Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Приключения Валерика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

0268.446 Приключения Валерика

    Всё-таки у человека должны быть какие-то тормоза. Я ему говорю: ты включай мозги, хотя бы время от времени. И вижу, что слова мои до него не доходят. Тогда я пытаюсь  ему пояснить механику торможения. Говорю: наблюдай, что ты делаешь. Ты что-то делаешь, и в то же самое время наблюдай, что делаешь. И не просто наблюдай, что делаешь, но с какой-то точки зрения, например, как ты выглядишь в глазах окружающих. А что значит, видеть, как выглядишь в глазах окружающих? Да ведь ты- это те же самые окружающие, а окружающие - это ты. Представь себе, что ты смотришь со стороны на  человека, который делает то же самое, что ты делаешь. Какие мысли при этом у тебя возникнут?
    Самое удивительное состоит в том, что когда я рассказываю ему о другом человеке, который делает то, что он делает, то он рассуждает совершенно адекватно, дает  совершенно правильную оценку его действиям. И когда я начинаю полагать, что проблема разрешилась, потому что человек всё правильно понимает, и пытаюсь как бы перевести вопрос из теоретической в практическую плоскость, тут вдруг оказывается, что другой человек - это другой человек, а он - это он, и к нему это не имеет никакого отношения, потому что он ведет себя совершенно иначе. И тут начинается. "Да как же так,- ору я - и описываю его поведение. И тут оказывается, что я описываю поведение совсем не его, а какого-то неизвестного ему человека. 
    Потеряешь всякое терпение. А что остается, плюнешь, да и только, пропадай мол. Вот такая человеческая жизнь. И вроде бы разумный человек - когда дело касается рассуждений, а переходишь к практике, тут уже никакой логики, а просто черт знает что. 
    Мудрый Николай Михайлович Валерика  первый раскусил. Философ, что с него возьмёшь. "Валерик, ты мне друг".
    Меня вообще поражают отношения между людьми. Возьми хоть Брика. Ты к нему приходишь, он тебя угощает. Он обязательно что-то тебе предложит. В смысле, на тебе, боже, что мне негоже. Нет, ну, у Брика всё же всё более или менее по-честному: хоть он и предлагает тебе то, что иначе всё равно выбросил бы, а просить будет от тебя совсем не безразличной для тебя услуги, то тут хоть и обман, но  хотя бы обман имеет вид честного обмена. То есть выиграет, конечно, Брик, но и ты хоть и играешь роль журавля в гостях  у лисы, так что когда от Брика уходишь, то чувствуешь себя почему-то обгаженным с ног до головы, но понять, откуда возникло это чувство, не можешь, потому что  всё же вроде в гостях был.. А обгаженность связана с тем, что зовет он вас как друга,  а на самом деле ему что-то от вас нужно.
    Иван Михайлович  подобного рода манипуляциями себя не утруждает.  Говорит: "Ты мне друг, а друзья должны друг другу помогать". Хотя, если разобраться, история та же, что у Брика, только Брик эквивалентист, то есть стремится к обмену услугами не более, чем эквивалентными, тогда как Николай Михайлович максималист в том смысле, что если ты мне друг, то ты мне обязан, тогда как я тебе ничем не обязан, ибо уже само признание мной  тебя в качестве друга имеет наивысшую ценность. Правда,  при этом  я тебе не друг, но, разумеется, не говорю этого. А человек же этого не понимает. Человек полагает, что если друг - то это обоюдное, а не одностороннее отношение. 
    Из признания, что ты мне друг, следует, что ты, в качестве моего друга, всё должен делать мне бесплатно. 
    Конечно, для того, чтобы подобного рода вещи проходили, нужно, чтобы субъект дружбы обладал соответствующими качествами, то есть чтобы это находило отклик в его душе. А Валерик, как я понимаю, внутри себя и жаждал такого рода отношений, чтобы все люди были друг другу друзьями, и жаждал встретить таких людей. Правда, вместо них он встречает Николай Михайловичей. И у Валерика получается так,  что он в качестве друга  должен для друга делать всё из дружбы, но при этом самому  от друга он ничего принять не может, но это, я думаю, у него от того, что друзей у него давно нет. Нет взаимности. То есть возможно даже так, что он дружески относится к кому-то, и тот к нему,  но и то и другое само по себе, а взаимности нет. То есть нет сердечного отношения, а есть отношение, основанное на мыслях. А мысли уже сами по себе отчуждают людей друг от друга. И поэтому основное правило Валерика: он должен отдавать и не имеет права брать.
      Ну, а я возмущаюсь. Посмотрю на Валерика, и так бы и дал ему по башке. Вот последний случай. Николай Михайлович говорит Валерику: "Купи мне картошки".  Я слушаю рассказ Валерика о приключениях в связи с этим, и не знаю, что мне делать - смеяться или плакать. Одно то, что Валерик живет на одном конце города-миллионника, а Николай Михайлович - на другом. Но более всего замечательны страдания Валерика в связи с тем, что у каждого человека  свой вкус, и  он затруднился с этим вопросом: куплю картошку, а вдруг она Николаю Михайловичу не понравится. И вот он в этих сомнениях бродит по рынку и не знает, на что решиться.  Наконец, вспоминает, что проблему можно решить посредством мобильника. Принялся он с Николаем Михайловичем созваниваться, описывать картошку, которая имеется. Николай Михайловия говорит: я люблю Иван-да-Марью, да такого-то размера и прочее. И вот Валерик ищет её на оптовом, наконец, приезжает к Николаю Михайловичу с картошкой. Николай Михайлович говорит: перекусишь, чем бог послал, разносолов-то, конечно, у меня нет, но всё-таки. Валерик от перекусывания отказывается, а отказывается потому, что в его понятии друг должен всё делать бесплатно и получать наслаждение единственно от того, что кто-то признал его другом.
    Такой, значит, человечишко. Идеалист, можно сказать. 
    Ты же помнишь Галину Селиверстову из конструкторского. Такая бой-баба, в смысле, молодая курпулентная женщина. По-моему, Валерик был влюблен в ней, но я так понимаю, что само по себе чувство любви ему неведомо, поскольку оно у него  вытеснено. А как-то ему надо же было проявляться, вот оно и проявлялось у него по отношению к Галине в чувстве дружбы. То есть внизу, в основании, любовь, а наверху, в проявлениях - чувство дружбы. Но и любое чувство дружбы, в конце концов, может надоесть, если всё им и кончается. Я хочу сказать, что Валерик не то, чтобы пылинки с неё сдувал, а, можно сказать, желание у Галины еще не проявилось, а он его уже исполнил, и по этой причине зачастую вызывал в Галине даже и чувство отвращения, не говоря уже о раздражении. Но всё-таки, несмотря на отвращение, чувство дружбы, не отличающееся притязательностью, женским родом ценится, так что в конце концов роли распределились так, что Галина гуляла с одними, а в качестве друга у неё подвизался на вторых ролях  Валерик.
    Но однажды всё это у Валерика кончилось. И вот как это случилось. Галина начала встречаться, и серьёзно начала встречаться, с хромоногим. Черт его знает, какую силу имеют хромые над женским сердцем. Я знаю парня и вовсе без ноги, который женат был несчетное число раз, который пришел, в конце концов,  к выводу, что "все они одинаковы", однако этот процесс смены жен этой его мыслью не был остановлен, из чего я делаю заключение, что дело тут, во всяком случае, не только в нём, но и в женщинах тоже. И вот представь себе картину: На даче у Галины Валерик ведет электропроводку, разумеется, всё это совершенно "за так", или, вернее, не за так, а из чувства дружбы к Галине. Являются на дачу Галина со своим хромым любовником (Правда, вскоре они поженились, и щуплый хромой начал комплексовать по поводу внушительных габаритов своей жены, и его комплексы выразились в определении жены в качестве  коровы и сарая. И что ты думаешь, Галина села на кремлевскую диету и стала худая, как щепка, так что вместо внушительных размеров сисек у неё осталось два пустых мешка. Словом,  Галина оказалась целиком во власти хромоного).
    Хромой, увидев Валерика, усмехнулся: "Он, может быть, и мне это же  сделает". Но тут возникла странность. Правда, первой сказала подруга, знавшая обстоятельства отношений Галины и Валерика: "Это исключено".  Но и Галина тут же сказала: "Это исключено". Валерик, как он позже рассказывал, воспринял это как защиту его от хромого, хотя я больше склоняюсь к мысли, что женщины просто констатировали факт: Валерик что-то делал бескорыстно тем, кому был другом.
    Представить себе последствия нетрудно: в глазах хромого Валерик стал врагом Љ1, так что вопрос был даже поставлен т.о., что де  "я или он".  Таким образом проявлениям дружеских чувств Валерика был поставлен предел, и его отношения с Галиной прекратились.
    Рассказывает мне Валерик свои истории, и тогда  я ему сказал: "А тебе никогда не приходило в голову, что единственным бескорыстным  другом, который всегда, при всех возможных обстоятельствах, что бы ни случилось с тобой, будет с тобой, и который один во всём мире достоин твоей дружбы, что этим твоим другом можешь быть  только ты сам, и никто другой больше. И только этот твой друг единственно и достоин твоей дружбы?" Валерик сказал: "Это твои буржуазные штучки. Буржуазные штучки, вот что" И тогда я ответил: "А в каком обществе ты живешь?" И добавил: "Впрочем, строй тут не причем. Это во все времена было правдой"  Валерик задумался.
    Через какое - то время встречаю  Валерика. "Что, всё также "друг всему человечеству?" - "Нет.- сказал Валерик.-Теперь нет. Но, знаешь, я никого не люблю. Некого любить".  "Э-э, протянул я. - Любовь - это сон. Пора просыпаться" - "Я проснулся"-сказал Валерик. -"И что?" - "Скучно."

    16.06.12 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"