Хайнлин повернул на запад и на некоторое время исчез из виду, затем вернулся обратно. Он расширился, превратившись в огромный медленный поток, хотя по большей части оставался скрытым за белой маской. Время шло. Марика стряхнула повторяющиеся приступы мрачных воспоминаний. Она подозревала, что ее спутники делают то же самое.
Меты не были рефлексивными по своей природе. Они были склонны жить настоящим, оставляя прошлое в прошлом и позволяя будущему позаботиться о себе самому. Но прошлое этих метамфетаминов не было устоявшимся, буколическим прошлым их предков. Их прошлое отзывалось кровавыми ударами молотка. Их будущее грозило тем же самым.
"Огни", - прохрипела Грауэл. И через мгновение: "Клянусь всем! Посмотри на огни!"
Десять тысяч булавочных уколов в ночи, словно ночное небо спустилось на землю. За исключением того, что на небе мира Марики было мало звезд, и оно было заполнено плотным, огромным облаком межзвездной пыли.
"Макше", - сказала старшая Зертан. "Домой. Мы доберемся до монастыря через несколько минут".
Летающие кресты, сопровождавшие их, внезапно унеслись вперед и исчезли в темноте. Огни впереди запрыгали, раскачались и увеличились, а затем первый прошел внизу, возможно, в пятистах футах ниже. Марика не испытывала благоговения перед высотой. Она наслаждалась полетом.
Вскоре крест опустился в освещенный двор, к точке между крестами, которая уже была достигнута. Десятки силт в черном Рейгге молча ждали. Крест приземлился. Зертан сошла. К ней подошли несколько силт. Она сказала что-то, чего Марика не расслышала, сделала жест и гордо удалилась. Остальные силты покинули свои места на концах креста.
Женщина-метамфетамин в рабочей одежде подошла к Марике и остальным. "Пойдемте со мной. Мне было поручено показать вам жилые помещения". Она осторожно оглядела их. "Не ты", - неуверенно сказала она Багнелю. "Кто-то из твоей Связи придет за тобой".
Марику это позабавило, поскольку она знала, что этот мет видел только дикарей из Поната. Даже ее, несмотря на то, что она была силтой. И она знала, что этот городской мет был напуган, потому что дикари из Поната имели репутацию непредсказуемых, иррациональных и свирепых людей.
Багнель стоял в стороне с несчастным видом, подняв одну лапу в прощальном жесте.
Грауэл последовала за работницей. Марика последовала за ней. Барлог держалась рядом, держа оружие наготове. Брайдик и щенки шли замыкающими.
Беженцы Дегнана обыскивали каждую тень, мимо которой проходили. Марика слушала тем талантливым ухом силт, которое было у нее в голове. Она чувствовала, как силт творят свое колдовство повсюду вокруг нее. Но тени не преследовало ничего более опасного, чем спроецированный страх перед неизвестным.
Слуга провел их по казавшимся бесконечными коридорам, опустив сначала щенков, затем Брайдик. Марика почувствовала, что Грауэл и Барлог начинают нервничать. Их чувство местоположения было сбито с толку. Ей самой стало не по себе. Это место казалось слишком большим, чтобы охватить его. Акард никогда не был таким огромным или извилистым, чтобы она боялась за свою способность выбраться.
Убирайся. Убирайся. Это зародило в ней тлеющую панику, страх перед невозможностью сбежать. Она была из верхнего Поната, где стая мет разгуливала на свободе, по своей воле.
Рабочий заметил их нарастающее напряжение. Она повела их вверх по лестнице и наружу, на вершину стены, по крайней мере, отдаленно напоминающей северную стену в Акарде, где Марика обустроила свое уединенное место, куда она ходила, чтобы побыть одной и подумать.
Каждая силта находила такое место, где бы она ни находилась.
"Он огромен", - выдохнула Барлог из-за спины Марики. Марика согласилась, хотя и не знала, имела ли Барлог в виду монастырь или город.
Монастырь Макше представлял собой квадратное сооружение со стороной в четверть мили. Его внешняя стена достигала тридцати футов в высоту. Она была построена из маслянисто-коричневого камня. Здания, которые он окружал, были построены из того же камня, все увенчанные крутыми крышами из красной черепицы. Все здания были очень старыми, сильно пострадавшими от непогоды и очень прямолинейными. У некоторых были угловые башни, возвышающиеся подобно обелискам, увенчанным красными треугольниками.
Рабочий сказал: "Тысяча метов живет в монастыре, отдельно от города. Стена - это край нашего мира, граница, которую нельзя переходить".
Без сомнения, она имела в виду то, что сказала, но ярость, появившаяся в ее подопечных, заставила ее сменить тему. Марика зарычала: "Отведи нас туда, куда мы должны идти. Сейчас же. Я услышу правила от тех, кто их устанавливает, и тогда решу, разумны ли они. "
Их проводник выглядел пораженным.
Грауэл сказала: "Марика, я предлагаю тебе вспомнить все, что было сказано об этом месте".
Марика уставилась на охотницу, но вскоре ее взгляд рассеялся. Грауэл была права. Вначале ей лучше всего было подчиниться местному стилю.
"Остановись", - сказала она. "Я хочу посмотреть". Она не стала ждать одобрения.
Монастырь находился в самом сердце Макше, на искусственном возвышении. Окружающая местность была плоской до самого горизонта. Река Хайнлин шириной в триста ярдов огибала город широкой коричневой полосой в двух милях к западу от наблюдательного пункта Марики. Аккуратные квадраты пахотных земель, ограниченные живой изгородью или рядами деревьев, проступали сквозь снег, покрывавший равнину.
"Ни единого холма. Думаю, пройдет совсем немного времени, и я начну тосковать по холмам". Марика использовала простой диалект своего детства и была удивлена, когда работник озадаченно нахмурился. Неужели обычная речь здесь настолько отличается?
"Я думаю, да. Да", - ответила Грауэл. "Даже Акард был менее чужим, чем этот. Это похоже на десять тысяч маленьких крепостей, эта штука называется городом ".
Здания были очень странными. Но для Акарда и Крицы каждое сооружение, изготовленное из метамфетамина, которое Марика когда-либо видела, было построено из бревен и достигало двадцати пяти футов в высоту.
"Мне не разрешают много времени отвлекаться от моих обычных обязанностей здесь", - сказала работница жалобным тоном. "Пожалуйста, приходите, юная госпожа".
Марика нахмурилась. "Хорошо. Веди".
Отведенные помещения долгое время пустовали. Ободранная мебель была покрыта толстым слоем пыли. Марика кашлянула и сказала: "Нас изолируют в каком-нибудь отдаленном уголке".
Грауэл кивнула. "Этого следовало ожидать".
Барлог заметила: "Мы можем сделать это пригодным для жизни за несколько часов. Это не так плохо, как кажется".
Слабым голосом рабочий сказал: "Я должен отвести вас двоих в ... в ... " Она запнулась, подбирая слово. "Я думаю, ты бы сказал, в покои охотницы".
"Нет", - сказала ей Марика. "Мы остаемся вместе".
Грауэл и Барлог зарычали и указали оружием в сторону двери.
"Уходи", - рявкнула Марика. "Или я привяжу проклятие дикаря к твоему хвосту".
Самка в ужасе убежала. Грауэл сказала: "Вероятно, она родилась и выросла здесь. Испугалась собственной тени".
"Это место, где тени вселяют ужас", - возразила Барлог. "Сейчас мы услышим от повелительниц теней".
Но Барлог ошибалась. Неделя прошла без каких-либо событий. Это была неделя, в течение которой Марика редко покидала свои покои и вообще не общалась с Рейгге Макше. Она позволила Грауэл и Барлог провести физическое исследование. К ней никто не пришел.
Она начала задаваться вопросом, почему ее игнорируют.
Свободное время начиналось как благо. За годы, проведенные в Акарде, она проводила большую часть каждого часа бодрствования в учебе, учась становиться силт. Единственная передышка наступала летом, когда она присоединялась к охотничьим отрядам, преследующим захватчиков-кочевников, которые разорили Акард и Понат.
Как только ее покои были убраны, и она совершила несколько исследовательских вылазок в близлежащие части монастыря, и проникла в остальную его часть верхом на призраках, и нашла себе уединенное место в высокой башне с видом на площадь, куда она прибыла, ей стало скучно. Даже учеба стала привлекательной.
Она недовольно зарычала на работника, который приносил им еду. Это было на ее десятый день в Макше.
Казалось, что дела в Макше продвигаются медленно. Жалобы Марики продолжались неделю, становясь все более ожесточенными. Но ничего не происходило.
"Не создавай проблем", - предостерегла Грауэл. "Они изучают наше поведение. Все это своего рода проверка".
"Простите меня, если я настроена скептически", - сказала Марика. "Я ходила по темной стороне сотни раз с тех пор, как мы здесь. Я не видел никаких признаков того, что они хотя бы знают, что мы здесь, не говоря уже о том, что наблюдают. Нас убрали с глаз долой, из сердца вон, и мы заключены в темницу души ".
Грауэл обменялась взглядами с Барлог. Барлог заметила: "Внутренним оком ведьмы не все видно, Марика. Ты не всемогуща".
"Что это должно означать?"
"Это означает, что одна молодая силта, какой бы сильной она ни была, не собирается использовать свой талант, чтобы увидеть, что делает монастырь, полный более опытных силт, если они не хотят, чтобы она это видела".
Марика уже собиралась признать, что это возможно, когда кто-то поскребся в дверь. Она махнула рукой. "Еще не время есть. Засуха, должно быть, закончилась".
Барлог открыла дверь.
Там стояла силта старше всех, кого Марика встречала раньше. Она прихрамывала, опираясь на трость из какого-то сучковатого темного дерева. Она остановилась в центре комнаты, оглядела их троих слезящимися воспаленными глазами. Ее полуслепой взгляд остановился на Марике. "Я Мораган. Меня назначили твоим учителем и проводником по пути рейгге ". Она говорила на низком языке рейгге с интригующим, неуловимым акцентом. Или это была естественная шепелявость? "Ты та Марика, которая вызвала столько споров и хаоса в нашей северной крепости". Не вопрос. Утверждение.
"Да". У Марики было чувство, что сейчас не время придираться к ее роли в Акарде.
"Вы можете идти", - сказала Мораган Грауэл и Барлог.
Охотницы не двигались. Они не спрашивали мнения Марики. Они уже расположились так, что Мораган оказалась в центре опасного треугольника.
"Здесь ты в безопасности", - сказала Мораган Марике, когда никто не пошевелился.
"В самом деле? У меня есть твое клятвенное слово?"
"Ты знаешь".
"А слово сестры-силты стоит металла, на котором оно выгравировано". Она изучала одеяние старой сестры и не могла понять значения его украшений. "Как обнаружили мы, находившиеся под присягнувшей опекой Рейгге. Наши стойбища были захвачены без прихода помощи. И когда мы бежали в убежище стаи акардов в поисках безопасности, ему тоже разрешили быть уничтоженным. "
"Ты подвергаешь сомнению политические решения, о которых ничего не знаешь, щенок".
"Вовсе нет, госпожа. Я просто отказываюсь позволять политике заманивать меня в ловушку и запутывать в кольцах обмана и нарушенных клятв".
"Они сказали, что ты смелый. Я вижу, они говорили правду. Очень хорошо. Мы сделаем по-твоему. Пока." Мораган доковыляла до деревянного стула, медленно опустилась и ударила тростью по столу рядом. Казалось, она заснула.
"Кто ты, кроме Мораган?" Спросила Марика. "Я не могу разобрать твои украшения".
"Просто измотанная старая силта, зашедшая так далеко, что ее уже нельзя назвать Мудрой. Однако мы здесь не для того, чтобы обсуждать меня. Расскажи мне свою историю. Я кое-что слышал и читал. Теперь я оценю вашу версию событий."
Марика говорила, но без толку. Несколько минут спустя голова Мораган упала на грудь, и она захрапела.
И так продолжалось день за днем, Мораган больше спрашивала и храпела, чем преподавала. В тот день, когда она впервые появилась, у нее был один из самых ясных периодов. Иногда она не могла вспомнить дату или даже имя Марики. Большую часть времени она не представляла особой ценности, разве что как справочник по более тайным обычаям монастыря. Она всегда задавала больше вопросов, чем отвечала, и многие из них были раздражающе личными.
Однако ее роль обеспечила Марике собственную роль. Будучи студенткой, она занимала признанное место в обществе монастыря и отвечала главным образом перед Мораган за свое поведение. Надежно вписанная в культурную ткань, Марика чувствовала себя более комфортно, обучаясь самостоятельно, исследуя и наблюдая.
Марике мало что нравилось из того, что она узнавала.
В монастыре самые ничтожные работники жили хорошо. Снаружи, в городе, мет жил в крайней нужде, коротая жизнь в голоде, болезнях и непосильном труде. Все и вся в Макше принадлежали Сообществу Рейгге силт, торговому братству, называющему себя Brown Paw Bond, или тем двоим заодно. Облигация Коричневой Лапы управляла своими владениями по лицензии Рейгге на условиях сложной и длительной аренды. Жители Макше, которые не были ни торговцами, ни силтами, были пожизненно привязаны к своей профессии или земле.
Марика была сбита с толку. Рейгги владели метамфетамином, как домашними животными? Она допросила Мораган. Учитель просто странно посмотрел на нее, очевидно, не в силах понять смысл ее вопросов.
"Грауэл, - сказала Марика однажды вечером, - ты разобралась в этом месте? Ты его вообще понимаешь? Этот старый карк Мораган не может или не хочет ничего объяснить, чтобы в этом был какой-то смысл".
"Будь с ней осторожна, Марика. Она больше, чем кажется".
"Она так же тронута, как был тронут мой дедушка".
"Она может быть дряхлой и безумной, но она не безобидна. Возможно, тем опаснее для этого. Ходят слухи, что она была создана не для того, чтобы учить тебя, а для того, чтобы изучать тебя. Также ходят слухи, что когда-то она была очень важной фигурой в ордене, и что она все еще пользуется благосклонностью некоторых очень высокопоставленных лиц. Бойся ее, Марика."