Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Дурдом "Ромашка"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

     Нет, серьёзно, человек - это сумасшедший дом. Я вот всегда считал себя человеком разумным. А оказывается, что я, может быть, еще и почище других. А чтобы обнаружить это, нужно, чтобы бессмысленные поступки подобрались все так, чтобы можно было сравнивать своё поведение с поведением, которое я осуждаю и которое считаю неразумным, у других людей, чтобы все эти события оказались рядом друг с другом. Но чтобы всё это было как бы снято фотографически, чтобы в том числе и на собственное поведение ты мог взглянуть со стороны.
     Я застаю себя за тем, что волоку домой два бордюрных камня. Конечно, я не берусь описывать, как это выглядело со стороны, да я этим вопросом и не задавался, напротив, я был занят процессом их волочения и был весьма доволен тем, как он происходит. (Здесь p.s. Одна из особенностей русского языка сравнительно с немецким и английским, в которых соотношение времен жестко фиксируется правилами, и это в особенности относится к английскому языку, в русском языке человек свободно плавает во времени. Вот он употребляет настоящее время, и тут же переходит в прошедшее, а затем снова в настоящее и т.п. По сути, в русском языке отсутствует отношение между временами, притом, что формально времена присутствуют, что говорит о феноменологичеком характере русского языка. Этого отношения времен, когда одно время жестко отделяется от другого, нет в инстинкте языка. А это значит, что в нём нет и времени или, что тоже самое, в русском языке человек свободно перемещается во времени, свободно перемещается из настоящего в прошлое или будущее и возвращается, и всё это как бы происходит в одном общем времени. Речь идет, т.о., о путешествии во времени, которое обусловлено свойствами самого языка. Вот я употребляю настоящее время для выражения события.. Затем мысленно перемещаюсь в будущее относительно этого события, которое, может быть, является моим теперешним состоянием, и настоящее, о котором шла речь, превращается в прошлое. Затем из этого взгляда со стороны на событие, а этот взгляд предполагает, что событие уже произошло, я снова возвращаюсь внутрь события, которое выражается настоящим временем. Т.о. оказывается, что на самом деле время в русском языке выражает собой два различных обстоятельства человека: нахождение его внутри чего-то, и это выражается настоящим временем, и взглядом на это со стороны, и это выражается прошедшим временем, и т.о. оказывается, что два эти времени как бы существуют одновременно. Действительно, настоящее - это происходящее, это становление чего-то, процесс. Но на это же самое настоящее взгляд со стороны может иметь дело только с его результатом, то есть с тем, что стало, то есть с прошедшим )
     А непосредственно перед этими камнями произошла целая история, которая и посейчас длится. Эта история заключается в том, что Маша решила купить себе машину. Откуда и как зародилась в ней эта мысль, я не знаю, и если спросить у неё, она и сама не знает. Короче говоря, завелись у неё денежки, и она решила их потратить. Что же, это её деньги, и её дело, как ими распоряжаться.
     У них тут завелось целое общество, желающих приобрести автомобили. Они тусуются между собой, выбирают автомобиль себе по душе, словом, делом занимаются люди. Между тем я смотрю, что чем дальше, тем больше у Маши проблем с этой покупкой, потому что она начала уверенно двигаться по ценовой линейке автомобилей от дешевых ко всё более дорогим, и тут я уже вижу, что для этого ей нужно влезать в долги, и немалые, а это - кабала. Тогда я Маше говорю: давай поговорим. Зачем тебе автомобиль? У нас уже есть машина, когда и куда нужно, я тебя отвожу. Если тебе это нужно, выучись, и ездий себе на здоровье, тебе никто не мешает. И я в душе надеюсь, что она поймет, что неразумно влезать в долги ради того, что, в общем, не нужно, без чего можно прекрасно обойтись. Но, разумеется, Маша меня не услышала, и вот я уже снова вижу её в её компании, и лицо у неё оживленно, как у всех у них из ихней компании. И я подумал, что она находится сейчас под влиянием общества. Все они в этой компании находятся под влиянием друг друга, и попали в эту кашу взаимного соревнования, кто купит лучше машину, кто кого обойдет, и теперь они не могут вырваться их этого круга, потому что это будет выглядеть как то ли предательство, то ли трусость, во всяком случае, все они страшатся презрения со стороны общества коллег по покупке автомобиля. И хотя, если разобраться, что тебе все эти случайные люди, а вот попал человек в этот круг, и его несет, и он не может остановиться. Как правило, он даже, под влиянием окружающих, и не чувствует, в какую индивидуальную яму он летит, но даже если и чувствует, всё равно остановиться не может. Яма-то будет потом, он её сейчас не чувствует, хотя и предчувствует. А то, что потом это ему будет икаться и никто из его сегодняшнего общества его икоте не поможет, об этом он не думает. Впрочем, к тому времени уже и этого общества не будет, оно распадется на составляющие его атомы, и каждый атом снова продолжит существовать сам по себе. Вот и получается, что человек живет, пока он в обществе и в той мере, какой он, как он выглядит в обществе. Вырви человека из общества, и он перестает жить, он существует. Человек словно обретает себя в обществе. То есть у него нет мысли о том, что эти почти родственные отношения, которые сложились в группе, они действуют до тех пор, пока эти отношения сохраняются, пока они хорошаться друг перед другом... Но, знаешь, когда я увидел все эти счастливые лица, когда я увидел счастливое лицо Маши, я отступил. Я больше ничего ей не скажу. Как-то трудно, тяжело наступать ботинком на это счастливое лицо. А то, что будет потом... ну, это будет её плата за это её сегодняшнее счастливое лицо. Ведь мы, русские, так и живем, в этом вся наша жизнь.
     Наконец-то я доволок камни до дома и сложил у нас в коридоре. И тут я вижу, что Федя с вполне удовлетворенным лицом выполняет поручение общества - белит подъзд. Ему дали эту машинку, которая распыляет побелочный раствор, и он белит. Что же, я рад за него. Но вот ему нужно в очередной раз заправиться раствором, он заходит в коридор, заправляет машинку и... тут же, с серьёзным и важным лицом, опробует её на стоящем в коридоре листе фанеры. Я бы, наверное, совершенно справедливо мог бы выразиться т.о., что у меня от возмущения потемнело в глазах. Но я себя сдержал. Я сказал: "А в коридоре на стене ты не мог опробовать свою пшикалку?" Федя на мои слова не реагирует; ноль внимания, фунт презрения, весь он - олицетворенная важность. Я снова повторяю ему то, что только что сказал, и точно с таким же результатом. Испоганив лист фанеры, он отправляется в подъезд. Вот что такое стремление удовлетворить чувство собственной важности: то, что он белит подъезд, это должны все заметить и оценить, и в первую очередь домашние и, главное, они должны это прочувствовать. А теперь, когда он опробовал свой аппарат на фанере, не заметить его бурную общественную деятельность невозможно, потому что кому-то (разумеется, не ему, он и без того перетрудился на общественной ниве), придется фанеру отмывать. Ведь самым важным для него является, чтобы то, как он трудится на общественной ниве, видели окружающие. А без этого ему общественая деятельность не интересна, и он сам по себе не станет заниматься ею.
     Вот так и получается дурдом "Ромашка". А как иначе всё это иначе назовёшь?
     И тут я бросаю взгляд на бордюрные камни, которые только что приволок, и обнаруживаю, как мой взляд покрывается пленкой удовлетворения. И только сейчас, на фоне пережитых событий с другими людьми, я думаю: а для чего, собственно, я их приволок, для какой цели. И у меня нет на этот вопрос ответа. Просто приволок - и всё. Почему, зачем, не знаю. Но чувство удовлетворения от процесса получил.
     И получается поразительная вещь: глупость, нецелессобразность, странность чужих поступков мы замечаем, и они приводят нас в шоковое состояние. И на этой точке мы рассматриваем себя в качестве разумных вполне людей, не способных вместить в себя неразумность окружающих. И при этом начисто не способны увидеть неразумность нашего собственного поведения.
      16.09.09 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"