Школьный Психолог : другие произведения.

Программа курса "Психолого-педагогическая коррекция"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.15*15  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проект программы. Для студентов 5 курса, специальность " Педагогика и психология" Программа курса лекций, обобщающих как теорию, так и собственный более чем 10-летний опыт практической работы с детьми и подростками


Психолого-педагогическая коррекция

Пояснительная записка

   Настоящий спецкурс предназначен для студентов 5 курса, обучающихся по специальности "Педагогика и психология". Курс рассчитан на 20 часов лекционных и 8 часов практических занятий. Основной целью курса является оснащение будущих педагогов-психологов методами психолого-педагогического развития и коррекции ребенка и подростка, которые в настоящее время являются наиболее востребованными обществом. Кроме того, будущие педагоги-психологи должны отчетливо представлять, с одной стороны, необходимость серьезного научного обоснования выбираемых методов коррекции, с другой стороны - осознавать, что разработка индивидуальных программ развития и коррекции чужда шаблонам и требует не только обширной компетентности, но и профессиональной интуиции. Студенты должны осознавать, что предлагаемые в данном курсе методы развития и коррекции могут быть лишь основой для дальнейшего непрерывного повышения квалификации в этой области практической деятельности. В связи с вышеизложенным, задачами курса являются:
  -- Ознакомление студентов с принципами подбора диагностико-коррекционных методов
  -- Формирование у студентов умения самостоятельно разрабатывать программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции и программ групповой работы
  -- Формирование представлений о системном характере психолого-педагогической помощи детям и подросткам
  -- Формирование умения отличать пределы своей компетенции и определять круг специалистов, с которыми необходимо наладить сотрудничество для помощи данному ребенку
  -- Формирование навыков самостоятельного научного и творческого поиска при решении проблем психолого-педагогической коррекции.
   В процессе освоения спецкурса студенты должны освоить следующие научно-практические понятия:
  -- психолого-педагогическая коррекция, ее содержание
  -- психическая норма
  -- психологический диагноз
  -- границы компетентности
  -- социальная ответственность
  -- единство диагностико-коррекционного процесса
  -- этапы диагностико-коррекционной работы
  -- система коррекционно-развивающей помощи детям и подросткам
  -- экология личности
  -- методы групповой коррекции эмоционально-волевой сферы личности
  -- принцип опережающего развития
  -- запрос
  -- диалог
  -- коммуникативный тренинг
  -- тренинг личностного роста
  -- социально-психологическая игра
  -- принципы семейного и родительского консультирования.
  
      -- Введение: организационные и методологические проблемы психолого-педагогической коррекции.
  -- Определение психолого-педагогической коррекции. Понятие психической нормы. Норма в детской психологии развития: соответствие психологического возраста ребенка стадии психического развития. Клинический и психологический диагноз. Относительность понятия нормы.
  -- Проблема отбора клиента-ребенка для психолого-педагогической коррекции. Проблема ответственности в рамках взаимоотношений между психологом и клиентом, а также лицами, несущими юридическую ответственность за клиента-ребенка Критерии и границы компетентности школьного психолога, социального педагога, педагога при выборе методов коррекционно-развивающих программ. Проблема распределения функций между психологом, педагогом и другими заинтересованными специалистами. Примерные нормативные документы. Система медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам
  -- Неразрывность диагностического и коррекционного процесса. Критерии эффективности психолого-педагогической коррекции. Непрерывная психодиагностика как обратная связь в коррекционном процессе.
   .
      -- Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции.
  -- Классификация методов психолого-педагогической коррекции
  -- Профилактическая работа педагога-психолога как основная форма опережающей психолого-педагогической коррекции
  -- Индивидуальная и групповая коррекционная работа: ее особенности
  -- Психолого-педагогические методы развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности.
  -- Педагогические методы коррекционно-развивающей работы с ребенком и/или подростком: их обоснованность.
  -- Психотерапевтический компонент в коррекционно-развивающей работе психолога
  
      -- Методология разработки коррекционно-развивающих программ
  
   3.1 Критерии подбора форм психолого-педагогической коррекции
  -- Обусловленность основного содержания коррекционно-развивающей работы педагога-психолога задачам развития, соответствующих новообразованиям соответствующего этапа психического развития ребенка, а также индивидуальным психологическим особенностям ребенка.
  -- Особенности и показания к индивидуальной коррекционно-развивающей работе
  -- Проблема отбора и подбора детей и подростков в коррекционно-развивающую группу
  
   3.2. Основные этапы диагностико-коррекционной работы:
  -- пути получения первичной информации о проблемах ребенка-клиента: групповая экспресс-диагностика, запрос родителей, педагогов;
  -- уточнение запроса, выдвижение гипотезы,
  -- первичная индивидуальная психодиагностика на основе гипотезы, текущая коррекция гипотезы и отбора психодиагностических средств,
  -- интерпретация психодиагностических данных,
  -- разработка внешних организационных форм помощи ребенку-клиенту,
  -- разработка внутренних содержательных методов психолого-педагогической коррекции,
  -- текущая психодиагностика (в ходе реализации психокоррекционной программы),
  -- итоговая индивидуальная (групповая) психодиагностика и получение обратной связи об эффективности коррекционно-развивающей работы от родителей и педагогов.
  
      -- Содержание и принципы коррекционно-развивющей работы педагога-психолога на разных этапах психического развития ребенка
  -- Работа психолога с родителями ребенка до его рождения: профилактика психической депривации.
  -- Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в младенчестве (1-ый год жизни): стадия формирования объекта привязанности.
  -- Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в раннем возрасте (1-3-ий год жизни): стадия предметных манипуляций и развитие речи
  
   4.1. Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в дошкольном возрасте:
  -- Психологическая характеристика дошкольного периода: стадия развития игры, рефлексии и произвольности.
  -- Подготовка к обучению в школе. "Школьная зрелость". Групповые и индивидуальные формы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога. Примерные упражнения по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи, произвольности, тонкой моторики.
  -- Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Групповые формы коррекции и развития эмоционально-личностой сферы воспитанников ДОУ и учащихся младших классов:ТРИЗ в ДОУ и начальной школе как один из методов групповой психолого-педагогической коррекции. Игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия. Использование НЛП в коррекционно-развивающей работе со школьниками.
  
   4.2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальной школы:
  -- Учение и формирования учебных навыков. Социально-психологическая адаптация к школьному обучению. Критерии "готовности к средней школе" как критерии эффективности коррекционно-развивающей работы психолога.
  -- Индивидуальные и групповые формы психолого-педагогической коррекции .Принципы подбора упражнений:
   - работа в зоне ближайшего развития,
   - позитивной мотивации,
  -- возрастающей сложности,
  -- комплексности.
   Роль игры в коррекционно-развивающем процессе. Игровые формы коррекционной работы познавательной сферы и проблема дисциплины Формирование внутренней учебной мотивации и позитивной Я-концепции. Коррекция и развитие учебных навыков в деятельности педагога. Взаимосвязь сформированности познавательных процессов и учебных навыков. Индивидуальные формы психолого-педагогической диагностики и коррекции негативных эмоциональных состояний и школьной дезадаптации. Работа со страхами. Детский фольклор как совокупность спонтанных психотехник.
  
   4.3. Коррекционно-развивающая работа психолога с подростками.:
  -- Смена социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Смена ведущей формы деятельности у младшего подростка: учение - общение. Проблема сохранения и развития внутренней учебной мотивации как одно из направлений психолого-педагогической коррекции.
  -- Ранняя профориентационная работа как метод психопрофилактики отклонений личностного развития и снижения академической успеваемости. Самопознание как развитие произвольности и рефлексии у подростка. Профориентационные игры как один из методов психолого-педагогической коррекции в подростковом возрасте.
  -- Подростковый возраст -стадия интимно-личностного общения. Отношения с самим собой, со сверстниками, с учителями и родителями как основных сфер формирования личности. Ведущая форма индивидуальной работы - беседа. Принцип диалога. Проблема применимости психотерапевтических методов при работе с подростком. Работа с аффективными состояниями. Работа психолога с одаренными детьми. Телефон доверия.
  -- Групповые формы работы: коммуникативный тренинг, социально-психологические игры, поведенческий тренинг, тренинги личностного роста и самоопределения.
  
   4.4.Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с юношеством.
  -- Тревога самоопределения. Кризис идентичности. Проблемы межличностных отношений. Смысл жизни. Подготовка к взрослой жизни. Индивидуальное психологическое консультирование учащихся 9-11 классов.
  -- Планирование профессиональной карьеры. Групповая и индивидуальная профконсультация как инструмент развития индивидуального самосознания и самоопределения.
  -- Тренинги личностного роста. Принципы организации занятий и примерные упражнения социально-психологического тренинга для учащихся 9-11 классов. Организация совместных тренингов личностного роста подростков и взрослых: проблемы и эффективность.
  
      -- Экология личности
  -- Методы диагностики групповых процессов в классном коллективе.
  -- Методы диагностики эмоционального содержания взаимоотношений учащихся и педагогов.
  -- Работа педагога-психолога и по созданию среды, соответствующей требованиям экологии развивающейся личности. Образовательное пространство учебного заведения как фактор коррекционно-развивающего воздействия. Организация внеучебной деятельности учащихся как фактор эффективности коррекционно-развивающей работы. Организация совместной деятельности учащихся разных возрастов как один из методов психолого-педагогической коррекции.
  -- Работа с семьей как форма психолого-педагогической коррекции и развития личности ребенка. Принципы семейного и родительского консультирования.
  -- Работа педагога-психолога по формированию благоприятного социально-психологического климата детского коллектива как фактора экологии личности учащихся.
  

Тематический план

N

Тема

Лекции

Практические занятия

1.

Введение: организационные и методологические проблемы психолого-педагогической коррекции

2

2.

   Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции.

1

3.

Методология разработки коррекционно-развивающих программ

1

4.

Содержание и принципы коррекционно-развивющей работы педагога-психолога на разных этапах психического развития ребенка. Младенчество и ранний возраст

2

5.

   Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в дошкольном возрасте:

2

2

6.

   Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальной школы:

4

2

7.

Коррекционно-развивающая работа психолога с подростками

3

2

8.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с юношеством

3

1

9.

Экология личности

2

1

Итого:

20

8

  

Вопросы к зачету:

   1.Понятие психолого-педагогической коррекции
   2. Психическая норма и периодизация психического развития
   3.Клинический и психологический диагноз
   4.Основные направления и формы ПКР
   5. Основные этапв диагностико-коррекционной работы
   6.Содержание психолого-коррекционной работы с родителями до рождения ребенка и на первом году жизни ребенка
   7. Содержание ПКР (психолого-коррекционной работы) с ребенком раннего возраста
   8. Содержание ПКР с ребенком дошкольного возраста
      -- Содержание ПКР с учащимися начальной школы
      -- Принципы отбора психолого-педагогических методов коррекции
      -- Содержание ПКР с подростками
      -- Содержание ПКР с юношеством
      -- Экология личности
      -- Инидивидуальная психокоррекционная работа с подростками и юношеством: принцип диалога
      -- Методы тренинговых форм ПКР
      -- Методы коррекции эмоционально-личностной сферы
      -- Профориентация как одна из форм профилактической и ПК работы.
      -- Образовательное пространство как одно их из направлений ПКР
      -- Критерии эффективности ПКР
      -- Методы отбора детей для ПКР
      -- Границы компетентности педагога-психолога
      -- Система медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам.
  
   Критерий оценки: "Зачет" получает студент, продемонстрировавший знание основных понятий курса, основных принципов и этапов разработки коррекционно-развивающих программ, а также продемонстрировавший умение подбирать психокоррекционные упражнения в соответствии с принципами и критериями их отбора.
  
   Вопросы для тематической контрольной работы
      -- Система медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам
      -- Клинический и психологический диагноз
      -- Классификация методов психолого-педагогической коррекции
      -- Основные этапы диагностико-коррекционной работы
      -- Основные принципы разработки программ индивидуальной психолого-педагогической коррекции дошкольника и младшего школьника
      -- Основные принципы разработки программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции подростка
      -- Содержание программы индивидуальных коррекционно-развивающих программ старшеклассника.
      -- Влияние учебного процесса и взаимоотношений учителя и ученика на формирование личности учащегося.
      -- Психическая депривация и меры по ее профилактике.
      -- Особенности психологического мониторинга детей раннего возраста.
  
   Тематика курсовых работ
      -- Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической коррекции познавательных процессов младших школьников.
      -- Разработка программы тренинга личностного роста для старшеклассников, имеющих затруднения в общении.
      -- Разработка программы психолого-педагогических мероприятий, мероприятий, направленных на формирование благоприятного психологического климата в 5-9 классах общеобразовательной школы.
  
  
      -- Разработка программы индивидуальной психодиагностики учащегося по запросу родителей.
      -- Проблема нормы в детской патопсихологии.
  

Литература:

      -- Бахурина Е.С. Комплексная методика диагностики "школьной зрелости" "SCHOOL"ДСП Минтруда РФ, 1999.
      -- Бахурина Е.С. Коррекция эмоциональных коплексов у детей 5-10 лет через рисование. - \\Психолог в детском саду, ? 4 2004 г.
      -- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Спб, 2000
      -- Игровая сказкотерапия. Учебное пособие.
      -- Карпунькина Т.Н. Дорожные знаки или место психолога в образовательной деятельности. Кемерово, 2002
      -- Линда Ллойд. Школьное волшебство. Удивительная технология для учителей и репетиторов. Кустанай, 1995
      -- Локалова Н.П. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М, 2000
      -- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.СПб, 2000
      -- Прутченков. Коммуникативный тренинг
      -- Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. Дубровиной.М, 1990.
      -- Рабочая книга школьного психолога. Под. Ред. Дубровиной. М, 1989
      -- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.М, 2000
      -- Сетевой ресурс: http://zhurnal.lib.ru/editors/s/shkolxnyj_p/
   1
  
  
   5
  
  
  
      --

Оценка: 3.15*15  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"