Штурман Дора Моисеевна : другие произведения.

Из Старой Тетради

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Как это было" - так называется дневник А.И. Шингарёва, написанный в Петропавловской крепости между 27-м ноября 1917 и 5-м января 1918 гг. (Изд. Комитета по увековечению памяти Ф.Ф. Кокошкина и А.И. Шингарёва, Москва, 1918 г.). Это, поистине редкий в своём благородстве и красоте человеческий документ. Но для нас сейчас (это писалось в 1970-х гг.) особенно интересна попытка Шингарёва проанализировать социальные корни большевизма.

  
  
  
  
  
  
  
  
   Года два назад Лия Владимирова и Яков Хромченко привезли мне из Москвы тяжеленный груз - более тридцати амбарных книг, мелко исписанных моей рукой. Это были рукописи, которые мы вынуждены были оставить у друзей, уезжая в Израиль. Тогда, в 1976 - 77 гг., законченные работы мы перепечатали, замикрофильмировали и переправили через границу. Коллекцию политических анекдотов и самые дорогие письма - тоже. До этих тетрадей руки не дошли: нас выпустили неожиданно быстро.
   Вот один из кусков старых записей, почти не подвергнутых обработке. Он начинается так:
   "Как это было" - так называется дневник А.И. Шингарёва, написанный в Петропавловской крепости между 27-м ноября 1917 и 5-м января 1918 гг.
  (Изд. Комитета по увековечению памяти Ф.Ф. Кокошкина и А.И. Шингарёва, Москва, 1918 г.).
   Это, поистине редкий в своём благородстве и красоте человеческий документ. Но для нас сейчас (это писалось в 1970-х гг.) особенно интересна попытка Шингарёва проанализировать социальные корни большевизма (проанализировать не в печати, а без надежды на публикацию, для себя, в тюрьме, наедине со своими мыслями). Попытка, сделанная человеком, порядочность, образованность, человечность которого не вызывают сомнения не только у знавших его людей, но и у каждого, кто читал его
  записи. А.И.Шингарёв - член ЦК партии "народной свободы" - (конституционалистов-демократов) - один из типичных представителей левого, интеллигентского крыла этой партии. В то же время его личность и убеждения - одно из ярчайших опровержений сложившегося в сознании советского человека представления о "кадетах", как о партии "реакционной", "буржуазной".
   Гибель А.И. Шингарёва и Ф.Ф. Кокошкина можно считать в какой-то мере случайной. Многие их коллеги по "Партии народной свободы", а также - слева и справа от неё спаслись, кто - бегством, кто - высылкой в знаменитом ленинском "интеллектуальном этапе" 1922 года. Вместе с тем, эта гибель закономерна и типична: ещё большее число людей их типа и круга погибли под большевистским катком.
   Находясь в камере Петропавловки, в конце 1917-го - начале 1918-го гг. Шингарёв упорно анализирует в своих записках сложившуюся к 1918 году в России социальную ситуацию. Так, он различает пять составляющих большевистского движения:
   "1. а) Это тёмная, политически несознательная, но озлобленная социальным неравенством и хозяйственным распадом страны, под влиянием войны, рабочая масса;
   б) не желающие воевать, распущенные и развращённые массы необученных и бездельных солдат, оторванных от здорового сельскохозяйственного труда в таком возрасте, когда энергия всё ж ищет выхода и теории* самые крайние всего легче увлекают. Это массы, столь же или менее сознательные, чем рабочие, и еще более склонные к насилию и грабежу.
   2. Уголовные элементы тюрем.
   3. Охранники и приспешники старого режима, примазавшиеся к большевизму.
   4. Германские шпионы и германофилы.
   5. Идеологи диктатуры пролетариата, фанатики социальной революции, безумцы и адепты внутренней классовой войны".
  
   Прежде всего мы бы поставили п. 5 на место п. 1, ибо именно представители п. 5 возбуждали и направляли массовые движения. Точнее - задали стихийному настроению смысл, тон и программу действий своими лозунгами.
   Затем мы исключили бы п. 4 как либо мифический, либо количественно ничтожный
   Здесь я вынуждена прервать свой "прототекст" 1970-х гг.
   Представление о субсидировании большевиков немецким правительством как о клевете, совсем уж нелепой, было в нас вбито с завидной прочностью. Даже зная уже Ленина весьма основательно, вне легенды, я такую возможность отбрасывала, что называется, сходу.
   Мне казалось, что подобное взаимодействие слишком дальновидно со стороны немцев, слишком нечистоплотно даже для Ленина. И - ошиблась: документы о блистательной сделке Ленина с германским генштабом были рассекречены в ФРГ (истекли принятые там для секретной информации пятьдесят лет) и опубликованы. Шингарёв знал и Ленина, и Вильгельма II лучше, чем я. Сумма субсидии была по тем временам огромной. Намного большей, чем мог предположить Шингарёв.
   Ненадолго вернусь к своему старому тексту:
   Относительно п. 2 есть соображения и у Вас. Гроссмана "Всё течёт", и у акад. Варги в его записках о русском пути построения социализма, да и в более поздних высказываниях самого Ленина. Но, по всей вероятности, этот пункт следует поставить на последнее место, объединив его с п. 3
  ------------
  *
   Мы бы сказали "лозунги", а не теории самого Ленина.
  
  
  
  
  
   И опять сегодняшняя поправка: в своём остаточном уважении к вождям Октября я жестоко заблуждалась. Только прочитав, уже в эмиграции, мемуары начальника контрразведки Временного правительства полковника Никитина, я смогла представить себе удельный вес всяческой уголовщины в красных частях и штурмовых отрядах. В той же книге шла речь и о немецких деньгах. Никитин вёл следствие, нашел неоспоримые улики и намеревался арестовать подозреваемых. Однако полусоциалистическое Временное правительство закрыло глаза на убежище Ленина в Разливе. А после предательства Керенским и Савинковым Корнилова и вовсе отпустило большевикам все их грехи.
   Далее снова следует "прототекст":
  
   В декабре 1917 года Шингарёв выражает в своём дневнике надежду, что постепенно всё станет на место. Здоровые силы народа консолидируются и положат конец губительной тактике фанатиков и возбуждённых, увлечённых, деморализованных ими масс. Все вернутся к своим делам, к своему труду. Восторжествует попранная демократия, и "только идеологи и адепты не поймут, что они сделали и чьим орудием они были. Они самые интересные и самые ужасные из всей этой пятерной смеси большевистской бурды. Они дрожжи, и как дрожжи, должны первые гибнуть от эффекта брожения, ими вызванного".
  
   Шингарёв предвидит, как ему кажется, грядущее столкновение и враждебными ему силами и замечает: "Террористы и фанатики уступали всегда только силе, а сила всегда жестока и часто несправедлива".
   Действительно, фанатики и адепты революции, её "дрожжи", её вожди и, пусть чудовищные, но всё-таки идеалисты, погибнут первыми, но не от рук прозревшего народа. Предстоит развернуться реальности, которая не имела в то время исторических прецедентов подобной силы, такого масштаба: зачинатели революции погибнут, вымолоченные рычагами созданного ими же самими беспощадного военно-бюрократического механизма. Нечто подобное произошло в ходе французской революции 1789 - 1793 годов, но с иным результатом и в ином масштабе. В России зачинатели катаклизма погибнут, но дело их победит на много десятилетий, возможно, что на столетия. Созданной ими машине уже не понадобятся фанатики и идеалисты - ей нужны будут "служащие": рычаги, приводные ремни, колёса передачи, винтики, гайки и прочие механические детали. Она уничтожит фанатиков-зачинателей, и в дальнейшем всегда будет повторяться в сходных условиях этот же парадокс.
   Хорошо, что Шингарёв не узнал в час своей страшной гибели о том, сколь прочной и долгоживущей будет машина принуждения и террора, запущенная его истинными убийцами (а не ошалевшей матроснёй). Вряд ли Шингарёва утешила бы (доведись ему увидеть в своём смертном сне будущее России) предстоящая гибель "фанатиков и идеалистов", устроителей рокового переворота: честные и добрые не утешаются мщением.
   Вот ещё несколько выдержек из того же тюремного дневника Шингарёва, чудом спасённого и изданного его близкими в 1918 году:
  
   "Ноябрь 1917 года. Ничего бесстыднее и безграмотнее я не читал, как указание "Известий" и "Правды" на монархический заговор к.-д. Где-то взяли при обыске проект какого-то закона об организации власти. Почему он приписан к.-д., неизвестно. Проект закона говорит о выборе президента Учредительным Собранием сроком на 1 год. Почему это называется "монархическим заговором", понять невозможно. Кто пишет подобные глупости? Безграмотные дураки? Или прожженные негодяи для дураков? Или продажные провокаторы? Но ведь читать будут эту че-пуху, и будут верить, и ничего не поймут - тысячи и тысячи людей. В этом весь ужас современного положения".
   ""В этой России, России крови и кошмаров, - Плеханов сделался старым буржуем и отсталым глупцом, Короленко зачислен в лагерь контрреволюционеров, вся печать радикальная, печать борцов, художников, публицистов, учёных, - стала травимой, презираемой и оплёвывается..." - пишет С.Шиманский в книге "Кошмары царизма и народовластия" /Москва, 1918. Изд. "Революция и культура"/".
  
   Но возвратимся к А.И.Шингарёву:
   "Троцкий и Ленин, отвечая на вопросы о нашем аресте, угрожали в будущем... Гильотиной... Так передано в газетах. Что же? Ещё раз в истории человечества лицемерная поддержка свободы и благосостояния отечества будет основана на казнях.
  Логически до этого должны доходить все насильники, презирающие всё, кроме своей воли, или преследующие свои безумные планы, вопреки желанию большинства населения. Сейчас насилия вооруженных людей заменяют им национальное мнение, и это уже начало их гибели, как всякой тирании. ...насилие никогда правом признано не будет".
  
   Но победившее насилие существует независимо от того, признано оно кем-то правом или не признано: с него довольно и собственного признания. С ним трудно бороться, если оно успело созреть и укорениться: чем дольше существует насилие, тем трудней с ним бороться, особенно при той его исключительной полноте, которой добились палачи Шингарёва. Разве что оно успеет сгнить на корню, но сколько для этого потребуется столетий и каких столетий!
   Вставка 1994 года: я тогда ошиблась: система, построенная тотальным насилием, оказалась настолько нерациональной, несозидательной, бесплодной, что она - под бронёй невиданного гнёта - разложилась не за столетия, а за десятилетия.
   Но возвратимся к Шингарёву и его записям.
   Похоронивший за три месяца до катастрофы любимую жену, оставивший за стенами крепости четверых детей без средств и опоры (пятый - на фронте), он не тяготится физическими и бытовыми условиями тюремного заключения. Он пишет:
   "Только газеты будоражат и вызывают чувство мучительного бессилия. Нет имени негодяям и лжецам, пишущим в "Правде". Даже свою неспособность справиться с пьяными погромами и неистребимую слабость (тягу к алкоголю? - Д.Ш.) толпї, раз-нузданной и развращённой безнаказанностью и бессудностью, они сваливают на "контрреволюцию, корниловцев и калединцев". Подлые и жалкие лгунишки без чести и смелости говорить правду. Самая отвратительная смесь партийного ханжества и безнравственности. Но самое ужасное - это не ложь отбросов социалистической партии, а тот национальный позор, унижение и рабство, которые эти люди готовят для страны в переговорах с немцами. Неужели и это ещё придётся вынести? Вчера говорили даже, что дивизия немецких войск войдёт в Петроград. Не хочется верить в этот кошмар измены и безумия. Надо кричать на всю страну... , но кругом только четыре толстых стены, шаги часового в коридоре и тишина тюрьмы".
   А.Шингарёв говорит о руководителях большевизма:
   "Как могут они верить в своё дело? Могут, вероятно, по ой же схеме, по которой скептик никогда не поверит: "Credo, quia absurdum". Но одного я не понимаю, того, чего не мог понять никогда. Как это вера в величайшие принципы морали или общественного устройства может совмещаться с низостью насилия над инакомыслием, с клеветой и грязью. Тут или величайшая ложь своему собственному богу, или безграничная глупость, или то состояние, наконец, которое английские психиатры определяют понятием moral insanity - нравственное помешательство, неспособность различить добро и зло, слепота и глухота к низкому, преступному".
   Ну, что ж, мы и сегодня* ставим перед собой те же вопросы, констатируем те же невероятные парадоксы в личности и поведении: фанатическую преданность, казалось бы, человечной идее - и практическую бесчеловеч ___________________
  *
   1970-е годы - прим. Д.Ш.
  ность, безнравственность; безоглядную уверенность в своей правоте - и отсутствие какой бы то ни было определённости в дальнейших намерениях, в технологии осуществления чего бы то ни было, кроме захвата и удержания власти и т.д. Очевидно, на умеющих наблюдать и размышлять нравственно чистых современников действия Ленина производят такое же впечатление уже в самом начале советской эпохи.
   А.И.Шингарёв сокрушается:
   "События, повторяющиеся в столетия раз, необъятные по своим последствиям и невиданные в истории по своим размерам, в России при
  шлись на долю поколения без больших гениальных людей. ...Нам не видно просвета, и никто не ведёт по дороге, да и некому вести. Больше, чем когда-либо, мы имеем дело с историей масс и нет истории и лиц. Меньше, чем когда-либо, можно предвидеть ближайшее будущее".
  
   Далее следует мой "прототекст":
   Трагедия заключалась в том, что самый волевой и практичный человек эпохи, блестящий организатор, олицетворение воли к победе и сама целеустремлённость, т.е. Ленин, был одновременно и самым безответственным утопистом. Он был абсолютно беспочвенен во всём том, что не касалось начального этапа осуществления его программы - создания диктатуры его непреклонных единомышленников. Трагедия заключалась и в том, что ему не противопоставляло себя в области практики, а не размышлений ни одно равносильное дарование. Кроме того, этот невероятно энергичный и политически ловкий человек освободил себя и своих сторонников от обязанности учитывать категории нравственные. И всё-таки Шингарёв, понимающий весь объективный ужас для России ленинской тактики, не приемлет идеи террора, отвергает убийство, даже индивидуальное, выборочное, даже своих заклятых врагов, как негодное, нравственно и политически недостойное средство:
  
   "4 января 1918 г. В газете "Правда" по поводу покушения на Ленина написана кровожадная статья. Требуют "сто голов" за каждую голову "народных вождей". Как мне кажется теперь и как казалось всегда, террор личный никогда ничего не достигает. Если это действительно покушение, то можно ли убийством Ленина или Троцкого убить большевизм? Конечно, нет. Кроме того, что само по себе это возмутительное и безнравственное средство не может быть морально оправдано, оно практически нецелесообразно. Оно лишь подхлестнёт угасающее настроение масс. Потому приходится подозревать, не подстроено ли это "покушение" нарочно, с целью подогреть симпатии".
  
   Итак, Шингарёв вполне прозорливо расценивает пресловутое покушение: как теперь полагают, оно было подстроено Сталиным и Дзержинским с целью эскалации противоэсеровского террора.
   Несомненно, что своевременная изоляция от масс, политическая нейтрализация вождей левой контрреволюции, с хорошо организованным, открытым, честным, широким судом над ними, могла бы спасти русскую демократическую революцию. Но момент был упущен, предупреждающий шаг - не сделан, и теперь уже ничего, кроме долгой, кровавой и безрезультатной междуусобицы с победой в ней самой тупиковой тенденции России не предстоит.
  
   Если бы я писала предшествующие строки сейчас, я бы не утверждала с такой уверенностью (вслед за Шингарёвым),что террор бессилен против террора. Повторяю в бессчётный раз, что строгий историзм не признаёт никаких "если бы",но всё-таки... Ведь из любой точки исторической реальности исходит пучок вероятных траекторий. И мы далеко не всегда выбираем лучшую. Поэтому: если бы генерал Корнилов,полковник Никитин, Керенский и Ко в июне-июле 1917 года действовали противоположно тому, как они действовали в истории, то не исключено, что... Позволим себе формулировку: актив большевиков во главе с Лениным был бы уничтожен (пусть - политически: надолго и надёжно заключён в тюрьму, но вряд ли Ленин не вывернулся бы из любой крепости, кроме могилы). А Россия, пережив тяготы, сравнимые с французскими XVIII - XIX вв., осталась бы нормальной страной.
   Но в России подавляющее большинство порядочных людей, хоть как-то причастных политике, в силу собственного прекраснодушия, либерализма и/или социалистических иллюзий, не могло тягаться с такой дьявольски целеустремлённой (через всевластие - в никуда) силой, как ленинцы. Вернусь в последний раз к старому своему тексту:
   Нам осталось рассказать о том, как погиб человек, и морально, и политически осуждавший со всей искренностью терроризм и жестокость по отношению даже к явным преступникам. Гибель А.И. Шингарёва и Ф.Ф. Кокошкина описана сестрой Шингарёва Александрой, персоналом больницы, где они были убиты, и С.Шиманским в его упомянутой выше книге. Вот отрывок из последней:
   "В Мариинской больнице, в Петербурге, в ночь на седьмое января 1918 года были зверски убиты бывшие министры, члены чредительного Собрания, А.И.Шингарёв и Ф.Ф.Кокошкин". Далее подробно излагается история перевода обоих из Петропавлов-ской крепости в Мариинскую больницу, по-видимому, по ходатайству М.Ф.Андреевой.
  
   "У А.И.Шингарёва было тяжелое сердечное заболевание, у профессора Ф.Ф.Кокошкина - активная форма туберкулёза. В больнице они пробыли один день. Их "охраняли" там два молодых матроса. В ночь на седьмое января в больницу забрёл подвыпивший красногвардейский патруль - то ли случайно, то ли подосланный охранниками. Оба больных были зверски убиты в своей палате. ... Сбежавшиеся на выстрелы сиделки и сестра нашли Кокошкина уже мёртвым. Шингарёв же, истекавший кровью, ещё тяжело стонал. Поднятый руками сиделок и сестры, он со стоном сказал: "Мне холодно... Мне страшно..."
   Около 2 часов 30 минут ночи Шингарёв скончался.
   Этот возглас: - "Мне страшно... Мне холодно..." - как он хорошо передаёт настроение и чувство всех чутких и духовно живых людей в той "социалистической" России, где так привольно почувствовали себя убийцы, бандиты и еженощно обогащавшиеся разбойники.
   ...У Кокошкина обнаружены две огнестрельные раны: одна - в рот, другая - в грудь. Учёного и борца за народ разбудили больного и выстрелили ему в рот и в грудь.
   ...Шингарёва убийцы застали спящим на левом боку. Они выпустили в него три пули. Одна рана, навылет в обе щеки, дала обильное кровотечение, другая рана в грудь, третья в живот.
   Убийцы не были найдены, несмотря на приказ об их розыске и аресте".
  
   Может быть, я не стала бы приводить этих кровавых подробностей, если бы не следующее обстоятельство: очень скоро Ленин призовёт массы судить "врагов народа" "судами совести" на основе "революционного правосознания", а не закона. Пройдёт полвека, и поборники социализма в лице писателя и лауреата Сталинской и Нобелевской премий М.Шолохова выразят сожаление о том, что "суды" на основании "революционного правосознания" отошли в прошлое, что возникло какое-то законоподобие по отношению к людям, которых, вообще, ни одно цивилизованное и уважающее себя общество не позволило бы себе судить, - к писателям, критикующим его недостатки.
   На этом кончается старая запись. Остаётся добавить, что на территории бывшего СССР она ещё не утратила своей злободневности.
  
  
   /Д.Штурман/
  
  
   "Голос Зарубежья" Љ 74 - 75, Стр. 31 - 35 Январь 1995. Мюнхен.
  
  
  
  
  
  
   Примечание: шрифтом этого примечания выделены строки,
  написанные мною теперь, при перечитывании старой тетради.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"