Школьный Психолог: другие произведения.

Игровая терапия. Краткий конспект

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 5.66*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий конспект фрагмента методического пособия Игумнова С.А. Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков. Ин-т психотерапии, М., 2000.


   Игровая терапия
  
   Игровая терапия - психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у маленьких детей ч с помощью выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.
   Игра для ребенка - одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Webb,1991)
  
   Краткая история основных направлений игровой терапии
  
      -- Игра стала использоваться в психотерапии с 1920-х годов психоаналитиками А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут. Поскольку дети не интересуются собственным прошлым, при работе с ними не может быть эффективно использован меиод свободных ассоциаций. Поэтому был предложен метод наблюдения за игрой и метод исследования детских рисунков ( "Дом-дерево-человек", "Кинетический рисунок семьи" и др). На этом этапе игра и рисунок рассматривались как диагностическое средство. Игра и рисунок - основные средства коммуникации ребенка, поскольку его способность выражать свои мысли и чувства еще сформирована слабо. Постулировалось, что ребенок в процессе игры или рисования проигрывает травматические переживания и , таким образом, отреагирует их, облегчая свое эмоциональное состояние.
  
      -- 1930-е г.г. Дэвид Леви развивает идеи отреагирования эмоциональных конфликтов вигре и предлагает т.н. СТРУКТУРИРОВАННУЮ ИГРОВУЮ ТЕРАПИЮ при работе с детьми, пережившими психотравму.
   По Д. Леви ( не путать с Владимиром Леви! ) курс игровой терапии состоит из 3 этапов:
  -- 1 этап - установления контактов: свободная игра ребенка, знакомство с игровой комнатой и психотерапевтом.
  -- 2 этап: введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек ( о наличии такой ситуации психотерапевт узнает из диагностической беседы с родителями, опекунами, воспитателями, а также наблюдая за свободной игрой ребенка). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль ( что само по себе обладает лечебным эффектом)
  -- 3 этап: продолжение свободной игры ребенка.
   Д. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии с которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит психотерапевту. При таком подходе важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игровой терапии. Заранее составляется план игры с учетом возраста и особенностей эмоционального состояния ребенка, а также конечной цели психотерапии. Метод игровой терапии по Л. Леви предполагает как индивидуальную игру ребенка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей. ( Близкие методы игровой терапии в группе детей используются А.И. Захаровым).
  
      -- В 1947 г. ВирджинияЭкслайн предлагает метод НЕДИРЕКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ.
   В. Экслайн исходит из того, что игра - средство максимального самовыражения ребенка, которая позволяет ему полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс игры.
   Изучая эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психотерапевт старается понять его личностные особенности; кроме того, психотерапевт вводит определенные ограничения, если игровая активность ребенка выходит за рамки.
   Роль психотерапевта по В. Экслайн:
  
      -- Наблюдать за процессом игры ( как играет, как подходит к игровому материлу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет его игры?)
      -- Анализировать содержание игры ( темы одиночества, агрессии; много ли несчастных случаев происходит?)
      -- Оценивать навыки общения ребенка ( чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой? Оказывается ли ребенок вовлечен в игру или он не в состоянии во что-либо вовлечься?)
      -- Осуществляет контакт с ребенком по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка: " А дома ты любишь все расставлять по местам?"
      -- Привлекать внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры: " Мне кажется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сыном".
      -- Возвращать ребенка к ситуациям его жизни:" А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?"
      -- Не прерывать течения игры - дождаться естественной паузы.
  
   В настоящее время в игровой терапии используют комбинаторный подхо ( психоаналитический, директивной терапии Леви и недирективной терапии Экслайн.
  
   Цели игровой терапии:
  -- Помогает установлению диагноза;
  -- Способствует контакту между терапевтом и ребенком;
  -- Является средством для работы с механизмами психологической защиты (например, вытеснения проблемы);
  -- Помогает словесному выражению чувств;
  -- Помогает ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
  -- Расширяет круг интересов ребенка.
  
   Показания:
  -- Эмоциональные состояния после развода родителей
  -- Снижение тревоги у госпитализированных детей;
  -- Облегчение состояния при соматических заболеваниях
  -- Для ослабления агрессивного поведения;
  -- Для улучшения успеваемости;
  -- Для уменьшения затруднений в общении
  -- Для коррекции эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и др.
  
   Игровой материал:
      -- Игрушки из реальной жизни:
      -- Семья
      -- Домик
      -- Посуда
      -- Машины
      -- Медицинский набор и др.
  
      -- Для отреагирования агрессии и страхов:
  
  -- Солдатики
  -- Монстры
  -- Оружие
  -- Маски волка, бандита, чудовища и др.
  
      -- Для творческого самовыражения:
  
  -- Пластилин или глина:
  -- Краски, карандаши и фломастеры:
  -- Конструкторры, мозаика и др.
  
   Аналогичным средством терапии является РИСУНОК
   Также, как и игра, рисунок является основным коммуникативным средством ребенка.
   Игра и рисование могут дополнять и переходить друг в друга.
  
  
  
  
  

Оценка: 5.66*6  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) А.Робский "Блогер неудачник: Адаптация "(Боевое фэнтези) Л.Вериор "Другая"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) С.Панченко "Warm. Генезис"(Постапокалипсис) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) А.Завгородняя "Самая Младшая Из Принцесс"(Любовное фэнтези) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"