Шумский Александр Владиславович : другие произведения.

Уроки Смутного времени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:


   Уроки Смутного времени
  
   На мой взгляд, в нашу историю Смутное время врывалось трижды: на рубеже XVI-XVII, XIX-XX и XX-XXI ве­ков. Смута всегда захва­тывала Россию именно на стыке столетий, в конце одного и начале следующего. Я полагаю, что это не случайно.
  
   В конце каждого сто­летия, как правило, про­исходит глубокая пере­оценка ценностей пре­дыдущей эпохи, что, кстати, характерно не только для отече­ственной истории. Это первый урок смуты.
   Следует отличать смуту от кризиса. Кризис может быть по­литическим, экономическим, культурным и т.д. Смута же то­тальна, она проникает во все поры общества, ни одна его клетка не остается неповрежденной. Поражается государст­венность, экономика, церковь, армия... Смута -- это сокру­шительный удар по всему духовно-нравственному организму народа и, одновременно, по каждому отдельному человеку. Происходит как бы тяжелейший эпилептический припадок общества, после которого оно может и не выжить. Таким об­разом, тотальность Смуты -- ее второй урок.
  
   Третий урок заключается в том, что Смута всегда подогре­вается, а во многом и инспирируется латинским и протес­тантским Западом. Как только в нашем Отечестве начинает­ся какое-нибудь крупное нестроение, Запад, пользуясь слу­чаем, пытается уничтожить Россию до основания, сжечь ее до тла. В ход пускались и пускаются все средства: наглая ложь, двойной стандарт, клевета, шантаж, запугивание, духовная экспансия, а потом -- обязательно -- вооруженное вторжение. Вспомним слова священномученика Ермогена, обращенные к тогдашней ударной силе Запада против Руси -- польским захватчикам: "...наша Русь Святая была свободна и могуще­ственна, пока вы не протянули к ней алчные руки ваши. Об­маном, насилием и лестью захватили теперь вы Русь, невзи­рая на проклятия миллионов русских людей. Ложь, хитрость, измена -- вот орудия ваши". Только в период Смуты можно в полной мере ощутить степень ненависти Запада к России. Она настолько велика, что в нее подчас трудно поверить. Здесь уместно будет процитировать стихотворение Ф.И.Тют­чева о трагедии поражения России в Крымской войне:
  
   Ложь воплотилася в булат
   Каким-то Божьим попущеньем.
   Не целый мир, но целый ад
   Тебе грозит ниспроверженьем.
  
   Все богохульные умы,
   Все богомерзкие народы
   Со дна воздвиглись царства тьмы
   Во имя света и свободы!
  
   Четвертый урок Смуты - болезнь самозванства. В начале XVII века мы имеет дело с ее классической, если так можно выразиться, формой -- в лице Лжедмитрия I, Лжедмитрия II и т.д. На рубеже XIX-- XX столетий самозванство выразилось в оболгании и шельмовании Богом данной Самодержавной власти либеральными демократами и в замене ее бесчинным, беззаконным, самозванным февральским сборищем. Из сла­бых либеральных рук бразды правления затем вырвали жес­токие большевики (в большинстве своем самозванцы, носив­шие чужие имена), завершившие беззаконие цареубийством. И в наши дни черты самозванства легко узнаваемы. Взять, к примеру, возню нынешних либералов-демократов вокруг так называемых "царских останков" или попытку навязать Рос­сии в качестве законного наследника Романовых некоего Гогу.
  
   Пятый урок: Смута на Руси всегда начиналась в момент кризиса идеологии. Как заметил известный филолог и мыс­литель Н.С.Трубецкой: Россия -- страна идеократическая, она не может жить без руководящей идеи. При разрушении последней, у русского человека наступает растерянность, ут­рачиваются внутренние ориентиры и отсюда -- "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Под идеологией я понимаю не сумму отвлеченных правил, написанных на бу­маге. Идеология -- это не немецкая железнодорожная инст­рукция, а совокупность идеалов, которые произрастают из народного сердца и соединяют людей общей целью, общим смыслом. Идеологию нельзя выдумать -- она мистична, она незаметно овладевает людьми и так же незаметно исчезает. И с ее исчезновением начинается Смута. Выход из Смуты воз­можен лишь тогда, когда идеология вновь обретается. Рус­ские люди к 1613 году поняли, что своеволие привело их к краю могилы, они стали молить Бога, чтобы Он даровал им Царя-отца, и были услышаны. Какой урок нам, живущим се­годня!
  
   Шестой урок Смуты парадоксален, на первый взгляд. Бла­годаря ей, в конечном итоге, в обществе наступает состояние полной политической и духовной определенности. Становит­ся окончательно ясно: кто предатель, а кто патриот, кто чу­жой, а кто свой. Все поляризуется до предела. С одной сто­роны священномученик Ермоген, с другой -- ничтожество Игнатий, с одной стороны Скопин-Шуйский, Минин и Пожарский, с другой -- Болотников, Салтыков, Тюфякин. На мой взгляд, наша сегодняшняя Смута подходит к концу. Очень скоро все разойдутся по своим позициям. Уже никто не сможет усидеть на двух стульях. Мы вступаем в фазу решительной битвы, битвы за Россию, в полном смысле этого слова. И бояться нам нечего. В Первопрестольном граде и других городах Рос­сии пролита невинная кровь. Но горем нас не запугаешь! Как говорил Ф.М.Достоевский, -- сильны не те, кто кровь про­ливает, а те, чью кровь проливают. Наконец вышла из оце­пенения наша армия. Русский солдат уже держит за горло ичкерийского волка. И не надо нам бояться Запада. Он сей­час слаб как никогда, слаб морально. Западные гуманисты готовы за свои идеалы убивать, но не готовы за них умирать. А у нас есть Женя Родионов -- русский православный сол­дат, отказавшийся снять с себя крест и принявший мучени­ческую кончину. Напрасно Олбрайт, Бжезинский и им по­добные надеются, что ракеты, лазерные прицелы и вакуум­ные бомбы позволят им одержать победу. В конце концов, все решится в очном поединке, в чистом поле, где сойдутся генерал Шаманов с генералом Кларком, наши братишки-морпехи с ковбоями из Техаса, рядовой Теркин с рядовым Райаном. И вот тогда посмотрим! Как говорил тот же Тер­кин:
  
   Не зарвемся, так прорвемся
   Будем живы -- не помрем,
   Срок придет, назад вернемся,
   Что отдали -- все вернем.
  
   Нашим внешим и внутренним врагам стоит прислушаться к словам священномученика Ермогена: "Но близок день, когда придет­ся вам собрать кровавую жатву с посеянных вами семян. Прямо и открыто проклинаю я ваше господство..." Но чтобы пришел этот долгожданный день, мы должны непоколебимо стоять в Православной вере, быть верными Матери-Церкви, хранить чистоту православного русского сердца. Пусть на­шим девизом будут слова замечательного русского поэта Ни­колая Рубцова:
  
   До конца,
   До тихого креста,
   Пусть душа
   Останется чиста.
  
   Вот-вот вспыхнет ярким пламенем свеча русского духа и, на удивление всему миру, рассеет липкий бесовский туман, окутывающий Родину.
  
   Россия, помни тютчевский наказ:
  
   О, в этом испытанье строгом,
   В последней роковой борьбе,
   Не измени же ты себе
   И оправдайся перед Богом.
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"