Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Из конспекта "Фрейд. Три статьи по теории сексуальности"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

0268.595  Из конспекта "Фрейд. Три статьи по теории сексуальности".  

   На стр. 28 "Основного инстинкта" у Фрейда есть примечание,  небольшому фрагменту из которого  и посвящены настоящие заметки 

Литература
    Фрейд. Основной инстинкт. Олимп, Москва, 1997
    Чарльз Райкрофт. Критический словарь психоанализа

    У Фрейда есть тайна, которой, несомненно, он сам не  осознавал и принимал всё то, что он делал, за  истину. Его тайна  явилась причиной , почему  его теория оставалась и остается по сегодняшний день  непонятой научной общественностью. И это при том, что психоанализ в качестве научной теории обогатил науку многими ценнейшими теоретическими и практическими  понятиями, однако, как только мы совершаем переход от теории к собственно практике психоанализа, возникает множество удивленных вопросов, и именно связанных с теми, на которые изначально не обратил внимание Фрейд, но обратил внимание И. П Павлов. Фрейд начал с идеи начать изучать феноменологические объекты объективным образом,  тем самым заложив в отношения между ними аксиому, согласно которой отношения между феноменологическими  подчиняются тем же самым закономерностям, что и закономерности  физического мира. На то, что это не так, обратил внимание И.П.Павлов, который заметил, что при попытке объяснения явлений рефлекторных закономерностей психологическими методами исследователи не могли придти к единому мнению, поскольку их объяснения различались друг от друга, на что, очевидно, накладывает своё влияние различие как в их собственных психологических структурах, так и их  картах мира. Но если одно и то же может быть объяснено различно и, что основное, открывается принципиальная невозможность однозначного объяснения одного и того же разными исследователями в силу невыявленности и случайности психологических оснований их объяснений, то говорить о науке становится сложно. Отличие феноменологических объектов от физических состоит в том, что физические объекты доступны  внешнему чувственному восприятию, феноменологические - нет, и именно потому, что феноменологические объекты являются внутренними, но не внешними объектами, принадлежат внутренним мирам субъектов, но не внешнему миру и по самой своей природе вовсе и не являются объектами как таковыми, поскольку представляют собой всего лишь моменты психологических процессов и всего лишь текущими  снимками, к тому же, как правило, не внешней, а внутренней реальности субъектов. Поэтому как только мы пытаемся присоединиться к объяснениям Фрейда, мы обнаруживаем, что в нас самих соответствующего материала нет. Но тут стоит заметить, что и у самого Фрейда этого материала нет. Но этот материал был ему необходим, а найти его он мог только в мифах, и так и оказалось, что все попытки детерминистского объяснения поведения в действительности оказывались не больше и не меньше, чем мифом, поскольку в основание их объяснения Фрейдом положены рационализированные им мифы.

      Голод, либидо. Извращения сексуальные - инвертированные, инверсия.
    Отношение инвертированных к своей инверсии как к норме, стыд. Переход к инверсии после мучительного опыта.. Переходные ступени 21 - врожденность и дегенерация. Никаких других отклонений от нормы, отличаются особенно высоким уровнем интеллектуального развития и культуры (то есть высокий уровень интеллекта и культуры доводит до жопы). Как у культурных, так и диких народов. . Относительно врожденности 24. Истинный гермафродитизм24 
    Бисексуальность, психический гермафродитизм 25 Соотношение инверсии с душевными и соматическими признаками гермафродитизма. Инверсия и соматический гермафродитизм в общем не зависят друг от друга.
    Вторичные и третичные половые признаки.
    Едва ли следует предполагать мужские и женские центы мозга, подобно речи. 27
    условия для возникновения инверсии 24
    Инверсия - вариант полового влечения, предопределенного внешними условиями жизни
    ! 25 что в самом индивиде кое-что шло навстречу этим влияниям.
    Бисексуальность 25 - первоначальное бисексуальное предрасположение, переходящее в моносексуальность с незначительными остатками другого пола - естественно перенести этот взгляд на психическую область и понимать инверсию в различных её видах как выражение психического гермафродитизма
   Соотношение инверсии с душевными и соматическими признаками гермафродитизма - но это ожидание не оправдалось.
    Вывод: инверсия и соматический гермафродитизм не зависят друг от друга.
     Ш:  ! 27 Инвертирование: здесь ведь присутствует две стороны, когда мужчина ищет мужчину в роли женщины либо когда женщина ищет женщину в роли мужчины. И, в свою очередь, для этого необходимо также, чтобы мужчина стремился играть роль женщины либо женщина стремилась играть роль мужчины . Здесь - ролевые игры. Т.о., здесь налицо разница между настоящим отношением и игрой роли : Ш
    Ш: Для того,  чтобы один искал другого, для этого обязательно должна существовать разность потенциалов. В связи с этим вопрос об условиях притяжения и отталкивания элементов, обладающих зарядом. Если элементы обладают противоположными зарядами, то они необходимо друг к другу притягиваются, поэтому чистый человек одного пола обязательно попадет в руки отстоя противоположного пола. В этом, собственно, и состоит природа сексуального отношения. Как одинаково грязные, так и одинаково чистые не могут притягиваться друг к другу потому, что всё то, что есть в одном, всё это есть и в другом. Они попросту не нуждаются друг в друге. И тогда возникает вопрос: а при каких условиях тождественные могут притягиваться друг к другу и в каких случаях отталкиваться? Понятно, что тождественные сами по себе по отношению друг к другу безразличны, они не притягиваются и не отталкиваются. Они отталкиваются в условиях конкуренции, и они притягиваются друг к другу в условиях решаемой ими общей задачи. То есть отношения между тождественными обусловлены контекстом их  существования. И в этом смысле браки тождественных по расчету могут быть достаточно прочными, поскольку определяются рассудком, а не импульсами, но  этим бракам всегда противостоит угроза со стороны особей с противоположным знаком, всё существо отношений с которыми состоит в том, что этого рода отношения принадлежат не сфере сознания, а сфере реальности и от сознания не зависят.
    27 " Инвертированный мужчина не может устоять перед очарованием, исходящим от свойств тела и души . Он сам себя чувствует женщиной и ищет мужчину", но не всегда.  Большая часть инвертированных мужчин
сохраняет психический характер мужчины, обладает сравнительно немногими  признаками другого пола, и в своём объекте ищет, в сущности, женских черт - 
    Ш:  здесь Фрейд пока не различает  (в дальнейшем  он это делает) двух противоположных ролей инвертированных (неважно, мужчина или женщин) :Ш  
    Мужская проституция, предполагающая себя инвертированным, копирует во всех  внешних формах платья и материи женщин.. У греков именно женские стороны разжигали страсть у мужественных мужчин. Сексуальным объектом является не тот же пол, а его телесная похожесть  на противоположный.
    Ш:  Налицо, с одной стороны, приспособление к реальности человека посредством разыгрывания ролей противоположного пола, связанного с психологическим самоощущением себя в окружающем мире и степени лёгкости приспособления своего поведения в соответствии со схемами мужского либо женского мира. Само это приспособление может приобретать многоразличные поведенческие формы в связи с принятием форм поведения противоположного пола в той мере, в какой это соответствует психической конституции человека. Вторая сторона заключается в том, что для индивида человек противоположного пола представляет собой реальную опасность для его погруженности  в равновесие своей  психической реальности, так как за всем этим стоит непосредственная реальность, а не игра в неё, именно потому, что люди одного пола прекрасно понимают друг друга, тогда как между людьми противоположного никакого понимания достичь невозможно в силу полярности векторов их психик относительно друг друга. Особенность отношений противоположных полов состоит в том, что в них  психические и физические отношения непосредственно переливаются, перетекают друг в друга, обеспечивая их амбивалентность, притяжения и отталкивания, тогда как в однополых отношениях этой настоящести реальности нет, всюду налицо суррогат, освобождающий человека от беспокойств собственно природной реальности отношений между полами, связанных с отношениями самки к самцам и своим детям, требующих от обеих сторон  обеспечения единства удовлетворения их сексуальной и материальной потребностей. :Ш

    Ш: 28 примечание.  Как это может выглядеть с точки зрения закономерностей рефлекса? :Ш
    Фрейд: Проделали фазу  интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью матери), по преодолении которой они отождествляют себя с матерью и забирают себя самих в сексуальные объекты; то есть, исходя из нарциссизма, ищут  мужчин в юношеском возрасте, похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать.
    Ш: Давайте более подробно выпишем это предложение. 1. Инвертированные в детстве проделали интенсивную , но кратковременную ( или же кратковременную, но интенсивную) фиксацию на женщине, большей частью на матери. Что это за процесс фиксации, в чем состоит его начало и  какого рода результаты он порождает; и почему именно кратковременные фиксации? Кто, где и каким образом все эти вещи измерял - всё это одному богу ведомо, и, может быть, Фрейду. Единственное, что можно утверждать, так это что это некий процесс, приводящий к изменениям в человеке. Далее идет "по преодолении которой". То есть  преодоление фиксации на матери состоит в том, что 1. "они отождествляют себя с матерью" (это что такое, как это понимать?) и 2. избирают самих себя в сексуальные объекты. То есть следствием сильной фиксации на матери является то, что  сознание ребенка отождествляет себя с сознательным отношением к нему матери, и это же относится к чувствам,  в результате какового отношения ребенок  сам себя избирает в свой сексуальный  объекты, то есть становится себялюбивым.
   Получаем схему:
    ребенок = мать (ребенок- объект матери)
    Если ребенок равен матери, и он является объектом матери, то  он  является объектом самого себя.
    Похоже на то, что Фрейд любые отношения между людьми рассматривает как сексуальные отношения либо формы проявления сексуальных отношений. Если это правда, то Фрейд под любые отношения подводит родовую,  общую для всех сексуальную энергетику вместо того, что множество различных функциональных отношений ставить рядом друг с другом, рассматривая их независимо друг от друга. Впрочем, если мы имеем целостную систему, то в качестве доминирующей стороны может быть принята любая из функциональный сторон системы, и тогда все остальные будут представляться как формы проявления, способы существования доминирующей системы. Представим себе, что мы имеем функциональную систему от множества переменных. Пусть это будет функция F(x,y,...,z), Любую из переменных функции мы можем выразить через остальные переменные. Если мы теперь это дело перевернем, то функция вида (x,...,z)=F(y), так что относительно любой из переменных х, ... ,z мы должны будем утверждать, что онb представляют собой форму проявления переменной у. Но так как в качестве искомого значения функции мы можем брать любую переменную, то утверждения, которые нами делались относительно у, могут делаться также и относительно  любой другой переменной функции.

    Если всё это перевести на уровеннь чувств, то это-то оказывается понятно. Тогда что такое сильная фиксация на матери? Это следствие сильной любовной фиксации матери на них, каковое отношение ребенком осознается как то, что причиной этого либидозного отношения является он сам как представляющий собой высочайшую и именно либидозную ценность и т.о. появляется двойственность между Я человека как чувственного объекта, как Оно, и осознанием этого обстоятельства. И это отношение и есть отношение нарциссизма, когда человек сам себя оценивает высочайшим образом (балгодаря тому, что т.о. его оценивают другие). Но, в общем, этого рода реакция самолюбования возникает в любых обстоятельствах лести. И,  как следствие этого отношения, говорит Фрейд, они "ищут мужчин в юношеском возрасте, похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать. Однако каким образом может следовать это положение из всего, что сказано выше? С одной стороны, они выступают в качестве нарциссов, то есть они относятся к себе так, как относилась к ним их мать, и в качестве генерализации этого отношения к себе получаем с их стороны требование, чтобы и другие люди относились к ним подобным же образом, то есть они всюду ищут любви к себе как сверхценности. И это - самое обычное явление отношения к себе как к сверхценности на основе уже единичного опыта подобного рода. Но чтобы при этом у них возникла потребность на этом основании к мальчикам, какими они были когда-то, как это возможно? Другой стороной этого же отношения является то, что для того, чтобы подобное стало возможно, для этого человек должен видеть себя самого непосредственно, а он этого не видит даже в том случае, если занимается самолюбованием. Человек может иметь мысли по поводу себя, может иметь представление о себе, но он не может видеть себя так, как других, и именно потому, что он для себя - субъект, а психологически субъект не может воспринимать себя как непосредственно данный ему чувственный объект, и именно потому, что он сам является этим объектом. Но в нарциссическом отношении человека к себе для того, чтобы оно могло существовать, с необходимостью должно присутствовать два отношения: одно отношение - потребность в том, чтобы его любили, и противоположное отношение состоит в том, чтобы любить самому. В случае равновесия этих двух противоположных тенденций мы имеем нарцисса. Однако человек взрослеет, и это взросление, ведущее к самостоятельности, приводит к тому, что потребность того, чтобы человека любили, его сосредоточенность на самом себе как единственно ценной для него реальности, уступает противоположному процессу, процессу объективации, связанному с развитием потребности любить, то есть обладать тем же самым отношением, что и отношение к нему матери. Однако само по себе это соотношение двух сторон в среднем термине, каковым является нарцисс, является общим психологическим отношением и общим психологическим развитием, которое само по себе никакого отношения к сексуальности как таковой (как положенной) не имеет. И снова здесь путаница у Фрейда: отношение матери к ребенку не является чувственным, собственно сексуальным, оно является любовным, в котором сексуальная энергия снята, проявляя себя в сублимированных формах. Поэтому в норме, если субъект отождествляет отношение матери к себе с собственным отношением к другим, и затем, отразив это отношение, начинает также относиться к другим, нуждающимся в любви и поддержке, это обычное любовное отношение, в котором сексуальность как таковая снята. Для того, чтобы следствием отождествления было иное, для этого он должен испытывать либидозное в смысле сексуального отношение к матери на основе такого же отношения матери к себе.
    Здесь должен произойти качественный скачок, когда любовное отношение преобразуется в сексуальное, что  связано с наступлением половой зрелости, следствием которой является то, что человек как материальное существо отделяется от самого себя и ему приходится  искать себя в других. В этом отношении он теряет самого себя и  начинает искать и находить себя в других и привязываться к другим как к самому себе, превращая других идеально в часть себя, а материально в своё необходимое материальное окружение, и постоянно через всесторонние, в том числе и собственно сексуальные отношения на какие-то небольшие промежутки времени приходить в равновесие с самим собой,  и тогда он чувствует, что  живет. Через короткое время, однако, он снова ощущает, как жизнь, словно какой-то внешний объект, уходит из него, и ему снова приходится бежать за ней вдогонку. И при этом он даже не замечает, что чем быстрее он бежит за жизнью, тем быстрее жизнь уходит из него.
    Когда человек взрослеет, и его тело (по-немецки тело звучит гораздо точнее, как мясо), итак, его мясо перестает быть нежным и мягким, каким когда-то было, и оно перестает возбуждать к себе любовь тех, у кого мясо стало грубым, и тогда он из того, кто нуждается в любви, превращается в того, в ком потребность любить превращается в настоятельнейшую необходимость как средство достижения самого себя через другого, как дополнение того, чем он сам уже не обладает.  И краткое обладание нарциссом самим собой осуществляется в обладании им мальчиками, каким он был когда-то, благодаря программе отождествления его когда - то с матерью, и он сам в это время превращается в свою мать с её любовным отношением к нему. Но его любовное отношение к мальчикам в конечном счете является программой, способом психологически удовлетворительной для него, но собственно  сексуальной разрядки, поскольку в нём оказалась сформирована именно такая программа, и никакой другой программы в нём нет. 


    Я написал выше то, что написал, и улыбаюсь. Забавно не то, что люди сочиняют всевозможные модели реальности, как в данном случае это делаю я в попытках  понять Фрейда, подводя под его феноменологические по своей сути высказывания феноменологию, которую мне удается обнаружить в себе. Дело не в этом. А в том, что человек сочинит модель, да тут же и поверит в неё, в её истину, да еще и в единственно возможную истину. На деле прав Достоевский , который сказал однажды устами одного из своих героев: врём, врём, да, может, и доврёмся до истины, и который смеялся: на русского человека как упадет какая-нибудь идея, так и придавит его всей  своей тяжестью.
    Сегодня люди даже не замечают, что они - не люди. Что они - марионетки  товарно-денежных отношений, что не они управляют собой, а товарно-денежные отношения, рынок управляет и распоряжается всей их жизнью, со всеми их потрохами. :Ш

    Ш: Разумеется, рационально можно построить любой объект. Но всё же желательно, чтобы объект описывался при помощи его собственного языка, а не при помощи навязанного ему извне наблюдающего за ним. Мышление Фрейда достаточно своеобразно как человека, мыслящего "о", но никогда не бывшего "в", то есть человека, для которого весь мир - объект для изучения, но Фрейд никогда не становится самим этим объектом и в силу этого неспособен проникнуть в чувственную сферу. Пожалуй, отсюда и его идея о бессознательности, которой на деле как таковой не существует, а существует чувственное сознание, определяющее чувственно-практическое, инстинктивно - рефлекторное поведение человека в реальности, и рациональное сознание, любую реальность превращающее во внешний объект. Фрейд "слишком большой ученый" для того, чтобы обладать способностью проникновения в чувственный мир. Он может лишь рассуждать о чувственном мире по проявлениям его на уровне сознания. И в силу того, что он не может быть, но может лишь наблюдать за проявлениями этого недоступного ему чувственного мира, оставаясь всегда отчужденным от него.
    Отношения между чувственной и рациональной жизнью - отношения полярные, взаимно исключающие друг друга. Социально-экономические условия существования людей заставляют их приспосабливаться к условиям своего существования, что влечет за собой в социуме разделение людей на людей   специфически физического и умственного труда с  присущей им психологией соответственно чувственного и рационального сознания.
    В качестве аксиомы объективации Фрейд вводит положение объективного изучения мышления как феноменологических актов, подчиненных причинно-следственным отношениям,  и для обеспечения возможности наблюдения чувственного сознания  применил, во-первых,  отношение пациент (представитель чувственного сознания) - психоаналитик (представитель рационального сознания), и   метод свободных ассоциаций как способ углубления рационального сознания  психоаналитика в чувственное сознание пациента. Но при этом за скобки выводятся, с одной стороны, рациональная часть сознания пациента и, с другой стороны, чувственная часть психоаналитика.
   Он ошибся только в одном: детерминизм феноменологических актов, разумеется, существует, но детерминизм этот иного, не физического рода. Феноменологический детерминизм есть ассоциативный детерминизм, который подчиняется не закономерностям объектов, но отражению действий объектов на субъект, в силу чего, подобно тому, как невозможно однозначно определить место, занимаемое микрочастицей в пространстве, точно также невозможно определить, какого рода последовательность ассоциаций будет реализована в некоторый момент  действия в некотором контексте, поскольку невозможно определить все субъективные факторы субъекта, с которыми сталкивается внешнее воздействие на субъект и которыми существеннейшим образом определяется реактивное реагирование  субъекта на объект. Поэтому субъективные причины, которыми обусловлены реакции субъекта на воздействия внешней среды, не могут выступать в качестве чего-то определенного, как это имеет место в макрофизическом мире. Однако  Фрейд как раз из детерминизма макрофизики и исходит.
    Это - сторона дела, продолжением которой является поиск Фрейдом постоянных субъективных структур, которыми определяется поведение человека. И в этом же подходе Фрейда уже неявно содержится идея архетипов Юнга, который сделал следствия из теории Фрейда как  общих оснований лежащих в  концепции Фрейда. Но Фрейд  занимался объективными, наблюдаемыми вещами в отличие от немца Юнга, которого, как немца, потянуло в идеализм. Существо, в этом смысле, подхода Фрейда состоит в том, что он строит рациональные модели, модели мысли, от которых требуется непротиворечивость. Однако мышление как таковое строит во времени "бесконечное множество" всевозможных моделей, которые все представляются непротиворечивыми, но лишь некоторые из которых оказываются соответствующими объективной реальности и поэтому работают в ней. Большинство же моделей либо никак не стыкуется с реальностью, либо стыкуются с нею в отдельных пунктах, и деятельность мышления, когда оно соотносится не с самим собой, то есть не ограничивается принципом кажимости, основывающимся на логической непротиворечивости , но на принципе соответствия физической реальности, который выражается в том, что модель работает на реальности. И в этом смысле вектор работы мышления направлен на приведение моделей к их  соответствию реальности. Например, известно, сколько Медведев выдвигал программ, и потом признавался, что ни одна из них не была реализована. Почему? Потому что "гладко было на бумаге, да забыли про овраги", то есть про реальность. Так что фантазии правительства сами по себе, а реальность сама по себе. В отличие от Медведева, Путин не занимается фантазиями. Но он и вообще не занимается никаким "опережающим отражением действительности" Он всегда плетется в хвосте событий, реагирует только после того, как нечто  уже произошло. И поэтому его реакции - это реакции на уже существующие, а не могущие возникнуть рассогласования.
    Что такое дурак? - это человек, который высказывает прекраснодушные идеи, не заботясь о реальности, будучи убежден, что реальность немедленно должна откликнуться на его бред. Но ведь на самом деле всё наоборот: реальности глубоко безразличны любые прекраснодушные идеи сами по себе. Реальности интересна лишь сама реальность.
    Второй пункт, связанный с ошибкой Фрейда, связан с рядоположением им фактов, за которыми он не видит леса. Когда речь идет о различных формах сексуального поведения субъектов, за всем этим многоразличием упускается из виду, что они являются сторонами одного и того же механизма целостного сексуального поведения, охватывающего собой практически все стороны жизни человека. Сексуальное отношение - чрезвычайно сложная система, которая у разных субъектов и в различных обстоятельствах их жизни проявляет себя различно, и не  сама по себе, но  будучи лишь одной из сторон социально-физического бытия человека. Поэтому за всем многообразием форм сексуального поведения стоит доминирование, развитие, выход  на поверхность целого какой-то из сторон, какого-то момента целостного сексуального поведения, отражающего способ приспособления человека к реальности ради удовлетворения сексуального давления (голода) в социально-физическом мире его существования.
     Человек есть универсальное существо. Его можно представить как механизм с громадным числом степеней свободы. Однако жизнь человека - это жизнь, связанная с научением, и в первую очередь рефлекторным. И посредством научения происходит ограничение числа степеней свободы этого механизма  и "человек неопределенный" превращается в "человека определенного", с каким-то  числом степеней свободы, по большей части минимальным. 
  Если исходить из того, что в том числе и становление сексуального механизма осуществляется последовательно по мере созревания его структур, и если исходить из того,  что созревшие врожденные структуры ищут во внешней среде свои объекты или свойства объектов, соответствующие им,  то,  если такие объекты находятся, и существуют условия для образования соответствующих им рефлексов, то такие рефлексы образуются,  в результате этого возникает связь не только между внутренней и  внешней средой организма, но возникает реальное, практическое отношение между элементами внутренней психофизиологической и внешней средой субъекта, а также и осознание этого факта субъектом если не в рациональной, то в чувственной  форме ощущений как характеристик возникшего отношения,  и т.о. устанавливается отношение между соответствующей потребностью, объектом удовлетворения этой потребности, и способом удовлетворения потребности.
    Но если инстинктивная потребность не находит своего объекта, или, найдя объект, не имеет условий для её удовлетворения, то, как говорится, всё, поезд ушел, и соответствующий инстинктивный компонент уже никогда не будет реализован  в форме системы рефлексов, связывающих человека с внешней средой. Созревшая структура, не будучи реализована, будет вытеснена созреванием последующей сексуальной структурой. Словом, то, что не было сделано вовремя, то уже не будет сделано никогда.
    Отсюда мы и получаем  односторонние формы сексуального поведения.
    Помимо этого, здесь присутствует и еще одна сторона дела. В статье об анальной эротике Фрейд говорит как о её предпосылке - высокой сексуальной чувствительности в этой сфере. Это положение Фрейда имеет в своём основании положение, согласно которая любая функция содержит в себе сексуальный компонент, который на феноменологическом уровне представляет собой ощущение приятного. И в этом смысле физическая сексуальная организация человека в целом такова, что сексуальные ощущения и сексуальное удовлетворение он может испытывать от любой части своего тела, хотя, разумеется, качества сексуальных ощущений будут при этом различаться друг от друга. То есть что бы человек ни делал, если он получает от того, что он делает, удовольствие, то это удовольствие по сути своей является сексуальным или имеет сексуальные корни. И в этом смысле любая клетка содержит в себе "дух", или силу сексуальности, и,  поскольку клетка делится, размножаясь, то эти её действия осуществляются посредством сексуальной энергии. И тогда, в этом смысле, гениталии представляют собой лишь специфический механизм, специфическую форму, посредством которой осуществляется размножение животных, выступая, в отличие от клеточного, на макроуровне, в качестве своеобразного механизма вырабатывания и преобразования сексуальной энергии в специфические её как физиологические, так и психологические формы её проявления.
    Другой стороной этого отношения являются отрицательные, неприятные ощущения....
    Наконец, для того, чтобы стала возможна инверзия, должен произойти  качественный срыв программы. И в самой реальности должны существовать условия для такого срыва. Этот качественный срыв связан как с социальными условиями существования, так и с собственно физиологическими, в которых задница и вагина оказываются отождествленными и одинаково используемыми, и за этим уже следует отождествление в том числе и  мужской задницы с вагиной. А это связано уже с познавательным отношением, познавательным любопытством, которое "не знает границ" и которое является вещью, разрушающей природные инстинкты, извращающей их в угоду любопытству и познавательному отношению, когда происходит разделение целого человека на его части. И в этом смысле инверзия является, в частности и существенным образом, результатом познавательного отношения, направленного на сексуальность. Вытеснение познавательным отношением инстинктивного влечет за собой потерю инстинктивной ориентации относительно сексуального объекта. И поэтому совершенно не случайным является распространение инверзии среди образованных слоёв общества. И это приводит к двум противоположным полюсам социальных слоёв инвертированных, в которых они смыкаются  - низших и высших, причем, и те и другие сходятся в одном - в познавательном отношении к сексуальным объектам, и всё различие между теми и другими сводится к тому, что сексуальное познавательное отношение первых остается на уровне познавательного отношения детей, которые, повзрослев, входят в область, в которой "всё позволено", и культурного слоя, уже вооруженного знаниями, но которому также "всё позволено" и которые по сути своей ничем не отличаются от первых. Всюду в области сексуальности мы наблюдаем одно и то же: сексуальные отношения  - это не объект. Это - природная программа. Когда сексуальность превращается в объект познания, осуществляется анализ, разрушающий  сексуальную инстинктивную программу, и любители этого остаются в конечном счете с тем, что называется, с жопой, вследствие невозможности возвращения к инстинктам, которые оказались разрушенными.
    После этих, в основном  философcких,  замечаний обратимся к логическим. В качестве затравки выше была частично приведена модель Фрейда. Представим её полностью:

(1)  Во всех исследованных случаях мы установили, что инвертированные в более позднем возрасте проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолении которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты, т. е., исходя из нарцизма, ищут мужчин в юношеском возрасте, похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать. Далее мы часто находили, что кажущиеся инвертированными никоим образом не были не чувствительными к прелестям женщины, а постоянно переносили на мужские объекты вызванное женщинами возбуждение. Таким образом они всю жизнь воспроизводят механизм, благодаря которому появилась их инверзия. Их навязчивое устремление к мужчине оказалось обусловленным их беспокойным бегством от женщины.

   "Их навязчивое устремление к мужчине оказалось обусловленным их беспокойным бегством от женщины."
   Эта формула должна быть непосредственно связана с отождествлением мальчика с матерью, поскольку другой стороной этого отождествления, наряду с собственно любовным (но, опять-таки, женским,  отношением матери к нему, должно иметь также и физиологическое, половое отождествление себя с женщиной, что влечет за собой и женскую психологию, и чувствования женщин, хотя и на фоне мужских физиологических механизмов. А тогда их психологическое стремление к мальчикам оказывается вполне естественным, и выражение  "беспокойное бегство от женщин" также является естественным, поскольку,  если человек отождествил себя с женщиной, то естественно, что у него возникает табу на сексуальные отношения с женщинами.
   Наконец, важнейший вывод, который должно сделать:
    Половое поведение человека непосредственно связано с рефлекторным формированием его прижизненных половых программ, и,  в первую очередь,  в раннем возрасте.
    И за этим первым выводом  следует,  далее, что все последующие рефлексы формируются на основе предыдущих. Наше кажущееся актуальное реагирование на раздражители "здесь и сейчас" на деле представляет собой реагирование посредством рефлекторных механизмов, которые были образованы на события прошлого, так что  наши сегодняшние реакции - это выстрелы в наше будущее нашего прошлого.

0268.595 доп

     Очевидно, все эти выводы Фрейда не представляют вещь объективную, но  они представляют собой преломление феноменологических данных пациентов через феноменологию  психики и  видимостей сознания Фрейда, через его рационализированную феноменологическую карту мира..
    Единственной объективной реальностью человека является реальность его ощущений. Любые высказывания уже представляют собой форму мысли, которая выступает как нечто постоянное. Однако её постоянное представляет собой всего лишь мгновенный снимок с текущих ощущений и впечатлений от них, которые постоянными не являются и  не просто изменяются, но еще и никогда не повторяются в том же самом виде.
    Итак, Фрейд, первое: инвертированные в более позднем возрасте преодолели фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине , большей часть матери. А что представляет собой эта фиксация?
    прим. 1 Амбивалентность - амбивалентные эмоции (в принципе, в мыслях нет ничего такого, чего не было бы в эмоциях. Однако эмоции отражают реакции субъекта на объект и, следовательно, выражают собой состояния субъекта, тогда как мысли при  относятся к объекту и являются его характеристиками на основании эмоциональных отношений к нему, представляющих собой фильтры, отражающие одни объективные свойства объекта и не пропускающие другие его свойства) - противоречивые импульсы, направленные на один и тот же объект
    прим 2. Всё то, что происходит, само по себе может не иметь психологического смысла, то есть не вызывать эмоций, но оно может приобретать психологический смысл в результате осознания происходящего и как следствие - формирования мыслей по отношению к нему.
   Фрейд:  Итак, фиксация на матери.
    Фрейд: Обсессивные неврозы - при других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности оказывается вытеснена.
    Осуществить фиксацию - значит зафиксировать какое-то положение вещей, действий, отношений. Для того, чтобы получить какую-то информацию об объекте,  его нужно зафиксировать подобно тому, как это делается при фотографии. Другая сторона - зафиксироваться на объекте. Зафиксировать объект - значит сделать его постоянным. Зафиксироваться на объекте - Значит  сделать постоянным, неизменяющимся себя - подобно кошке, зафиксировавшейся на воробье. В этом смысле то, что человек делает, связано, как правило, с установленными фиксациями И в этом смысле рефлекс - это механизм фиксаций и механизм действий в соответствии с фиксациями. Степень устойчивости,  ригидности фиксаций зависит  от степени их подкрепления, которая, в свою очередь,  зависит от интенсивности раздражения, его значения (ценности, силы веса) и повторяемости.
    Поэтому кратковременное и интенсивное или долговременное и неинтенсивное отношение порождают общий результат и в этом смысле с функциональной стороны одинаковы. Что же касается рефлекторных фиксаций, то они  связаны также с наследственными врожденными предпочтениями,  которыми фиксируются поступающие раздражители с одновременным определением их смысла и значения т.о., что одни из них выделяются и фиксируются и становятся регуляторами поведения человека, тогда как другие игнорируются, не воспринимаются, поскольку для них не существует врожденных рефлекторных схем.
    И в  этом смысле что должна представлять собой фиксация субъекта на матери? Мать как объект - один и тот же , но она обладает множеством признаков, одни из которых отражаются субъектом, так как вызывают актуализацию наследственных рефлекторных схем, другие - нет. Однако в этом отношении мы имеем дело с  тем, что наследственность ребенка образована наследственностью отца и матери, чем обусловливаются как их общие наследственные признаки, присущие обоим родителям так и соответствия  и противоречия между ними, а также отсутствия между ними каких либо отношений. И в целом это связано с тем, какая из наследственных сторон доминирует в ребенка - отца или матери, и какая из сторон оказывается вытесненной. И тогда возникает вопрос, на каких наследственных сторонах, качествах будет фиксироваться субъект. И этим же будет определяться и его отношение к отцу и матери. Например, если ребенок "в отца", то он будет видеть в отце соперника, если ребенок в мать, то отец для него будет выступать в качестве Отца, если это мальчик. Если это девочка, то доминирование в ней наследственности матери должно вести  к ревности либидных отношений отца к матери, если доминирует наследственность отца, то отношения переворачиваются, и девочка начинает  защищать мать против отца.  Но оставим эту сторону дела,  хотя она и представляет собой большой практический интерес.  Затем, мы должны говорить о том, что именно, какого рода стороны фиксируются субъектом в другом объекте и, соответственно, формирует эта фиксация положительные или отрицательные рефлексы. Другими словами, нужна конкретика.
    И далее идет важное замечание Фрейда относительно того, что интроверты чувствительны к прелестям женщины, хотя и переносят своё возбуждение на мужские объекты. Это замечание Фрейда важно в том отношении, что женщина как естественный сексуальный объект вызывает соответствующие ощущения. И либидозные импульсы , которые вызывает объект, должны направляться на сам этот объект. Собственно говоря, это - не что иное, как кольцо безусловного рефлекса. Тогда возникает вопрос: А почему так происходит, что возникает отклонение от естественного сексуального объекта т.о., что если у вас есть либидозный импульс относительно некоторого объекта, а вы, тем не менее, смещаете его на другой объект, то что это может означать?
    Вопрос этот может быть рассмотрен и с другой стороны. Как  процесс инвертирования  может быть понят с точки зрения понятия силы?- очевидно, двояко. То, о чем идет речь в данном случае, это что мы имеем дело с пассивным объектом, на который воздействует сексуальный объект, вызывающий ответный импульс, который должен быть направлен по той же прямой, но в противоположном направлении. Между тем, мы видим, что направление это искажается. Тогда возникает вопрос: а вследствие какого рода действия других сил это направление ответной реакции силы искажается? В то же самое время, мы можем это силовое  отношение перевернуть , и взять за первичное не отношение внешнего воздействия на субъект и его последующее отражение субъектом, а, напротив, рассматривать субъект как изначально обладающий таким активным импульсом, который требует для себя объекта удовлетворения.
    То же самое может быть представлено и посредством следующей картины. Один объект обладает либидозным излучением и другой объект попадает в зону его действия, воспринимает это излучение и влечется к нему ответным импульсом; но точно таким же свойством может обладать и другой объект и точно также вызывать точно такую же реакцию относительно себя. В этом случае объект с либидозным излучением просто привлекает к себе другие объекты. При этом он является объектом вот с этими привлекающими других либидозными свойствами, представляет собой, т.ск., объект-цветок, содержащий нектар, которым и желают насладиться окружающие его насекомые. Что ни говорите, это - пассивный объект. Он может быть глуп, как пуп, и ему не нужно пальцем пошевелить, чтобы получить удовлетворение, поскольку его хотят.  Противоположная активная установка состоит в том, что объект является не просто красивым бревном, красивой вещью, обладать которой хотят и через это сами попадают в обладание к нему, но объект, который активно действует посредством украшательств, слов, поступков, действий, направленных на возбуждение сексуального вектора  в других объектах по отношению к себе, из  и через это  овладевает ими. Т.о., активные либидозные воздействия на сексуальный объект должны довести его до такого состояния его либидо, которое требовало бы своего удовлетворения "здесь и сейчас" и "несмотря ни на что", и это при том, что никаких ответных чувств такой объект не испытывает.
   Здесь следовало бы условиться о терминологии. Человек есть единство субъекта и объекта. В качестве действующего он выступает как субъект, в качестве воспринимающего действия как объект. По отношению к окружающим он выступает либо как субъект-объект, либо как объект-субъект, каковые термины различаются между собой тем, что любой действующий субъект является в себе объектом, то есть тем, что испытывает воздействия на себя то есть субъект имеет свою объектную сторону, которую скрывает. Выступая в качестве объект-субъекта, красавица по отношению к окружающим выступает в качестве объекта, в себе являясь субъектом, который преследует свои цели
    (Ощущения ощущают, чувства испытывают).
    Он чувствует лишь необходимость удовлетворения собственного либидозного голода, который оказался возбужден другим.
    И вот кажется, что тут всё ясно. если же, однако, ответная реакция оказалась смещена на другие объекты, то этому должна быть причина.
    Представим  себе следующую ситуацию: представим себе некоторый объект, обладающий либидозной привлекательностью, и представим себе активный объект, который подсел на эту либидозность и приступил к активным действиям
    Особенность человеческой психики состоит в её универсальности, в её способности использовать какие-то свои части в качестве средства для достижения удовлетворения других своих частей, ибо либидозная потребность - всего лишь одна из потребностей, и другая более насущная потребность -  потребность  в удовлетворении пищевого инстинкта, которому почему бы и не быть доминирующим относительно либидо. Собственно, либидо только тогда и распускается буйным цветом, когда удовлетворен пищевой инстинкт, и только кони сытые бьют копытами.  И если сексуальный объект либидно привлекателен, то почему бы этому объекту не использовать свою привлекательность в качестве средства обеспечения себя питанием, и почему бы, если это возможно. не заняться этим вполне профессионально?
    Но, наконец, возможна и уже вовсе самая простая, элементарная вещь,  когда либидозный объект вполне это осознает свою либидную привлекательность и влюблен в неё, то есть влюблен в самого себя настолько, что ревнует всех, кто стремится к удовлетворению своего либидо  посредством его красоты, т.о., ревнует их к самому себе. Он стремится быть единственным хозяином своей собственной красоты, и стоит на её страже и охраняет её ото всех, кроме самого себя, любующегося и наслаждающегося своей собственной красотой? И тогда плохо приходится тем, кто пытается  пытается "погреться у чужого огня".
    Наконец, возможна самая обычная спекуляция на собственной красоте, использующая всякого, кто пытается подступиться к ней В этом случае отношения начинают проявлять себя вполне материально: поцелуй мой пальчик, а я тебя за это тресну  по лбу, и т.о. ты получил удовольствие от меня, поцеловав мой пальчик, и я получила удовольствие от тебя, треснув тебя по лбу; выскажи мне любовь, а я тебя за это ударю, ибо а как ты посмел меня любить, этакую сверхценность. Вот и причина для искривления отраженной траектории; которая при соответствующей силе отрицательной реакции, когда объект вместо сладости получает  горечь, для искривления ответной траектории и возникновению поиска объектов, которые не обладают амбивалентными свойствами.
   Значит, если мы говорим о матери как обладающей либидозными признаками, то это смещение вполне может иметь место. Недоступность либидозных ощущений от матери неизбежно вызывает напряжение, которое требует своей разрядки, а так как любое напряжение ищет свою разрядку, то и возникают поиски психически доступных объектов для разрядки, а это всего проще делается внутри собственного пола. . Но для того, чтобы это могло произойти, необходимо, чтобы объекты своего пола обладали либидозными признаками. Ведь мужская и женская либидозность обладают противоположными знаками, за счет чего и притягиваются друг к другу несмотря на их взаимную опасность, которая отсутствует при внутри половом либидном взаимодействии. Такая вещь, как любовь  как раз и представляет собой своего рода наркотик,  созданный природой для того, чтобы члены отношения ощущали удовольствия на месте, где вне любви они ощущали бы боль.
    И, тем не менее, для того, чтобы инверзия могла произойти, должен существовать наследственный сбой, наследственное смещение в знаках сексуальной энергетики, когда собственное сексуальное излучение человека оказывается смещенным.
    Когда вы видите другого человека, вы ощущаете его различно. Вы ощущаете его излучение, и через посредство ощущения (восприятия) качества излучения вы определяете человека как мужчину или женщину. Уже на значительном расстоянии вы определяете человека как мужчину или женщину; но при этом вы можете ощущать мужчину  как мужчину и женщину как женщину как женщину. Но вы можете также ощущать какую-то женщину как мужчину либо мужчину как женщину, и это связано не с вами, а с излучениями, которые вы воспринимаете от них..  В соответствии с качеством воспринятого излучения, возникает либидозное притяжение либо отталкивание, отношение удовольствия или отвращения  к самой возможной мысли о соитии; удовольствия, если это женское излучение, и отвращения, если это мужское излучение, и это - независимо от половой организации источника излучения. Теперь, если мы представим себе множество людей с фиксированными качествами либидозных ощущений, то получим множество возможных отношений, и если у человека не поставлены сознательные половые ограничения относительно того, какого рода отношения допустимы и какого - нет, мы просто столкнемся с самой обычной вещью - с самообманом рефлекса, с тем, что рефлексы обманываются .Человек содержит в себе мужскую и женскую части, в то же самое время физически человек является мужчиной или женщиной. На терминологическом уровне то, что он является мужчиной либо женщиной, отражается т.о., что положенной в нём является соответственно, мужская либо женская часть и, соответственно, снятой, вытесненной женская либо мужская. И при этом разделение имеет место не только в смысле материального и психологического тождества половых признаков, но и их противопоставления друг другу, то есть в отношении не только их качества, которое характеризуется словами "да", "нет", но также и количественного разделения внутри каждой из сторон, соматической и психологической. Т.е. разделение как в материальном (соматическом), так и в психологическом отношении т.о., что в них превалирует та или другая сторона, так что ни одна из положенных и снятых сторон не является чистой, абсолютной, но содержит в себе также и противоположную сторону, так что в самом мужском содержатся женские признаки и в женских - мужские, за счет чего происходит их ограничение друг друга.
    Поэтому, когда речь идет об излучениях, то сами эти излучения оказываются двойственными, содержащими в себе обе стороны, мужскую и женскую, и в этом случае уже имеет значение количественная сторона отношений между ними, доминирование одной из сторон в этом отношении; и взаимоотношение этого доминирования мужской либо женской энергетики и соматической половой конструкции человека. И вот тут уже, похоже, имеет место соответствие между соматикой и излучениями, что должно быть и понятно, поскольку излучения - это соматический процесс, который, конечно, варьируется психологическими установками человека.

    Итак, всегда  присутствует в зависимости от качества и соотношения знаков,  межсубъектное отношение притяжения или отталкивания.
    И при этом во всех этих отношениях при обмане рефлексов  присутствует ощущение эрзаца, ненастоящести, лжи

    Далее Фрейд осуществляет довольно странную схему отождествления, для которой сложно подобрать основания.  Он говорит (1)"в результате фиксации на женщине они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты. Но что значит отождествить себя с чем-то или с кем-то? Это значит осуществить отчуждение себя от себя.  Ведь операция отождествления объектов А и В характеризуется вектором, при котором либо А отождествляется с В, либо В отождествляется с А,  либо вы отождествляете себя с кем-то, начиная играть его роли, либо же вы отождествляете кого-то с собой, принуждая последнего разыгрывать все те роли, которые разыгрываете вы. Возникает вопрос, насколько возможна схема отождествления себя с чем-то, превращения себя во что-то другое,  и каковы основания для того, чтобы оно могло существовать. Если осуществляется отождествление, то это означает фиксацию образца, в соответствии с которым осуществляются действия, и если  я осуществляют отождествление себя с кем-то, то я веду себя, действую не как я сам, а как кто-то  другой, например, как моя мать.
    Итак, Фрейд: они отождествляют себя с матерью и избирают самих себя в сексуальные объекты. То есть, с одной стороны, я превращаю себя в свою мать  и, с другой стороны, я, в качестве моей собственной матери, в то же самое время превращаю себя в свой собственный сексуальный объект. То есть я люблю самого себя так, как любит меня моя мать. С  психологической стороны, поскольку реально отождествить себя со своей матерью я могу только психологически, но не соматически, я в себе являюсь моей собственной матерью. Соматически же я являюсь другим объектом с моими потребностями. Но, являясь моей собственной матерью, я могу любить только самого себя, и моим объектом могу быть только я сам. Но сама по себе это - психологическая универсальная установка человека к себе, не имеющая отношения к сексуальности как таковой, хотя, разумеется, и проявляющаяся в ней, и всего лишь формирующая из человека эгоиста, озабоченного самим собой, человека - потребителя.
    И снова можем сделать разворот, связанный с формой отождествления. Можем считать, что за положенным любовным отношением к матери стоит снятое сексуальное отношение к ней, которое проявляет себя в сублимированной форме в любви к ней. Но обычное при этом отношение - нежное отношение к матери. Что здесь возможно? Возможен сбой программы, когда доминирующим становится сексуальное отношение к матери. Однако это - ригидный переход, связанный с разрушением сверх-Я
   

   Заключение
    На уровне рассуждения я как будто нашел оправдание схеме Фрейда. Но на основе чувства - нет. На основе инстинкта для меня не существует подобного рода чувственных переходов. Правда, и сам Фрейд этого нигде не может утверждать, потому что для Фрейда человек - это не инстинкты, а мысли, и человек управляется не инстинктами, а мыслями. Бессознательное Фрейда - это не инстинкты, а не осознаваемые человеком мысли, и весь психоанализ состоит в том, чтобы извлекать вытесненные из сознания мысли в качестве ключей, открывающими замок последующего поведения человека.
    Но мысли - не первичны. Они вторичны. Они являются отражением рефлексов, и они либо соответствуют, либо противоречат им, оказывая на них положительное либо отрицательное обратное воздействие, то есть усиливая либо затормаживая инстинктивно-рефлекторную  деятельность.
    Особенность мыслей состоит в том, что они не являются объектами в том смысле, что они не являются некими чувственными реальностями. Они являются кодами, знаками, посредством которых мы сначала строим представления об объектах, а затем, на основе представлений,  переходим к их чувственному образу, к тому, какими они должны быть чувственно. Но образы, которые строются на основе сначала представлений, которые строются на основе мыслей, не есть реальность бытия человека. Это всего лишь конструкции, которые в какой-то мере могут соответствовать бытию человека, в какой-то - нет, в какой-то - разрушать его.
   Поэтому из того, что мной не найдено инстинктивных оснований для мыслительных конструкций Фрейда, не означает, что их не существует. Однако, тем не менее, они могут быть признаны соответствующими реальности бытия человека лишь при условии, что будут найдены соответствующие инстинктивно-рефлекторные основания для них. А до тех пор это не более, чем конструкции.
    С другой, и это основное, тем самым ставится  вопрос о соотношении рефлекторного и рационального отношения человека  к реальности.

Статьи из словаря Райкрофта:

    ФИКСАЦИЯ (fixation) Процесс, посредством которого человек становится или остается амбивалентно привязанным (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ) к ОБЪЕКТУ, уместному на более ранней стадии РАЗВИТИЯ. Таким образом, фиксация является свидетельством срыва на пути прогрессивного прохождения через стадии РАЗВИТИЯ ЛИБИДО. Понятие предполагает, что фиксированный индивид
    а) имеет тенденцию вовлекаться в ИНФАНТИЛЬНЫЕ, устаревшие паттерны поведения или регрессировать (см. РЕГРССИЯ) к таким паттернам в условиях стресса;
    б) склонен к компульсивному выбору объектов (см. КОМПУЛЬСИВНЫЙ) на основе их сходства с объектом, на котором он фиксирован; и
    в) страдает от истощения имеющейся ЭНЕРГИИ в результате вложения ее в прошлый объект. Чрезмерная ФРУСТРАЦИЯ и УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, чрезмерная ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ приводятся как причины фиксации. Отсюда ОРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ, ФИКСАЦИЯ НА МАТЕРИ, АНАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ, ФИКСАЦИЯ НА ОТЦЕ (см. в соответствующих статьях).).

    КОМПУЛЬСИВНЫЙ (compulsive) Прил. Относящийся к СОЗНАТЕЛЬНЫМ мыслям, от которых как чувствует субъект, он не может отвязаться, и к действиям, которые вынужден выполнять. Он не может противиться ни тем, ни другим, а невыполнение их ведет к ТРЕВОГЕ. Компульсивные симптомы характерны для НЕВРОЗА НАВЯЗЧИВЫХСОСТОЯНИЙ. Они являются или проявлениями "возвращения вытесненного", т.е. соответствуют мыслям и желаниям, которые пациент отвергает как несовместимые со своим представлением о себе, или средством для того, чтобы запретные мысли оставались забытыми.
    Компульсивные явления могут пониматься или как неудача ВЫТЕСНЕНИЯ, или как показатель ОТЧУЖДЕНИЯ, потому что та сторона, которая связана с влечением, означает силу, ищущую выражения, а другая - принудительные действия - свидетельствует, что субъект не может признать отдельные части самого себя. Антонимами термина "компульсивный" является "свободный", "добровольный", "спонтанный" и "ЭГО-СИНТОНИЧЕСКИЙ".

    01.11.13 г.г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"