Школьный Психолог: другие произведения.

Комплексная программа психологического сопровождения адаптации первоклассников

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 6.00*9  Ваша оценка:

  Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения
  социально-психологической адаптации первоклассников
  
  Важнейшей причиной школьных затруднений - учебных и поведенческих - является нарушение социально-психологической адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Дезадаптация, в свою очередь, может привести к формированию девиантного, поведения в более старшем возрасте. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения программы психолого-педагогогических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации первоклассников и профилактики школьной дезадаптации.
  Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
  В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.
  Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
  Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
  Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
  Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
  Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
  Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
  При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
  Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
  Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
  Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
  Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение - сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
  В логике системно-ориентационного подхода сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент - психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.
  
  Как известно, основными факторами социально-психологической адаптации учащихся являются:
   особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками другими взрослыми, в том числе в условиях организации жизни в ДОУ;
   психофизиологическими характеристиками личности ребенка;
   уровнем интеллектуального развития, в т.ч. общей осведомленности, навыков письма, счета и рисования, тонкой моторики.
  Следовательно, реализация комплексной психолого-педагогической программы сопровождения адаптации первоклассников должна осуществляться в направлении вышеназванных факторов.
  Настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.
  В программе предполагаются мероприятия по 3 основным направлениям:
  1. Сотрудничество школы с ДОУ **** в рамках обеспечения преемственности "детский сад- школа"
  2. Работа с детьми, посещавшими другие дошкольные учреждения
  3. Работа с "домашними" детьми, т.е. детьми, не посещающими детский сад.
  
  Цель - создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.
  Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач:
  1. Создать систему взаимодействия ДОУ ?**** и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;
  
  2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы, психологической службы ДОУ и школы, в т.ч.:
   организовать и реализовать программу подготовки будущих первоклассников к успешному освоению образовательных программ начальной школы;
  
   организовать и реализовать сопряженную программу психолого-педагогических занятий, направленных на освоение школьного пространства, в том числе норм и правил школьной жизни, умение общаться, взаимодействовать, в т.ч. разрешать конфликты социально-приемлемыми способами, а также развитие познавательных способностей и креативности;
  
   3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
  
   4. Организовать регулярные консультации педагогов и психологов школы и ДОУ;
  
  
   5. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;
  
   6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.
  
   7. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся ( в групповой и индивидуальной форме)
  
  Принципы психолого-педагогической программы:
  
   принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
   принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;
   принцип приоритета личностного развития , когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
   принцип эмоционально-ценностных ориентации учебно - воспитательного процесса.
  Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе
   Работа с документами Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
  Выпуск из ДОУ, запись в школу Изучение представлений дошкольных психологов.
  Протоколы диагностики
  ( методика ""SCHOOL").
   Групповая и индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей (в т.ч. по по диагностико-адаптационной методике "SCHOOL"будущих первоклассников, которые не относятся к ДОУ ? ****) Консультации и малые педсоветы с психологами и педагогами ДОУ.
  Рекомендации психологов учителям по результатам психологической диагностики особенностей личности будущих первоклассников ( выбор оптимальной образовательной программы Родительское собрание "Скоро в школу"
  Индивидуальные консультации психолога по результатам диагностики.
  Психолого-педагогические рекомендации родителям по выбору образовательной программы для ребенка
  Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог)
  I четверть Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
  Анализ анкет.
  Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
  . Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
  Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
  
   Консультации в режиме динамического наблюдения.
  Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Анкетирование родителей "Хорошо ли вашему ребенку в школе?"
  Родительское собрание по результатам анкетирования
  Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.
  II четверть Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
  Журнал консультаций Занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности
  Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей). Консультации в режиме динамического наблюдения.
  Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.
  III четверть Анализ результатов протекания адаптации.
  Учет посещения занятий и динамики детей.
  Журнал консультаций Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей.
  Динамическое наблюдение в разных видах деятельности Консультации в режиме динамического наблюдения. Родительское собрание "Адаптация к школе - радости и трудности".
  Опрос:"Адаптировался ли ваш ребенок к школе?"
  Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога
  IV четверть Анализ результатов динамики развития.
  Протоколы диагностики.
  Оформление представлений на ПМПК.
  Журнал консультаций. Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК Подготовка представления на ПМПК Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
  
  Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Школа - мой дом"
  
  Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
  Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
  Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
  Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
  Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.
  Общие рекомендации по проведению занятий:
  Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
  Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
  Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек, поэтому класс рекомендуется делить на подгруппы и проводить занятия одновременно с уроком ритмики или обучения письму.
  Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши. На занятиях по ТРИЗ необходимо иметь пластилин, цветную бумагу, ножницы, краски, лоскутки, фантики и пр.
  Продолжительность занятия 30 - 40 минут.
  Оптимальная периодичность встреч - 1-2 раза в неделю.
  Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
  
  Занятие 1: "Волшебная дверца"
  
  Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
   Модификация ТРИЗ - создаем своими руками волшебный мир, один на всех.
  
  
   Занятие 2: Этологическая прогулка по школе
  
   Цель занятия - познакомить с пространственно-предметным устройством школы
  Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось)
  
  Занятие 3 "Планета мечты"
  
   Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
  
  Модификация ТРИЗ "Планета мечты"
  
  
  
  Занятие 4: "Дорога, которая ведет..."
  (Модификация ТРИЗ)
  Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
  
  Занятие 5: "Азбука настроения"
  
  Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности
   Кричалка
   Угадай настроение нарисованного героя.
   Изобрази настроение.
   Упражнения на внимание: повторяй за мной
  
  
  Занятие 6 "Знакомимся с инопланетянами"
  
  Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков
   Здороваемся по-инопланетному
   Ладушки
   Угадай настроение: Азбука настроения
   Рисуем инопланетянина
  
  
   Занятие 7"Подводное царство"
  
  Цель занятия : комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики
  
   "Шифровка пиратов"
   Корректурная проба ( ищем морской жемчуг на дне)
   Переводилки и раскраски
   Игра: "Море бушует- раз"
  
  Занятие 8 :"Животные"
  
  Цель занятия: развитие речевого мышления
   Пиктограммы
   Рисуем двумя руками
   Найти все зеленое, круглое, деревянное
   Физкультминутка "Зайка"
   "Назови одним словом"
   "Кто больше назовет"
  
  
  Занятие 9: "Съедобное - несъедобное"
  
  Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления
  
   "Отгадайте, что это?"
   Штриховка
   Игра с мячом "Съедобное - несъедобное"
   Кроссворд "У самовара"
   Настроение
  
  Занятие 10 "Карта"
  
  Цель занятия: развитие пространственного мышления
  
   Рисуем комнату - вид сверху
   Находим предмет по карте
  
  
  Занятие 11 :Новогодний сюрприз"
  
  Цель занятия: ориентация в пространстве школы, тренировка умения работать в команде
   Ищем клад по карте.
  
  
  Примечание: аналогичную программу занятий можно использовать при работе с дошкольниками в рамках подготовки к школе.
  
  
  Список использованных источников:
  
  1. Бахурина Е.С. "Комплексная методика диагностики "школьной зрелости" "SCHOOL" - Издано ДСП Минтруда РФ в 1999 г ( или интернет-ресурс
  http://www.psylist.net/praktikum/school0.htm
  
  2. Бахурина Е.С. Этологический подход в терапии детской адаптационной тревожности - ж-л "Психология и школа", ? 3, 2006, с. 3-11
   3. Бахурина Е.С. Техника коррекци эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет. - ж-л "Психолог в детском саду", ? 4, 2004
  4. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991. - 176 c.
  5. Данилова Е. Первоклассники // Школьный психолог. - 2002. - ? 6. - С.14.
  Джежелей О.В. Помогайка. - М., 1994. - 192 с.
  6. Дружинина М. Кроссворды и игры для детей. - М., 1999. - 16 с.
  7. Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. - М., 2000. - 336 с.
  8. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М., 1993. - 64 с.
  9. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М., 1998. - 128 с.
Оценка: 6.00*9  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Лерой "Ненужные. Академия егерей"(Боевое фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) С.Елена "Первая ночь для дракона"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) М.Эльденберт "Парящая для дракона"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"