Шорин Алексей Николаевич : другие произведения.

Оправдание Веры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

                          ОПРАВДАНИЕ ВЕРЫ.

     ...И тогда дон Маурицио спросил у священника, верит ли тот, что
каждый человек достоин своего Бога. На что отец Альварес ответил
молчаливым кивком головы.
-  Следовательно, - предположил дон Маурицио, - по ту сторону смерти
мы будем судимы по законам своих Богов?
- Совершенно верно.
-А вера?
-  У  каждого  она своя...  Если ты веришь в ад и рай,  то  непременно
окажешься  либо в первом, либо во втором, если веришь в  переселение
душ, то твоя душа будет перевоплощаться, а если не веришь ни во что,
то исчезнешь в небытие.
- Но это же ересь, святой отец!
- Да, сын мой, - равнодушно подтвердил священник.
          Ф. Молина, “Похвала еретикам”, VI:37.


                                 НАЧАЛО.

     Испытывая, подобно Малларме, ужас перед чистым листом бумаги, я
испытываю еще больший ужас в ожидании того, что появится на нем.
    А. Шорин, “Сестренка”.

     Эта  удивительная  история была рассказана  мне  сестрой  одним
дождливым  летним вечером. Предыстория её такая: придя  в  тот  день
домой   я   застал  Исиду  за  чтением  пятого  тома   Encyclopaedia
Britannica:  империя  Каролингов,  квадратура круга,  Кёнигсбергская
летопись,  Королевский шекспировский театр, Каракалла... И  добравшись
до  момента, когда сей император убив своего сводного брата, взял  в
жены  его  мать,  -  она захлопнула книгу и скользнула  на  кухню  в
поисках кофе.
     
     Мы  сидели в маленькой гостиной за партией в шахматы  и  чашкой
обжигающего  кофе с коньяком. Я курил. Исида морщилась от  табачного
дыма и лениво бормотала:
     -   Калигула,   Коммод,  Клавдий,  Каракалла...Констанций   Хлор,
Константин...Конкорд...
     - Причем здесь “Конкорд”?
     -  Не  знаю...наверное,  ни  причем... -  рассеянно  ответила  она,
передвигая по диагонали на c8 своего белопольного слона.
     Смеркалось.  Было слышно как за открытым окном шелестит  мокрая
листва.
     Исида  безуспешно пыталась взломать защиту Филидора - мой белый
король посмеиваясь и корча рожицы все уходил и уходил от бесконечных
наскоков  кочующей  по  всей  доске ладьи.  Наконец,  сестренке  это
m`dnekn  и,  чтобы отвлечь себя от все более проблематичных  поисков
ничьей, она спросила:
     -  Слушай,  давай  закончим эту партию и я расскажу  тебе  одну
историю про рыцаря, девушку и ведьму?
    - Что за история?
    - Qui pro quo1[1], - сказала Исида.
    И, улыбнувшись, я согласился на ничью.

     Исида,  по  её словам, извлекла эту историю из обрывков  старых
книг,   полу  истлевших  документов  и   одной  пыльной  французской
рукописи   конца  XV  века,  найденной  на  задворках   Исторической
библиотеки.    Ныне   все  эти   материалы  по  странному   стечению
обстоятельств  исчезли,  и никто уж не в силах  ни  подтвердить,  ни
опровергнуть этого рассказа.


                                 РЫЦАРЬ.

У нас до сих пор еще господствует мнение, что рыцари - это цвет
средневекового общества, пример безукоризненной морали и
нравственности. Нам придется развеять это приятное заблуждение и
сказать, что рыцарство не более чем одно из сословий с множеством
как добродетелей, так и пороков, как достоинств, так и недостатков...
          К. Блие, “Критическая история французского рыцарства”.
     Говорят,  что  это  произошло в 1221 году, на  юге  Франции,  в
Лангедоке,   охваченном   альбигойскими  войнами.   События   первых
десятилетий  XIII  века придали судьбе альбигойцев  флер  рыцарского
героизма,  и,  возможно, наш будущий герой попал  в  водоворот  того
бурного   времени.  Подлинных  документов  подтверждающих   это   не
осталось.   Утешением  этого  досадного  обстоятельства  нам   может
служить,  пожалуй, то, что вся эта религиозная заварушка с  участием
римских  пап  и  графов Тулузских не имеет к нашей  истории  прямого
отношения.
     
     Некий   рыцарь  скучал  в  своем  родовом  замке.   Замок   был
тяжеловесен  и  мрачен, как впрочем и все замки того  времени,  -  и
вместе  с  окружающим  его  старым дубовым лесом  представлял  собой
весьма удручающую картину.
     Ранее,  рыцарь, как и положено человеку его положения и  звания
проводил  время  в  забавах  и  развлечениях2[2].  Он  рано  потерял
родителей: отец был смертельно ранен на одном из рыцарских турниров,
а  мать  скончалась через полгода, во время родов, будучи  беременна
сестрой рыцаря.
     И  ничто  не удерживало рыцаря в родовой обители. Он  частенько
участвовал  в рыцарских войнах, которые, к слову говоря,  отличались
удивительным однообразием: объединившись со своими дружками,  или  в
одиночку набрав отряд из своих подданных он нападал на чужие имения,
сжигал поля, грабил крестьян и насиловал женщин.
     Пирушки  с  друзьями превращались в оргии пьянства и  разврата,
продолжавшиеся порой целыми неделями - после чего собутыльники  едва
     depf`q| на ногах, глупо улыбаясь и что-то невнятно бормоча, уползали
по  домам,  а  рыцарь  подсчитывал убытки,  нанесенные  его  винному
погребку.   Затем,  естественно,  в  целях  компенсации,   следовало
незамедлительное повышение налогов с подвластных деревень. Крестьяне
глухо роптали, но не сопротивлялись и платили исправно. Такова  была
традиция, а традиция была свята для средневекового человека.
     Так  могло  продолжаться достаточно долго, если бы  однажды,  в
минуту  прозрения - рыцарь бы не понял, как бесцельно  проходит  его
жизнь,  как неотвратимо, все глубже и глубже, его засасывает трясина
бессмысленности бытия...
     Он  стал  испытывать почти физическое отвращение к  той  жизни,
какую  вел.  Так и останется загадкой, что же заставило  рыцаря  так
изменить  свою жизнь - была ли это воля человека или воля  Бога?  Но
ничто случайного, как известно, в этом мире не происходит.
     Кости были брошены.
     Но  постичь  тайну  своего предназначения оказалось  не  так-то
просто. Долгие годы потребовались ему на то, чтобы принять и  понять
одну истину: каждый человек волен сам выбирать свой путь, и каков бы
этот  путь  ни был с точки зрения других людей, он будет  верен  для
него, если только свято верить...
     Отрекшись от былых забав, рыцарь посвятил себя поиску любви...
     
     О,  насмешница-жизнь! - единственное, чего  недоставало  нашему
герою,  чем  он  был обделен по лукавой иронии судьбы  -  это  любви
женщин.  Он  часто  испытывал влечение - но  никогда  не  любил.   И
женщины  не  любили  его  -  что в общем-то  было  странно:  он  был
достаточно богат, смел и красив, вежлив и обходителен - так что даже
невозможно  было  понять  причины  равнодушия  к  нему  со   стороны
прекрасного пола. Большинство женщин неопределенно пожимали плечами,
и  лишь  немногие из них признавались, что при общении с рыцарем  на
них  находил  непонятный  страх  неизвестной  природы,  который   не
оставлял  их  ни на мгновение - и отпускал лишь только тогда,  когда
они  уходили из замка рыцаря. И очень скоро произошло так,  что  его
дом не стала посещать ни одна дама. Прекратились и визиты соседей  -
ибо что за веселье без женщин. И рыцарь остался один. Но он верил  в
то,  что  найдет женщину своей судьбы. Верил в скрещение путей  двух
одиноких истерзанных душ, которым дано обрести покой.
     Часами он просиживал в своей библиотеке, перечитывая мыслителей
и  поэтов былых времен, тщетно пытаясь найти ответ на вопрос: что за
чувство  любовь и всякому ли человеку дано испытать её  волнительное
прикосновение?
     Иногда  ему казалось, что он обрел это чувство, но очень  скоро
образ Дамы сердца превращался в образ обыкновенной женщины.
     Неверный туман рассеивался.
     Женщина  оставалась  женщиной, а не той  воображаемой  богиней,
которой он страстно желал посвятить свою жизнь.
     Рыцаря звали Франсуа Клермон.


                                СТАРУХА.

Старуха - ведьма с глазом черным
Пришел я к ней в неверный час...
    Г. Фабер, “Гадалка”.

      Он   разуверился  в  собственных  силах  и  в   силах   своего
единственного оставшегося друга, епископа Тулузского, что уговаривал
не роптать на судьбу и положиться на волю божественного Провидения.
     Но, неисповедимы пути Господни - и Франсуа Клермон обратился  к
одной  женщине,  старухе, которой никто не знал, сколько  лет  и  не
помнил,  как  она появилась в этих краях. Даже имя  её  было  никому
неизвестно.
     Старуха отшельнически жила в чаще дубового леса - презренная  к
благам и тщете суеты бренного мира.
     Её история?
     Одни   говорили,  что  в  молодости  она  была  очень  красива,
происходила  из знатного дворянского рода и была любовницей  герцога
Бретанского.  Но однажды, глухой полуночью, возвратясь с  неудачной,
из-за  проливного  дождя охоты, герцог застал её  в  постели  своего
младшего  брата  Артюра. После чего он повелевал  постричь  брата  в
монахи,  а  изменницу - изгнать из своих владений. Другие,  уверяли,
будто  бы  старуха  незаконнорожденная дочь благочестивого  Людовика
VII,  которую,  едва  она  родилась,  оторвали  от  матери  (  -  её
собственноручно  задушил королевский духовник архиепископ  Реймский,
дабы избавиться от свидетелей венценосного грехопадения) и бросили в
корзинке  вниз  по  Роне  -  это  весьма  сомнительное  утверждение,
восходящее,  очевидно,  своими  истоками  к  истории  ветхозаветного
Моисея  и  персидского  царя  Кира, основателя  державы  Ахеменидов.
Третьи были убеждены, что старуха, здесь жила с незапамятных времен.
Якобы  еще  отцы и деды ныне живущих рассказывали об одной  старухе,
которая  живет  в  лесу,  и лес тот заколдованный  -  попавший  туда
никогда  более  не возвращается обратно, а становится оборотнем  или
василиском  с  головой петуха, туловищем жабы и  хвостом  змеи.  Эта
последняя  версия  кажется  нам уж совершенно  неправдоподобной,  но
весьма показательной с точки зрения средневекового суеверия.
     Как  бы  там ни было, но отшельница пользовалась дурной  славой
черной  ведьмы, насылающей несчастья на людей и мор на животных.  На
её  счастье,  костры  на  которых  сжигали  женщин,  согрешивших   с
дьяволом, запылали лишь полтораста лет спустя.
     Она не удивилась, когда увидела богатого сеньора переступающего
через порог её хижины - маленькой и сгорбленной, как и она сама.
     -  Я  знала, что рано или поздно ты придешь сюда, - проскрипела
она.
    - Откуда тебе было знать?
    Старуха не ответила ему на вопрос, а лишь сказала:
     -  Не  странно  ли  то, как быстро люди теряют  веру,  с  какой
легкостью  оставляют надежду, чтобы потом...Так что привело  тебя   ко
мне, рыцарь?
     Франсуа  сказал,  что имеет к ней одну просьбу,  но  для  того,
чтобы  исполнить  её,  он  хотел бы убедиться  в  том,  что  старуха
настоящая ведьма.
     -  Как  ты  хочешь, чтобы я тебе доказала это? -  спросила  она
бесцветным голосом.
    - Расскажи о моем прошлом, - сказал он.
    Старуха только легко улыбнулась.
     И  рассказала всю его жизнь, точь-в-точь как она и происходила.
Поведала  о  нем,  о  его  родителях и предках,  о  младшей  сестре,
утонувшей  в  пруду, когда Франсуа было двенадцать лет. Теперь  этот
пруд зарос травой, и говорят, будто бы раз в год маленькая девочка в
белой  рубашке  ночью выходит из воды, и требует  отмщения  за  свою
невинно   загубленную   душу...  Говорила   о   таких,   казалось   бы
малозначительных подробностях и вещах, как цвет глаз его  матери,  о
трех  родинках  на  её  левой  груди; о привычке  отца  каждую  ночь
обходить все комнаты замка в поисках привидений;  о том, что упав  с
лошади пять лет назад Франсуа сломал себе руку и пропустил рыцарский
турнир,  где считался фаворитом; что в шестнадцать лет его совратила
двоюродная  сестра  Жаклин, которая была на два  года  старше;   что
слева  в его спальне есть потайная дверь, которая открывает  вход  в
туннель,  заканчивающийся  в этом лесу  -  дверь  была  сделана  его
прадедом Себастьяном Клермоном в 1095 году и никто не знал  об  этой
двери  кроме  старших сыновей каждого поколения; что прошлой  зимой,
когда  от  него ушла Мари де Клюни, вдова барона Винсента да  Клюни,
Франсуа  зло бросил ей вслед: ”Жалкая ханжа! Жаль что твой муж  тебя
не  слышал!” - на следующий день он на коленях вымаливал прощения  у
этой женщины;
     ...а сейчас в замке сеньора, повар Жак готовит жаркое из свинины,
которое хозяин заказал на обед...
    Франсуа Клермон остановил её жестом руки.
    - Что-нибудь не так? - удивилась старуха.
     -  Нет, теперь я верю, что ты сможешь помочь мне. Дело  в  том,
что...


                              ПРЕДСКАЗАНИЕ.

     ...Не  думайте,  что  в гаданиях на картах вы найдете  все  тайны
жизни.  Предсказание  - не более   чем игра судьбы: Она хочет  чтобы
вы поверили, что будет так, как она и предсказывает. И только от вас
зависит довериться ей или послать к черту.
    Э. Фишер, “Диалоги мистиков”.

     Дело  в  том,  что рыцарь Франсуа Клермон желал знать  имя  той
женщины, которая станет его судьбой, с которой он обретет счастье  и
покой. Гадалка долго раскладывала и мешала карты. Бормотала себе под
нос:
      -   Тройка  кубков...Меркурий  во  второй  декане  Рака,  тройка
мечей...Сатурн во второй декане Весов...да-да...Королева Кубков и  ловушка
-  голос  чувств и Рыцарь Посохов - восторг и порыв или  сгорит  как
солома...
     Девятка пентаклей. Дама в саду с птицей в руке. Видеть приятное
и не замечать неблагосклонного...
     Восьмерка  мечей. Связанная женщина в окружении  восьми  мечей,
вонзенных в землю. Один решает за другого и вовремя вмешательства не
распознать...
     Двойка  кубков. Мужчина и женщина с чашами; их  осеняет  символ
желания  -  крылатый  лев. Любовь приходит не  извне.  Готов  ли  ты
связать свою судьбу с другим человеком?...
    Гадалка все раскладывала и раскладывала карты.
    - Назови карту, рыцарь!
    - Семерка посохов.
    - Малое колебание - верное поражение, рыцарь.
     И  снова  забормотала:  “Посохи - странствия...Солнце  в  десятом
доме...Имя, где же имя...да, вот оно...”.
    Черный, неизвестно откуда взявшийся кот прошмыгнул между рыцарем
и гадалкой и недобро зашипев забился в угол комнаты.
    Старуха выронила карту.
    Рыцарь смотрел в сверкающие кошачьи глаза.
    Кот бил об пол хвостом.
     Гадалка  побледнела и сказала, что не стоит ему знать имя  этой
женщины.
    - Тебе лучше уйти...уйти сейчас, пока не поздно.
     Рыцарь  сказал,  что  не боится своей судьбы.  На  это  гадалка
презрительно поморщилась и сказала, что только слабоумный  может  не
боятся своей судьбы.
     Франсуа  Клермон усмехнулся и настойчиво попросил  назвать  ему
имя. Сказал, что не уйдет отсюда не получив того, за чем пришел.
     -  Очень  странный  расклад,  -  сказала  гадалка,  -  и  очень
неблагоприятный. Уходи!
     -  Не  испытывай  меня более, старая женщина, -  твердо  сказал
рыцарь, - только назови имя!
     - Что же, воля твоя, - сказала старуха, - только знай: только с
одной  этой  женщиной ты будешь счастлив, и она  будет  счастлива  с
тобой. Сейчас ни ты, ни она не знаете друг друга. Ты найдешь её.  Ты
не  должен останавливаться ни перед какими препятствиями,  чтобы  её
найти,  не  должен усомниться в своем выборе...Потеряв  её  ты  будешь
знать, что не найдешь никого, с кем будешь счастлив...и остаток  жизни
проведешь  или в отшельничестве или в изгнании. Согласен  ли  ты  на
это?
    - Имя! - закричал Франсуа.
     - Согласен ли ты? - все тем скрипучим голосом повторила старуха
свой вопрос.
    - Да, согласен. Имя!
    - Её зовут Сола.
    - Я никогда прежде не слышал такого имени, - сказал Франсуа.
     -  Я  тоже,  -  ответила старуха, - и поэтому  не  хотела  тебе
говорить.  Обыкновенно  люди  со столь  редкими  именами  или  очень
счастливы или очень несчастны, как счастливы и несчастливы  те,  кто
разделит с ними свою судьбу...Благоразумнее не становиться перед таким
выбором,  но  ты  свой выбор сделал. Молись своему  богу,  чтобы  он
принес тебе удачу. Теперь иди.


                                 ПОИСК.

      Говорят, что Генрих Бранденбургский настолько любил свою  жену
красавицу  герцогиню  Маргариту  Саксонскую,  что  даже  у        её
смертного  одра он не поверил в её смерть. Он до  конца своей  жизни
считал, что его обманули  и подменили тело. Верил в то, что она жива
и  ждет    его.  Его посчитали сумасшедшим и заставили  отречься  от
престола. Герцог Бранденбургский умер в нищете и место его могилы до
сих пор неизвестно.
        А. фон Рингвальд, “История Саксонии”.

     Он  начал  поиск этой женщины немедленно. Историю этих  поисков
Франсуа  Клермона  переиначат в своих  авантюрных и  приключенческих
романах  авторы  следующих столетий. Суть всех  историй  сводится  к
следующему. Доблестный и смелый рыцарь седлает своего верного  коня,
и  несется по первой же дороге, останавливаясь в каждой деревне и  в
каждом городе, заводит разговор с людьми и выясняет не знают ли  они
женщины, что он ищет. Отрицательные ответы не смущают его. Он знает,
что рано или поздно он найдет ей, сколько бы времени ни продолжались
поиски. Нечто подобное, как мы и увидим, случилось и с нашим  героем
- все в мире повторяется, и история всех поисков, это история одного
единственного поиска одного единственного человека.
     Доблестный рыцарь проскакал без особых приключений и без особых
новостей   относительно  названного  гадалкой  имени  все  Тулузское
графство; в Аквитании он повздорил с одним не менее доблестным, зато
не  в  меру  ревнивым  рыцарем Карлом Бижу, чью  даму  сердца  звали
Соланж.   Этот  ревнивый  рыцарь  отчего-то  решил,  что   взявшийся
неизвестно откуда человек с пронизывающим острым взглядом  имеет  на
неё  претензии. В состоявшейся дуэли Франсуа Клермону пришлось убить
противника,  дабы  не  быть заколотым самому. Правда,  потом  нашему
герою  пришлось  бежать  на  север, спасаясь  от  мести  разъяренных
родственников покойного. Родственники, также как и рыцарь Карл,  над
телом  которого безутешно рыдала несчастная невеста, никак не  могли
взять в толк, что Клермону не нужна была Соланж - он искал Солу.
     Близ  Бурбона  он едва не стал жертвой так называемых  рыцарей-
разбойников,  что промышляли на дорогах грабежом и насилием,  находя
сие занятие весьма достойной забавой.
     В  монастыре святого Галлена  он подделал грамоты и  прикинулся
личным посланником Лионского епископа Тардье, благодаря чему получил
доступ к монастырским архивам. Тоже самое он проделал в Ле-Пюи  и  в
Вьенне,  а  в  Арле  за подобную выходку ему чудом удалось  избежать
казни.
    Наш герой пустился на хитрость - прикинулся умирающим и призывая
священника, чтобы тот исповедовал и причастил его. Старик Раванелло,
местный священник возблагодарил Бога за еще одну раскаявшуюся  душу.
Но  душа  Франсуа  Клермона не собиралась  ни  в  чем  раскаиваться.
Раванелло  понял это слишком поздно, когда едва оставшись с  Франсуа
наедине в тюремной камере был поприветствован ударом кулака в  лицо.
После   чего  пленник  спешно  нацепил  на  себя  облачение   своего
несостоявшегося исповедника, после чего сгорбившись, и прикрыв  лицо
глубоким капюшоном благополучно выбрался из застенков.
     В  венецианском кабачке “Терпеливый пес, бегущий берегом моря”,
не  менее  терпеливый  хозяин этого заведения, Франческо  Тольди,  в
течении  нескольких  часов отвечал на вопросы все  более  пьянеющего
Франсуа  относительно  того можно ли найти в их  городе  девушку  по
имени  Сола.  В  конце концов хозяин отрицательно  покачал  головой,
qj`g`b,  что  не  знает ни одной девушки с таким именем,  и,  вообще
слышит его впервые. А потом сказал неожиданно погрустневшему рыцарю,
что  знает  много других прекрасных девушек, которые будут счастливы
познакомиться  со  столь  знатным и красивым  сеньором.  Но  Франсуа
поблагодарив, отказался от его любезной помощи.
     По  прошествии пяти лет поисков Клермона занесло так далеко  на
север к бородатым и диким голубоглазым племенам, наследникам Сигурда
и  Брюнхильды,  что  он уже не мог восстановить весь  свой  маршрут.
Франсуа  уже  мало  был  похож на того доблестного  рыцаря,  который
однажды  погожим летним днем выехал из ворот своего замка в  поисках
единственной  женщины.  Его  лицо обветрило,  а  руки  огрубели,  он
переболел  неизвестной болезнью - бредил о Соле на кровати  датского
крестьянина Грейнбрахта, который терпеливо выхаживал его. Память  об
этой  болезни  осталась  с ним до конца дней  в  виде  ужасных  мук,
которые   ему  доставляли  резкие  движения.  Во  Фландрии  какой-то
сумасшедший  и  пьяный, абсолютно невменяемый виконт прострелил  ему
ногу,  наградив хромотой за все тот же вопрос о Соле. Однажды  ночью
он  проснулся от мысли, что не помнит имени своей матери - а к  утру
ему почудилось это неверным сном.
     Как-то  ему стало чудится, что первая встретившаяся ему девушка
будет  Солой.  И каждая следующая становилась для него снова первой.
Он был уже близок к помешательству, когда все-таки нашел её.


                                  СОЛА.

Итак, пройдя чрез множество преград,
Приблизился я к той, чьим именем я грезил...
    У. Конте “Фея снов”.

     Это  случилось  в  деревушке близ Роскилле3[3],  когда  истекал
седьмой год его поисков.
     Все  гениальное,  как известно, просто.  И,  смеем  добавить  -
случайно.  Франсуа, уже по обыкновению, заночевал на  Богом  забытом
постоялом дворе. Дочь хозяина этого постоялого двора звали Солой.
     Доблестный рыцарь Франсуа Клермон так долго искал её, что почти
не удивился тому, что, наконец, нашел. Он знал, что это случится - а
время подобно пружине, что можно сжимать и растягивать.
     Он  узнает случайно, что её зовут Сола. Мать кликнула её, чтобы
та принесла ей из погреба кувшин с вином. Окрик потревожил Франсуа в
тот  момент,  когда  он смотрел на безобразную гравюру  на  стене  с
изображением не то датского короля на охоте, не то пьяного идальго с
соколом.
     Он  поднял глаза и увидел её. Сейчас трудно сказать красива она
была  или  нет - безжалостное время не сохранило нам её портрет.  Мы
можем судить это на основании скупых данных которыми делятся авторы,
как сказано в начале, утраченных книг.
     Сола  была  невысока  ростом, но с роскошными  длинными  рыжими
волосами, стянутыми чуть пониже затылка голубой ленточкой. На вид ей
было  не больше двадцати двух- двадцати трех лет. В глазах лукавство
и немного взбалмошности.

     Не стоит подробно рассказывать о том, как Франсуа Клермон завел
беседу  с  её  отцом.  Он  представился  путешествующим  французским
сеньором  -  что  было не так и далеко от истины. Потом  они  выпили
немного  вина,  поговорили  о  делах хозяина,  о  дождливой  погоде;
ненароком  разговор зашел о дочери...она проходила мимо...её представили
Франсуа.  Девушка  смутилась и покраснела. Он же  постарался  скрыть
свое  волнение  и  ему  это удалось. Спросил,  откуда  у  неё  столь
необычное  и редкое имя. Но ни мать ни отец не могли этого объяснить
- отчего-то мысль об этом никогда не приходила им в голову.
     Так  или иначе, но рыцарь пробыл на этом постоялом дворе девять
дней,  и  поздним  вечером, на исходе девятого  дня,  Франсуа  вором
прокрался по дому и тихонько постучал в дверь Солы. Девушка отворила
дверь и удивленно посмотрела на постояльца.
    - Вы что-нибудь хотите? - спросила она.
     -  Я  все  объясню... - ответил он, - только разреши  мне  войти,
пожалуйста.
    Чуть поколебавшись, она согласилась.
    Что же произошло потом?
     Франсуа рассказал подлинную цель своего мнимого путешествия, на
что  девушка,  очевидно, только из вежливости не назвала  его  вслух
сумасшедшим.  Она  не  проявила никакого интереса  к  этой  истории.
Сидела  молча и ждала, что еще он скажет. Но он тоже молчал.  Молчал
от  удивления - ведь гадалка сказала ему, что это девушка тоже  ищет
его,  и  вот  теперь, когда он приходит к ней, она сидит  сложив  на
коленях руки и никак не реагирует.
     Он посмотрел ей в глаза. Сола отвела взгляд. Ей стало страшно и
она попросила его уйти. Тогда он встал и ушел.


                                 КОНЕЦ.

     Когда  граф Анри Шартрский остался один в осаждаемой сарацинами
крепости, и с горечью, видя неизбежность поражения - понял,  что  не
вынесет  такого  унижения,  и, со словами  “Missa  est4[4]”  пронзил
кинжалом сердце.
    “Хроники крестовых походов”, Т.2, XIII:26.

    Наутро, попрощавшись с хозяином, и не говоря ни слова о причинах
столь  внезапного отъезда, Франсуа Клермон покинул  постоялый  двор.
Загнав  тридцать  девять  лошадей, он, спустя  ровно  двадцать  дней
яростно  распахнул дверь хижины гадалки, что чуть  не  сорвал  её  с
петель.
     Она,  казалось нисколько не удивилась его появлению, и даже  не
шелохнулась. В глазах у неё была горечь.
     - Ты обманула меня! - в бешенстве закричал рыцарь, - я нашел её
-  но  она  оказалась совсем не та, что я ждал и она ждала не  меня!
Зачем ты это сделала!
     -  Безумец! - неожиданно громко крикнула старуха, - Я знаю  всю
твою  историю...Я  предупреждала тебя, но ты забыл: ты засомневался  в
своем  выборе  и  ушел тогда, когда нужно было остаться.  Теперь  ты
потерял её навсегда и никогда не будешь счастлив...Ты сам виноват! Что
fe ты теперь от меня хочешь?
    Старуха так посмотрела на него, что он неожиданно понял, что она
права.   Он   ощутил   внутри  себя  абсолютную   пустоту,   которую
обволакивала тьма предрешенного предсказания.
    Франсуа попятился назад и вышел прочь.
     Вслед ему промяукал черный старухин кот. Рыцарю показалось, что
кот издевательски смеялся над ним.
    На пятнадцать лет он сделался добровольным узником своего замка.
С  тех  пор  его  не разу не видели вне стен родовой крепости.  Лишь
иногда  он  выходил  на  крепостную  стену  и  тем,  кто  видел  его
становилось не по себе от зрелища этой жуткой фигуры в черном плаще.
    16 мая 1243 года Франсуа Клермон скончался от разрыва сердца.

    Что до судьбы Солы, то её нашли заколотой у себя в комнате через
три дня после того, как с постоялого двора уехал Франсуа Клермон.


     На  этом  история, рассказанная Исидой заканчивается. Сестренка
устало  мотнула головой и сказала, что уже поздно и пошла  спать.  Я
пожелал ей спокойной ночи и побрел на кухню.
    Я пил холодный кофе и курил.
    История Исиды не выходила у меня из головы.
    Я верил в реальность этой истории.
    Ведь все истории - реальны.
     Мне  не  давала  покоя  загадочная  смерть  Солы.  Я  с  трудом
удерживался от искушения, чтобы разбудить сестренку и расспросить её
об  этом:  было  ли это самоубийством или убийством,  или  здесь  не
обошлось без влияния мистических сил...
     Я  спрошу  у ней завтра утром. Да, утром, когда она ещё  совсем
сонная,  встанет, прошлепает в халате и тапочках на  босу-  ногу  на
кухню, и примется готовить нам завтрак. Банальная молочная каша, или
не менее банальный омлет? - не имеет никакого значения...
    А сейчас...
     Я  взял чистый лист и стал писать: “Эта история была рассказана
мне сестрой одним дождливым летним вечером. Предыстория её такая...”.

                ad. XV - IX Cal. Aug. MM a. d.



                             Конец формы

_______________________________
1[1] Что-то за что-то (лат.)
2[2] Согласно одному средневековому ученому, всего таковых
насчитывалось пятнадцать: охота, ловля рыбы, фехтование, бой на
копьях, игра в шахматы, трапеза, слушание пения жонглеров, смотреть
бой медведей, прием гостей, беседа с дамами, участие в торжественных
собраниях вассалов, прогулки по лугам, греться, ставить себе банки и
пускать кровь, смотреть, как падает снег. Последняя привилегия
весьма сомнительна, если только автор не имел ввиду, что приятно
смотреть на падающий снег из окон замка, с бокалом красного вина в
руке и вытянув ноги к камину.
3[3] Столица Датского королевства.
4[4] Все кончено (лат.)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"