Затем все как будто исчезло: ощущения, память, "я", даже представление о существовании, лежащее в основе реальности, — все, казалось, полностью исчезло, их уход отмечен только осознанием того, что они исчезли, прежде чем это тоже перестало иметь какое-либо значение, и на неопределенное, бесконечное мгновение осталось только осознание чего-то; чего-то, что не обладало разумом, целью и мыслью, кроме знания того, что это было.
После этого наступила перестройка, прорыв через слои мышления и развития, обучения и обретения формы, пока не проснулось нечто, что было личностью, обладающей формой и способной быть названной.
Жужжание. Жужжащий шум. Лежу на чем-то мягком. Темно. Пытаюсь открыть глаза. Что-то прилипает. Повторяю попытку. Вспышка света в форме 00. Глаза кажутся открытыми, неровными. Запах; одновременно жизненный и декадентский, насыщенный жизнью-смертью, будоражащий какие-то воспоминания, недавние и в то же время навсегда далекие. Появляется свет; слабый ... ищу название цвета... небольшое покраснение, повисшее в воздухе. Движение рукой, ладонь поднимается; правая рука; шорох кожи о кожу, ощущение, возникающее вместе с этим.
Рука, кистень, палец: поднимается, позиционируется, глаза фокусируются. Красное пятно мягкого света исчезает. Нажмите на него. Рука дрожит, ощущается слабость; откидывается в сторону. Кожа на коже.
Нажмите.
Звук жужжания, что-то снова скользит, но не кожа по коже; сильнее. Затем свет сзади / сверху. Маленький красный огонек исчез. Затем движение; темнота над / вокруг скользит назад, лицо, шея, плечи, грудь / руки, туловище / кисти теперь на свету; глаза моргают на свету. Светло-серо-розовый, сияющий внизу; голубой -яркость через отверстие в изогнутом утесе вверху / вокруг.
Подождите. Отдохните. Дайте глазам привыкнуть. Песни вокруг, стена вокруг / над (не утес; стена), изгибаясь, изгибаясь над (потолком; крышей). Отверстие в стене, через которое проникает свет, называется окном.
Лежи там, повернув голову набок; еще одно отверстие, мелькнувшее за плечом, уходит под землю и называется дверным проемом. Там, за дверью, дневной свет, зелень деревьев и травы. Пол под тем местом, где лежит; спрессованная земля светло-коричневого цвета с несколькими мелкими камнями. Песня похожа на пение птиц.
Медленно встаньте, отведите руки назад, опираясь на локти, смотрите вниз на ноги; обнаженная женщина, цвета земли.
Земля совсем рядом; с таким же успехом можно встать. Сядьте еще, повернитесь (на мгновение закружилась голова, затем выровняйтесь), затем перекиньте ступни через край ... подноса, который появился из отверстия в стене здания, на котором лежит поднос, а затем ... встаньте.
Держитесь за поднос так, чтобы ноги чувствовали себя странно, затем встаньте правильно, без посторонней помощи, и потянитесь. Потягиваться приятно. Поднос вдавливается обратно в стену; смотрите, как он вдвигается, и наблюдайте, как часть стены сползает вниз, закрывая дыру, которая там была, из которой вышла. Почувствуйте ... печаль, но и ... радость тоже. Глубокий вдох.
Дыхание создает шум, затем появляется кашель, и ... появляется голос. Прочистите горло, затем скажите:
"Говори".
Легкий испуг. Голос вызывает ощущение в горле и на лице. Прикоснись к лицу, почувствуй ... улыбку. "Улыбнись". Почувствуй, как что-то нарастает внутри. "Лицо". Все еще нарастает. "Улыбнись на лице". И все же. "Улыбнись на лице, хорошая живая дыра, красная стена, я смотрю на дверь, дверной проем, солнечный сад, Я!"
Затем раздается смех, он вырывается наружу, заполняет маленькую каменную ротонду и разливается по саду; маленькая птичка взмывает в воздух в шорохе листьев и улетает, напевая.
Смех прекращается. Сажусь на пол в здании. Чувствую пустоту внутри; голод. "Смех. Голод. Я голоден. Я голоден. Я смеюсь; Я смеялся, я голоден". Вставай. "Вставай". Хихикай. "Хихикай. Вставай и хихикай, я. Я учусь. Я ухожу".
Но повернитесь и посмотрите внутрь здания; изогнутые стены, утоптанный земляной пол, полированные прямоугольные камни с надписями на них, которые вделаны в стены, на некоторых из них стоят маленькие чашечки / корзиночки / держатели. Теперь не уверен, который из них был с подносом и маленьким красным огоньком; теперь не уверен, от которого он исходил. Немного печали.
Повернитесь снова, подойдите к двери и посмотрите на неглубокую долину; деревья, кустарники и трава, несколько цветов, ручей на дне долины.
"Воды. Я жажду. У меня жажда, я изнываю от жажды; я буду пить. Иди напейся сейчас. Хорошо."
Утром сто сорок третьего дня года, который по новому летоисчислению назывался предпоследним, Хортис Гадфий III, главный научный сотрудник клановых счетов/ Привилегий пан-выравнивания, сидела на стальной балке, смотрела на почти законченную громаду нового кислородного завода номер два в Большом Зале, на установку для сжижения. и покачала головой.
Она наблюдала, как кран перемещает сложенный на поддонах груз стальных листов к рабочим, ожидающим на вершине конструкции, в то время как над изящным переплетением крана проплывает тяжеловесная масса самолета lufter, гудя двигателями, доставляющего новую партию припасов. Она оглядела скопище человеческого труда, которым был новый кислородный завод, где двигатели работали и по-разному пыхтели, ворчали и гудели, где машины ползали, плавали, катились или просто сидели, где химерики потели, напрягались, поднимали и тянули, и где люди тоже трудились, кричали или просто стояли, почесывая затылки.
Гадфиум провела пальцем по слою пыли на балке под собой, затем поднесла испачканный палец к лицу и задумалась, не лежит ли в этом пятне наномашина, способная создавать в течение дня машины, которые будут создавать машины, которые будут давать им весь кислород, который им когда-либо понадобится, и к концу сезона, а не к концу следующего года. Она вытерла палец о тунику и снова посмотрела на установку сжижения номер два, беспокоясь, заработает ли она когда-нибудь должным образом, и, если заработает, найдутся ли для нее какие-нибудь исправные ракеты.
Она посмотрела на три огромных окна Зала, где из—под высокого, без осадков, облачного потолка косо падал солнечный свет, образуя огромные полосы пыльного сияния, освещая полосу ландшафта в нескольких километрах отсюда и сверкая на башнях и куполах Холл-Сити, расположенных в двух тысячах метров под подвесной экстравагантной архитектурой Дворца Фонарей.
На улице было светло, и в такие дни можно было обманывать себя, что в мире по-прежнему все хорошо, что нет никакой угрозы, никакой тени на лице ночи, никакой безжалостной, общесистемной, надвигающейся катастрофы. В такие дни можно убедить себя, что все это было огромной ошибкой или массовой галлюцинацией, и что вид прошлой ночью, когда она стояла снаружи купола обсерватории над затемненным Дворцом, был плодом ее воображения, сном, который не исчез и не был должным образом отсортирован ее бодрствующим разумом, и поэтому продолжал жить как кошмар.
Она встала и пошла туда, где ее ждали младший помощник и ассистент-исследователь, тихо беседуя посреди творящегося на oxygen works конструктивного хаоса и время от времени оглядываясь с какой-то пренебрежительной снисходительностью на недостойный физический шум, которого требовала такая простая технология. И Гадфиум не удивлялся, вероятно, развлекаясь обсуждением того, что делала старушка, не желая задерживаться на этой стройплощадке дольше, чем это абсолютно необходимо.
Вероятно, ей вообще не было необходимости посещать конференцию на площадке; наука в этом проекте была давно решена, и бремя усилий перешло к технологиям и инженерии; тем не менее, ее приглашали на такие встречи из вежливости (и из-за ее положения при дворе), и она присутствовала, когда могла, потому что беспокоилась, что в спешке воссоздать технологии и процессы, которые устарели тысячи лет назад, они могли что-то упустить, забыть какой-то простой факт, упустить из виду какую-то очевидную опасность. С такой оплошностью можно было бы быстро разобраться, но в любом случае у них было так мало времени, что любое прерывание программы могло обернуться катастрофой, и хотя в самые тяжелые моменты она иногда подозревала, что такое прерывание почти неизбежно, она была полна решимости сделать все, что в ее силах, чтобы гарантировать, что если это все-таки случится с ними, то не из-за недостатка усердия с ее стороны.
Конечно, все было бы намного проще, если бы они не воевали с Инженерами клана, штаб-квартира которых находилась (и была осаждена) в Часовне, в тридцати километрах на дальней стороне крепости, и этажи которой на три километра выше Большого зала. На их стороне были Инженеры — точно так же, как на другой стороне были криптографы—диссиденты, Ученые и члены других кланов, - но их было слишком мало, и, как и многим ученым, Гадфиуму пришлось взвалить на свои плечи дополнительное бремя попыток мыслить в промышленно-практическом масштабе.
Что касается ее желания просто посидеть и посмотреть на завод, то это, вероятно, было следствием ее сомнений в том, что то, что они здесь делали, как-то изменит их положение, даже если все пойдет точно по плану; она подозревала, что подсознательно надеялась, что само присутствие и масштаб этого промышленного предприятия — и физическая энергия его создания - каким-то образом убедят ее, что во всем этом есть смысл.
Если это и было ее желанием, то оно не было исполнено, и независимо от того, сколько кислородных установок заполняло поле ее зрения, всегда скрываясь на краю поля зрения, она, казалось, видела это туманное пятно тьмы, поднимающееся от ночного горизонта подобно непристойной инверсии рассвета.
"Главный научный сотрудник?"
"Хм?" Гадфиум повернулась и увидела своего помощника Расфлина, стоящего в паре метров от нее. Расфлин — худощавый, аскетичный, чопорно корректный в форме своего адъютанта — кивнул ей.
"Необычный; Больше я ничего не знаю. Было запрошено ваше присутствие там и приняты соответствующие меры по организации поездки".
Гадфиум вздохнула. "Очень хорошо. Пошли".
Пикерист выехал с кислородного завода и направился к Ист-Клифф по пыльной, извилистой дороге, заполненной интенсивным движением, как машинным, так и химерическим. Ухоженная, тщательно озелененная парковая зона, украшавшая эту часть Большого зала на протяжении тысячи поколений, была уничтожена без всякой задней мысли, когда последствия Вторжения — по—видимому - стали известны королю и его более скептически настроенным советникам; обычно любое подобное производство было бы изгнано во внутренние глубины крепости, где было мало естественного света и можно было безопасно размещать уродливые или сточные процессы, не нарушая ни вида, ни воздуха, и где жить могли только отчаявшиеся или объявленные вне закона.
Тем не менее, несмотря на все возмущение и самоубийства ряда садовников и лесничих, когда король решил, что такое растение должно быть построено, и построено быстро, и под присмотром Дворца, были посланы землеройные машины - сами недавно сконструированные для этой цели — и леса, озера и поляны, которые тысячелетиями радовали все касты и классы, были сровнены с землей их плугами, скребками и гусеницами.
Главный научный сотрудник наблюдал, как кислородный завод исчезает за лесистым холмом, пока место строительства не осталось обозначено только дымкой и пылью, висящими в воздухе над деревьями. Он появлялся снова, когда они направлялись через равнину к Восточному Утесу; кислородный завод располагался на небольшом плато и поэтому был виден практически отовсюду на протяжении всего десятикилометрового Большого зала. Гадфиум снова задалась вопросом, была ли истинная причина, по которой король приказал построить здесь сооружения, в том, чтобы донести до своих подданных всю серьезность их положения и дать им предварительный намек на то, на какие жертвы придется пойти в будущем. Гадфиум покачала головой, постучала пальцами по деревянному подлокотнику сиденья и открыла вентиляционное отверстие сбоку от окна, чтобы впустить теплый воздух. Она посмотрела на мужчину и женщину, сидящих напротив нее.
Расфлин и Госсил были с ней с самого начала нынешней чрезвычайной ситуации, десять лет назад, когда наука снова начала иметь значение. Расфлин олицетворял офицерскую касту и, казалось, гордился тем, что старался максимально походить на машину; за все эти десять лет он никогда не называл Гадфиум иначе, чем "Главный научный сотрудник" или "мэм".
Госсил — пухлолицый, с растрепанными волосами, чья туника, казалось, никогда не сидела как следует и на ней никогда не было полностью пятен, — казалось, с годами становился все более растрепанным, как будто в ответ на строгую опрятность Расфлина. Она загрузила несколько файлов из oxygen works и теперь сидела с закрытыми глазами, просматривая эту информацию и время от времени издавая небольшие непроизвольные звуки: цоканье, шипение, фырканье, напев. Расфлин стиснул зубы и отвернулся к окну.
"Есть еще какие-нибудь подробности с Равнины?" - спросила его Гадфиум.
"Никаких, мэм". Расфлин сделал паузу, давая понять, что общается, затем покачал головой. "Как и прежде, тамошняя обсерватория сообщила о чем-то необычном, и Дворец удовлетворил их просьбу о вашем присутствии".
"Равнина скользящих камней?" Спросила Госсил, внезапно открывая глаза. Она сдула волосы с лица, взглянув на Расфлина. "Я слышал кое-какие сплетни на научном канале о том, что "стоунз" делают что-то странное".
"Действительно", - сухо сказал Расфлин.
"И как же проявилась эта странность?" - спросила Гадфиум.
Госсил пожал плечами. "Не сказал; есть только отчет от какого-то младшего по возрасту, датированный рассветом, о том, что камни двигались и происходило что-то странное. С тех пор ничего. - Она снова взглянула на Расфлина. - Вероятно, его задержали.
Гадфиум кивнула. "Там в последнее время было много ветра и осадков?"
И Расфлин, и Госсил на мгновение замерли. Госсил ответил первым: "Да. Достаточно расплава, чтобы они могли двигаться, и немного ветра. Но ..."
"Да?" - спросила Гадфиум.
Госсил пожал плечами. "То, как сообщил джуниор; сказал, что было ... могу я повторить это дословно?"
Гадфиум кивнула. "Продолжай".
Госсил закрыла глаза. Расфлин снова отвел взгляд. "Хм, - сказала Госсил, -… Обычные идентификаторы; Обсерватория Равнины камней и т.д., Затем, цитирую: ' — здесь ее голос изменился на что—то вроде скандирования - 'происходит что-то странное. Что-то очень странное. О черт. Давайте посмотрим, правильно, сначала общие данные: дует ветер; северо-западный, сила четыре, осадки; вчера было три промила, обычный коэффициент трения; шесть. О, посмотрите на них! Посмотрите на это. Они не могут этого сделать! Они никогда этого не делали, не так ли? Подождите, пока... (неразборчиво) - Я позвоню главному наблюдателю… подаю это как есть. Заканчиваю.'
Госсил открыла глаза. "Не цитирую. После этого ничего. С тех пор люди пытались связаться с обсерваторией, но ответа нет".
"Когда был подготовлен отчет?"
"Шесть-тринадцать".
Гадфиум посмотрела на Расфлина, который слабо улыбался. "Поддерживал ли Дворец связь с обсерваторией с тех пор?"
"Я не могу сказать, главный научный сотрудник", - ответил помощник, затем, как бы стремясь быть полезным, добавил: "Сообщение, которое я получил с просьбой о вашем присутствии, было приурочено к десяти сорока пяти".
"Хм", - сказала Гадфиум. "Пожалуйста, попросите Дворец предоставить нам больше деталей и позволить нам поговорить напрямую с обсерваторией".
"Мэм", - сказал Расфлин и принял остекленевший вид человека, вежливо дающего понять, что они общаются.
Статус Гадфиум гласил, что она не нуждается в имплантированной прямой статусной связи, являясь одной из тех ценных душ, чей разум должен быть свободен от отвлекающих факторов постоянного взаимодействия, чтобы сосредоточиться на неразбавленных мыслях, если только они не захотят получить доступ к корпусу данных каким-либо внешним способом. Она знала, что должна принять это, но все равно колебалась между виноватой гордостью за свое привилегированное положение и временами испытывала разочарование из-за того, что ей так часто приходилось полагаться на других в том, что касалось многих деталей, которых требовала ее работа.
"Мы должны подняться по Восточному склону", - объявила Госсил после минутной паузы. "Собственная машина короля, только для нас", - сказала она главному ученому. "Должно быть, они хотят, чтобы мы были там очень быстро".
3
Кессонный поезд грохотал по изуродованному ландшафту разрушенного Южного Вулканического зала; вереница огромных, цилиндрически округлых, многоколесных тяжелых грузовиков перемежалась с машинами поменьше и химерами. Некоторые из более крупных химериков, все они из рода инкарнозавров, имели войска; большинство других искусственных зверей считались по крайней мере полуразумными и сами были солдатами, по-разному бронированными, с препятствиями и вооружением.
Другими наземными транспортными средствами были полноприводные багги, бронированные карусели, одно— или двухпушечные ландромонды и огромные многобашенные танки, известные как бассиналы. С трудом пробивающийся конвой составлял добрую шестую часть королевского военного транспорта и представлял собой либо блестящий фланговый маневр для снабжения осажденного гарнизона войск, охранявших выработки на пятом этаже юго-западного солярия, либо отчаянную и, вероятно, безнадежную авантюру с целью выиграть войну, которая была не только проиграна, но и в любом случае бессмысленна; Сессину еще предстояло решить, что именно.
Граф Аландре Сессин VII, главнокомандующий вторым экспедиционным корпусом, поднял глаза и отвел взгляд от медленно движущегося конвоя животных и машин, находившихся в его ведении, чтобы взглянуть на зияющую оболочку разрушенных стен вокруг них и открывшуюся топографию мегаархитектуры и облаков за ее пределами.
Стоя по пояс в башенке командирской машины, сотрясаемой из стороны в сторону неровной, нехоженой землей, по которой двигался конвой, с глухим стуком бронежилета о внутренний край люка, ему потребовалось усилие, чтобы сосредоточиться на огромном и угрюмом величии своего окружения, и еще одно усилие, чтобы отбросить очевидную неуместность такого масштаба для более насущной задачи, стоящей под рукой (или, скорее, на ноге, и лапе, и колесу, и гусенице).
Тем не менее, ему нравилось делать это время от времени, когда клубы пара и дыма достаточно рассеивались, и он не считал это излишеством из-за своего предположительно ценного внимания; более проницательные глаза и более экстраполированные чувства, чем у него, следили бы за продвижением конвоя в те промежутки времени, которые он выбирал для более широкого обзора, и - в конце концов — для чего был оставлен его тихий, замкнутый ум (по милости короля), если не для того, чтобы обращать внимание на больший мир за пределами вульгарной интимности непосредственного?
Разрушенный зал Южного вулкана на самом деле представлял собой множество комнат, причем на нескольких уровнях; сохранившиеся стены образовывали огромный дополнительный выступ скалы в форме буквы С диаметром от десяти до тринадцати километров и высотой от одного до шести километров. Изрытая почва, по которой конвой двигался с такой изысканной медлительностью, представляла собой обломки пяти или шести этажей, сжатые катаклизмом, обрушившимся на эту секцию крепости, до высоты менее двух огромных этажей, и каждый год или около того ее все еще сотрясали небольшие землетрясения. Пар и дым поднимались из сотни различных щелей и расселин по всей безумно наклоненной географии помещения, и когда рассеивающие ветры не кружились по огромному котлу, воздух был наполнен запахом серы.
День выдался умеренно спокойным, и облака желтого дыма и ярко-белого пара, которые плыли над этим измученным наследием пейзажа, прикрывали кропотливое продвижение конвоя, даже если они время от времени мешали увидеть все величие огромного замка за его пределами.
Сессин оглянулся назад, на высоко нависающую долину, которая была проломом в крепостном сооружении, созданном погребенным вулканом. Навесные стены образовывали волнистую линию на ландшафте, синеватом от расстояния за туманно проглядывающими лесами, озерами и парковой зоной внешнего двора. Дальше был лишь смутный намек на холмы и равнины провинций, составляющих Экстремадур.
Там, внизу, кажется, тепло, подумал Сессин, представляя запахи летних пастбищ и леса и ощущение воды в бассейне на своей коже. Здесь, хотя снежная полоса все еще была на добрый километр выше, воздух был холодным, когда не нагревался от гнилостного запаха полудремлющего вулкана под конвоем. Сессин почувствовал, что дрожит, несмотря на все свои доспехи и меха.
Он улыбнулся, оглядываясь по сторонам. Ради привилегии находиться здесь, в этом ледяном аду, рискуя своей последней жизнью во время выполнения задания, смысл которого даже он сам не совсем понимал, он позволил себе долгое и напряженное дерганье за ниточки, которое обычно совершенно не одобрял. Возможно, в конце концов, в глубине души я мазохист, подумал он. Может быть, это просто пребывало в латентном состоянии (он взглянул на неровный участок земли, который они пересекали) — в спячке — эти последние семь жизней. Мысль забавляла. Он продолжил осматривать панораму, ненадолго открывшуюся сквозь движущиеся облака.
На одном конце обширного С, отрезанного от замка, возвышалась почти нетронутая огромная бастионная башня высотой в пять километров, отбрасывавшая тень шириной в километр на изрытую землю перед конвоем. Стены вокруг башни рухнули, полностью исчезнув с одной стороны и оставив только гребень разрушенного материала высотой едва ли в пятьсот метров с другой. Растительная масса babilia, уникальная по своей стойкости и повсеместная в пределах нее, покрывала все, кроме самых гладких вертикальных поверхностей, бугристыми висячими лесами известково-зеленого, ярко-синего и бледно-ржаво-оранжевого цветов; только высоты изрезанной стены, ближайшие к наиболее активно выходящим трещинам и фумаролам, оставались нетронутыми цепкой растительностью.
Выше, на вершине зубчатого хребта, который рос беспорядочно, неровно, огибая огромную чашу Вулканического зала, постепенно поднимаясь над линией деревьев, пока прямо перед ними не слился с нетронутой структурой крепости Серефа, где стены - некоторые пронизаны огромными окнами и этажами, некоторые ровные, некоторые сияющие отвесно, а некоторые настолько шероховатые, что их можно было покрыть снегом или сине-зеленым оттенком высокогорной бабилии — поднимались сквозь облака в небо.
Сессин смотрел теперь почти прямо вверх, пытаясь разглядеть вершину самой быстрой башни, самой мощной из могучих башен Серефы, возвышающейся в своем одиночестве над всем, кроме самых рудиментарных следов атмосферы, на высоте полных двадцати пяти километров над поверхностью Земли и почти в самом космосе.
Облака скрыли таинственную вершину замка, и Сессин печально улыбнулся про себя, когда очередная завеса пара и дурно пахнущего дыма закрыла вид, скрывая его. Граф на мгновение задержал взгляд на этих огромных далеких стенах и сморщил нос, когда пары и газы окутали медленно движущуюся машину. Он снял с крючка внутри люка полевые бинокли с полным диапазоном и снова осмотрел окрестности, но эффект, и особенно ощущение масштаба, были другими.
Тем не менее, туманы немного добавляли безопасности. Он задался вопросом — как всегда в какой-то момент одной из этих развлекательных панорам — был ли его осмотр каким-либо образом взаимным.
Он знал, что у короля были свои шпионы, разосланные по башням и высоким стенам, чтобы наблюдать за открытой местностью под ними и докладывать армейской разведке, и он никогда до конца не верил, что инженерам, похоже, никогда не приходила в голову та же идея. Он вернул полевой бинокль на место. Вулканический туман, казалось, не рассеивался; если уж на то пошло, он становился все гуще и ядовитее.
Из салона машины донесся какой-то треск, затем кто-то заговорил. Это прозвучало так, словно был получен сигнал. Конвой должен был соблюдать полную коммуникативную тишину, хотя армия все еще могла связаться с ними по радио. Это означало, что все мужчины были одни в своих головах или, по крайней мере, в своих автомобилях. Вступить в армию означало потерять возможность неограниченного доступа к массиву данных; все должно было проходить через собственную сеть армии.
Неспособность связаться с далекими близкими была достаточно плоха для солдат, не привыкших к войне и с детства воспитанных в способности связаться с кем угодно через корпус, но, по крайней мере, в большинстве остальных частей армии они могли так разговаривать друг с другом. На время выполнения этой миссии им было запрещено даже это, чтобы они не выдали своих позиций, и они могли использовать свои имплантаты, только находясь в закрытых транспортах.
Сессин оглянулся на выпуклый нос кессона с провизией сразу за кормой — это было все, что можно было разглядеть сзади, точно так же, как все, что он мог видеть впереди, - это заднюю часть нагруженного оружием химерика, — затем нырнул обратно в каменистую машину, закрыв за собой крышку люка.
Внутри карусели было тепло и пахло маслом и пластиком; за два дня, прошедшие с тех пор, как они покинули недавно построенный гидроватор на краю пролома напротив бастионной башни, он стал относиться к ее гудящему, пропахшему машинами салону почти с любовью. Возможно, в его герметичной, жужжащей красноте было что-то утробное.
Сессин устроился в кресле командира и снял перчатки. - Люк опущен, - сказал он.
"Люк опущен, сэр", - крикнула капитан машины через плечо. Водитель рядом с ней крутил руль каменистой машины, его глаза были прикованы к четкому изображению местности впереди, получаемому на вседиапазонном дисплее.
"Связь?" Сессин спросил оператора связи. Молодой лейтенант кивнул, дрожа. Он выглядел испуганным, его кожа посерела. Сессин задумался, что же это за новости, и почувствовал, как у него внутри все завязывается узлом.
"Мы тоже поняли это, сэр", - крикнул капитан, все еще глядя на экран. "Код обновления Gistics: обычный".
"Обычная процедура?" Спросил Сессин, глядя на пораженное выражение лица лейтенанта. Что происходит?
— Я... я слышал кое-что— - начал оператор связи, затем сглотнул. - Я слышал кое-что еще, сэр, по жесткому каналу связи от Разведки, - пробормотал он, запинаясь. Он облизал губы и положил дрожащую руку на пульт связи.
Капитан повернулась на своем сиденье, нахмурившись. "Что?"
Лейтенант взглянул на нее, затем сказал Сессину: "У них есть шпион на северной стене, сэр; он докладывает… это... - молодой человек поколебался, затем выпалил: - воздушная атака.
"Что?" - завопила капитан, крутанувшись на сиденье и ударив кулаком по сенсорному управлению машиной, затем откинулась назад, приложив руку к уху и закрыв глаза.
"Это ... воздушная атака, сэр", - повторил лейтенант со слезами на глазах, глядя на люк.
Капитан что-то пробормотал. Водитель начал насвистывать. Сессин не мог придумать, что сказать. Он запрыгнул на смотровую площадку и снова распахнул люк, не забыв крикнуть: "Люк открыт!", когда поднимался в клубы пара и дыма наверху. Он поднял полевой бинокль.
Когда он поднес их к глазам, он услышал два выстрела снизу, внутри машины, за которыми быстро последовали еще два. Машина дернулась и вильнула вправо.
Сессин выпрыгнул в люк и в этот момент понял, что, возможно, совершил ужасную ошибку.
Его рука потянулась к собственному пистолету; он почувствовал тошнотворно-сладкий запах горелой плоти и обнаружил, что смотрит в залитое слезами лицо оператора связи, направившего пистолет прямо на него.
Два тела в передней части машины слабо покачнулись, когда машина налетела на какое-то препятствие. Лейтенант оперся свободной рукой о потолок машины и сильно втянул носом воздух. Сессин протянул ему руку, оставив другую на рукояти пистолета. "Теперь—"
"Мне очень жаль, сэр!"
Затем мир озарился, и ужасный удар обрушился на нижнюю часть лица Сессина. Он упал, зная, что умирает, упал, окруженный дымом, ударившись об пол, превозмогая боль, с шумом в ушах, у него не осталось дыхания, и он не мог дышать, и лежал так в течение какого-то ужасного подвешенного момента, прежде чем почувствовал молодого лейтенанта над собой и дуло пистолета у своего затылка, и у него было время подумать, почему?, и он умер.
4
Просыпайся. Получил dresd. Съел brekfast. Поговорил с Эргейтсом, тем, кто сказал, что ты только что был вурк-вурк-вурк 4 года назад, мастер Баскул, Разве у тебя нет отпуска? Мы с ним согласились, и вот как мы решили, что поедем вдвоем с мистером Золипарией на бал с горгульей Росбрит.
Я бы предпочел прояснить это с учетом того, что ферст и хенс избегают каких-либо проблем (например, в прошлый раз), поэтому я обратился к наставнику Скалопину.
Конечно, янг Баскуле, говорит он, я действительно верю, что сегодня день относительно легких штучек, которые ты можешь снять. ½ ты звонил твоему Маттинсу?
О да, я сказал, что это совершенно не так, на самом деле это было довольно поразительно не так, как я сказал, но я всегда буду делать это, пока мы путешествуем.
Что в той коробке, которую ты держишь? спрашивает он.
Это муравей, говорю я, машу коробкой ему в лицо.
О, это твой маленький друг, не так ли? я знаю, у тебя был питомец. Могу я его увидеть?
Это не домашнее животное, это друг; ты совершаешь ритуал в первый раз, и это не я, это не она. Люк.
О да, очень мило, говорит он, и это довольно странная вещь, которую я могу сказать о муравье, если ты спросишь меня, но ты уходишь.