Шугрина Юлия Сергеевна : другие произведения.

Мифология басков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Мифология басков.
   Магия басков развилась из анимистических представлений. Весь мир кажется полным невидимых сущностей, духов добрых и злых. Это и ламии (ламиак)- нимфы, сирены, иратксо- домовой.
   И вокруг множество символов: свеча - тело человека, ее пламя- дух. Монета может также символизировать человека, поэтому, чтобы навредить кому-нибудь, бросают в огонь монету. Козел обозначает здоровье, поэтому обязательно дома держали хотя бы одного. Опрыскивание и обливание водой использовали для того, чтобы вызвать дождь. Топор, положенный на порог дома лезвием вверх, защищает дом, чтобы в него не ударила молния. Ношение на подвеске зуб коня, ежа или рыси помогает прорезаться зубу у детей.
   Имена же были звучащими символами, и они были неразрывно связаны с предметами. Если на имя накладывали проклятие (birao o birau), то таким образом хотели проклясть то, что носило это имя. Проклинали обычно, используя специальные жесты и символы, самым лучшим временем для этого считался полдень. Считалось, что birao вселяет в тело человека злых духов- gaixtoa.
   Существовала такая фигура, как Azti- маг и прорицатель, который достигал желаемого результата, используя мистическую силу Adur, которая объединяет символы и вещи.
  
   Басэйун или Баксэйун.
   Их называют "Господа лесов", они очень высокие и обладают необычайной силой. Они имеют человеческий облик, только с очень густой шерстью, которая покрывает спину, живот, грудь. Они добры, они покровительствуют пастухам, которые пасут овец: когда приближается буря или неподалеку бродит стадо волков, Господа лесов предупреждают об этому шумом и криком. Взамен они берут у пастухов ломоть хлеба, когда те спят.
   Иногда, правда, они являются в ужасном облике. Изначально именно они были хранителями знаний, связанных со строительством, сельским хозяйством, кузнечным ремеслом, и святой Мартин хитростью узнал их секреты и передал их людям.
  
   Сорхина
   Сорхина (мн.ч sorginak) ведьма у басков, эти ведьмы считаются помощницами богини Мари. Пятницу ночью, когда Мари соединяется со своим супругом Суугаром, собираются на в поле на открытой местности для своих магических ритуалов, это место называется akelarre (козье поле). Летая по полю, они распевают заклинания:
   Нет нас здесь- но здесь мы есть,
   Тысяч нас четырнадцать.
   Или "под облаками и над кустами"
   Говорят, что они превращаются в животных, в основном кошек.
   Таким образом, сорхина- ведьма или языческая жрица.
   Есть две версии происхождения слово, согласно первой слово происходит от sorte -судьба и означает "гадалка", "предсказатель". Согласно второй, оно происходит от sor(tu)- творить и означает "та, что творит".
  
   Змей.
   Сугаар (Сугар, Суарра, Сугой, Маху, Майу)- змей, божество мужского пола в мифологии басков. Он обитает в глубоких пещерах, из них может выйти, чтобы предстать в человеческом облике. Он поедает животных и людей, является в языках пламени. Некоторые считают, что он является супругом Мари, он вызывает бури в пятницу, в день, когда он соединяется с Мари. Говорят, что его убил святой Михаил, на этом месте сейчас находится церковь его имени, над той пещерой, откуда он явился. С правой стороны алтаря есть окошко, из которого видно пещеру, туда помещают свои головы те, кто страдают от головной боли.
  
   Мари.
   Мари- основное женское божество мифологии басков. Она- земная богиня, Мать-Земля, ее обычно представляют в образе прекрасной женщины, хотя облик ее в зависимости от места может отличаться. Она может являться на упряжке из четырех коней, летящей в пламени по воздуху, скачущей на баране, женщиной-великаном, чья голова увенчана полной луной. Говорят, что она обитает под землей и принимает облик различных животных. Также считают, что она была замужем за Сугааром, богом земли и неба, когда они соединяются, начинаются бури. Другая легенда гласит, что она была замужем за смертным Беасаином, который пытался окрестить их детей, но так как она не была смертной женщиной, она отказалась сделать это и исчезла в огне. У нее было два сына, Атарраби, добрый, Микелатс, злой. Есть так называемые "пленники Мари", которые становят таковыми из-за проклятия, насланного другими людьми: например, мать в сердцах прокляла свою дочь, и она в виде скелета явилась пастуху в пещере и сказала, что стала такой из-за проклятия матери.
   Мари вызывает бури, она помогает тем, кто верит в ее и даже предсказывает будущее и дает советы.
   Каждый год ей дарят подарки, в пещеры бросают баранов, бросают камни, существует обычай также бросать камни в пруды, это делают женщины, которые хотят иметь детей. Из пещеры было принято уходить так же, как в нее вошли, то есть пятясь.
   Мари наказывает воров и лжецов, гордецов, и тех, кто беспокоит ее, она даже может вызвать камнепад.
   Согласно преданию Мари живет на горе Анбото, и постоянно она уходит жить на другую гору, когда она пребывает на горе Анбото, идут дожди, когда она живет на других горах, сухо.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"