Школьный Психолог: другие произведения.

Консультирование подростков

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 5.45*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Общие рекомендации для начинающих школьных психологов

  Младшие подростки обращаются к психологу индивидуально исключительно редко, обычно инициаторами являются родители. Если они обращаются к психологу сами, то чаще - в составе нескольких человек. В этом, в частности, проявляется повышенная конформность младших подростков. Именно с младшими подростками психолог общается с позиции авторитета взрослого. Поскольку младший подросток редко обращается сам, проблема завоевать его доверие и желание работать становится особенно актуальной. У младшего подростка еще много детского, он еще не научился рефлексии, не умеет говорить о своих проблемах. Поэтому проблемы младшего подростка, хоть и представлены различными социальными спектрами ( с родителями, со сверстниками, с учителями) - в основном , сводятся к проблеме развития самоконтроля (произвольности) и рефлексии. С младшими подростками иногда уместно использовать методы работы, которые психолог применяет при работе с младшими школьниками. Например, проективное рисование, направленное на выражение чувств, игровые техники. Еще одной особенностью консультирования младших подростков в сфере отношений со сверстниками является именно проблема освоения социальных норм в подростковой группе (классе): они хотят вести себя по-взрослому, но еще не умеют, а регулирующую роль взрослого (педагога) уже отвергают. Старшие подростки, напротив, уже гораздо ближе к юношескому возрасту, они часто персонально готовы обратиться к психологу. Разумеется, их представления о психологе и готовности открыться перед ним сильно зависят от мнения сверстников и молодежных журналов. Кроме того, старшие подростки могут прийти на "пробную" консультацию, чтобы проверить, можно ли доверять этому человеку. Проблемы старших подростков в значительно большей степени сфокусированы на поисках личной и социальной идентичности: вопрос "Кто я?" и "С кем я?" особенно волнует именно старших подростков. Старший подростковый возраст, в отличие от младшего - это эпоха индивидуализации, а не адаптации, как у младших. Как оставаться самим собой и при этом иметь друзей сверстников? Как себя вести в запутанных интимных (дружеских и любовных) отношениях? Помощь в решении этих проблем требует от консультанта высокого профессионализма и даже владения методами психотерапии. Основным методом консультирования старшего подростка, как и взрослого человека, уже является беседа, беседа на равных, т.е. проявление искреннего уважения к опыту подростка: его опыт столь же уникален, как опыт консультанта, но в чем-то консультант разбирается лучше, хотя бы в силу возраста - например, в отношениях между людьми. Пробную консультацию, которая безопасна для самооценки подростка и при этом позволяет ему постичь суть новых отношений с психологом, может стать профессиональная консультация. Профконсультация, во-первых, позволяет затронуть хотя и важные, но все же эмоционально относительно нейтральные сферы его личности: он еще не пережил боль неудач при попытке профессиональной самореализации и только начинает фантазировать, строить образ своего будущего. Профконсультация позволяет психологу проявить активность в отношении с подростками, а не ждать, пока кто-то из них решится прийти на личный прием. В некотором смысле, профконсультация выступает в форме презентации работы психолога и подготавливает почву для последующих индивидуальных обращений подростков по своим запросам. Психолог начинает свою работу в качестве профконсультанта как педагог, т.е. начинает взаимодействие с подростками в сфере хорошо освоенной - "учитель-ученик". Как правило, такое первое взаимодействие проходит в форме урока (групповое тестирование). Зато последующее взаимодействие подростка с психологом все меньше напоминает обычное педагогическое общение: педагогический компонент взаимодействия все больше замещается психологическим, эмпатическим, индивидуально-личностным. Вторым шагом в этом направлении является групповая профконсультация по результатам обследования. Обычно подростки приходят к профконсультанту небольшими группами, редко-в одиночку. Именно этот этап является переломным: если психолог достаточно профессионален, если смог утвердиться в глазах подростка как человек, заслуживающий доверия и способный помочь в своих проблемах, то через определенное время весьма вероятен и третий шаг: подросток обращается к психологу индивидуально, по проблемам, которые волнуют его лично, т.е. отношение подростка к психологу становится уже истинно клиентским. Но второй, переломный, этап уже требует изменения "правил игры" по сравнению с первым, "педагогическим" этапом: здесь очень важно правильно построить консультацию, и информирование о реальных особенностях личности подростка должны четко укладываться в рамки "не навреди!". Именно поэтому при работе на втором этапе так важно следование основной формуле консультирования по результатам тестирования: "поддержка-анализ-диалог-рекомендации-поддержка". Результаты тестирования не должны удручать подростка, какими бы они ни были на самом деле. Главная задача психолога - внушить оптимизм, веру в свои силы и будущее подростка, при этом все же сделать акцент на его сильных и слабых сторонах, причем начинать всегда с сильных! Это - самое важное: психолог не ставит медицинский диагноз, не подчеркивает, что есть плохого, а, наоборот, делает акцент на том, что может помочь подростку в формировании и достижении его целей.
  
Оценка: 5.45*10  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Кретов "Легенда 2, Инферно"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) М.Олав "Охота на инфанту "(Боевое фэнтези) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) Л.Савченко, "Последняя черта"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"