Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Самопрограммирование

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Самопрограммирование

     Я сейчас не припоминаю, в связи с каким конкретным поводом это произошло. Помню только, что повод был совершенно случайный, незначимый. И помню также, что то ли этот повод, будучи еще в фазе бессознательного, вызвал эту мысль, то ли сама мысль возникла потому, что созрела где-то в слоях мозга, но, во всяком случае, то первое, что обнаружило моё сознание, была  мысль: "самопрограммирование".
    Я читал о самопрограммировании раньше, и гораздо чаще читал о самопрограммировании без его понятийного обозначения, но всё это находилось за пределами моего опыта. Но для человека его действительная чувственная  реальность определяется его опытом. Можно говорить о боге, о законах химии, о любви, но до тех пор, пока этого нет в нашем опыте, это представляет собой для нас миф, который выражен в понятиях или сказаниях. Но это всегда для нас - сказка, хотя бы для общечеловеческого опыта это и было чувственно установленным фактом. Там, где существует миф, там отсутствует практически доказанный однозначный переход к чувственной реальности. Мы можем действовать в соответствии со всевозможными мифами, , навязанными нам в том числе и нашей социальной реальностью. Но  во всех этих случаях мы подобны автомату: мы принимаем миф как реальность, но эта реальность выступает для нас в качестве потусторонней реальности.
    Миф зиждется на вере. Мифы не только нам навязываются, но и повседневно создаются нами самими, причем, в нашей практической жизни одни мифы вытесняются другими мифами. Мифы существуют ровно до тех пор, пока они подкрепляются реальностью, пока работают, пока являются в каком-то отношении полезными.
    Миф характеризуется тем, что своё основание  имеет в субъективной  переработке отражения нашей повседневной реальности  сознанием т.о., что при этом дело не доходит до верификации результатов работы сознания чувственной реальностью, но дело верификации оставляется на долю рефлекторных систем. Под явление может подкладываться любая чушь, но до тех пор, пока рефлекс не выдаст противоречия ей, эта чушь принимается в качестве истинной. Пожалуй, за этим стоит особенность формального определения импликации, которое гласит: из лжи следует что угодно. Под любое явление можно подложить любой миф о его сущности, и этот миф будет работать до тех пор, пока рефлекс не обнаружит противоречия ему.
    За мифом всегда стоит ощущение потусторонности. Происходит как бы разделение: мы имеем дело с субъективной  сущностью объекта, представленной его  мифом, с одной стороны, - и с его чувственным явлением - с другой. Т.о., мы имеем дело с явлением и с создаваемой нашим сознанием стоящей за ним потусторонней сущностью, которая на нашей, чувственной стороне может приобретать всевозможные, неконтролируемые нами формы. В той мере, в какой мы в нашей жизни пользуемся мифами, нами созданными или нами принятыми на веру существующими, мы являемся людьми, которые начинают с явления и явлением же и заканчивают с его субъективным значением для нас. Мы являемся в этом отношении людьми, которые  не только не поверяют свои идеи о чувственной реальности самой этой чувственной реальностью, но, напротив, противопоставляют чувственной реальности субъективное,  детерминистски никак не связанное с ним содержание, которое и принимается в качестве первичного, определяющего. И в целом рефлекторная деятельность является, таким образом, миру в одеждах субъективного сознания.
    Потому вопрос о переходе от отношения к миру как к явлению, и поэтому как к субъективному в своей основе миру к миру природы, к тому, что есть на самом деле, является существеннейшим. Значение же этого перехода состоит в обеспечении возможности опережающего отражения действительности. Ведь никакой миф сам по себе в конечном счете не обладает этим свойством в силу неоднозначности порождаемых им следствий, тогда как чувственно-практический опыт позволяет однозначно связывать причины и следствия.
    Отношение между схемами реальности, которые строются сознанием, и чувственной реальностью можно рассматривать как отношение между картой и территорией в НЛП. В НЛП подчеркивается только тот аспект, что карта - это не территория, при этом карта противопоставляется территории. НЛП, в качестве рефлекторной в своей основе теории, ничего не говорит об отношении соответствия карты и территории с их объективной стороны. НЛП этот вопрос вообще не интересует. Оно исходит из того, что рефлекторная схема, поскольку она образована, очевидно, является в каком-то отношении полезной для субъекта. Но никакая рефлекторная схема не является универсальной (для всех случаев жизни), и поэтому полезно иметь на разные случаи жизни разные рефлекторные схемы. НЛП не имеет никакого дела с познавательным отношением человека к внешнему миру. Его интересует только его практическое успешное отношение к нему.
    Но меня интересует именно познавательное отношение, а оно требует ответа на вопрос об отношении между картой и территорией, то есть ответа не на вопрос, в каких случаях те или иные рефлекторные схемы являются более полезными, чем другие, а ответа на вопрос, каким образом содержание карты начинает соответствовать реальности, то есть отражает реальность. То, каким образом осуществляется переход от незнания к знанию. Знание же характеризуется, как мы помним, однозначным характером переходов причин и следствий.
    Вот этот процесс в отдельном частном случае мы и попытаемся рассмотреть.
    Всегда, когда является какая-то мысль, она как бы выталкивается на поверхность сознания находящимся под ним чувственным содержанием. Обычно говорят, что мысль следует ловить в зените. Это означает, что явившаяся мысль разрождается соответствующим ей чувственным содержанием. И действительно, вслед за явившейся мыслью "самопрограммирование" явилась и возможность  осуществить соответствующий опыт. То, что тогда я задумал конкретно, сейчас не помню, а в то время не записал по какой-то причине. Однако результат опыта совершенно поразил меня. Я дал себе какое-то конкретное задание, которое должен выполнить в определенное время. Возможность ощущать последствия задания существует только в условиях, когда мы ловим "мысль в зените": я дал задание, и физиологически почувствовал начавшиеся происходить в организме подготавливающие действия изменения. Я почувствовал, как организм начал готовится к соответствующим действиям,  и затем он осуществил их. Выводы из осуществленного опыта, которые были сделаны мной, заключаются в том, что самопрограммирование, оказывается, возможно. Безусловным требованием самопрограммирования является конкретностьзадания его временной реализации. Временные параметры того, что следует сделать, должны быть заданы безусловно. И, кроме того, должна существовать установка на непрепятствование выполнению заданной программы. Вы можете как угодно относиться к заданной программе, можете не хотеть её выполнять, но препятствовать выполнению программы вы не должны.
   
   Я неоднократно говорил о том, что мысль, которая однажды явилась, если она не была осознанна и её чувственное содержание не было реализовано,  эта мысль уже не повторится. Но эта мысль не повторится и тогда, когда она была чувственно реализована. Отличие при этом, однако, состоит в том, что будут порождены на её основании новые мысли, новые идеи. Вся сложность здесь состоит в том, что нереализованная мысль - это как бы запечатанный вход в стоящую за ней реальность: повторно в этот вход попасть невозможно. Мысль - это момент общего процесса жизни системы, и этот процесс характеризуется направленным характером: если вы прошли мимо чего-то, то в это что-то вы уже никогда не попадете.
    Итак, была мысль о самопрограммировании, и эта мысль была реализована, и в результате реализации мысли были сформулированы постоянные положения. И эти постоянные положения и явились результатом процесса реализации мысли. Эти положения сводятся к тому, что задаваемая программа должна быть определена для конкретных пространства и времени, причем, от степени конкретности задания зависит степень его выполнения. Задание, которое было задано в общих чертах, в общих чертах будет и выполнено или не выполнено вообще в силу зависания программы. Т.о., в программе должны быть заданы все средства её реализации с тем, чтобы где-то она не "заткнулась"
    Прошло какое-то время, и я решил повторить опыт самопрограммирования, на этот раз "на крупном холсте". Говорят, что человеку свойственно самому себе создавать проблемы с тем, чтобы затем их героически преодолевать. В этом - много правды и в этом и заключается активность человека. Никакой необходимости в выполнении программы, задуманной мной, не было. Я сказал себе, что такого-то числа поеду в Ставрополь на могилу бабушки, чтобы убрать её (никакой необходимости в этом не было: я в прошлом году был на могиле, в очередной раз покрасил оградку, вырубил разросшиеся деревья и пр.), кроме того, поищу в Ставрополе натяжной тент, поскольку в Ростове не могу его найти, и съезжу на Сенгилеевское водохранилище: в далеком прошлом мы как-то ездили на него, и превосходно отдохнули.  И сказал, что поеду рано утром, что для меня вообще как острый нож, поскольку я сова.
    Итак, я дал себе это задание, и тут же почувствовал, что ничего этого не хочу делать. Мне не хотелось предпринимать эту поездку. И я не думал, что поеду. А, между тем, к поездке готовился. Так что  всё время я находился между двумя своими частями: одной, "не желающей", и другой, исполняющей программу. Сам же я ни во что не вмешивался. Еще накануне я, как обычно, засиделся до двух часов ночи, и, однако, утром в половине шестого без всякого будильника был  на ногах. Небо заволокло грозовыми тучами. Только что выехал, начался сумасшедший ливень, так что дворники не успевали сгребать воду со стекла. Я обнаружил, что погода доставляет мне удовольствие. Без приключений в 11 часов я оказался в Ставрополе. Могила бабушки была в порядке, так что единственное, что я сделал, этот убрал нападавшие за зиму листья, после чего отправился на поиски тента. В спортмагазине на нижнем рынке тенты были, но 440х440, а мне нужен тент 300х300. Узнал, что есть еще спортивные магазины на Доваторцев и Кулакова. Там тентов не оказалось. Дело подвигалось к вечеру, но время еще было. Решил ехать на Сенгилеевское и там заночевать. По дороге прихватил какого-то мужичка, от которого узнал, что сейчас Сенгилеевское - запретная зона, так как из него берется питьевая вода для Ставрополя. Действительно, по берегам озера стоят соответствующие запрещающие щиты. Делать здесь было нечего, и я возвратился в Ставрополь.
    Теперь передо мной стояла проблема: брать или не брать тот тент, который есть. Засыпая, решил, что утром возьму тент и поеду домой, хотя что-то стояло на пути принятого решения. Тент слишком большой, не подходит для задуманной цели.
    Когда утром проснулся, нужно было ожидать открытия магазина, а, между тем,  я чувствовал, что это - не то, но решение-то было принято, и с ним что-то нужно было делать. Нужно было что-то адекватное ему противопоставить. Аргумент, что я теряю время на ожидание открытия магазина, относился к чувственной реальности и был недостаточным. Нужно было какое-то логическое обоснование изменения решения. Потому что ведь было же чувство несоответствия предполагаемой покупки тому, что нужно было. Следовало это разгрести со стороны логики. Я обратился к своему опыту. О чем говорит мой опыт относительно подобных случаев?- то, что хотя я и руководствуюсь принципом избыточности, то есть что при достижении любой цели заранее планируются возможные проигрыши, и не проиграв, не выиграешь,  но я отметил и другую стороны, непроизвольную: я увидел тент, который меня не устраивает. Но - тент. И возникает непроизвольный импульс его взять. С логической точки зрения я увидел вещь, которая обладает лишь частью необходимых мне признаков, но эта часть признаков становится доминирующей. Я оказываюсь в роли рыбы, которая набрасывается на приманку, когда приманку отдергивают. Здесь логика: лучше иметь что-то, чем не иметь ничего. А если это что-то не нужно, тогда ведь не только не будешь, как и перед этим, не  иметь ничего, но ведь и потеряешь соответствующие деньги. Это обстоятельство явилось для меня открытием. Деньги-то я и не учитывал. Но теперь мне оказалось достаточно вспомнить  неприятное чувство пустоты в карманах, не сопровождаемое никакой реальной пользой, и это обстоятельство меня полностью убедило. Действительно, ведь глупо брать вещь, которая только похожа на нужную. Если ищешь, то нужно искать именно то, что нужно, а не то, что попадается под руку.
    И с этой мыслью я отправился в обратный путь. Уже при подъезде к Ростову вспомнил, что перед мостом через Дон недавно построили  спортивный гипермаркет. Зашел в него - и вот тебе тент 290х285. То, что нужно.
    Итак, что же мы получили относительно работы самопрограммирования. Самое первое, это наблюдение работы бессознательного, выполняющего программу. Совершенно поразительной оказалась подготовка к поездке. Обычно, когда я куда - то собираюсь, половину из того, что нужно, забываю в силу своей рассеянности. (слово-то какое - "рассеянность" - рассеял своё внимание в пространстве, как зерно в поле).  В этом случае я выполнял все команды бессознательного, при этом не загружая сознание тем, что я должен взять. Бессознательное говорило: возьми то или другое - и я тут же выполнял его команды, не откладывая "на потом". И, к моему удивлению, ничего из того, что было запрограммировано, не было забыто. С другой стороны, всюду, где не было четких команд программы, возникала соответствующая неопределенность. Тем не менее, и в этих случаях возникала деятельность, которая в технике называется "делать по месту"
    В чем суть самопрограммирования - в том, что вы задаете программу действий своему организму, и затем организм уже сам, без вашего участия выполняет программу. Или же организм - это то же самое, что бессознательное. Когда мы говорим "бессознательное", мы обозначаем этим словом нечто неизвестное. Когда мы говорим "организм" - мы имеем дело с материальной структурой с определенными свойствами. Здесь есть что пощупать. Наблюдения показывают, что те явления, которые нами определяются как бессознательные, эти явления обеспечиваются именно деятельностью организма. Мне кажется, что в этом отношении термин "организм" гораздо информативнее термина "бессознательное", во всяком случае, в отношении всего того, что относится к самонаблюдению бессознательно протекающих процессов.

    11.07.10 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"