Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Троица и сенсорные системы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  По сути нас трое: я как человек, моё левое полушарие как моё сверх Я, определенное моим воспитанием и моё правое полушарие как человека - Оно. Вот это мы имеем у Фрейда.
  На меня как человека воздействует и одно, и другое полушарие. Одно полушарие воздействует на меня в виде совести и чувства долга, другое полушарие воздействует на меня в виде желаний и эмоций. И я решаю, что со всем этим делать. Это - схема православия, которая говорит об ангелах на правом и левом плече: на одном плече светлый ангел - от бога, на другом - падший ангел, слушающий дьявола. И человек осуществляет выбор, , к какому из ангелов он будет прислушиваться.
  Можно физиологически проследить психологические импульсы вследствие их параллелизма. Ведь любой психологический процесс осуществляется посредством ощущаемого физиологического. Например, жалость и страх в качестве эмоциональных импульсов инстинктивно - рефлекторного правого полушария правшей в качестве реакции на раздражители даёт прохождения физиологического ощущения через левую половину тела, основными точками ощущения являются сердце и представительство половых желез в левой левой части гениталий левой части тела. Аналогично ярость, бесчувственность связаны с левым полушарием, и их реализация сопровождается ощущениями в правой части груди и, соответственно, правой части гениталий.
   Знание пространственной реализации в теле физиологических механизмов психологических функций позволяет контролировать как процессы жалости, так и процессы ярости, жестокости, злобы, приводя их в соответствие с внешними раздражителями.
   Замечание. НЛП по Бендлеру-Гриндеру (БГ) по отношению к клиентам остается на внешней, объективной позиции. БГ не связываются с содержанием субъектов, которое заставляет вас входить в содержание клиента и переживать его, то есть брать содержание клиента на себя, тем самым освобождая клиента от ответственности за его собственное содержание. Благодаря позиции объективации они избегают заражения содержанием клиента
  Замечание 2. Когда эзотерики говорят о связи с некими высшими силами, с каким-то внешним человеку духовным универсумом, к которому они якобы подключаются, привязывая к этому процессу макушечную чакру, через посредство которой якобы осуществляется связь с этими высшими каналами, то в действительности имеет место их обращение к внешним слоям коры головного мозга, активизация которых и вызывает ощущение подключения к "небесным каналам". В реальности же человек имеет дело с кодами мозга, доступ к которым ему удается получить.
  Важнейшим является вопрос доступа к тем или иным зонам мозга. И на этот вопрос дало ответ НЛП, согласно которому доступ осуществляется посредством сенсорных систем. Все те сенсорные системы, посредством которых осуществляется восприятие внешних раздражителей, все эти сенсорные системы точно также обеспечивают восприятие прошлого, то есть доступ к тем или иным фрагментам памяти, представляющим как индивидуальный, так и родовой опыт субъекта. И как при восприятии внешних раздражителей, так и при восприятии содержимого мозга работу выполняет один и тот же механизм. Действительно, например, по глазам человека можно видеть, куда направлен его взгляд - во вне или во внутрь себя, или каким образом распределяется соотношение в направлении взгляда во вне и во внутрь.
  Либо взгляд направлен полностью во внешнюю среду, и тогда мы наблюдаем фокусировку зрачков на соответствующем внешнем объекте. Либо же это внутренняя среда, и тогда мы видим, что человек не видит ничего вокруг него, его взгляд приобретает выражение "я не здесь", я рассматриваю нечто внутри себя, и тогда у человека спрашивают: "Эй, ты где?" Иногда такой взгляд называют отсутствующим, то есть человек отсутствует в здесь и теперь, он где-то в другом месте и в ином времени.
  Когда говорят "эй, где ты?", то это - обращение к человеку, Я которого фокусируется на объектах его внутренней реальности и какого-то его внутреннего времени, которое у каждого человека своё. Человек и его время - вещи переменные. Человек может застревать в прошлом и из своего прошлого воспринимать и, соответственно, оценивать себя и внешнюю среду в настоящем, может оказаться зафиксирован в будущем и из него смотреть на настоящее и т.п.
  Чувство времени связано со слуховыми анализаторами, так как именно с ними связаны отсчеты последовательностей. Человек слушает. Человек слушает то, что вне его, внешние звуки. Но человек точно также слушает свои ощущения, свои чувства и свои мысли. Ощущать, чувствовать, мыслить и слушать ощущения, чувства, мысли - это совершенно разные вещи. Ощущать, чувствовать мыслить - это значит находиться внутри ощущений, чувств, мыслей. Слушать же ощущения, чувства и мысли - это, во- первых, значит быть вне них, то есть рассматривать их как объекты, но также и слушание не есть выявление какого-то содержания объекта, но рассмотрение последовательности меняющихся состояний, форм, модусов объекта и это и есть собственно отражение времени и, соответственно, истории объекта.
  Эту функцию сенсорных систем, ориентированных и на внешнее, и на внутреннее, нетрудно понять: ведь внешние данные отражаются в мозге в качестве образов и их параметров. Это можно представить себе в виде прямой, которая соединяет между собой (отражает одно в другое) объект как прообраз и образ как отражение прообраза. Т.о. осуществляется соединение внешнего раздражения с внутренним его представительством в мозге.
  За всей работой сенсорных систем стоит человек, и отношения между сенсорными системами и человеком характеризуются компонентами произвольности и непроизвольности. Непроизвольная работа сенсорных систем характеризуется их доступом к человеку и их влиянием на человека. В этом случае поведение человека оказывается реактивным, обусловленным эмоциональными значениями для человека данных сенсорных систем, и реакции человека оказываются обусловлены значениями данных. В этом случае человек представляет собой своего рода сенсорный автомат. Мера непроизвольности обусловлена мерой давления внешней среды на человека и способностью человека противостоять давлению. Всюду, где человека теряет способность к сопротивлению, его реакции на раздражители характеризуются непроизвольным характером. Чем человек, а человек представлен его сознанием, слабее, чем, следовательно, слабее его сознание, тем более лёгким оказывается доступ к материальным структурам сознания давления внешних раздражителей через посредство сенсорных систем, которые оказываются их проводником, и тем более человеком управляет внешнее ему поле его бытия.
  Произвольность человека заключается в его способности управлять своими сенсорными системами как средствами, орудиями жизненной борьбы. Его способностью как получать информацию извне, так и воспроизводить и перерабатывать информацию в себе.
  Мы имеем два противоположных состояния сенсорных систем. Либо вектор системы направлен во вне, либо во внутрь. И этим обусловливается то, что либо мы действуем реально во вне, либо мы действуем внутри себя идеальным образом.
  Т.о., человеком формируются две реальности - физическая, посюсторонняя реальность, реальность его непосредственного чувственного бытия, и идеальная, потусторонняя реальность, обусловливающая его идеальное бытие.
  Т.о. мы получаем как бы две разные формы деятельности. Одна форма деятельности внешняя, во вне, другая форма деятельности внутренняя, и между этими двумя формами деятельности не существует никакой связи, если не осуществлена специальная работа по её формированию. Что имеет место тогда, когда эти противоположности - чувственная и идеальная - не осознаны как полезные орудия их взаимного развития. Какую бы из сторон мы ни взяли в качестве доминирующей, другая сторона всегда является единственным средством её развития.
  И т.о. часто оказывается, что человек живет как бы в параллельных, не связанных друг с другом мирах. Одни мир внешний, чувственный, инстинктивно рефлекторный мир нашей действительной жизни, нашего действительного чувственно-материального бытия; в подавляющей своей степени мир автоматический, в котором человек действует без осознания,- и другой мир идеальный. Человек обращается в себя либо для осуществления каких-то чувственных переживаний ради разрядки напряжений, сформированных его отношениями с внешней средой. И эта разрядка, в частности, выливается в виде потока слов, изливаемыми человеком на окружающих, осуществляя т.о. разрядку напряжения своих чувств. Либо же он обращается в себя для переработки существующей информации и конструирования моделей реальности.
  Слово само по себе- оно не имеет дела непосредственно с чувственными объектами. Оно имеет дело с отражением чувственных объектов в нас. И в качестве своих значений оно имеет коды отражения реальности в нас, а не саму по себе реальность вследствие того, что внешние раздражители вызывают напряжение в существующих кодах, представляющих наш прошлый опыт отношений с объектами внешней среды. И в этом смысле наши реакции есть реакции, обусловленные прошлым опытом, а не актуальным раздражителем здесь и теперь. Наши реакции - это реакции прошлого опыта, вызванные раздражениями в настоящем, когда эти раздражения нами идентифицированы с раздражениями прошлого опыта.
  В связи со сказанным следовало бы исследовать способы функционирования и применения человеком разных типов сенсорных систем. Например, если мы имеем дело со слуховым анализатором, то если мы имеем дело с внешними раздражителями и их выделением, то мы соответствующим образом фокусируемся на этих раздражителях. И в это время все остальные сенсорные системы затормаживаются. Если же полная фокусировка на раздражителе не выполняется, а выполняется ряд сенсорных деятельностей и действий, то один из вариантов такой, что человек воспринимает слова, (а для восприятия этих слов и их значений у него уже существуют соответствующие автоматизмы, благодаря чему у него есть возможность "с лёта" определять их значения), то в это же самое время у него могут иметь место как внутренний диалог, так и на его основе формироваться реакция на полученные раздражения.
  Слуховой анализатор характеризуется тем, что он образует единство со своей противоположностью - аппаратом для производства всевозможных звуков и, естественно, также и слов. Слуховой аппарат есть аппарат для восприятия слуховых раздражителей, другой же его стороной является аппарат для производства звуков. Т.о. мы имеем дело с двумя этими противоположными сторонами и отношением между ними, и их взаимодействием. И поэтому когда речь идет о внутреннем диалоге, то внутренний диалог самой по себе слуховой системой не может осуществляться. Он осуществляется при посредстве аппарата производства звуков. И внутренний диалог представляет собой в этом смысле промежуточную фазу между восприятием информации и реакцией на неё - звуковой или иной.
  Следует также указать на связь слухового анализатора с кожей. Из нашего опыта известно , что звуки, в том числе музыка, вызывают разные состояния кожи, психологически переживаемые от приятных до отвратительных, что физиологически проявляется как в раздражительности кожи, когда малейшее прикосновение к ней вызывает бурную реакцию, так и в чувствах теплоты, расслабленности и т.п.. В свою очередь, когда речь идет о кинестетическом анализаторе, то механика его функционирования основывается на противоположности функционирования кожи и мышечной системы.
  Кожа является границей тела. Поэтому естественно, что любые прикосновения к коже, а также приближение к ней обусловливают, в зависимости от значимости раздражителей, ту или иную мышечную реакцию.
  В этом отношении одной из особенностей зрительного анализатора является предваряющее определение значения воздействия внешнего раздражителя на кожу. Зрительный анализатор в этом случае выполняет функции предварения воздействия, позволяющие либо избежать нежелательного, либо получить желательное воздействие. Причем, для того, чтобы эта функция предварения выполнялась, она должна быть создана, то есть уже должен существовать автоматизм.
  Здесь, в этой сфере мы имеем дело с источником фобий, когда внешний раздражитель уже на расстоянии вызывает соответствующие фобические реакции, проявляющиеся в мышечных спазмах.
  Что касается анализаторов запаха и вкуса, то они также выполняют двойную функцию. Во-первых, непосредственно физиологическую: анализатор вкуса позволяет определить вкусовые качестве предмета, то есть его способность выступать в роли пищи, а также собственно её опосредованные, психологические свойства. В соответствии с получаемыми данными объект либо удаляется изо рта, либо уничтожается во рту. В этом состоит важнейшая отличительная функция вкусового анализатора - в том, что приемлемый для питания объект ею ассимилируется, превращается в часть организма, То есть объект разрушается. А негодный объект выплевывается и тем самым сохраняется. Но враждебный объект, подобно полезному, также подвергается разрушение тем или иным способом. И эту же функцию вкусовой анализатор выполняется для внешних, далеких от непосредственно пищевого употребления, объектов. Любой объект рассматривается в качестве пищи - чтение ли, событие ли - человеком пробуется на вкус, и либо выбрасывается, человек говорит: "я в этом не участвую", либо же, напротив, он входит внутрь соответствующей системы отношений в расчете на потребление, на извлечение пользы для себя, ибо всякое действие, ведущее к пользе, есть форма питания; либо же объект вызывает с его стороны ярость и агрессию.
  Съедобный объект потребляется, несъедобный выплевывается. Здесь критерий энергетический. Принятие или не принятие объекта определяется тем, потребление его увеличивает энергетическое состояние или уменьшает или никак не влияет на энергетику субъекта. Если никак не влияет, то он просто не интересен, если же влияет, то его любят, если его можно потребить с пользой, - и рассматривают как врага, если его потребление ведет к уменьшению энергетики.
  На основе данных внешних объектов и их понятий формируется отношение к объектам как к полезным или вредным, как дружественным или враждебным.
  Отношение между вкусовым анализатором и анализатором запаха состоит в том, что функции последнего являются предваряющими. Так, запах хлеба вызывает аппетит, у животных выделения вагины вызывает сексуальное возбуждение. Но и в общем отношение к объектам в зависимости от их запаха: с запахами связываются функциональные значения объекта для субъекта. При этом значение запаха двояко: с одной стороны, им определяется объект, с другой стороны, его функция. Это же самое происходит и на идеальном уровне. Нужно различать запахи, воспроизводимые нами в воображении, и внешнее приписывание запахов объектам, которые сами по себе соответствующими запахами не обладают, но характеризуются значениями, которыми обладают объекты с соответствующим запахом.
  Сенсорные системы могут быть расположены в соответствии с их функцией предварения. Зрительный анализатор и анализатор запаха дают наиболее сильное предварение. Однако анализатор запаха вызывает непосредственную реакцию. Запах, конечно, является сигналом об объектах определенного рода, но его особенность в том, что этот момент объективации у него развит слабо; в основном запах воспринимается непосредственно как запах, и он вызывает соответствующую непосредственную инстинктивно-рефлекторную реакцию. В зрительном анализаторе основной является функция объективации. Значение же объекта осуществляется переводом его в другие сенсорные системы. Выражение: "Видишь кулак? Чувствуешь, чем пахнет?" За запахом стоит действие. За зрительным анализатором стоит призрак объекта, если он не определен, и объект, если он определен. Слуховой анализатор также является предваряющим, однако в этой его функции он характеризуется довольно большой неопределенностью. Звуковой анализатор определяется посредством зрительного. Вы услышали звук и обернулись: "что это?" Слуховой анализатор определяется зрительным. Звук приписывается объекту. Слуховой анализатор - это также анализатор, с которым непосредственно связана реакция страха: чем ближе звук к телу, тем большую реакцию испуга он вызывает. Слуховой анализатор жестко связан с кожными анализаторами, так как контакт раздражителя с кожей есть уже воздействие непосредственно на тело, и общая защитная установка состоит в избегании возможности контакта носителя звука с телом. Кинестетический анализатор образован системой "кожа-мышцы". Это - система, которой определяются основные свойства человека, так как ею обусловливаются в конечном счете возможности реагирования человека на внешние раздражители.
  
     09.11.09 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"