Начать знакомство с Клайпедой можно с посещения Старого города. Здесь вы увидите старинные домики, украшенные зарослями северного винограда. Многие архитектурные постройки напоминают зарисовки из сказок, настолько непривычно современному туристу видеть крохотные домики с черепичными крышами, окруженные зарослями цветов. . Центральной частью Старой Клайпеды является Театральная площадь.
Здесь вы можете увидеть фонтан Симона Даха и еще одни бессменный символ города - скульптуру Аники из Торавы. Аника - это персонаж одной из старых песен.
Помимо прогулок по прекрасным городским улицам непременно стоит посетить Музей часов.
Здесь представлены коллекции самых первых приспособлений, с помощью которых наши далекие предки определяли время. Они лишь отдаленно напоминают часы, которые используются сегодня каждый жителем планеты. Вы будите весьма удивлены, когда узнаете, что бывают водяные и огненные часы, а многообразие солнечных и песочных хронометров расширит ваше представление о производстве часовых механизмов. Еще одним примечательным культурным заведением является Музей кузнечного дела. Здесь вы сможете посмотреть коллекции массивных оград и церковных крестов, а также миниатюрных подсвечников и украшений.
Прогуляться по свежему воздуху и осмотреть многочисленные монументы можно в Парке скульптур, а завершить знакомство с курортом стоит посещением Морского музея. Клайпеда готовит для своих гостей множество развлечений на любой вкус, остается только сделать выбор и наслаждаться отдыхом. Копирайт www.orangesmile.com
Архитектурных достопримечательностей тут тоже с избытком, что, в общем-то, редкость для курортного города. Хотя Клайпеда сильно пострадала в годы Второй Мировой, бродить по ее красивым улочкам и любоваться старинными кварталами можно бесконечно: здания магистрата и театра, гимназия имени Луизы, краснокирпичные склады на набережной, многочисленные бронзовые скульптуры (памятник кошке, мышке, дракону, доберману, трубочисту, - всех их можно тереть и шептать им на ушко заветные желания), - все это делает Клайпеду интереснейшим экскурсионным городом. Здесь можно посмотреть на
старинный немецкий почтовый офис, напоминающий готический замок, и послушать в выходные устраиваемые на его башне колокольные концерты.
Можно заглянуть внутрь средневекового Клайпедского замка, в котором в советские времена был судоремонтный завод, а теперь размещается исторический музей и проводится международный джазовый фестиваль. А еще обязательно стоит попасть в Морской музей и в Музей часов, где собраны, кажется, все приборы, которыми человек пытался измерять время.
Город сильно пострадал во время великого пожара 1854 года (в котором погибло 40 % его застройки, 256 жилых домов, сгорели символами города служившие склады Гермеса, Леопарда, Трёх Крыш, Двух Братов, Великий, Чайки, Карла и др., ныне известные лишь из гравюр и чертежей; всего сгорело 83 складов) и Второй мировой войны , после которой было потеряны все крупнейшие храмы города, 60 % старинной рядовой застройки, некоторые интересные в архитектурном смысле промышленные здания, главные символы города (здание Биржи, одна из первых в Европе пожарная станция).
Так, в войну погиб так называемый Дом Слона[59],
< dd>
старинный фахверковый склад недалеко от площади Лиетувнинку, бывший вместе с рядом стоявшим дворцом торговца древесины и тайного торгового советника Германа Герлаха[60], одним из символов города и ещё в начале XX века внесён в списки архитектурных памятников города. Печальная участь постигла и здание Биржи, стоявшее около моста Биржи на месте теперешнего сквера Atgimimo (Возрождения). Известное с XVII века, здание биржи,
вместе со своими залами собраний, печатным домом и старейшим в городе книжным магазином и читательским залом, торговым центром, гостиницей и помещениями для религиозных обрядов протестантских общин города, долгое время являлось одним из важнейших культурных, финансовых и политических центров города и его символом, а его башня служила одной из доминант города.[61] В данный момент среди общественности города, политиков, историков, архитекторов, предпринимателей ведётся дискуссия о возможном восстановлении части или всего утерянного во время Второй мировой войны квартала вместе со зданием Биржи.[62][63][64]
Утерянный храм Иоганна
Храм Иоганна (Johanneskirche), стоявший в Мемеле, был известен с 1258 года
(вместе с храмами Св. Марии и Св. Михаила).
Храм множество раз разрушался, горел и менял место.[65] Предполагается, что лютеранский храм Иоганна, после Реформации уже стоял на восточном остром конце острова Старого города, но сгорел в 1540 году. Отстроенный храм был назван в честь Св. Иоанна, в 1630 перестраивался, а после пожара в 1678 реставрировался.
В 1696—1706 трёхнефный храм Иоганна с восьмиугольными звёздными сводами отстроил инженер Шенвальд (Schönwald) в конце Рыночной улицы. Это сооружение имело длину 37 м, ширину 22 м и башню высотой 50 м. В 1790 году здание ремонтировалось, а его башня повышена до высоты 61 м с обзорным балконом, использованным пожарными, английскими часами, позолоченным флюгером в форме парусного судна, приобрела умеренные черты барокко. В интерьере доминировал позолоченный алтарь, подаренный одним жемайтским вельможей, над которым висел герб фундатора — золотой лев. В храме так-же находился портрет уроженца Клайпеды, историка Маттеуса Преториюса (нем. Matthäus Prätorius). В 1823 флюгер заменен на чёрного орла с позолоченным крестом. Храм пострадал во время Великого пожара (1854) города и, используя старые стены, под личным присмотром и учитывая коррекции короля Фридриха Вильгельма IV-го, знаменитым архитектором Фридрихом Штюлером спроектирован новый храм, возведён в 1856—1858. Здание приобрело черты готики. Масивная верхняя восьмиугольная, сложной формы, часть, повышена до 75 м, стала главным акцентом всего города. Пилястры старого здания были украшены пинаклями, указом короля в боковых фасадах были спроектированы по пять фронтонов. Над входом прикреплён керамический портрет Симона Даха. Несколько картин для интерьера храма подарил сам король Фридрих Вильгельм IV. В конце Второй мировой войны храм сгорел и был снесён после войны.[66] Существует фонд восстановления храма, ведутся активные дискуссии на тему полного или частичного (восстанавливается оригинальная башня, а храм строится современный) восстановления в ближайшем будущем, между общественностью, политиками, общиной лютеран.[67][68]
Сегодня интерес представляют две исторические части города: Старый город на южной стороне реки Данге (вместе с Фридрихштадтом) и Новый город. Старый город является памятником урбанистики из-за регулярной сети улиц в северной части, сформировавшейся здесь в XIII—XV вв. (напоминает шахматную доску) и более свободный южный бывший пригород Фридриха. Весь Старый город занимает 92,7 га. На данной территории государством охраняются 34 отдельные здания и ещё 19 комплексов зданий. На правом берегу реки Данге государством охраняется историческая часть города, называемая Новым городом. На этой территории размером 203,5 га, размещаются 47 памятников архитектуры и ещё 10 архитектурных комплексов зданий. Охраняется и историческая сеть улиц Нового города, урбанистический комплекс, со свойственной структурой и его исторический характер.
Кроме этих двух территорий, отдельные достопримечательности, как бывшие поместья, приморские виллы, межвоенные кварталы, исторические промышленные комплексы, встречаются на всей территории материковой Клайпеды, так и на части Клайпеды на Куршской косе.
До наших дней дошли остатки форта на Куршской косе (XIX века),
замка в Старом городе (XV—XIX в.в),
несколько замковых бастионов.
На одной из улочек Старого города Клайпеды
Характерными для города являются кварталы каменных и фахверковых складов, старейшие из которых относятся к XVIII веку. Интереснейшие образцы фахверковых зданий в Старом городе это пятиэтажный склад второй половины XVIII века с мансардной крышей, высотой более 15 м по ул. Аукштойи 3 и рядом, во дворе, находящиеся одноэтажный фахверковый склад и двухэтажный фахверковый склад с односкатной крышей, ул. Аукштойи 3а и Аукштойи 3b; въездные трёхэтажные фахверковые склады XVIII века с односкатной, выгнутой (особенность Клайпеды) крышей во дворе по ул. Даржу 10 и приблокированный к нему трёхэтажный фахверковый склад двухскатной крышей и высунутой верхней частью, ул. Посюнтиню 7. Теперь здания используются как центр художества и ремесла «Meno kiemas»[69].
Ряд фахверковых складов XVIII и XIX веков находятся также по ул. Даржу 1, ул. Вежею 4, Комплекс четырёх бывших фахверковых складов XIX века, принадлежавший торговцу Ф. Х. Леперту, который использовался для хранения и торговли различными предметами быта, находится в «Фридрихском пассаже», ул. Тилту 26 и 26a[70]. Фахверк использовался и в XX веке. Около реки Данге следуя по велодорожке в ботанический сад Клайпеды, до наших дней сохранился комплекс фахверковых складов бывшей фабрики удобрений «Union» (построенные в 1913 и 1928 г.). Ближе к порту, сохранился другой комплекс складов XIX века, принадлежавший сыну купца Карла Эмануэля Вольфа (Karl Emanuel Volf) краснокирпичный двухэтажный склад и рядом находящийся фахверковый двухэтажный склад с кирпичным цоколем, принадлежавший Самуэлю Шульцу Михельсену (Samuel Schulz Michelzen), ул. Жвею 8a и 8b. В Старом городе по ул. Кепею 17, находится и ряд каменных складов.
Двухэтажный с мансардой каменный, склад начала XVIII века, в середине XVIII века принадлежавший Христиану Файнгольцу (Christian Feinholc), а в начале XX века, компании «Berlowitz ir Co», торговавшей табаком. Рядом, ул. Кепею 3 и Кепею 11a, каменные склады середины XIX века с мансардными частями фахверковой конструкции. Около реки Данге в 1860—1871 годах, построены два склада с неоготическими элементами: трёхэтажный склад (в послевоенное время 3-й этаж разобран) «Германия» (Germania Speicher), где до войны хранилось зерно одной сельскохозяйственной фирмы и двухэтажный склад «Данге» (Dange Speicher), который до войны использовался как склад селёдки, а теперь занят рестораном-баром «Memelis», ул. Жвею 4 и 4a. Кроме складов, фахверковое строительство до запрета после Великого пожара (приморские виллы и особняки в швейцарском стиле элементы фахверка использовали и дальше), иногда использовалось и в жилищном строительстве. Самый интересный образец, столярным мастером Готлибом Дицем (Gottlieb Dietz) в XVIII веке построенный шикарный, сложной конфигурации, дворец по ул. Сукилелю 19. В первой половине XIX века здание принадлежало стекольным мастерам. По ул. Диджёйи Ванденс 5, находится ещё один жилой дом XVIII века со складами фахверковой конструкции с высоким камином. По ул. Бажничю 3 и 4 находится одноэтажный с мансардой, жилой дом XVIII века и рядом с ним находящаяся Г-образное здание, которое в XVIII веке использовалось как гончарная мастерская. По ул. Скердею 12 и Бружес 2 находится комплекс зданий XVIII века, состоящий из фахверкового и каменного зданий со двором, который использовался для обслуживания рынка. Фахверковые приморские виллы конца XIX — начала XX века (с чертами югендстиля) встречаются в приморских районах города, Гируляй, Смилтине (ул. Шлайто 12, 1863 г.; ул. Смилтинес 10, 1920 г. и ул. Смилтинес 11, 1910 г.; ул. Смилтинес 17, 1901 г.; курхауз Клайпеды; ул. Смилтинес 22, 1910 г.). Отдельные фахверковые здания или здания с элементами фахверка встречаются в Новом городе, портовой зоне, промышленных зонах и др. местах Клайпеды.[71]
[img]http://i.imgur.com/v45hbbb.jpg[/img]
По ул. Пуоджю (Puodžių) в Новом городе, где в XVIII—XIX веках устраивался длинный рынок ремесленников, находится аутентичный классицистический дворец, принадлежавший голландскому купцу Мемеля XIX века Антонию Герту Оферлендеру (Antonie Gert Overländer), фамилия которого встречается в плане города 1840 г. Этот купец, бывший одним из богатейших горожан Мемеля (в списке налогов магистрата за 1855 г. указывается, что Оферлендер платит гововой налог в размере 3 500 талеров), вместе с Арнольдом Карлом Шой (Arnold Carl Scheu) был совладельцем судоходой компании, в которой в том числе имелись в клайпедской судостроительной компании Бехренда Пипера (Behrend Pieper) построенные барки «Myrrhe» и «Othello». Оферлендер также был совладельцем барка «Satisfaction». Этот голландский купец являлся и совладельцем одного из крупнейших торговых домов Мемеля, который торговал дорогими товарами из Англии: мужской и женской одеждой, дорогими тканями для платьев, головными уборами, сёдлами, уздами, оружием.[72]
Имеются также здания магистрата (1770-е гг.),
театра (1870-е гг.)
и почтамта в стиле неоготика (1904).
В Старой Клайпеде насчитывается несколько десяток построек в стиле фахверк, немало эклектических строений.
Кованный Поворотный мост (1855).
В Замковом порту, по дороге в круизный терминал, находится уникальный Поворотный мост — единственный механизм такого типа в Балтийский странах. Железный поворотный мост возведен в 1855 г. через ров Дасселя между замковым прудом и рекой Данге. Это уникальное техническое устройство из кованого железа, поворачивается вручную. Строительство этого цепного моста из клёпаной стали финансировал богатый купец, арендующий находящиеся рядом склады, для удобства транспортировки грузов.[73]
Мост используется как пешеходный. По установленному графику, несколько раз в день, специальными приспособлениями сотрудники, присматривающие за мостом, соединяют два берега, а через некоторое время поворачивают мост для запуска яхт в Замковый пруд, тем устраивая представление для туристов и горожан.