Школьный Психолог: другие произведения.

Программа курса "Основы психологического консультирования и психолого-педагогической коррекции"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
  • Аннотация:
    Комплексная программа, состоит из двух других, выложенных здесь

  Программа курса "Основы психологического консультирования и психологической коррекции"
  
  Введение: понятие и содержание психологической помощи детям и подросткам
   Понятие психологической помощи, ее основные направления.
   Краткая история развития психологического консультирования. Практическая и теоретическая психология: сходства и различие. Психологическое консультирование - одно из важнейших направлений деятельности практического психолога. Внеклиническая психотерапия, коррекционная психология и психологическое консультирование: сравнительный анализ Цели и задачи психологического консультирования. Условия успешного консультирования. Организационные проблемы психологического консультирования.
  
   Контрольные вопросы:
   -- Отличие практической и академической психологии
   -- Сходство и различия внеклинической психотерапии и психологического консультирования
   -- Действующие лица в психологическом консультировании
   -- Что означает "разделение ответственности"? Между кем?
  
  -- Основные направления и формы психологического консультирования
  
   Индивидуальное (интимно-личностное) консультирование, психолого-педагогическое консультирование, семейное консультирование, бизнес-консультирование, профориентационное консультирование. Классификация форм психологического консультирования: очная консультация, опосредованная консультация (консультирование по телефону и через интернет). Уровни психологической консультации: информационная консультация (1 уровня), диагностико-директивная (2 уровня), глубинная консультация (3 уровня).
  
   Контрольные вопросы:
   -- Какие вы знаете направления и формы психологического консультирования?
   -- Каковы их особенности?
   -- От чего зависит выбор направления и формы психологической консультации?
  
  
   -- Личность психолога-консультанта и личность клиента
  
   Клиент. Ожидания клиента. Классификация типов клиентов. "Трудные" клиенты. Границы компетентности психолога-консультанта и работа со смежными специалистами.
   Требования к психологу-консультанту: профессиональная подготовка и качества личности. Этика психолога-консультанта. Феномен "сгорания" психолога-консультанта. Признаки "сгорания"
  
   Контрольные вопросы:
   -- Чем клиент отличается от пациента?
   -- Что делать консультанту с "трудными" клиентами?
   - Почему качества личности имеют важное значение для психолога-консультанта?
  
  
  
  
   -- Методы психологического консультирования
  
   Ведущий метод психологического консультирования - беседа. Разговорно-центрированные формы психотерапии: директивная психотерапия, недирективная психотерапия, психоанализ. Недирективная психотерапия К. Роджерса - базовый метод глубинного психологического консультирования. Принцип диалога. Активное слушание. Основные принципы активного слушания: принятие, поддержка, эмпатия, безоценочное отношение к клиенту, доверие к клиенту, умение держать оптимальную психологическую дистанцию, конгруэнтность, ответственность.. Основные приемы активного слушания. Признаки "хорошего" и "плохого" слушателя. Психологическое манипулирование.
   Экзистенциально-личностный подход, гештальт-терапия, когнитивно-бихевиоральный подход ( в т. ч. НЛП) и др. как методы психологического консультирования. "Бархатная психотерапия" и позитивная психотерапия Н. Пезешкиана. Интегративный подход в психологическом консультировании. Интегративные приемы воздействия психолога-консультанта.
  
   Контрольные вопросы:
   -- Какие вы знаете методы психологического консультирования?
   -- Почему беседа является ведущим методом психологического консультирования?
   -- Что такое "активное слушание"?
  
  
  
  -- Особенности различных видов психологического консультирования.
  
   Психолого-педагогическое консультирование. "Диагностическое" интервью. Консультирование по проблемам школьной неуспеваемости и эмоционально-личностных особенностей.. Диагностический компонент. Формула консультирования родителей по результатам психодиагностического обследования способностей ребенка: поддержка- анализ - диалог- рекомендации - поддержка (ПАДРП). Консультирование по проблемам эмоционально-личностного развития ребенка. Методы, применяемые при диагностике эмоционально-личностной сферы ребенка.
   Семейное консультирование и консультирование семейных пар. Принципы и правила семейного консультирования.
   Профконсультация. Профконсультация как один из важнейших способов помощи в личностном самоопределении. Диагностические методы в профконсультировании. Планирование карьеры.
   Особенности психологического консультирования по телефону.
   Психологическое консультирование через интернет.
  
   Контрольные вопросы:
   -- Каковы особенности психолого-педагогического консультирования?
   -- Каковы главные цели профессиональной консультации?
   -- Кто является клиентом в семейном консультировании? Почему?
   -- Каковы преимущества и проблемы опосредованного консультирования (по телефону и через интернет)?
  
  Организационные и методологические проблемы психолого-педагогической коррекции
  
  Определение психолого-педагогической коррекции. Место ППК в системе психологической помощи детям и подросткам. Краткая история развития психолого-педагогической коррекции. Цели ППК.
   -- Проблема отбора клиента-ребенка для психолого-педагогической коррекции. Проблема ответственности в рамках взаимоотношений между психологом и клиентом, а также лицами, несущими юридическую ответственность за клиента-ребенка Критерии и границы компетентности школьного психолога, социального педагога, педагога при выборе методов коррекционно-развивающих программ. Проблема распределения функций между психологом, педагогом и другими заинтересованными специалистами. Примерные нормативные документы. Система медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам
  Неразрывность диагностического и коррекционного процесса. Критерии эффективности психолого-педагогической коррекции. Непрерывная психодиагностика как обратная связь в коррекционном процессе.
  
   Контрольные вопросы:
  1. Каковы цели ППК?
  2. Кто определяет основное содержание коррекционно-развивающих программ?
  3. Почему система медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам включает в себя не только работу с клиентом, но и работу с социальным окружением клиента?
  4. Что значит "неразрывность диагностического и коррекционного процесса?
  
   Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции
   -- Классификация методов психолого-педагогической коррекции
   -- Профилактическая работа педагога-психолога как основная форма опережающей психолого-педагогической коррекции
   -- Индивидуальная и групповая коррекционная работа: ее особенности
   -- Психолого-педагогические методы развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности.
   -- Педагогические методы коррекционно-развивающей работы с ребенком и/или подростком.
   -- Психотерапевтический компонент в коррекционно-развивающей работе психолога
  
  Контрольные вопросы:
  1. Каковы критерии выбора ППК-методов?
  2. Что представляет из себя профилактическая работа педагога-психолога?
  3. Для какого возраста клиентов она наиболее уместна?
  
  
  
  
  
  Методология разработки коррекционно-развивающих программ
  
   Критерии подбора форм психолого-педагогической коррекции
   -- Обусловленность основного содержания коррекционно-развивающей работы педагога-психолога задачам развития, соответствующих новообразованиям соответствующего этапа психического развития ребенка, а также индивидуальным психологическим особенностям ребенка.
   -- Особенности и показания к индивидуальной коррекционно-развивающей работе
   -- Проблема отбора и подбора детей и подростков в коррекционно-развивающую группу.
   Основные этапы диагностико-коррекционной работы:
   -- пути получения первичной информации о проблемах ребенка-клиента: групповая экспресс-диагностика, запрос родителей, педагогов;
   -- уточнение запроса, выдвижение гипотезы,
   -- первичная индивидуальная психодиагностика на основе гипотезы, текущая коррекция гипотезы и отбора психодиагностических средств,
   -- интерпретация психодиагностических данных,
   -- разработка внешних организационных форм помощи ребенку-клиенту,
   -- разработка внутренних содержательных методов психолого-педагогической коррекции,
   -- текущая психодиагностика (в ходе реализации психокоррекционной программы),
   -- итоговая индивидуальная (групповая) психодиагностика и получение обратной связи об эффективности коррекционно-развивающей работы от родителей и педагогов.
  
  Контрольные вопросы:
  1. Каковы критерии подбора методов ППК?
  2. Каким образом к психологу попадают дети, нуждающиеся в ППК?
  3. Раскройте содержание разработка внешних организационных форм помощи ребенку-клиенту
  4. Раскройте задачи разработка внутренних содержательных методов психолого-педагогической коррекции,
  
  
  Содержание и принципы коррекционно-развивющей работы педагога-психолога на разных этапах психического развития ребенка
   -- Работа психолога с родителями ребенка до его рождения: профилактика психической депривации.
   -- Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в младенчестве (1-ый год жизни): стадия формирования объекта привязанности.
   -- Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в раннем возрасте (1-3-ий год жизни): стадия предметных манипуляций и развитие речи
  
   Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в дошкольном возрасте:
   -- Психологическая характеристика дошкольного периода: стадия развития игры, рефлексии и произвольности.
   -- Подготовка к обучению в школе. "Школьная зрелость". Групповые и индивидуальные формы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога. Примерные упражнения по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи, произвольности, тонкой моторики.
   -- Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Групповые формы коррекции и развития эмоционально-личностой сферы воспитанников ДОУ и учащихся младших классов:ТРИЗ в ДОУ и начальной школе как один из методов групповой психолого-педагогической коррекции. Игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия.
  
   Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальной школы:
   -- Учение и формирования учебных навыков. Социально-психологическая адаптация к школьному обучению. Критерии "готовности к средней школе" как критерии эффективности коррекционно-развивающей работы психолога.
   -- Индивидуальные и групповые формы психолого-педагогической коррекции .Принципы подбора упражнений:
  - работа в зоне ближайшего развития,
  - опоры на сохранные зоны,
   - позитивной мотивации,
   - возрастающей сложности,
   - комплексности.
   Роль игры в коррекционно-развивающем процессе. Игровые формы коррекционной работы познавательной сферы и проблема дисциплины Формирование внутренней учебной мотивации и позитивной Я-концепции. Коррекция и развитие учебных навыков в деятельности педагога. Взаимосвязь сформированности познавательных процессов и учебных навыков. Индивидуальные формы психолого-педагогической диагностики и коррекции негативных эмоциональных состояний и школьной дезадаптации. Работа со страхами. Детский фольклор как совокупность спонтанных психотехник.
  
   Коррекционно-развивающая работа психолога с подростками:
   -- Смена социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Смена ведущей формы деятельности у младшего подростка: учение - общение. Проблема сохранения и развития внутренней учебной мотивации как одно из направлений психолого-педагогической коррекции.
   -- Ранняя профориентационная работа как метод психопрофилактики отклонений личностного развития и снижения академической успеваемости. Самопознание как развитие произвольности и рефлексии у подростка. Профориентационные игры как один из методов психолого-педагогической коррекции в подростковом возрасте.
   -- Подростковый возраст -стадия интимно-личностного общения. Отношения с самим собой, со сверстниками, с учителями и родителями как основных сфер формирования личности. Ведущая форма индивидуальной работы - беседа. Принцип диалога. Проблема применимости психотерапевтических методов при работе с подростком. Работа с аффективными состояниями. Работа психолога с одаренными детьми. Телефон доверия.
   -- Групповые формы работы: коммуникативный тренинг, социально-психологические игры, поведенческий тренинг, тренинги личностного роста и самоопределения.
  
   Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с юношеством.
   -- Тревога самоопределения. Кризис идентификации. Проблемы межличностных отношений. Смысл жизни. Подготовка к взрослой жизни. Индивидуальное психологическое консультирование учащихся 9-11 классов.
   -- Планирование профессиональной карьеры. Групповая и индивидуальная профконсультация как инструмент развития индивидуального самосознания и самоопределения.
   -- Тренинги личностного роста. Принципы организации занятий и примерные упражнения социально-психологического тренинга для учащихся 9-11 классов. Организация совместных тренингов личностного роста подростков и взрослых: проблемы и эффективность.
  
   Контрольные вопросы:
  1. Что такое "психическая депривация"? Каковы ее последствия?
  2. Каковы основные принципы ПКР с детьми 1 года жизни?
  3. Каковы основные принципы ПКР с детьми раннего возраста?
  4. Каковы основные принципы и направления ПКР с дошкольниками?
  5. Каковы основные принципы и направления ПКРработы с младшими школьниками?
  6. Каковы основные принципы и направления ПКР работы с подростками?
  7. Каковы основные принципы и направления ПКР работы с юношеством?
  
  Экология личности
   -- Методы диагностики групповых процессов в классном коллективе.
   -- Методы диагностики эмоционального содержания взаимоотношений учащихся и педагогов.
   -- Работа педагога-психолога и по созданию среды, соответствующей требованиям экологии развивающейся личности. Образовательное пространство учебного заведения как фактор коррекционно-развивающего воздействия. Организация внеучебной деятельности учащихся как фактор эффективности коррекционно-развивающей работы. Организация совместной деятельности учащихся разных возрастов как один из методов психолого-педагогической коррекции.
   -- Работа с семьей как форма психолого-педагогической коррекции и развития личности ребенка.
   -- Работа педагога-психолога по формированию благоприятного социально-психологического климата детского коллектива как фактора экологии личности учащихся.
   Контрольные вопросы:
  1. Какие вам известны методы диагностики групповых процессов в классном коллективе?
  2. Что такое "экология личности"? Раскройте содержание факторов экологии личности.
  3. Какова взаимосвязь Я-концепции учителя и учащихся?
  4. Каковы формы и методы работы психолога по формированию благоприятного психологического климата?
  
  
  
  
  
  
  Тематический план
  
  Тема Лекций (час) Практических занятий (час)
  1. Введение: понятие и содержание психологической помощи детям и подросткам 2
  2. Основные направления и формы психологического консультирования 1
  3. Личность психолога-консультанта и личность клиента 1
  4. Методы психологического консультирования 2 4
  5. Особенности различных видов психологического консультирования. 2
  6. Организационные и методологические проблемы психолого-педагогической коррекции 1
  7. Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции. 1
  8. Методология разработки коррекционно-развивающих программ 1 1
  9. Содержание и принципы коррекционно-развивющей работы педагога-психолога на разных этапах психического развития ребенка 8 3
  10. Экология личности 1
  
  Вопросы к экзамену " Основы психологического консультирования и психолого-педагогической коррекции"
  
   1. Академическая и практическая психология: сравнительный анализ
   2. Цели и задачи психологического консультирования
   3. Отличие психологического консультирования от психотерапии
   4. Основные направления и виды психологического консультирования
   5. Основные теоретические подходы в психологическом консультировании
   6. Проблема ответственности консультанта и клиента
   7. Принцип диалога в психологическом консультировании
   8. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту
   9. "Синдром сгорания" психолога-консультанта
   10. Уровни психологической консультации
   11. Роль психологической диагностики в психологическом консультировании
   12. Основные приемы и принципы ведения консультативной беседы.
   13. Отношение к советам в психологическом консультировании
   14. Особенности и принципы психолого-педагогического консультирования
   15. Профориентационное консультирование
   16. Диагностическое интервью
   17. Формула консультирования по результатам психологического обследования
   18. Этика психолога-консультанта.
   19.Активное слушание
   20. Организационные проблемы психологического консультирования
   21. Ожидания клиента
  22. Признаки "хорошего" и "плохого" консультанта.
  23. Понятие психолого-педагогической коррекции (ППК)
  24. Место ППК в системе психологической помощи
  25. Краткая история развития ППК
  26. Психическая депривация
  27. Содержание ППК работы с родителями до рождения ребенка и в первый год жизни ребенка
  28. Содержание ППК работы с ребенком раннего возраста
  29. Содержание ППК работы с ребенком дошкольного возраста
  30. Содержание ППК работы с учащимися начальной школы
  31. Принципы отбора методик ППК работы
  32. Содержание ППК работы с подростками
  33. Содержание ППК работы с юношеством
  34. Экология личности
  35. Сказкотерапия: основные понятия, этапы развития и формы
  36. Методы коррекции эмоционально-личностной сферы
  37. Методы тренинговых форм ППК
  38. Профориентация как одна из форм профилактической и ППК работы с подростками
  39. Методы отбора детей для ППК
  40. Сотрудничество психолога со смежными специалистами и родителями
  41. Образовательное пространство как один из факторов ППК
  42. Система медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам.
  
   Требования к студентам на экзамене: на экзамене студент должен продемонстрировать знание основных целей, понятий, принципов, теоретических подходов, приемов, критериев эффективности психологического консультирования, а также продемонстрировать навыки самостоятельной работы с литературными источниками.
  
  
  Примечание: библиографию и тематику курсовых и дипломных работ см. в авторских программах по психологическому консультированию и психолого-педагогической коррекции.
  
  
  

Популярное на LitNet.com Е.Мэйз "Воровка снов"(Киберпанк) П.Роман "Ветер перемен"(ЛитРПГ) О.Дремлющий "Тектум. Дебют Легенды"(ЛитРПГ) Д.Хэнс "Хроники Альдоса"(Антиутопия) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) П.Роман "Искатель ветра"(ЛитРПГ) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) Н.Любимка "Академия драконов"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Любовное фэнтези) Л.Свадьбина "Секретарь старшего принца 3"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"