Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Чужой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Чужой

     После этой мысли "фарисеи", открывшейся мне в лагере, я стал задумываться. Вот возьмите паука. Его правда состоит в том, что он - паук. Быть пауком - это его природа и его истина. Он не может быть ничем другими, как только пауком. И плести паутину и ловить в неё летающую тварь - это для него истина и смысл жизни, и попавшаяся ему в сети муха - это честно заработанная им пища. Соответственно, и у летающей твари своя истина. И для неё паук - враг. И всё это иначе никак быть не может. Это у насекомых как бы от века заложено, что у каждого насекомого своя правда, и эта правда совсем не обязательно совпадает, а, как правило, не совпадает с правдой других насекомых и других живых существ. Например, возьмите корову или лошадь - и муху, ведь муха для них бич, а для мухи их выделения - средство пропитания.
    Словом, это понятно. Рядом со мной работают братья - маляры. Машины красят. Культурные ребята, не пьют и не курят, сравнительно с окружающей братией - ангелы во плоти. Трудяги, каких поискать. Мало того, что они где-то работают "сутки-трое", они что день, что ночь - работают на себя. Соответственно, разговоры у них одного порядка: машины и деньги, причем, машины, потому что деньги. Спрашивается, что в этом плохого? Люди работают, своим трудом зарабатывают деньги, и, конечно, у них достаток. На машину в 50 тысяч они размениваться не станут. И по поводу машины в 500 тыс. еще подумают, покупать её или нет.
    Сначала я ими восхищался на фоне окружающей публики, поскольку всё-таки выделяются в определенную сторону. Это совсем не то, что основное окружение - ни в городе Иван, ни в селе Селифан. А в последнее время что-то в них раздражать стало. А раздражать стало после того, как у нас появилось новое лицо, Сергей, в котором эта черта уверенного хозяина чуть ли не основная. Мы с Сергеем сошлись, есть между нами общее, хотя и с разных сторон: у него со стороны хозяйства, а у меня - любопытства ко всякой новой работе. Однако меня поразила его невротичность. Видно, что существует он на нервах. Сам он этого не замечает, и ему этого не скажешь, потому что этого он не поймет: человек ведь не видит себя со стороны, а по отношению к самому себе он не объективирован, и поэтому не знает, за счет чего он хороший хозяин. И поэтому  летит. Ладно, в  конце концов, это его дело и его жизнь. Здесь ведь такая ситуация, что  человек:  осознает свою проблему, когда уже поздно, когда уже всё совершилось. Ну, и тогда подсаживается на иглу всевозможных терапевтов. Ясно, что ровным счетом ни от чего они его не излечивают, но выступают по потношению к нему в качестве обезболивающего средства.  Они им кормятся, обеспечивая своими обезболивающими дальнейшее беспрепятственное развитие болезин, потому что целью терапевта и не может быть излечение: если всех излечишь, то чем кормиться будешь; если всех мух перебьёшь, и чего будешь делать слонов? Выдающимся примером этого рода является психоанализ Гринсона по отношению к Мерилин Монро. Вот на фоне Сергея я и обратил внимание  на развивающуюся психопатию одного из братьев, и это подсказало мне, что он подсел на денежную иглу. У второго, младшего брата, процесс становления психопатии пока происходит в скрытой форме. А ведь еще год назад, когда он только еще учился от старшего брата, признаков скрытой формы психопатии не было. И вот после того, как я таким образом определился с братьями, они и стали меня раздражать, хотя я, конечно, стараюсь не показывать это.
    Что такое работа маляра, да и вообще всякой достаточно элементарной работы: это однообразная и нудная работа: наносишь грунтовку, часами её шлифуешь. Покрасил - шлифуешь. 95 процентов времени уходит на шлифовку. И для того, чтобы подобной работой заниматься, нужен достаточно веский аргумент. Деньги - это, конечно, веский аргумент. Вещи, которые можно приобрести на деньги - это веский аргумент. Но, как сказано, жизнь справедлива, и их двух крайностей приходится выбирать одну: жизнь для брюха либо для души. Потому что если ты всё своё время трешь металл, как кобель суку, то это - время, которое ты вычитаешь из времени жизни своей души. Вещи отделяют человека от человека и человека от самого себя. Человек реализует себя в вещах и через посредством вещей. Как как-то некий спонсор заметил Ошо: "Я очень бедный человек. У меня есть только деньги". Много лет тому назад, в мою бытность работы сантехником, мы подрядились делать водопровод. Работу мы сделали за пару дней, на нос заработали по две месячныезарплаты. И я проклял эту работу, потому что это было время, оторванное от жизни души; и больше не участвовал в рядах. И дело было совсем не в работе самой по себе, а в том, что душа не была в этой работе, а наслаждение от жизни души невозможно сравнить с удовольствием от денег, которые получаются посредством работы без души. Вы скажете: ну, а если душа в работе, и работа даёт деньги. Но это, естественно, совершенно иной расклад, потому что ведь душа в этом случае работает  на себя, а не на деньги. Деньги в этом случае являются всего лишь счастливым приложением. Пушкин говорил,  что не может писать на заказ. Но: "не продается. вдохновенье, но можно рукопись продать." Психопатия возникает на стыке разрыва цели и средства, на стыке их несоответствия, противоречия друг другу, когда душа в качестве средства насилуется ради цели, и мы т.о. получаем простейшее, определяемое его чувственными потребностями..
    Словом, я предпочитаю иметь дело со свободными людьми, а не с пауками или иными простейшими. А, между тем, миром управляют простейшие, и люди, для которых требование того, чтобы душа была в работе души, ими  не воспринимаются и не принимаются. До недавнего случая я этого не понимал, хотя и в старое время люди, занимающие руководящие посты, и тем более члены партии, мне говорили: ты - чужой. А я никак не мог понять, почему я чужой, когда я идеи маркисзма-ленинизма воспринимаю и принимаю всей душой; правда, при этом сами эти руководящие люди, в свою очередь, мной внутренне не принимались и определялись как лицемеры и лгуны. Но это определение было на уровне инстинкта, а не понятия. А тут случилось, что я оказался этим летом в среде юношеского лагеря, правда, совершенно случайно.  Вы же знаете, как у нас сейчас всё это перемешано: месяц - база отдыха для взрослых, потом идет детский лагерь. Вот так и получилось, что срок моего пребывания на базе не истек, а база заполнилась юношеством. Впрочем, они сами по себе, а я сам по себе. Но оказалось, что это только  я так считал.
    Как-то поздним вечером меня в темном углу приперли молодые люди, похоже, из воспитателей, и начали говорить, что я должен им возвратить их время. Я не мог понять, о чем они говорят, а уже сам по себе наскок на меня заставил у меня подняться шерсть на загривке. И я их отшил. Еще через пару дней, снова вечером, ко мне подошли двое молодых людей, старших в группе. Сначала разговор шел ни о чем. Неожиданно один из них сказал: "Ты - чужой". Я был поражен, как говорится, в самое сердце. Пожалуй, не столько от слов самих по себе, сколько от их неожиданности. "Почему чужой?" - спросил я. "Просто чужой, и всё. Взгляд у тебя не такой. И сам ты не такой" И тут я и припомнил эти же слова, которые как-то сказал мне некий партиец: "Ты - чужой". И там чужой, и здесь чужой. Что же за всем этим стоит?
    Между тем, моё недоумение усилилось, когда через пару  дней у себя в кармане я обнаружил часы. А очередным вечером паренек подошел ко мне и попросил возвратить часы. Я с радостью их ему отдал. Я, очевидно, оказался не по своей воле замешан в какой-то лагерный круговорот. После этого случая всё, происходящее в лагере, начало восприниматься мной другими глазами. На поверхности я видел линейки, "да здравствует Россия",  высокие слова воспитателей, воспитательные игры. И чистеньких, аккуратненьких, культурных ребят. А подо всей этой эмалью кто-то чем-то торговал, обменивал, кто-то кого-то преследовал. Вот тогда-то и родилась у меня эта мысль: фарисеи. Но самое поразительное во всём этом было то, что никто из них не рассматривал себя в качестве фарисеев, в качестве  людей, явление которых не соответствует их сущности, но, напротив, все они рассматривали себя как вполне нормальных, безусловно порядочных и честных людей, в качестве существ, явление которых вполне соответствует их сущности. И это точно также, как паук рассматривает себя в качестве совершенно нормального, правдивого, честного существа.

    26.09.10 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"