Шубин Василий Иванович : другие произведения.

Принцип фальсификации Поппера - Лакатоша: эвристическая ценность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Шубин В.И., Смотрицкий Е.Ю.

(г.Днепропетровск)

Принцип фальсификации Поппера - Лакатоша:

эвристическая ценность

   Принцип фальсификации является логическим завершением неопозитивистской установки на критический анализ всего, в том числе и философского знания. Именно в деятельности Венского кружка логиков и математиков были сформулированы основные идеи, ставшие особенно популярными в 30-40-е годы в среде научной интеллигенции (сведение философии к логическому анализу языка науки; принцип верификации; трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки и т.д.). В частности, принцип верификации, обоснованный руководителем кружка М. Шликом, требовал сводить всякое осмысленное научное утверждение к совокупности протокольных предложений, проверяемых чувственным опытом. Предложения науки, не верифицируемые, т.е. не поддающиеся редукции к эмпирическим фактам, считаются лишенными всякого смысла. Таким образом, критический пафос, поддерживаемый вполне приемлемой установкой на точный анализ научно-философского знания, обесценивался эмпиризмом самого принципа, объективно снижавшим роль теоретических конструктов в движении к истине.
   Постпозитивизм есть совокупность методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. Постпозитивизм не представляет собой особого философского направления, течения или школы, он является этапом в философии науки, наступление которого связано с выходом в свет английского варианта основной методологической работы К.Поппера "Логика научного открытия" (1959) и книги Т. Куна "Структура научных революций" (1963). Характерной чертой постпозитивистского этапа является значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Однако, несмотря на различные образы науки и ее развития, различные решения методологических проблем, можно выделить ряд общих черт, что характеризуют постпозитивизм как определенный этап в эволюции философии науки. Во-первых, постпозитивизм отходит от ориентации на символическую логику и обращается к истории науки. Во-вторых, проблемой философии науки является понимание развития научного знания, а не анализ его структуры. В-третьих, смягчается дихотомия эмпирического - теоретического, исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования. В-четвертых, постпозитивизм постепенно отходит от принципа демаркации, т.е. четкого разделения между наукой и ненаукой, в частности между философией и физикой. И последнее: отказ от кумулятивизма в понимании развития знаний. Постпозитивизм признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, ведущие к пересмотру значительной части ранее признанного и обоснованного знания - не только теоретического, но и самих фактов, методов и мировоззренческих представлений и вызывающие смену парадигмы. В целом, постпозитивизм возник потому, что провалилась редукционистская установка сведения теоретических положений к эмпирическим фактам. Оказалось, что теоретическое знание не редуцируется без остатка к совокупности эмпирических положений. Именно с критики данной установки и начинается постпозитивизм. К. Поппер, а затем и другие представители постпозитивизма убедительно доказали, что всякое эмпирическое знание всегда теоретически обусловленно, всегда имеется концептуальный каркас (это то, чему учил Кант), который является предпосылкой эмпирического познания. К. Поппер пришел к выводу: индуктивной логики нет, поэтому безнадежна попытка транслировать истину с эмпирического уровня на теоретический. А что есть? - Логика дедуктивная и в рамках ее Поппер выбирает логическое орудие - деструктивную дедукцию, а это и есть принцип фальсификации. Смысл: чтобы доказать возможность трансляции истины, иначе говоря, возможность доказательства истинности эмпирического знания, - аргументы не подтверждают, а фальсифицируют, т.е. опровергают теорию. Верификация теории заменяется ее фальсификацией. Пафос данного принципа заключается в том, чтобы ученый никогда не останавливался на достигнутом, а искал аргументы для опровержения данной концепции. Иначе смерть научному творчеству ... Нефальсифицируемых теорий быть не должно, поэтому нельзя спасать научную теорию и выискивать аргументы в ее пользу. Принцип фальсификации К. Поппера, углубленный И. Лакатошом в его работе "Доказательство и опровержение" (русский перевод - 1967) есть подлинный гимн вечному научному поиску и научному знанию вообще. Спасать научную теорию преступно, ибо в конечном счете это приведет к застою в науке и к кризису в научном сообществе. Принцип фальсификации есть проявление самокритики науки, ибо к вненаучной теории он не относится, а наличие такого внутреннего импульса служит противоядием против догматизма в науке и в деятельности научного сообщества.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"