Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Профессор Глюк Iii

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

на главную страницу

0268.389 Профессор Глюк

(Извлечения из дневника племянника Глюка)

-III-

  назад

   10 октября 2061.
    Осень. Мы на даче. Листья падают на землю. Земля усыпана их разноцветьем. Воздух прохладно-колкий. Холодное солнце словно безразлично остановилось. Дядя в расслабленно-игривом состоянии. Но даже состояние игривости не делает дядю "человеком, приятным во всех отношениях". Дядя похож на машину, которая работает в одном режиме. Просто она может работать иногда более интенсивно, иногда менее, но выпускает она одну и ту же продукцию - мысли. Дядя живет в мире мыслей, и выход в мир чувств ему, мне кажется, недоступен. Вот и сегодня его игривость вылилась в вопрос относительно поговорки. Дядя, довольно улыбаясь, сказал: "Арсений, как ты относишься к поговорке: "Курица - не птица, женщина - не человек"? Я пожал плечами. Хотя бы здесь, на даче, на воздухе человек просто наслаждался бы погожим осенним днём. Это похоже на то, как Фарада, когда мы выходим во время перерыва из столовой, неизменно говорит: "Пойдем подышим свежим воздухом". Мы проходим в сквер, садимся на лавочку, Фарада достаёт сигареты и закуривает. Когда сигарета выкурена, он бодро вздрагивает и говорит: "Ну, теперь пошли работать"
    "Никак" - говорю я, в надежде, что дядя отстанет. Но, разумеется, дядя не отстает. "Как ты полагаешь, есть ли в этой поговорке какое-нибудь объективное основание?" Если ему хочется говорить, пусть говорит, что хочет, я, во всяком случае, помогать ему в этом не буду. Я снова пожимаю плечами. "Но ведь поговорки отражают практический вековой опыт людей" Чтобы что-н. сказать, я говорю: "Эта поговорка  выражает мракобесие людей" Дядя довольно рассмеялся: "Вот, вот, слышу голос толерантного человека, который стыдится сказать слово "негр", потому что для него это слово ругательное, и, чтобы не возбуждать в себе отрицательных импульсов, высказывает нейтральное "афроамериканец". Так как я не болен инстинктами, которых следует избегать и придумывать для этой цели всевозможные защиты, которые изменяют реальность только на словах, а не по сути, я позволю себе сделать просто маленький анализ. И начну с логики. Чем в логическом плане женщина отличается от мужчины? Тем, что мужчина ощущает противоречие, а женщина - нет. Я уточню эту тезу. Мужчина обращен лицом во внешнюю  реальность. И опыт его бытия, привязывающегося к практике отношений с внешними ему объектами, неопровержимо доказывает  ему действенность закона противоречия.  Женщина обращена во внутрь себя, а критерии человека, обращенного во внутрь себя - это чувства. Поэтому объективное содержание для женщины безразлично. Для неё важно только то, какого рода чувства вызывает в ней внешняя  среда. И, соответственно, если мужчина оперирует категориями истины и лжи, то женщина оперирует категориями чувства - хорошего и плохого, красивого и отвратительного и т.п.  Конечно, кажется, что и с категорией чувства связывается противоречие, поскольку хорошее и плохое - это противоположности. Однако в действительности это не так. Объекты, с которыми имеет дело мужчина - это внешние физические объекты, а они постоянны. Конечно, относительно постоянны, но принцип постоянства определяет объект. Совсем другое дело - чувства. Чувства не постоянны, они перетекают одно в другое. Чувства - это как тонкие весы, на которых взвешиваются человеческие отношения и которые чутко реагируют на все, что для человека является плохим или хорошим. Ты можешь сказать, что существуют мужчины, не чувствительные к противоречию и существуют женщины, чувствительные к нему. Но мы говорим о собственно мужском и собственно женском. То же, о чем говоришь ты ( я ничего не говорил) относится к соотношению мужского и женского в человеке, а, в общем, в мужчине, как правило, доминирует мужская часть, а в женщине - женская. В объективной реальности, как правило, не существует чистых форм, и доминирующая форма  проявляет себя как тенденция. Так, с этим мы с тобой договорились- сказал дядя, не интересуясь, согласен я с его доводами или не согласен. - Противоречие есть противоположность тождественного и  выражается в форме "либо да, либо нет", В силу этого поляризация противоположностей - это закон противоречия: либо то, либо другое. Тогда как тождество противоположностей - это исключение закона противоречия. Когда есть поляризация, то есть твердая опора, на которую можно опереться "и перевернуть земной шар". Когда же мы исходим из тождества, из середины, то здесь уже закон противоречия не действует. Здесь всё зыбко, ты ни на что не можешь опереться. Ты на что-то встал, для того, чтобы что-то сделать относительно противоположной стороны, и - провалился. Настолько же, на сколько воздействовал на противоположность. Здесь всё серое. То есть насколько поляризованная противоположность - это отношение белого и черного, настолько в тождестве противоположностей, внутри всё серое. Об этом нам говорит логика. Для женщины противоречия как такового  не существует, и для женщины поэтому не существует закона, поскольку закон может быть сформулирован только на основе поляризации противоположностей. Отсюда следует: с точки зрения логики мужчина есть противоположность тождественного,  женщина - тождество противоположностей, мужчина - противопоставление белого и черного, женщина существует в сфере серого.
    Обратимся теперь к вопросу: чем отличается человек от животного? Начнём с животного. Чем характеризуется приспособление животного к внешней среде? Или иначе: какого рода орудия животное использует в его отношениях с внешней средой? В качестве такого орудия животное использует своё тело. Это можно себе представить себе таким образом, что если существует дух, то он реализует себя в чувственной реальности посредством своего тела, которое он создает применительно к среде своего существования. Но, во всяком случае, эти эволюционные процессы протекают  медленно: и внешняя среда в естественных условиях изменяется в основном медленно, и еще медленнее происходят процессы приспособления к внешней среде. Правда, естественный  отбор, в основании которого лежит смертность индивидов, другой стороной которой является их воспроизводство посредством принципа "перекрестного опыления",  позволяет как передавать приобретаемые в онтогенезе признаки,   так и разнообразить видовые признаки животных благодаря участию в воспроизводстве видов "по крайней мере" двух особей, свойства которых так или иначе суммируются в последе. Но всё это ничего не меняет в отношении поставленного вопроса: животное приспосабливается к внешней среде посредством своего тела , являющегося  как результатом  филогенетических процессов, так и применительно к тем поведенческим стереотипам, которые животное формирует и применяет в отношениях с внешней средой в онтогенезе.. 
    Чем отличается человек от животного? Тем, что он приспосабливается к внешней среде не посредством изменения своего тела, но посредством создания орудий, которые он ставит между собой и внешней средой, что позволяет ему оставаться постоянным посредством изменения свойств самой внешней среды его обитания. 
    Из этого следует, что отношения человека к внешней среде прямо противоположны отношению животного к внешней среде: Вид животного представляет собой функцию от среды обитания, к которой оно приспособилось. Что же касается человека, то, напротив, внешняя среда является функцией от его жизнедеятельности. Внешняя среда создает животное. Человек создает внешнюю среду.
    Теперь берем мужчину. Кто создал науку, промышленность, экономические системы, другими словами, кто создал человеческую цивилизацию? - мужчина. И сделал это он потому, что имеет дело с объектами внешней среды, с природой, он их преобразует.
    А как ведет себя женщина? На что направлены её устремления, её жизнедеятельность? - на самое себя, на своё тело. Предметом женщины является не внешняя среда, а она сама, и не она сама, а её тело. Это у неё заложено в инстинкте: женщина думает о том, как украсить себя. Для того, чтобы женщина могла почувствовать себя женщиной, она должна всячески, бесконечно украшать себя. В ней как бы нет ничего настоящего: в качестве человека все её усилия направлены на своё собственное тело, и именно потому, что её тело является для неё средством выживания во внешней среде.
    Что отсюда получаем? Под человеком понимается существо, которое производит орудия, которые не являются частью его тела. Животное в качестве своего орудия производит своё собственное тело. Мужчина производит орудия, которые не являются частью его тела. Следовательно, мужчина - человек. Женщина в качестве средства приспосбления к внешней среде использует своё тело. Именно оно является её орудием "влияния", средством и способом её существования. Следовательно, женщина - животное. Отсюда получаем справедливость поговорки "курица - не птица, женщина - не человек" С точки зрения логики... " Тут раздался голос мамы: "Мужчины, куда вы запропастились, быстро к столу". Дядя воровито оглянулся, захихикал, что у него выразило  довольство  шуткой, и заторопил: "Пошли, пошли скорей, а то сестра ругаться будет".  Я закричал: "Мы идём, ма!"
 


21.09.11 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"