Аннотация: Заметки о бардовском фестивале в Переславле-Залесском, 7.-8.8.2004
Из серии: О новой России глазами баварца
Поэт поёт
Главное - не переславить такое событие. Иначе будет обидно тем, кто не был там. Разве любо им услышать, что нам-то музыка, как мёд, по душам, как по усам, текла, да в ухо, как в рот, и попала? Что это была сказкой из 1001 ночей - на поляне у озера помимо главной сцены еще 35 активных костров, у каждого свои люди, свои мелодии. Да, это были свои мелодии и свои люди. И не было им числа, судя по комарам, которые почти незаметно рассосались по толпе.
Нет, такого услышать не захотят, им подавай что-нибудь трезвое, критическое. Ладно. С начала. Москва. Щелковский автовокзал. Билетов, конечно, давно нет, попадаю на последнее сидячее место в качестве безбилетника. Спереди один юноша забалтывает спутницу, тщетно держащую томик Улицкой в руках. Один полупьяный решает в полпути слезть с автобуса. Пожалуйста, разрешают. Дальше без особенностей. Солнышко гуляет. Нарастает число коров по дворам и ледниковых холмиков. Приехали. Все разбежались кроме 9-особовой группировки молодых туристов с гитарой. "Вы к бардам?" - спрашиваю. "Да, ты тоже?" - отвечает юноша, который сидел спереди. Киваю головой. "Дима". "Йохен". "Ребята, познакомьтесь с Йохеном". И так стали неразлучными. Шагаем в мнимом направлении, собираем путевые сведения от коренного населения и истолковываем их. Чем ближе к цели, тем больше километров остается еще преодолевать. Верный знак, что мы правильно идем, потому что это реализм в сведениях прибавляется. Начали с "еще 3" километров, остановились у "еще 8". Там и решаем поймать машины. Поймали.
Палатки разбили, побежали искупаться в озеро. Бежать в нем можно бесконечно. Легче в собственной ванне утонуть, чем в нем, мелковато. Ничего, влюбленным море по коленам.
Как не любить таких ребят? Они - надежда новой России. Испорченные техническим прогрессом - у всех по мобильнику -, но свежие душой. Поют под гитару у костра. И убедительно поют, своими голосами, своим вкусом, неиссякаемым репертуаром. У нас такое - музейное явление. Я им в ответ что-то из Суханова, под стихи Набокова: "Где бы стезя ни бежала, нам русская снилась земля. Изгнание, где твое жало, чужбина, где сила твоя?" Это он, несчастный, в Берлине набросал. "За что ты так Россию любишь?" - спрашивают.
Собираюсь в поиски Тимура с компанией из Ярославля, которым повелено привет передать. Люба из Москвы по мобильному их так предупредила: "Приедет человечек, не обижайте!" Пока я дошел до них, успел познакомиться с половиной обоза, на три дня вперед накормили, напоили: "Друзья твои подождут, на то они и друзья."
В шутку признаюсь Тимуру, что горю желанием выступать в конкурсе. 5 минут спустя он радостно заявляет, что уговорил директора. "На, гитара, через 10 минут твоя очередь." От испуга из памяти вылетают все слова. Сяду в травку, вспоминаю-вспоминаю, не вспомню. Положение полуотчаянное. Дергают. "Пора". Как бы нацию не позорить? Вдруг на помощь появляются ангелы в виде ребят, которые мне на чистом немецком говорят: "Халло." Выясняется, что тоже оттуда, то есть, наоборот, отсюда, но теперь оттуда. Решили вместе исполнить эстрадный номер "Майн клайнер грюнер кактус" - рассчитывая на то, что главный предмет в этой песне всем понятен.
В лоне этих выходцев потрясла меня одна девушка - Аня Вишневская. Точно Лермонтовский ангел полуночи, с неслыханным диапазоном и поэзией голоса. На главном концерте исполняет Арсения Тарковского. Лицо - чисто библейское. "На Вашем облике сказывается много разных ген" - восхищаюсь я. " "Я полностью еврейка, если это имеете в виду, но я всё-равно русская." Уже 11 лет в Германии. Жалко, разве они там ценят такое сокровище? Нет, конечно. Зато дают работать программистом. Прекрасно.
У моих туристов целых две Ани. Обеим и двадцати нет. Умнички. Учатся и работают. Интеллигентные, скромные, но и в меру практичные: "Хочу цифровик, за 300-400, к весне, может быть, накоплю." Даже в астрологии разбираются ребята. Саня, 23, учитель информатики: "В высших экономических сферах давно применяют астрологические программы, и с успехом, только не признаются в этом". Дима, 25, колет дрова армейским топором, при этом разлетаются по всем сторонам, как щепки, его анекдоты. И великолепно поёт. Блатник по стилю, всё от души: "Маша, слышишь, ты - моя, не уходи." Талант. Паша, юный казачок, отвывает старый русский рок.
Часто посещаю костер, где Давид, 50, выходец из Грузии, актер, ныне электротехник, и Людмила с дочкой-красавицей, математик, но работающая, как почти все в новой России, менеджером по сбыту чего-то. Живут в Ярославле, откуда самый большой и талантливый контингент на фестивале. Колыбель старой Руси, по-видимому, всё еще активно избаюкивает новых богатырей культуры.
К утру делается зябко. Хороший повод час-другой покемарить.
Днем потихонечку народ разъезжается, осени навстречу. Я со своими обратно на Москву, где садовое-кольцевое стало прощальным нам кольцом.
А цифровик недавно, не поверьте, успел за 100 купить. Так что могу в добавку еще фоточки выслать.