Школьный Психолог: другие произведения.

Программа курса "Социально-психологический практикум"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проект программы

Фильм Чарли Чаплина "Новые времена" http://video.mail.ru:80/mail/amd.64/2070/2169.html
  Программа курса "Социально-психологический практикум"
  
  Данный спецкурс предназначен для студентов 3 года обучения, проходящих подготовку по специальности 52 100 ("психология") Спецкурс рассчитан на 24 часа лекционных и 6 часов семинарских занятий. Спецкурс завершается зачетом.
  "Социально-психологический практикум" дополняет такие теоретические и прикладные дисциплины, как "Социальная психология", "Психология менеджмента", "Конфликтология" и "Политическая психология".Практическая направленность курса позволяет студентам получить представления о практической социальной психологии, об основных формах работы психолога в консалтинговых фирмах, об участии психолога в PR-технологиях, рекламных агенствах, а также в качестве менеджера по персоналу.
  В настоящее время вышеперечисленные области общественной практики в нашей стране переживают бурное развитие, в условиях конкурентной борьбы формы практической работы социального психолога меняются также быстро, при этом возрастают требования к теоретической подготовке практического социального психолога. В настоящее время практический социальный психолог должен владеть, помимо солидной теоретической подготовки, знаниями и умениями в области смежных прикладных наук и областей практики - социологии, менеджмента, психотерапии.
  Работа социального психолога по коммерческому заказу имеет свои специфические особенности, в отличие от академической, сугубо научной работы. Критерии успешности деятельности практического социального психолога, требования к применяемым формам работы определяются в первую очередь экономической эффективностью и наглядностью для заказчика.
  
   В силу вышесказанного целью данного спецкурса является овладение представлениями об основных методах и критериях работы практического социального психолога, поэтому основными задачами курса являются:
  получение представлений об особенностях работы практического социального психолога с коммерческим заказчиком, общем круге проблем и задач, решение которых находится в рамках компетентности социального психолога;
  получение представлений о содержании работы смежных специалистов, а также о видах работ, в которых социальный психолог может принимать участие (в консалтинговой фирме);
  знакомство с основными методами сбора данных о кадровых и социальных процессах, используемых в социальной психологии и социологии;
  знакомство с основными формами групповой тренинговой работы, требованиями, предъявляемыми к профессиональным и личностным качествам ведущего;
  получение опыта практического применения отдельных методов сбора информации о кадровых и социальных процессах;
  получение опыта участия в деловой игре, фокус-группе, групповой дискусии и некоторых видах социально-психологических тренингов;
  знакомство с особенностями индивидуального коучинга.
   Однако серьезное освоение методов практической социальной психологии требует специальной и длительной подготовки специалиста. Поэтому в данном курсе, в силу своей временной ограниченности, методы практической социальной психологии могут быть представлены лишь обзорно, демонстрация их может быть лишь фрагментарной. Следовательно, одной из задач курса является мотивирование студентов к дальнейшему углубленному освоению методов, используемых практическим социальным психологом.
  Основные понятия, которые должны быть освоены студентами при изучении курса:
  - опрос
  - анкетирование
  - рабочая гипотеза
  - брэйнсторминг
  -деловая игра
  - контент-анализ
  - фокус-группа
  - тренинг продаж
  -отбор и подбор кадров
   - кадровый ассессмент
  - коучинг
  - миссия
  - организационное развитие
  -групповая дискуссия
  - нововведение
  -сопротивление нововведениям
  - оценка сопротивления нововведениям
  - социодрама
  - конфликт
  - анализ коммуникаций в организации
  - рабочая гипотеза
  - шкалирование
  - интервью
  - глубинное интервью
  - тренинг личностного роста
  - социально-психологический тренинг
  - Т-группы
  - игротехника
  - группы встреч
   - коммуникативный тренинг
   - конструкттивный и деструктивный конфликт
  - наблюдение
  - групповая динамика и управление ею
  - разработка программы тренинга
   - организация тренингового пространства
   - состав участников
   - сценарий, опыт и импровозация
   - реинжиниринг
   "Социально-психологический практикум" завершается зачетом. На зачете студент должен продемонстриовать знания основных проблем и особенностей практической работы социального психолога, показать владение основными понятиями курса, а также продемонстрировать умения и навыки выбора адекватных практической задаче методов.
  
  1. Введение
  Понятие практической социальной психологии. Различия и сходство академической и практической социальной психологии. Ориентация практических задач и проблем социальной психологии на главное требование рынка - экономическую эффективность.Круг лиц, задействованных при выполнения практического заказа. Проблема поиска общего языка социального исследователя с заказчиком. Критерии выполненной работы.
  2. Содержание и формы деятельности практического социального психолога
  Сферы и направления деятельности практического социального психолога: консультация, работа в организации, клубная работа. Особенности работы социального психолога в государственной организации и частной фирме. Функции социального психолога в бизнес-консалтинговой фирме, PR-технологиях и рекламном деле. Основные этапы работы специалистов-консультантов в организации.
  
  3. Методы сбора первичной информации о кадровых и социальных процессах
  
  3.1. Методологические основы проведения исследования кадровых и социальных процессов
  Логика построения теории о социальных и кадровых процессах.Формулирование гипотез. Операционализация и инструментализация. Шкалирование и уровни измерения : номинальная, порядковая, интервальная шкала, шкала отношений. Программа исследования. Типы программ исследования: поисковая, описательная, объяснитетельная.
  3.2.Методы сбора данных
   Методы сбора данных. Наблюдение. Виды наблюдения. Карта наблюдения. Опрос. Виды опроса: очное интервью, телефонное интервью, анкетирование.Этапы проведения опроса опроса. Разработка анкеты. Требования к составлению анкеты. Типы вопросов. Формулирование вопросов. Выборочный опрос. Специализированный опрос. Контент-анализ документов. Анализ документальной коммуникации в организации.Социометрия. Сбор информации методом фокус-группы. Методика оценки сопротивления нововведениям в организации.
  
  4. Методы групповой работы с персоналом
  4.1. Классификация методов групповой работы с персоналом
  Брэйнстроминг, деловые и имитационные игры, групповая дискуссия, психологический тренинг. Критерии и ограничения в применении групповых методов работы с персоналом.Социально-психологический тренинг: его отличия от других видов психологического тренинга.Содержательные различия тренинговых групп и иных форм групповой деятельности (клуб, организация, коллектив, корпорация).Качественное своеобразие тренинговых групп:собственно Т-группы, инкаунтер-группы (группы встреч), темоцентрированные группы, группы тренинга умений, социодрама.
  4.2. Общие принципы проведения СПТ
  Подготовка ведущего тренингов. Требования к профессиональным и личностным качествам ведущего группы.Групповая динамика и управление ею. Фазы развития группы, ролевое распределение, цели и групповые нормы, формирование и влияние. Формы группового и индивидуального сопростивления и их утилизация. Организация социально-психологического тренинга. Постановка цели, сбор информации, опыт.Разработка программы, этапы. Количественный состав участников.Особенности проведения СПТ в зависимости от возрастного, полового и профессионального состава участников. Анализ работы ведущего.
  
  5. Отбор и повышение квалификации персонала
  
  5.1.Технологии отбора и подбора кадров
  Маркетинг персонала. Кадровый потенциал. Профессиональные требования, отбор и обучение: взаимосвязь. Основные методы отбора: селекционное интервью, структурированное интервью, глубинное интервью, личностные тесты и тесты когнитивных способностей , рекомендации, образцы труда, самопрезентации. Понятие ассесссмента. Современные тенденции в ассессменте. Методика оценки персонала " 360 градусов". Оценка кадрового потенциала в процессе деловой игры, ролевых игр и других форм групповой работы.
  5.2. Методы совершенствования персонала.
  Изменение требования к служащим в условиях непрерывных нововведений. Оценка организации для определения необходимости работы по совершенствованию персонала. Пределы повышения компетентности и способности к обучению.Анализ индивидуальных целей Анализ профессиональных задач. Методы совершенствования персонала. Критерии успешности мероприятий по совершенствованию персонала
  5.3. Коучинг.
  Управленческая компетентность: критерии и оценки качеств руководителя.Коучинг в PR-технологиях: в поисках харизмы.Отличия коучинга (индивидуального тренинга)от группового тренинга и от психотерапии.
  
   6. Создание команды
  
   Пробемы мотивации труда и эффективность производства.Этапы развития бизеса. Инжиниринг и реинжиниринг бизнеса. Построение управляющей команды."Золотые" правила формирования Корпоративная культура. Миссия организации. Виды оргконсультирования. Особенности инновационного консультирования.
  
  Тематический план
  1.Введение - 2 часа (л)
  2.Содержание деятельности практического социального психолога - 2 часа (л)
  
  3.Методы сбора информации о кадровых и социальных процессах
  3.1.Методологические основы проведения исследования кадровых и социальных процессов -2 часа
  3.2.Методы сбора данных - 4 часа
  
  4.Методы групповой работы с персоналом-
  4.1. Обзор методов групповой работы с персоналом - 3 ч (л)
  4.1. Классификация методов групповой работы с персоналом - 1 час (л)
  4.2. Общие принципы проведения СПТ - 1 час (л)
  4.3. Тренинг сенситивности - 1 час (пз)
  4.4. Ролевой тренинг - 2час (пз)
  4.3.Социодрама и тренинг социально-психологической компетентности -2 час (пз)
  4.4. . Тренинг продаж - 1 час (пз)
  5.Отбор, подбор и повышение квалификации персонала
  5.1.Технология отбора и подбора кадров - 3часа (л)
  5.2.Методы совершенствования персонала - 1 час (л)
  5.3. Коучинг - 2 часа
  6.. Создание команды - 4 часа (л)
  _______________
  Итого: 24 час - лекций и 6 часов - пз
  
  Вопросы к зачету
  
  1. Практическая и академическая социальная психология
  2.Сферы и направления деятельности практического социального психолога:
  3. Социальный психолог в бизнес-консалтинговой фирме и в качестве менеджера по персоналу в организации
  4.Программа исследования
  5. Методы сбора данных о кадровых и социальных процессах: общая классификация
  6. Опрос
  7. Интервью
  8. Контент-анализ
  9.Фокус- группа
  10.Методика оценки сопротивления нововведениям в организации.
  11.Наблюдение
  12.Классификация методов групповой работы с персоналом
  13.Социально-психологический тренинг
  14.Групповая динамика и управление ею
  15.Разработка программы тренингов
  16.Отбор и подбор кадров
  17.Методы совершенствования персонала
  18. Коучинг
  19.Создание команды
  20. Кадровый ассессмент
  
  Требования к студентам на зачете:на зачете студент должен продемонстритовать владение основными понятиями практической социальной психологии, а также знания основных методов сбора информации о кадровых и информационных процессах, знание методов активного социально-психологического обучения и оценки персонала, основные направления работы социального психолога в колнсалтинговой фирме и в качестве менеджера по персоналу, современные технологии и тенденции развития кадровой работы.
  
  
  Литература:
  
  1. Крюгер М.А., Кейси М.Э. Фокус-группы: практическое руководство. Пер. с англ.
  2.Парыгин Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу. Издательство "Михайлова В.А," - 2000.
  3.Танаев В, Карнаух И. Практическая психология управления. М, 2003
  4.Мангейм Дж. Б, Рич Р.К. Политология: методы исследования.Пер. с англ. М, "Весь мир" , 1997
  5. Практическая социальная психология. - Сб. под ред.
  6.Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. - СПб,: "Светоч", 1994. - 316 с.
  7.Киппер Девид. Клинические ролевые игры и психодрама, - М,: "Класс", 1993. - 222 с.
  8.Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения, Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997. - 144 с.
  9. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг, - М,: "Совершенство", 1998
  10. Ньюстром Д. У. Сканнел Э.Е. Деловые игры и современный бизнес. - М,: Бином, 1997
  11. Пидкасистый П. И. Хайдаров Ж. С. Технология игры, - М,: МПУ, 1996
  12.Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М,: Российское педагогическое агентство, 1995.
  13.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика, - М,: Прогресс, 1993
  14.Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. - Мн,: Изд. В.П. Ильин, 1998
  15.Селихов С. Технология социально-психологических тренингов.М, 2001
  16. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения:тренинги, дискуссии, игры. М, "Ось-89", М, 2001.
   17.Библиотека приключений тренинга и консалтинга. Управленческая культура
  организаций. Сост. Л. Кроль, Е. Пуртова. М, Класс, 2004
  18.Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб, Питер, 2002
  19.Развитие организации и HR- менеджмент. М, Класс, 2002.
  20.Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М, Логос,
  2002
  21.Феофанов В.Ю, Организационная культура и развитие организации.//www.Job-Portal
  22.Интернет=журнал "Персонал-Микс"
  http://www.personal-mix.ru/published/aticle.phtml?at_id=211
  23.Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для
  студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 285 с. - (Сер. "Управление
  персоналом").
  
  http://194.135.105.196/test.html
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Сволота "Механическое Диво"(Киберпанк) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) А.Демьянов "Горизонты развития. Адепт"(ЛитРПГ) А.Калинин "Игры Воды"(Киберпанк) Л.Ситникова "Книга третья. 1: Соглядатай - Демиург"(Киберпанк) I.Eson "Атар"(Научная фантастика) Кин "Система Возвышения. Метаморф!"(ЛитРПГ) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик)
Хиты на ProdaMan.ru Диету не предлагать. Надежда МамаеваЭкс на пляже. Вергилия Коулл / Влада ЮжнаяСеверный волк. Ольга БулгаковаМонсТР из-под кровати. Кароль Елена / Эль СаннаМоя другая половина. Лолита МороЗагадки прошлого. Лана АндервудАртефакт для практики. Юлия ХегбомСемь Принцев и муж в придачу. Кларисса РисОфсайд. Часть 2. Алекс ДЧерный глаз. Проникновение. Ирина Грачильева
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"