Аннотация: Феликс Нуссбаум. Рассказ о трагической судьбе художника, который был уничтожен только за то, что был евреем.
Феликс Нуссбаум.
Ещё совсем недавно это имя мне было совершенно незнакомо. Но однажды, Владимир Ревуцкий, который неоднократно рассказывал в нашем клубе о художниках, предложил провести беседу о творчестве немецкого художника Феликсе Нуссбауме. Я довольно скептически отнёсся к этому предложению. Малоизвестный художник, с чисто немецким именем "Феликс", не особенно привлёк моё внимание и интерес. Прошёл примерно год. Владимир сообщил, что он вместе с Валерием Гольшейдером подготовили сообщение о художнике. В нашем зале собралось довольно много слушателей. Владимир в течении 2 часов рассказывал о трагической судьбе художнике -еврее, погибшем в 1944 году в лагере Аушвиц. Рассказ сопровождался показом слайд, которые выполнил великолепный мастер, большой любитель и знаток живописи Валерий Гольшейдер.
"Искусство вне закона"- назвал своё сообщение Владимир Ревуцкий. Я не будем останавливаться на тех или иных особенностях творчества художника. Меня потрясла его судьба. Преследуемый нацистами, он был вынужден переезжать из одной страны в другую, скрываться в тайниках, которые устраивают для него и его жены бельгийские и немецкие друзья, рискуя своими жизнями. Он продолжает создавать свои трагические произведения, в которых в полной мере отразилось то страшное время, когда людей преследовали и уничтожали лишь за то, что они были евреями.
Непостижимое варварство! Непрерывный страх быть найденным и убитым отразился во всех картинах последних лет жизни Феликса Нуссбаума. Один мой знакомый справедливо заметил, что Феликс Нуссбаум- это Анна Франк в живописи. Если имя Анны Франк известно всем, то творчество Феликса Нуссбаума, его трагическая судьба не так широко известна. Музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке, в городе, где он родился и жил со своими родителями, был открыт почти сразу же после войны. По замыслу американского архитектора построен музей в виде столкнувшихся железнодорожных вагонов. Длинные, как казематы коридоры и залы, в которых нет ни одного правильного угла, искривлённые стены. Всё искорежено, как была искорежена жизнь художника, жизнь 6 млн. евреев, уничтоженных нацистами. Я не могу сравнивать его картины с произведениями великих мастеров, но эмоциональное воздействие произведений Феликса Нуссбаума настолько глубоко затрагивает зрителя, что долго не можешь успокоиться. Перед глазами постоянно стоят трагические образы его картин. Смотря на его произведения, на обречённые силуэты людей, горы трупов, страшные пейзажи разорённых городов, меня всё время преследовала мысль, что это я, мои родители, мои братья, моя жена и дети. Только случай уберёг всех нас от участи Феликса Нуссбаума.
Встреча с Феликсом Нуссбаумом глубоко затронула нас.
Спасибо Владимиру Ревуцкому и Валерию Гольшейдеру за огромную работу, за выбор этой темы, за то волнение, которое мы испытали.