Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Примечания по жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дружба. К вопросу о способности образовывать понятия. Функция любви к себе

  

Дружба

  Например, если всякий раз, когда ты встречаешься с Б., ты испытываешь неприятные ощущения, которые отгоняешь от себя, не давая этим ощущениям соединиться с его образом, то это связано с тем, что тобой был однажды выработан другой его образ - образ друга. А это неправильно. Нужно соединять ощущения, которые вызывает в тебе объект, с  объектом, потому что это - реальность, а не идея. А реальность не может быть ложью, а вот идея - может. Сознание, конечно, определяет бытие, но не настолько. Марксизм придерживается противоположной точки зрения, утверждая, что бытие определяет сознание. Во всяком случае, в этом их взаимном определении - бытия и сознания- должно иметь место соответствие. Если каждая из противоположных сторон определяет другую, то результаты определения должны соответствовать друг другу подобно тому, как результаты расчетов продавца и покупателя должны совпадать для того, чтобы обмен можно было считать адекватным.  Тогда не будет лжи. Тогда не будет этого противопоставления идеального и чувственного образов, их несоответствия друг другу. И поэтому образ Б. должен отождествляться с этим ощущением. И тогда, когда ты увидишь Б., у тебя уже не будет возникать это неприятное внутреннее ощущение обмана, лжи, когда ты ощущаешь себя словно опутанным паучьей паутиной, потому что ты будешь объективирован  по отношению к нему, и образ друга будет т.о. вытеснен, тогда как сейчас у тебя с одной стороны - образ друга, с другой стороны - актуальный чувственный образ, противоречащий ему. Ощущение этого несоответствия и вызывает дискомфорт и чувство собственного унижения и глупости, словно на тебя надели узду и тянут туда, куда ты не хочешь идти, но продолжаешь идти, потому что на тебя действуют помимо твоего сознания. Здесь ведь вообще эта формула: на уровне сознания - образ друга. В реальности же имеем человека, который просто пользуется тобой. Но сознание этого не видит, потому что имеет дело с "другом", и так как твоё произвольное поведение определяется сознанием, которое руководствуется образом друга, то ты и ведешь себя по отношению к нему как друг.
   Ощущение, которое вызывает Б, следует ни брать на себя, ни держать в себе; оно должно быть синтезировано с Б.., превратившись  в его объективное свойство. Но в этом случае оно еще продолжает выступать в качестве факта рефлекса, обусловливая рефлекторную реакцию на это ощущение. Субъективное ощущение должно быть преобразовано в его прообраз - в объективные свойства объекта, которые это ощущение вызывают. Только так можно отделиться от эмоциональных реакций на объект.
   Тебе нужно выбросить это ощущение из себя, превратив его в его противоположность - в объективное свойство Б., благодаря чему возникает объективация Б.
  
  Когда я говорю Б, что занят, он обижается и перестает общаться. Но вот у него что-то сломалось - и он через своё "не хочу" звонит мне. Вот и вся дружба - один использует другого: так нужно вызывать мастера, а тут бесплатный мастер. Т.о. чувство неприязни преодолевается чувством выгоды. И на этом стоят подобного рода отношения: ты человека унизишь, а он ради своей пользы это унижение проглотит. Он будет тысячу раз тебя ненавидеть, а на лице его будет тебе светиться маска доброжелательной улыбки тебе. И ты будешь знать, что он тебя ненавидит, и, однако, будешь брать с него плату за бесплатность твоих услуг его унижением и получением наслаждения от возможности внутренне презирать его, потому что открыто послать его у тебя "совести не хватает"
  

К вопросу о способности образовывать понятия

   Когда К. говорит о том, что после того, как ей сказали, что в церковь нельзя заходить в брюках,  она стала это скрупулезно выполнять, то это у нее не понятие. Это - бессознательное отношение. Уже само понятие бога основывается на бессознательном. Такие люди не способны образовывать понятия. Вместо понятий у них выступают точки бессознательного, проявляющиеся на уровне сознания  в форме веры. Когда вера есть, то человек выполняет какие-то действия, но он не может подвести под них объективные основания. Он не может сказать, почему он это делает, в соответствии с какими объективными причинами, хотя, разумеется, субъективных причин, например, вроде того, что брюки на женщине - это оскорбление бога, может быть приведено сколько угодно. Впрочем, чаще всего и субъективными причинами себя не утруждают, но воспринимают это как необъяснимое, как чудо, и ощущения чуда оказывается вполне достаточно. Вообще чувство иррационального наиболее легко проникает в наше сознание и принимается им с наибольшей охотой, может быть, потому, что это избавляет сознание от работы, позволяя ему фиксироваться на испытываемых чувствах т.о., что чувства становятся его целью. Чувства обладают для сознания удивительно притягательной силой. Тогда единственным основанием сознания становится чувство, которое им руководит. И тогда вот эти чувственные состояния сознания выступают для сознания в качестве последнего факта.
   Бессознательное - это неконтролируемо образованные рефлексы. И поэтому рефлекс, который не подкрепляется, он ослабляется, и его позже приходится "обновлять" для того, чтобы поддерживать его работу.
     Что касается понятия, то оно позволяет человеку ответить вопрос, почему он поступает так, а не иначе. Поэтому действия человека в соответствии с понятиями являются постоянными разумеется, ровно до тех пор, пока сохраняются условия их существования.
     И поэтому у человека существуют параллельно эти два уровня, развитые больше или меньше. При этом можно видеть, что по мере культурного развития человека понятийный уровень вытесняет бессознательный, но, разумеется, это никогда не может быть осуществлено до конца, так как бессознательное по отношению к понятиям первично, так как в понятии не может быть ничего из того, чего раньше уже не было бы в бессознательном.
  

Функция любви к себе

   Абсолютизированная любовь человека к себе делает его невротически чувствительным к любым воздействиям, которые он ощущает как уязвление себя. В качестве основного критерия воздействий в этом случае выступают данные себялюбия и самолюбия человека. Это же отношение становится сильнейшим механизмом проекций, посредством которых собственная уязвленность преобразуется в качество вызвавшему её человека как его отрицательное качество. Проекция реализуется за счет того, что невротическая реакция влечёт психотическую реакцию, тем самым высвобождая внутреннее отрицательное напряжение путём воздействий на внешний объект и таким образом достигая разрядки. Ведь сама по себе невротическая реакция вызывает в человеке отрицательное напряжение, которое, если не будет разряжено во вне, разрядится во внутрь, осуществив разрушительное воздействие на психическое и физическое здоровье человека
   Самолюбие и себялюбие - это две стороны одного качества - любви к себе. Абсолютизация самолюбия ведет к психозам, абсолютизация себялюбия ведет к неврозам. Невротизм проявляется в разрушающих чувственных реакциях, имеющих своим вектором самого человека - в уязвленности, унижении или, когда воздействия оказываются положительными, самолюбовании. Вектор психоза, напротив, представляет собой агрессию, направленную на внешние объекты, как правило, безразлично какие, лишь бы они были подходящими для (сравнительно безопасной) разрядки.
     Разумеется, уровень этих реакций - бессознательный. Сознание в этом случае может констатировать невротические и психотические реактивные состояния, но противостоять их энергетике прямо не может.
  02.11.09 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"