Шлёнский Александр Семёнович : другие произведения.

Введение в параэкономику

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.27*9  Ваша оценка:


Введение в параэкономику

  
  
   Но дружбы нет и той меж нами.
   Все предрассудки истребя,
   Мы почитаем всех нулями,
   А единицами -- себя.
   Мы все глядим в Наполеоны;
   Двуногих тварей миллионы
   Для нас орудие одно...
  
   А.С.Пушкин
  
   Повсюду славен человек
   Ему неведома усталость
   И не страшит его успех
   И не обманывает жалость
  
   Звуки Му
  
  
  
   1. Основные постулаты
  
   Первый постулат параэкономики звучит следующим образом:
  
   "Homo sapiens - это беспринципное и развратное животное, способное формировать и удовлетворять свои потребности только в процессе коллективной деятельности".
  
   Строго говоря, с этой формулировки должен начинаться любой учебник по любой экономической дисциплине, потому что без неё невозможно нормальное критическое понимание студентами всего последующего материала. Необходимо постоянно помнить, что не всякая коллективная деятельность, связанная с редкими ресурсами, является экономической. К собственно экономической деятельности относится только производство материальных благ и их честный нежульнический обмен. И то и другое подразумевает созидательный труд. Как и любое другое животное, человеческое существо не создано для труда. Трудовая деятельность - это деятельность вынужденная, она органически чужда любому живому существу.
  
   Экономическая деятельность начинается тогда и только тогда когда материальные блага нельзя отобрать у их законных хозяев ни хитростью, ни силой, либо когда отобрать в принципе можно, но возмездие страшно и неотвратимо. Нормальный человек не хочет работать, так же как и нормальная лошадь не хочет ходить под седлом. Общество ломает детей в определённом возрасте, привыкших до того получать всё от родителей бесплатно, приучая их получать блага в обмен на труд, точно так же как объезжают молодых лошадей-неуков, приучая их ходить под седлом в обмен на кормёжку и уход. Труд - это деятельность исходно несвободная. Чтобы сделать свободного человека несвободным, его необходимо духовно сломать и поработить. Образно выражаясь, надеть на него ярмо. Чтобы заставить человека продолжать трудиться в обмен на жизненно необходимые материальные блага, необходимо постоянно и решительно отсекать ему любые нетрудовые способы добычи этих благ.
  
   Но как бы долго и упорно человека ни принуждали и не приучали к труду, как только он обнаруживает достаточно легкий, быстрый, результативный и безнаказанный способ поправки своего благополучия за счёт ближнего, минуя труд, он использует этот способ немедленно и по максимуму. Наиболее известными и распространёнными из этих способов являются профессиональное прошение милостыни, воровство, мошенничество, обман, шантаж, принуждение, вымогательство, злоупотребление властью, и конечно же самый любимый способ всех времён и народов - вооружённое ограбление, масштабы которого варьируют от налёта бандита-одиночки на инкассатора до походов Чингис-хана. Большой интерес с точки зрения параэкономики представляют так называемые "экономические преступления".
  
   К последним относят: монопольные преступления; мошенничество (подкуп, злоупотребление доверием, обман покупателей); цифровые махинации; фиктивные организации; фальсификации бухгалтерских документов; нарушения эргономических требований и стандартов; умышленная неточность в описании товаров; нечестная конкуренция; финансовые нарушения и уклонения от уплаты налогов; таможенные нарушения; валютные махинации; биржевые и банковские нарушения; нарушения, наносящие вред окружающей среде; "отмывание" преступно нажитых денег и собственности. Профессором Кайзером предложена следующая классификация экономических преступлений: Преступления против банковской и акционерной системы обмена; против кредитной системы; системы страхования и свободы конкуренции, включая злоупотребление доверием и ложные банкротства, нарушения авторских прав и прав маркировки. Уклонение от уплаты налогов; таможенные преступления; мошенничество с субсидиями; вымогательство; взятки. Нарушение законодательства об охране труда; преступления против потребителей; преступления против окружающей среды. Прочие мошенничества и спекуляции.
  
   Почему-то в этой приятной классификации позабыли про фальшивомонетчиков и про рейдерство. Вероятно, уважаемый профессор Кайзер отнес их к "прочим". С точки зрения параэкономики экономические преступления являются специфическим видом параэкономической деятельности, вмонтированной непосредственно в экономические процессы и вступающей в противоречие с законом. Но особый интерес вызывает "легальная" параэкономическая деятельность, приводящая к значительному перераспределению материальных благ и негативно сказывающаяся на экономике в целом, которая не может быть причислена к разряду преступных деяний в виду несовершенства закона или, что гораздо важнее, в виду намеренного воздействия на законодательный процесс таким образом, чтобы действующий закон не мешал этой деятельности.
  
   Исходя из вышеизложенного, формулируем второй постулат параэкономики:
  
   Человек включается в экономическую деятельность только в том случае если рядом нет никого, кого можно беспрепятственно обокрасть, облапощить, ограбить или обложить данью, или если попытка это сделать влечёт за собой наказание, риск получения и тяжесть которого заставляют отказаться от внеэкономических действий и поневоле направить усилия на создание материальных благ путём участия в трудовых процессах.
  
   Попробуем немного развить мысль, содержащуюся в первом постулате. Диалектика бытия человеческого общества заключается в том, что мотивация деятельности человека направлена почти исключительно на обслуживание его индивидуальных потребностей, в то время как формирование и удовлетворение последних возможно только в процессе коллективной деятельности. В классической политэкономии советских времён частный случай этого противоречия любили интерпретировать как "антагонизм между общественным характером производства и частной формой присвоения продуктов коллективного труда".
  
   Разумеется, антагонизм между субъективным индивидуалистическим и объективным общественным началом простирается через все сферы человеческой деятельности, а не одну лишь экономику. Пожалуй, лучше других это понимали институционалисты. В то время как в маржинализме и классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума, институционалисты подчёркивали тот факт что человек появляется на свет, обладая лишь определённым набором интенций, которые последовательно канализируются обществом через участие субъекта в деятельности различных социальных институтов. Таким образом, цели и предпочтения отдельно взятых субъектов в конечном итоге формируются обществом.
  
   Например, куклы Барби и Кен являются инструментом для освоения основных институтов консьюмеризма уже для нескольких поколений маленьких американцев. Играя в этих взрослых кукол, дети по сути учатся жить взрослой жизнью. Они одевают своих маленьких проводников во взрослую жизнь в модную взрослую одежду, они учатся форсить и кокетничать, вести себя как взрослые мужчины и женщины, они идут с родителями и со своими взрослыми питомцами не в игрушечный, а в настоящий Барби-суперстор и посещают там Барби-кафе и Барби-рестораны, делают своим питомцам укладки волос, маникюры и педикюры, посещают салоны, обмениваются сплетнями, занимаются шоппингом, проявляют симпатии и антипатии. Каждый штрих в культовом образе, формирующем мировосприятие человека, имеет огромное значение. Так, пресловутая худоба куклы Барби, уже ставшая притчей во языцех, стала причиной анорексии у многих тысяч американских девочек, желающих выглядеть точно так же как их голубоглазая пластмассовая богиня. По сути, маленькие игрушечные взрослые люди формируют потребности, привычки, эстетические наклонности и жизненный стиль подрастающего поколения американцев. Правительства некоторых мусульманских стран запрещает импорт таких игрушек, чтобы дети, играя с ними, не усваивали западный образ жизни. А сколько ещё подобных же символов формирует мировосприятие, потребности и жизненный стиль не только детей, но и взрослых людей!
  
   Однако из верной посылки институционалисты сделали крайне неверный вывод о том, что объективно интересы общества являются первичными. С современной нам точки зрения легко понять, что формирование обществом основных потребностей индивида и основных способов, стандартов и стратегий удовлетворения этих потребностей ни в коей мере не означает, что существование данных потребностей и способов их удовлетворения выгодно для всего общества. Любые социальные институты формируют потребности индивида с единственным расчётом: извлечь выгоду из действий индивида в тот момент когда он начнёт добывать средства для их удовлетворения. Особенно демонстративно это намерение видно в действиях наркодилеров, традиционно дающих первую подсаживающую дозу бесплатно.
  
   Наркодилеру совершенно неважно, какими деньгами ему платят за дозу: трудовыми или добытыми в результате вышеперечисленных параэкономических действий. Точно так же торговцы кока-колой, автомобилями, чипсами, модной одеждой подсаживают людей на свою продукцию с помощью агрессивной рекламы, принимают к оплате деньги, не интересуясь их происхождением, но в отличие от наркоторговцев, первой дозы бесплатно не дают. Таким образом совершенно очевидно, что ни одна человеческая потребность не репрезентирует общество в целом. В капиталистическом обществе потребность репрезентирует заказчика, который получает удовольствие от удовлетворения потребности, и продавца или провайдера, который получает выгоду от продажи своих товаров и услуг, удовлетворяющих данную потребность, и на вырученные деньги может удовлетворить собственные потребности. В такой социально-экономической архитектуре удовлетворение определённых потребностей может быть весьма приятным занятием для отдельных индивидов, оно может быть весьма выгодным для других индивидов, которые торгуют средствами для их удовлетворения, но при этом чрезвычайно пагубным для общества в целом.
  
   Формирование потребностей и способов их удовлетворения происходит стихийно во всей толще общества, но наиболее активно этот процесс происходит в тех общественных институтах, которые создают культовые символы и стандарты данного общества - как человек должен выглядеть, как он должен себя вести, что и как он должен потреблять. Рикардо неоднократно повторял, что потребление является функцией вовсе не экономики, а "привычки и обычая". Таким образом, экономика обслуживает потребности, сформированные вне её собственной сферы и поэтому даже в условиях "совершенной конкуренции", в природе не встречающейся, она с необходимостью испытывает внеэкономические влияния.
  
   Взаимоотношения между экономикой и прочими социальными сферами могут носить многозвенный и реципрокный характер. Например, крупный холдинг, владеющий телевизионными каналами и киностудиями, систематически и целенаправленно вульгаризирует эстетические и информационные потребности своей аудитории посредством показа низкопробных реалити шоу с непременной клубничкой, многочасовых спортивных баталий, светских хроник, салонных сплетен и примитивной рекламы. Делается это с единственной целью - извлечь больше прибыли, ибо статистика массовой культуры неопровержимо показывает: чем низкопробнее зрелище, тем оно доходнее для устроителей.
  
   Таким образом сперва масс медиа и шоу-бизнес целенаправленно формируют "пипл, которые хавает всё" с соответствующим спросовым поведением, а вслед затем уже этот пипл своим кошельком подсказывает экономике, что ей производить. Публика, воспитанная в нужных традициях, хочет больше дерьма. "Их есть у меня!" - радостно отвечает шоу-бизнес и бурно испражняется в публику десятками могучих струй - по одной на каждый телеканал. В данном случае между массовой культурой и экономикой завязывается положительная обратная связь, которая завершается тем, что сектор экономики, обслуживающий массовую культуру, гипертрофируется за счёт сокращения других секторов экономики. Что поделать, если выгоднее вкладывать деньги в "Танец с фаллоимитаторами" и шоу с голыми сиськами чем в хлебопечение и развитие дорожной сети. Если пиплу больше нравится пялиться на обнажённую женскую плоть чем есть недорогой свежий хлеб и ездить по приличным дорогам, то это его потребительское право.
  
   Теперь пришло время кратко обосновать необходимость выделения параэкономики в отдельную дисциплину и дать определение параэкономики. Для начала напомним два определения уже известных экономических дисциплин:
  
   Экономика - это наука, изучающая использование ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования.
  
   Политэкономия - это частная экономическая наука, изучающая взаимоотношения людей в процессе производства и распределения его продуктов.
  
   Микроэкономика изучает в основном структуру и функции метамерных единиц экономической деятельности - домашних хозяйств и фирм - и не останавливается на распределении материальных благ среди работников фирмы достаточно подробно. Макроэкономика изучает глобальные экономические процессы с помощью агрегированных показателей и также проявляет сравнительно слабый интерес к особенностям распределения национального дохода между гражданами страны, не заходящий далее роли социального трансферта. Политэкономия останавливается на распределении более подробно, но никаких иных механизмов кроме некошерного обращения с прибавочной стоимостью тоже не рассматривает.
  
   Параэкономика - это наука изучающая всевозможные методы внеэкономического воздействия на экономическую деятельность применяемые с корыстными целями и приводящие к существенным изменениям в характере производства и распределения материальных благ.
  
   Методологией параэкономики является выявление, анализ и классификация стратегий параэкономической деятельности вне зависимости от характера социального института, в котором данные стратегии применяются. Например, ограбление - это известная стратегия силового перераспределения материальных благ, которая может использоваться бандой школьных хулиганов, средиземноморскими пиратами, техасскими ковбоями, мародёрами, кочевниками, транснациональными корпорациями и правительствами мировых держав.
  
   Во многих случаях следствиями параэкономических воздействий на экономику является не только перераспределение уже созданных материальных благ, но и изменение самой структуры экономики в сторону увеличения производства одних товаров и уменьшения производства других, опять таки к выгоде тех организованных сил, которые занимаются параэкономической деятельностью. Для более детального понимания этого пункта рассмотрим несколько графических моделей.
  
  
   2. Кривая производственных возможностей и кривая максимальной удовлетворённости
  
   Представленная ниже диаграмма иллюстрирует тот факт, что общество может использовать одни и те же ресурсы для производства разных видов продукции. Например картофельных чипсов и компьютеров. Можно произвести больше чипсов в ущерб компьютерам, а можно и наоборот. Кривая PPF показывает все возможные сочетания количеств обоих произведённых продуктов при условии наиболее эффективного использования производственных ресурсов.
    []
  
   Очевидно что с точки зрения наибольшей общественной полезности производители должны найти оптимальную точку на линии PPF, чтобы произвести максимально возможное количество чипсов и компьютеров в нужной пропорции - то есть чтобы как можно больше народа имело возможность лазить по порносайтам, хрустя при этом картофельными чипсами, и при этом не оставалось лишних чипсов и лишних компьютеров. Разумеется, номенклатура продукции, производимой в мировой экономике, гораздо шире чем показано на данной учебной кривой. Поэтому настоящая полевая диаграмма должна строиться в умозрительном N-мерном пространстве, где N - число видов продукции, выпускаемых рассматриваемой экономикой. Вот примерно так.
    []
  
   Оси обозначены (разумеется, опять-таки не все), а кривые предлагается прочертить самому читателю на его вкус. Знание линейной алгебры окажет существенную помощь.
  
   Согласно принятной теории, индивидуальное стремление каждого участника экономической деятельности получить наибольшую прибыль должно привести общественное производство к оптимальной точке на "гиперповерхности" производственных возможностей. Другими словами, экономика, объединяющая всё работоспособное население, постоянно стремится найти наиболее эффективные соотношения между выпуском тех или иных видов продукции, чтобы произвести продаж на наибольшую сумму .То есть, в идеале, при совершенной конкуренции (в природе не встречающейся) , экономика должна максимизировать национальный доход, как отдельная фирма максимизирует прибыль. Если верить современной экономической теории, то это должно одновременно привести к максимальному удовлетворению совокупных потребностей общества.
  
   Теперь рассмотрим кривую индивидуальных потребностей, которая в экономических учебниках явно не присутствует, но всегда подразумевается:
    []
  
   Очевидно, что отдельная человеческая единица тоже постоянно ищет наилучшие варианты очерёдности, длительности и интенсивности удовлетворения своих разносторонних потребностей, обозначенных на вышеприведённой диаграмме (являющейся современной интерпретацией пирамиды Маслоу). Математический аппарат оптимизации, который работает в случае первой кривой, должен работать и в случае второй, потому что и в этом случае тоже используются общие разделяемые ресурсы - время и силы отдельного человека, которые могут быть потрачены в данный момент на получение или каких-то одних радостей жизни или каких-то других, но никак не всех сразу в одно и то же время.
  
   Предположим чисто теоретически, что материальные продукты уже готовы к употреблению и неисчерпаемы, и способность получать счастье от жизни зависит только от возможности индивида использовать уже готовые продукты на собственное благо. Исходя из этого допущения, мы получим кривую максимальной удовлетворённости индивида, которая в учебниках тоже явно не присутствует, но подразумевается:
    []
  
   Как мы видим, субъект должен в течение учётного периода времени сбалансировать свою активность в плане выпивки и закуски, выходов в свет, спортивных развлечений и амурных похождений, в процессе которых он волен использовать материальные блага без ограничений, но разумно и по назначению, то есть не переводить их зря и не уничтожать намеренно. Очевидно, что при таком подходе повышение количества материальных благ выше некоторого уровня не имеет смысла, потому что у человека не хватит времени и сил их использовать (ибо известный вариант "а шо нэ зъим то понадкусаю!" мы исключили). При этом мы увидим, в каких количествах и в каких пропорциях данный субъект желает потреблять материальные блага для достижения наибольшего счастья.
  
   Теперь нам осталось лишь обобщить данное теоретические допущение об индивидуальных потребностях одной человеческой особи на всю популяцию. Для этого необходимо добавить одно новое условие, согласно которому одни только материальные блага не обеспечивают всей полноты удовлетворения потребностей индивида, ибо кроме товаров необходимы ещё и услуги, которые оказываются другими людьми, а значит при любом количестве материальных благ люди должны делить своё время между оказанием и получением услуг. В процессе оказания услуг индивид удовлетворяет чужие потребности, а процессе их получения, естественно, свои собственные.
  
   Таким образом, распределение времени и сил индивида должно учитывать не только его желание удовлетворять собственные потребности, но также и необходимость оказывать услуги другим чтобы получать услуги взамен. В результате мы получим кривую максимального удовлетворения общественных потребностей, которая отличается от индивидуальной только тем, что в ней кроме материальных благ указано совокупное распределение времени между оказанием и получением различных услуг, которое делает общество максимально счастливым.
    []
  
   Теперь нам осталось сделать последний шаг от идеальной кривой максимального удовлетворения общественных потребностей к реальной. Для этого мы должны добавить туда оси, репрезентирующие не только время и силы, затраченные на взаимное оказание услуг, но и трудовую деятельность по созданию материальных благ. В виду очевидности структуры данной диаграммы мы её приводить не будем.
  
   Индивид постоянно пытается решить сам для себя чего он больше хочет, или чего он хочет в первую очередь, исходя из количества денег в кошельке. Эти индивидуальные поиски складываются в попытки всего общества точно так решить для себя, чего оно больше хочет, исходя из того, что в принципе может произвести национальная экономика, которая является в данном случае аналогом индивидуального кошелька. И индивидуальный кошелёк, и всеобщую экономику можно заставить работать на разные нужды. На какие именно, решает в первом случае владелец кошелька в горячих дебатах между совестью и долгом, а во втором - всё общество в ещё более горячих дебатах между отдельными его членами. Технические аспекты решения этого вопроса обществом зависят от общественно-экономической формации. Например в стране развитого социализма этот вопрос традиционно решал Госплан, а в капиталистических странах - невидимая рука рынка.
  
   Таким образом, различие между индивидуальным и общественным поиском оптимального удовлетворения потребностей заключается в том, что на уровне индивида конкурируют между собой желания самого индивида, репрезентированные в его сознании, в то время как на уровне общества конкурируют между собой носители вышеуказанных желаний, то есть, сами индивиды. Экономическая деятельность ежеминутно, ежесекундно испытывает сильнейшее давление со стороны общества, причём это давление абсолютно некогерентно. Каждая социальная группа, каждый социальный институт, общественный класс, группировка, клика - пытаются заставить остальное общество производить те товары и оказывать те услуги, которые обслуживают именно их потребности, причём они хотят получать эти товары и услуги от общества как можно дешевле, а в идеале - вообще даром.
  
   Таким образом, идеальное соответствие между кривой производственных возможностей и кривой максимального удовлетворения общественных потребностей практически недостижимо ни в одном из упоминаемых в учебниках варианте: эгалитаристском, утилитаристском, роулсианском или рыночном. Реальная экономика всегда повёрнута лицом в сторону элиты и противоположным местом - к остальной части населения. С точки зрения параэкономики элита - это социальная группа, параэкономическая деятельность которой оказалась наиболее успешной. В результате параэкономической деятельности элиты экономика теряет эффективность, то есть производственные возможности не развиваются оптимальным образом и используются не в полной мере, и номенклатура производимой продукции отвечает требованиям не всего общества, а его привилегированной части, зато эта привилегированная часть наслаждается благами жизни, поневоле создаваемыми менее счастливыми участниками экономического процесса.
  
   Привилегии и богатство - это составные части параэкономического могущества элиты. Обладание значительным капиталом облегчает ведение легальной параэкономической деятельности, а параэкономическая деятельность даёт возможность эффективно увеличивать капитал посредством внеэкономического изъятия средств из национальной и мировой экономики.
  
   Привилегированная, богатая часть общества и его эксплуатируемая бедная его часть по разному удовлетворяют одни и те же потребности. При этом они конкурируют за одни и те же экономические ресурсы. Возьмём, например, потребность в медобслуживании. Богатые хотели бы потратить экономические ресурсы страны на строительство суперэлитного сверхдорогого госпиталя на Лазурном берегу для вживления силиконовых грудей, пластической хирургии, восстановление эрекции и общего омоложения организма, в то время как бедные предпочли бы построить на эти деньги в рабочих районах десяток обычных больниц, в которых могут вылечить грыжу и бронхит за умеренную плату. Учитывая, в чьих руках находится капитал нетрудно сказать, что в итоге будет построено, а что нет.
  
   В современной экономике, с её возросшей производительностью труда, стоимость общественных благ, перераспределяемых элитой в свою пользу параэкономическими методами, значительно превышает стоимость предельного продукта создаваемого этой элитой в качестве предпринимателей. Именно этот факт является причиной постоянно увеличивающегося кредитного долга граждан США и национального долга этой страны.
  
   Необходимо специально подчеркнуть, что параэкономическая деятельность - это не только присвоение большей части прибавочного продукта, создаваемого в процессе производства, известная из марксистской политэкономии под именем "капиталистической эксплуатации трудящихся", но и ещё целый миллион законных и противозаконных способов выжуливать деньги и материальные ценности у общества, не производя ничего ценного и не отдавая обществу ничего взамен.
  
  
  
  
  
  
Оценка: 4.27*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"