Шульчева-Джарман Ольга : другие произведения.

Христос и Адам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Можно ли "устроиться" в Церкви? Почему Божией правде сложнее пробиться сквозь фарисея, чем сквозь мытаря? Почему блудный сын думал, что отец выбежал навстречу, чтобы его убить? Как долго хоронили близких в Древней Иудее? Как бездетный Урия вошел в родословие Мессии? Ответы на эти и другие парадоксальные и насущные вопросы читатель найдет в книге "Христос и Адам" - первом сборнике богословских эссе петербургского врача, ученого, поэта и прозаика Ольги Джарман. Предметом размышлений автора становятся избранные места из богослужений и евангельских чтений Великого Поста. Автор напоминает о толковании важнейших для каждого христианина мест Священного Писания, опираясь на труды святых отцов и современных богословов (иеромонаха Серафима Роуза, протоиерея Александра Шмемана, митрополита Антония Сурожского и многих других). Доступность изложения материала вкупе с поэтическим языком и доскональностью профессионального исследователя сделают эту книгу одной из самых любимых у современного верующего читателя. "Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви" ИС Р-17-705-0187 "

  Он не боялся скверны - а запреты ритуальной чистоты Его народа были строгими. Не только женская нечистота оскверняла - оскверняло любое соприкосновение с язычником, которых называли просто "псы". Пусть не кричит эта хананеянка вслед нам, Господи, скажи ей, почему она, одна из нечистых псов, идет вслед за нами? Почему Тебя отвлекают от нас, а нас от Тебя всякие захожане?
  И Христос вступает в беседу-притчу с хананеянкой, языческой женщиной, у которой была больна и при смерти дочь. Вступает при апостолах, которые слышат эту беседу-притчу. Он говорит о том, что нельзя взять хлеб у ребяток и бросить щеняткам. Какие щенятки? Какой может быть юмор, когда говорится о самом святом - ритуальной чистоте и правомыслии в Законе? Но женщина поддерживает притчу - верно, мудрая женщина была она, что поняла и игру слов, и игру смыслов, и стала равным собеседником Христу, - в отличие, увы, от его учеников. Какая должна быть смелость у язычницы, которая, несомненно, знала об отношении к своему народу, к язычникам, детей народа избранного, которая понимала, что никто из этого народа не осквернит себя общением с ней, псом? Но что-то иное было в Иисусе, то, что заставило прислушаться к Нему и ее, и другую языческую женщину, знавшую о вечном разделении и презрении чистых верующих к нечистым язычникам, самарянку. Он был совсем другой, к Нему можно было подойти - Он был не такой, как все сыны Израилевы до Него.
  И она видит, что Он не один, с Ним ученики, может быть, не они одни, может быть, согладатаи, предатели... Она словно пытается Его защитить, думая, что Он оправдывается, что Он ищет способ, как ей помочь и не подставить Себя под удар. Она прозрела в Нем того, кто разрушает все преграды, и ей стало страшно за Него - а если Его единоверцы не потерпят этого и убьют Его? И она по-своему понимает Его (как ей кажется) обман своих, который Он должен совершить, будто должен сохранить лицо. И она отвечает, без самоуничижения, но с мужеством мудрости: " И щенятки едят крохи, падающие со стола ребяток". И мудрость ее, любовь ее, желание пожертвовать своей гордостью, своим самолюбием ради того, чтобы Проповедник, который один может исцелить ее ребенка, не потерпел вреда от своих соотечественников, которые не терпят такое отношение к язычникам.
  И глубина прозрения ее веры неизмерима велика по сравнению с апостолами. О, женщина! Велика твоя вера! Исполнится твое желание! Ты веришь, что Иисус пришел не только к иудеям, что это не просто их частное дело, национально-политическая надежда, но радость всему миру. Такую преграду преодолеть язычнику было еще сложнее, чем иудеям, даже - потрясенным этим диалогом апостолам. Они ведь просили, чтобы Иисус отогнал Своей силой нечистую, небогоизбранную женщину, которая отрывает их от высокого богословия бесед с Ним; или, может быть, кто-то из них думал мягче, думал, что вот бы Иисус нашел такие слова, чтобы она немедленно раскаялась и приняла Закон Моисеев и спаслась в царстве Мессии, которое, несомненно, скоро откроется. Но они не были Его собеседниками - Он говорил одно, а они толковали по-своему, потому что не могли помыслить, что можно преступить закон и нарушить благочестивый, богоугодный быт.
  Иисус не стесняется чудес и силы Отца Своего, который Бог и иудеев, и язычников. Он не может не засвидетельствовать, что язычница понимает Его тайну более, чем ученики. Он не прячется. Не таится.
  Он - немудр, если судить по житейской мудрости. Он не обустроился в жизни. Он не хитрил и не шел на компромиссы, поэтому так рано взошел на Крест.
  Его мало кто понимал при жизни. Но одним из самых глубоких собеседников его была эта язычница из пределов тирских и сидонских...
  
  ...презренный Нищий, Распятый Неудачник, над Которым смеялись проходящие иудеи и стоящие у Креста римские солдаты. Его проповедь кончилась провалом - ученики бежали прочь не столько из страха физической расправы, но из гораздо большего страха. Страха Божьего проклятия. Ведь Он, как всякий, висящий на древе, проклят Богом, а значит, то, чему Он учил - все то прекрасное, все то справедливое, то, отчего замирало от радости наше сердце - все это - ложь перед Богом. Богу это неугодно. Бог проклял Его.
  ...Есть повесть у пророка Иезекииля о девочке-найденыше и Боге. Он нашел ее, обреченную на смерть, Он вырастил ее - но она забыла Его и стала устраиваться в жизни. Там было все - и жертвы первенцев, и игры в рощах, и просто грязь. Но Бог продолжает, страдая, призывать ее. Он говорит о дружбе юности ее, когда она без всякого расчета пошла за ним в пустыню, землю незасеянную, когда ей ничего не надо было, кроме Него. И Он надеется, со всей божественной болью и страданием, что наступит время, когда Он будет беседовать с нею, а она с Ним. И пусть они оба будут неудачниками и ничего не добьются в этой жизни - ни она, ни Он. Это для них неважно.
  +++
  
  ... А кем, собственно, был Закхей? Понятно, что мытарем, понятно, что собирал подати, понятно, что человек был неправедный, грешник, вор, последнюю копейку с вдовы и сироты вытряхивал. Но разве он был язычник, не знающий Закона Моисеева? Разве он был необрезанным? Разве не запечатлелся в его душе с ранних детских лет рассказ об Исходе, что старший в семье рассказывает за пасхальной трапезой в каждой иудейской семье каждый год?
  В том-то и трагедия Закхея. Из мальчика, слушавшего рассказ о Боге - Спасении моем, переводящего через море, через смерть - как посуху, Закхей превратился в деловитого и прагматичного взрослого. Деловито (а как же, жить-то как-то надо!) он купил у римлян право на сбор податей. Деловито он собирал их, живя (и неплохо) на лишнее, забранное из рук работавших людей. Он не работал - он жил в достатке.
  Но где-то в глубине души сверлила та память о пасхальном рассказе. Бог - Спасение мое. Бог - спасает, когда нет никакой надежды.
  Он, конечно, ходил в синагогу. Как не ходить. Его уважали - попробуй, не уважь сборщика налогов!
  Но сам-то для себя он знал, что он - навсегда и неотвратимо нечист. Злая шутка, ведь имя его означает - "чистый". Над ним зло смеялись за глаза, но в душе он еще злее смеялся над собою.
  Он, Закхей, "чистый", так же нечист, как стала нечиста земля народа Израильского и Иудейского от неправд, когда гнев Божий разразился над нею, и народ ушел в Вавилонский плен.
  Как очистить оскверненную людьми землю? Во всех многочисленных указаниях очищений от осквернения книги Левит нет ритуала для этого.
  Видимо, нет обратного пути и для оскверненного грешника.
  Это знал Закхей. Он знал, что он приговорен. Что бы он ни сделал, как бы он ни поступил, ему не изгладить свою нечистоту, свою вину. Бог неумолим. Бог - не его Спасение.
  И вот он услышал о Проповеднике по имени Иисус. Этот Проповедник говорил совершенно невообразимое - Бог принимает каждого. Вот оно, Царствие Божие - входи! Неважно, кем ты был до этого. Бог разрушил непреодолимую преграду. Божие Царство - посреди людей, среди оскверненных нечистотой людей на нечистой земле. Бог помиловал всех и ждет всех.
  "Что Он знает о жизни, - вздыхал Закхей, - Он-то еще в молодых летах, вот и рассуждает так вольно, так дерзко, так свободно..."
  Но - и так властно! Ведь слово Его - со властью, Он, Иисус, говорит, как говорят только те люди, которые имеют глубочайший внутренний опыт. И Он не безумец, как клевещут некоторые. Иисус - в здравом уме! И Он говорит о прощении грехов, а это для верующего иудея значит, что настает Царство Мессии, что Бог снова со Своим народом - и в это Царство, на этот пир, приглашаются все!"
  Не может быть. Либо он, Закхей, чего-то не понимает, либо Этот Проповедник не познал глубины человеческой боли от падения, человеческого сознания отдаленности от Бога, Имя Которому - Спасение.
  И Закхей, знающий Писание - ведь Писание он слушал в синагоге по субботам, и Писание обличало его, Писание громогласно говорило о грехах его, и сердце Закхея сжималось от тоски и отчаяния, потому что он - да, он, мытарь! - он верил в Бога и хотел к Нему, но не знал, какой дорогой к Нему пойти.
  Какой дорогой пойдет к Богу тот, кого Бог проклял в Своем Законе?
  И Закхей решается. Он сейчас поставит на место этого выскочку, этого мальчишку-Проповедника, ничего не знающего о настоящих грешниках.
  Он задаст Ему вопрос от Писания - ясный, жесткий вопрос, чтобы увидеть Его смущение, услышать Его отговорки, понять, наконец, что - Он такой как все они, эти учителя праведности.
  Да, именно, вопрос от Писания и на глазах у всех. Чтобы все слышали и поняли - Бог не может спасти всех. Есть ограничения. Ведь не может Бог спасти Закхея мытаря? Не может, не может такого быть. Это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Поэтому - за то, что Ты разбередил душу и оживил надежду в человеческой развалине, вот, получи, Проповедник, вопрос от мытаря, знающего Закон не хуже Тебя! И ответь прилюдно!
  И Закхей взбирается на дерево, зная, что мимо пройдет Иисус.
  Для человека нашей культуры такой жест - в первую очередь, желание увидеть Проповедника, невыполнимое из-за малого роста. Да, Закхей, несомненно, желал увидеть Того, Кто говорил, о великом, небывалом прощении Божием, простирающемся на всех.
  Но он, человек библейской культуры, задал свой вопрос так громогласно, что его услышали и те, кто стоял совсем далеко - потому что это был вопрос не с помощью голоса, а с помощью жеста. Это - прием, характерный для пророков, символическое действие, в котором открывается взору всех находящихся рядом воля Божия.
  И вот, он, проклятый Законом мытарь - на древе. Прямая цитата из Закона - "Проклят всяк, висящий на древе" (Втор. 27:26). Я, Закхей-мытарь, проклят - и так говорит Закон.
  Взирает малорослый, стареющий человек с брюшком, еле держась за ветки дерева, на Странника и Проповедника. Взирает в отчаянии - вот, я - проклят. Что Бог принес проклятым? Что Ты скажешь, Иисус из Назарета? Скажи, подтверди, что Бог прав, что Он - хоть и Спасение всех, но не мое, и я успокоюсь. И ослабеют руки мои. И умру во грехах моих.
  - Закхей! - позвал его остановившийся Проповедник. - Слезай поскорее! Сегодня надо Мне придти к тебе в дом! Будем ужинать с тобой!
  "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Лк. 19:5).
  Прежнее прошло. Нет речи о проклятии - только радость пира, только радость Царства. На глазах у всех Иисус свидетельствует, что любовь Бога преодолевает немыслимые преграды - вернее, те преграды, которые сам человек считал для себя немыслимо непреодолимыми Богом.
  Но все просто - ты слезай, слезай с дерева-то, будем пировать! Время радости!
  Да, Бог - мое Спасение! Бог - мое, Закхеево, Спасение! Бог - Спасение того, у кого нет никакой надежды на встречу с Богом.
  +++
  ...И отец блудного сына побежал к нему навстречу.
  Все затаили дыхание - "вот она, настоящая ревность по имени Божиему! а я - я смог бы так?"
  Отец, как и всякий восточный мужчина, прежде чем совершать физический труд или, например, бежать, препоясывался. При этом он поднимал длинные полы своей одежды и закреплял их на поясе. И в таком виде, обнаженный выше колен, мог идти за плугом или бежать с мечом в руке.
  Так и делали зилоты, которые истребляли грешников-коллаборационистов с лица земли - чтобы те ее не оскверняли и не отодвигали все дальше и дальше царство долгожданного Мессии.
  Зилоты считались преступниками, "разбойниками", и римляне их казнили, если захватывали.
  И вот теперь,- кто бы мог подумать! - пожилой зажиточный селянин в образе зилота, в образе воина священной войны Яхве бежит сам к сыну своему - чтобы убить и спасти землю от осквернения. Вот вершина ревности, вот вершина исполнения Закона! Он не думает, что его накажет за это языческая власть, он думает только о Боге Израилеве!
  +++
  Нам становится как-то неловко за Иисуса. Как это Он так жестоко не позволяет сыну погребать отца, родного папу, отдать сыновний долг? Да и в конце концов, почему Иисус не утешает сына? Почему от Него не слышно слов утешения?
  И неужели нельзя было подождать, когда сын закончит печальный свой долг - похороны, а потом сможет присоединиться к ученикам и будет благовествовать?
   "Нет, - говорят нам суровые люди. -Иисус эту заповедь дает для совершенных, а совершенный не плачет над своим папой и мамой, умершим ребенком и умершей бабушкой. Совершенный не прилепляется ничему земному. Вот Иисус ему и говорит - исполни или отойди. Либо послушайся, либо не мешайся. А по папе-маме нечего тут плакать. Ты к Богу пришел!"
  Ни мы, ни суровые люди никогда не хоронили близких по обычаям Древнего Израиля. Похороны у нас - через несколько дней после смерти, редко даже на третий. А после похорон - поминки, все расходятся. Кто-то придет на девятый. Еще раз соберутся на сороковой. Но никто не будет сидеть за столом и плакать до девятого, скажем, дня, а то и до сорокового, оставив работу и посвятив себя полностью оплакиванию отца и друга.
  Похоронить отца - это не значит не оставить тело отца без погребения. Погребение должно было совершиться в день смерти, до захода солнца.
  Да, и свадьба, и похороны - на Востоке событие не одного дня, люди целиком отдаются и радости, и плачу. Многие дни, а не один день проводят они на поминках. В знак печали люди в древнем Израиле надевали на себя вретище из грубой темной ткани, остригали волосы, посыпали голову пеплом, и даже разрывали на себе одежду. Это было настолько принято, что запрет на подобные действия первосвященнику по Закону Моисееву выделял его среди остальных израильтян.
  Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в [священные] одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже [прикосновением к умершему] отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя. (Левит, гл.21: 10-11)
  Вопрошающий Христа человек находится в погребальном трауре, продолжавшегося много дней после похорон (которые совершались в день смерти). Траур по отцу, главе семейства - особенно глубок. Сын остался без отца, утрата незаменима, невосполнима - он теперь главный в своем роду, в своей жизни. Не к кому больше прийти за советом, за словом поддержки. После окончания траура начнется новая, печальная, совсем взрослая жизнь. А сейчас время плакать о смерти отца, время целиком отдаться плачу.
  И тогда Иисус подходит к нему, погруженному в глубочайшую печаль, глубочайший плач по умершему.
  Как Нафанаил под смоковницей размышлял о чем-то, что ему надо понять в делах Божиих и в своей жизни, этот неизвестный осиротевший юноша в скорби своей, наверное, вопрошал Бога, доколе же Он медлит и не устанавливает свое Царство, где не будет смерти, где будет все в Боге и Бог будет во всем - и оба они были услышаны Богом во Христе. Христос, Воскресение и Жизнь, приходит и говорит им - "Я слышал и слышу тебя, Я всегда был и буду рядом!"
  И Сын Человеческий не утешает скорбящего сына теми словами, которые очень любим мы - "да ну, не плачь, у всех умирают, таков наш путь, будь мужчиной, соберись, возьми себя в руки, старцы советуют не убивать себя печалью, наше призвание - выше, чем человеческая скорбь..."
  Иисус говорит ему - "ты иди, благовествуй Царствие Божие!"
  Иди и расскажи, что сотворил тебе Бог - как похоже на этот частый рефрен рассказов об исцелений.
  Что такое приход Царствия Божия для глубоко верующего иудея тех времен? Это исполнение всей мыслимой радости, которую ждали поколения за поколениями сотни лет, тысячи лет. Это значит - Бог пришел во всей своей славе, но не обжигающей, а дарующей жизнь - и Он дает ее всем, и живым, и умершим.
  "Воскреснет брат твой!" - сказал Иисус Марфе. - "Знаю, что воскреснет - только когда Царствие наступит" - так можно понять ответ Марфы. И понадобилось величайшее чудо, чтобы Марфа поняла, кто Он, друг ее брата Лазаря. Марии, свое сестре, что любила слушать Иисуса, она, наверное, не верила и не понимала ее.
  Он - здесь, и Он - Царство. Бог во Христе - среди нас, среди Своего народа, среди всего мира.
  И поэтому блаженны плачущие - здесь употреблено слово, обозначающее неутешный плач над покойником. Как счастливы плачущие - ибо они утешатся! Пришло Царство, пришел Бог Живой, пришел Сын Человеческий. Видишь Его? Он говорит с тобою. Исполнилось время, здесь, рядом с тобой - Царство Бога, а не царство смерти.
  Иди же и благовествуй! Уходи от безутешного плача тех, кто отвергает радость Вести о Царстве Бога Живого - их никто не утешит, и, даже если кто-то из мертвых воскреснет, они не поверят.
  ...
  Интересна еще одна деталь - осиротевший юноша не приходит к Иисусу, но Иисус приходит к нему, призывая следовать за Ним. Не возвращался ли этот человек с похорон отца? Если предположить, что это так, то он был еще более одинок.
  Дело в том, что погребающий мертвеца (даже самого дорогого, даже самого близкого!) был нечист. Так гласил Закон Моисеев.
  Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист; всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем. (Книга Чисел, 19:11-13)
  Нечистота - главное препятствие для приближения к Богу в Ветхом Завете:
  "И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу... всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа" (Числа, 5:1-3; 19:13.)
  К нечистому человеку нельзя было подойти слишком близко - "И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера" (Книга Чисел 19:22). Такой человек не мог спать под крышей дома. Так, например, поступил Товия - узнав, что на улице лежит непогребенный израильтянин, он оставил устроенный им самим пир в честь праздника Пятидесятницы и отправился совершать погребение. Потом, как нечистый, он не вошел в свой собственный дом, а лег спать на улице у стены и ослеп из-за несчастного случая (Книга Товита, гл 2). Ослепнув, он стал еще более нечистым - слепота считалась знаком гнева и проклятия Божия (вспомним евангельскую историю о слепорожденном).
  Над Товией смеялись, как и над Христом.
  "И смеялись над Ним" (Лк. 8:53), когда Он шел прикоснуться к умершей и ставшей нечистой девочке, чтобы воскресить ее.
  ...Не был ли этот человек самим Нафанаилом, лежавший бессонной скорбной ночью после похорон отца под смоковницей и молящийся в своем отчаянии Богу? Мы никогда не узнаем этого.
  "Следуй за Мною!"- зовет его за Собой Христос.
  Потом,- говорит юноша, - потом, Господи! Я нечист, как же я с Тобой? Выйди от меня, я человек грешный! Как нечистому благовествовать близость Бога к людям?
  Но Иисус дает всем, кто следует за Ним, такую неколебимую радостную силу благовестия. Он не смотрит на нечистоту - Он Сам очищает всех тех, кто приблизился к Нему в доверии. Или, вернее, кто не оттолкнул Его, приближающегося ко всякому. Кто же дал Ему силу эту? "Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя." (Послание к Евреям, 5:5)
  Иисус, приходя, уничтожает Своим присутствием любое проклятие, любую нечистоту. Он - не такой первосвященник, который, как и его паства, нуждается в избегании нечистого и в регулярном очищении, чтобы Бог мог хоть немного, хоть в образах и тенях, в глухих отзвуках, говорить с ним.
  
  +++
  
  Давид узнал, что Царство Божие - не от мира сего. Узнал тогда, когда ослабел, когда его считали "выжившим из ума стариком", потому что он плакал об Авессаломе. В самом деле - кто из восточных владык так поступает? Сыновей от жен и наложниц много, один восстал - казнили, другим неповадно будет. Царством править надо сильною рукою. А у Давида рука уже совсем не сильная. Надо помогать ему быть царем, надо решать за него государственные вопросы, а то он еще наделает всяких слезливых глупостей. Пусть сидит с нянькой Ависагой. Он уже дряхлый старец, а не муж. Мужи все решат без него - и Вирсавия тоже не даст маху.
  Давид из героя стал слабым и смертным, как давно убитый Урия Хеттеянин. Они снова сроднились - не как соперники за Вирсавию, а как обреченные на смерть.
  ...Евангелист Матфей - вопреки всем ожиданиям! - помещает имя Урии (а не Вирсавии, матери Соломона, прямого предка Мессии) в Родословие Мессии: "Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею" (Мф 1:7).
  
  В церковнослявянском стоит верная калька с греческого - "От Уриины", - от "Уриевой" - так имя несправедливо лишенного Давидом не только жены и жизни, но и нерожденных детей хетта Урии вошло в родословие Того, кто родился, чтобы своей кровью омыть и грех Давида, и дать Урии, как и всем обитателям безжизненного и темного ада-шеола - "жизнь с избытком".
  
  Он властен и над умершими - для Него нет умерших, Он Бог живых, а не мертвых.
  
  Парадокс? Но это слово - "парадокс" - по-гречески означет буквально "преславное". Да, это - дело воистину Божие, преславное. Христос делает Урию-хетта соучастником в славе среди Своих предков по плоти. В Родословии Мессии примирились Давид и Урия - во Христе. Примирились они и в Царстве Христа.
  
  Тайна - Родословие Того, кого называли Сыном Давидовым, и который был неизмеримо более Давида.
  
  "Как же Он - Сын ему?" - спрашивает Христос о Давиде, возводя ум слушателей к тайнам, превышающим законное плотское родство. "Не только те, кто по плоти - Израиль", - напишет потом апостол Павел.
  
  Сыну Давидову, Сыну Авраамову возможно всё. Вообще - всё.
  
  Небывшее сделать бывшим и наоборот - если говорить о грехе Давида. Не просто простить любимца, но сделать небывшем убийство человека человеком, дать потомство бесчадному.
  Имя Урии, "инородца", не-иудея, смелого воина погибшего из-за коварства Давида-царя, тем не менее, не изгладилось из памяти Христа, из памяти Бога.
  
  Бесплодного, сгинувшего, умершего -по малодушию царя, по недостоинству того, кто был избран в Свои служители Богом - Христос оживляет и делает Своим предком.
  Это стоило Христу, как пишет Антоний Сурожский, всей жизни Его и всей смерти Его...
  О таком прощении - такой ценой, иной ценой прощение не дается - молят Христа Бога все грешники и поныне - Он совершает это оправдание. Это страшно, но таков наш Бог.
  
  И свидетельство этой тайны - то, что Урия - вопреки всему возможному - вошел в родословие Мессии. Он - предок верного Помазанника, того, кто не предает. От чресл его произошел Мессия. От его - и Давида.
  Слышишь - стихии стонут
  с высей и до глубин?
  Здесь осаждает город
  яростный сын Навин.
  Алая вервь Раавы
  брошена сквозь проем,
  колос дщери Моава
  цел под смертным серпом,
  юной лозой Вооза,
  ростком в пустынных краях
  отрутся Рахили слезы,
  уймется Иаковль страх.
  Нет, не сыны Энкиду
  рвут горизонта круг -
  Урии и Давиду
  светлый родился Внук.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"