Обычно все пишут про навыки саморегуляции и самовнушение: глубоко вздохнуть, сосредоточиться на своем дыхании, внушить себе, что руки-ноги теплые и что я спокоен))
Вполне вероятно.
Но я бы хотела сюда добавить кое-что про копинг-стратегии на экзамене.
Копинг-стратегии - это стратегии совладания с эмоциями.У некторых эмоции ведут себя, как стадо бешеных быков. Поучимся же мастерству матадора)
1. Прежде всего, называем себя умницей и молодцом!!!
2. Во-вторых, желательно сосредоточиться на задаче, а не на том, что про вас подумают окружающие.
Назовем это "методом Маугли": мысленно скажите экзаменационному билету нечто вроде заклинания "мы с тобой одной крови - ты и я!"
3. Еще одна популярная копинг-стратегия - назовем его методом Гарри Поттера
( или агента 007, если хотите). Просто представьте, что вы - Гарри Поттер, Гермиона, терминатор или агент 007 - кому что больше нравится) Как бы они действовали на экзамене?
4. Метод Гулливера: воображаем, что все вокруг - маленькие, неразумные дети, а вы сейчас привнесете в их мир нечто разумное-доброе-вечное))
5. Метод "Давай выпьем!" - Очень хорошо работает представление себя с эзаменатром в неформальной обстановке )))
6. Метод космологический: представляем себе линию своей жизни до экзамена и после. Когда находишься внутри стрессовой ситуации, она кажется бесконечной. А когда снаружи - незначительным эпизолом своей жизни. Так устроен мозг: эмоции, связанные с угрозой - а экзамен - это угроза самооценке и Я-концепции- надувают стрессовую ситуацию как мыльный пузырь. И сразу не разберешь, что он пустой внутри!
Решая задание, иногда, боковым вниманием, представьте, сколько вам сегодня предстоит еще приятных дел. И как вы будете рассказывать о том, что с вами происходило на экзамене!