Штокало Михаил : другие произведения.

Шляхта на Майдане

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Аналогия между собраниями шляхтичей в Речи Посполитой и собранием избирателей на площади Независимости в Киеве в ноябре-декабре 2004 г.

  Шляхта на Майдане
  
  http://day.kiev.ua/36678/
  Чумацький шлях столiть
  Сергiй КРИМСЬКИЙ, професор, доктор фiлософських наук, головний науковий спiвробiтник Iнституту фiлософiї НАН України
  факт наявностi в iсторичнiй дiйсностi певних незмiнних, унiверсальних структур. А вони виявляються глибинно пов"язаними з людським буттям у свiтi та екзистенцiйним планом iснування особистостi.
  Такою структурою виступають культурнi архетипи. Вони являють собою певнi матричнi духовнi конструкцiї та iдеї-образи, що пронизують всю iсторiю людства i задають спектри типових пiдходiв i рiшень конкретних задач, що виникають перед людьми.
  
  К подобному предположению я пришёл независимо, и натолкнула меня на него аналогия между собранием на Майдане и собранием шляхты Речи Посполитой.
  В самом деле, шляхтичей в Речи Посполитой было много (возможно, даже слишком много, 8-10% всего населения при среднеевропейском показателе - 1-2%) - так много, что ни в одном крытом помещении поместиться не могла. Поэтому собрание проходило под открытым небом.
  Кроме того, каждый шляхтич привозил с собой нескольких слуг, которые находились тут же, неподалёку от сборов. Так что людей собиралось не меньше, чем на Майдане. Никому и в голову не приходило назвать собрание благородных шляхтичей "обезумевшей толпой" или "оголтелыми нацистами". Совершенно официальное мероприятие, регулярно проводившее, все к нему привыкли.
  В свитах польских панов наверняка было немало украинцев. Участвовать они, разумеется, права не имели. Однако наблюдать за процессом вполне могли. Наблюдать и брать на заметку, что именно ТАК решаются важные политические вопросы.
  Такой опыт был заимствован запорожскими казаками, на подобных собраниях выбиравших гетмана и решавших другие важные вопросы. Историческая память о таких собраниях сохранилась в украинском обществе и была востребована 22 ноября.
  Русский народ подобного исторического опыта не имел. В России сколько нибудь широкие слои населения никогда не привлекались к решению политических вопросов. Был царь, который самостоятельно (самодержавно) решал политические вопросы. Избирать же царя - об этом и речи не было, монархия в России была наследственной.
  В России известны всего два случая собрания больших масс людей: либо царь собирал войско - святую серую скотинку - для завоевания очередного народа, либо крестьяне устраивали "русский бунт - бессмысленный и беспощадный" -- шли жечь поместье ненавистного барина. Многочисленные собрания для решения политических вопросов русским известны не были...
  Отсутствие опыта демократического решения политических вопросов ярко проявилось в дискуссиях на интернет-форумах во время оранжевой революции. Абсолютное большинство отрицательных оценок событий на Майдане, прозвучавших с российской стороны, чётко укладываются в эти две схемы:
  Царь Ющенко собрал войско для завоевания власти
  Галицкие крестьяне пришли жечь ненавистного помещика Януковича и его покровителя Кучму.
  Вполне естественно проистекавшее из такого представления сочуствие к "неразумным хохлам", пришедшим на порог большого кровопролития. При этом часто упоминался собственный негативный опыт подобного рода собраний - события в Москве осенью 1993 г. Это тем более удивительно, поскольку мы помним собственный опыт решения противоречий между парламентом и президентом (в том же 1993 г.): отстранение президента от должности и назначение досрочных выборов. Для решения такого политического вопроса не понадобилось убивать главу государства, как это сделали в Румынии или расстреливать парламент из танков, как поступили в России. Всё было решено исключительно мирным путём. В описанной разнице исторических архетипов я вижу одно из главных различий менталитета русских и украинцев: роль насилия в политическом процессе у первых намного выше. Будем надеяться, что восточные братья заимствуют наш опыт мирного решения даже столь серьёзных противоречий в политической жизни.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"