Аннотация: Жанр "Великих соснячков" я определяю словосочетанием "как бы роман в письмах". Хотя и это весьма сомнительное определение
ВЕЛИКИЕ СОСНЯЧКИ
как бы роман в письмах
Содержание
Вместо предисловия (можно сразу пропускать, не читая)
Письмо 1, в котором звезды заговорили (спикеры, понимаешь, небесные)
Письмо 2, в котором я иду не в ту сторону (интересно, а какая из сторон та?)
Письмо 3, в котором лирика побивает прозу (муравей бьет слона)
Письмо 4, в котором мелочь что-то замышляет (и, похоже, по-крупному)
Письмо 5, в котором появляются наблюдения (наблюдаются появления?)
Письмо 6, в котором я катаюсь на поезде (хорошо, что не наоборот)
Письмо 7, в котором анабиоз берет свое (в смысле мое)
Письмо 8, в котором после сна начинаются превращения (тоже мне - Кафка)
Письмо 9, в котором я буквально выхожу из себя (давно пора прогуляться)
Письмо 10, в котором снова объявляется бой алкоголизму (а он, собака, бессмертен)
Письмо 11, в котором появляются привидения (да такие подлые к тому же!)
Письмо 12, в котором мэр Бордо приоткрывает тайны свидания (поразмышлять бы, да, некогда)
Письмо 13, в котором приключаются приключения (весла в приключины - и айда!)
Письмо 14, в котором я истекаю слюной (к счастью, только слюной)
Письмо 15, в котором я иду туда, где оживают иероглифы (знать бы - ни в жисть не пошел бы!)
Письмо 16, в котором я участвую в грандиозном турнире (аж мурашки по коже)
Письмо 17, в котором я прихожу в себя и наблюдаю (коты, борщи и прочие абрикосы)
Письмо 18, в котором привидения вовращаются (лучше бы они этого не делал)
Письмо 19, в котором вместе с жарой появляется пауза (где живут только сны и наблюдения)
Письмо 20, в котором я иду в Стеклозей (и он явно это замечает)
Письмо 21, в котором странности множатся (я бы даже сказал размножаются)
Письмо 22, в котором "воды объяли меня" (теперь еще и воды!)
Письмо 23, в котором я получаю титул, а небо взрывается (хорошо что взрыв - цветочный)
Письмо 24, в котором появляется "гишпанка" и косит меня (и я веду себя прямо как трава какая)
Письмо 25, в котором я пытаюсь искать мотивы (а потом таскаю сам себя за волосы)
Письмо 26, в котором земля уходит из-под ног (такой подлости я от нее не ожидал)
Письмо 27, в котором ловушка захлопывается (и - ни щелочки, ни лазеечки)
Письмо 28, в котором тайны приоткрываются (а сердце сжимается и как-то нехорошо екает)
Письмо 29, в котором я узнаю, что такое девиарий (и он тоже ко мне приглядывается)
Письмо 30, в котором наблюдения сменяются заседанием (точнее, я бы сказал "засадением")
Письмо 31, в котором я играю первую скрипку (опять эти игры!)
Письмо 32, в котором нет никаких желаний (кроме желания спеть)
Письмо 33, в котором еще немного видений (а после - житейство сплошное)
Вместо послесловия (можешь не читать, конечно, хотя...)
J’étais prêt à vous faire remarquer aussi le manque
d’ordre et de méthode de tout le morceau,
mais j’ai fait réflexion que c’est une lettre,
et que le genre excuse et autorise cette
négligence et ce laisser-aller.
6 juillet S.S.*
*Я хотел было также обратить ваше внимание
на отсутствие плана и системы во всем сочинении,
однако рассудил, что это - письмо и что форма эта
дает право на такую небрежность
и непринужденность.
6 июля. Царское Село.
Из письма А.С. Пушкина П.Я. Чаадаеву
6 июля 1931 г.
Из Царского Села в Москву
Вместо предисловия
(можно сразу пропускать, не читая)
Ну все, началось! С первых же слов! Кто меня дернул написать не "предисловие", а "вместо предисловия"? Что за блажь - сочинять предисловие, а называть его зачем-то "вместо предисловия", в то время, когда оно и есть самое настоящее предисловие. И, кстати, в чем разница между "предисловием" и "вместопредисловием"? Может, это просто ловкая подмена? Как бы игра такая - словно ты ничего не понимаешь, насвистываешь себе, по сторонам глазеешь, изображая коварную хитрость, которая хитростью только для тебя и является. А на самом деле всем она смешна и очевидна, все всё понимают и только делают вид что не понимают. Такое лукавое непонимание, в смысле, - полное понимание. Понимание с подмигиванием. Фу, запутался! Хармс какой-то, честное слово!
Ладно. Написал и написал. Чего уже. Не зачеркнешь. Да и смысла нет зачеркивать - рукописи-то не горят. Доказано и запатентовано. И ничего не поделаешь. Иной раз и захочешь сжечь буквы эти, кошмары эти неловкие, а фигушки - не горят, что б их. Корчатся, а не горят! Даже не тлеют. Чиркай - не чиркай, хоть весь коробок изведи. Лежат, развалясь, на диване и зубы скалят. Собаки бешеные! А еще буквы! А еще рукописи! Детища, понимаешь!
Идешь тогда, голову в портфель понурив, бредешь в издательство какое-нибудь - "Феникста ля комедия", например (поджигай-не поджигай - все-равно из пепла восстанет), кладешь писанину на стол издателю, хорошему человеку, и бегом прочь. В леса и поля! Подальше. Чтоб в природе раствориться и помереть во мхах. И гадко так на душе, словно кошку родную завез в тридевятое царство и оставил в камышах, бросил, гад, на произвол, чтобы извести по какой-то нервной причине. Или без причины. Просто так, спьяну.
И вот какая странность случается: кошка обязательно возвращается, да не просто, а царевной! А рукопись непременно становится книжкой. Потому что кошка с рукописью - одинаковые золотые звери. Эльфы и живучки! Погладишь кошку, понюхаешь книжку - и опять за стол. Сидишь, маешься, карандаш грызешь, выгрызаешь наружу его мозговую косточку...
Теперь о том, что вам предстоит прочесть. Это я обращаюсь не к телезрителям, которые без мыла никуда, а исключительно к героическим героям. Которые еще про буквы не забыли и даже что-то читать пытаются. Даже то, что к прочтению не предназначено, а годится только на раскурку.
Вначале о жанре. "Как бы роман" - это не просто жанр, как вы понимаете, а именно жанр с подмигиванием. На самом деле, конечно же, это никакой не роман. Роман - вещь серьезная и нам, аборигенам, невозможная. Чтоб его натворить - нужен план, начальник штаба, артподготовка, "катюши" всякие, источники мудрые и прочие серьезности. Нужно как Слон Толстой - босыми ногами да по росе, да спозаранку до темноты лунной. А у меня - эфемериды только и грибы древесные. А народ требует ясности, ходит с топорами и лозунгами, круги наматывает под окнами, хрипло кричит наверх, кулаками в мансарду машет. "Какого жанра это вы нам даете, непонятно ничего!?" - справедливо спрашивает обалдевший от фокусов народ. И нечего ответить в порядке возражения. Заржавели возражения. Спасибо хоть Александр Сергеич явился на выручку. Пушкин мой дорогой. Надоумил, умная голова! "Чего раскричались, народы, - ласково говорит Александр Сергеич народам, - какой уж тут план, в самом деле, - небрежности да несуразности всякие. Не видите, что ли: письма это! А письма они и есть письма. Имеют право!"
И правда. Письма - это ведь чувства да внезапности. Смех и слезы. Это как в Тульчине спать на бильярде. Или сны волшебные и безалаберные снить (так один литовец мне говорил в далекой армии: "Я сегодня такой сон снил!").
Хотел было фразу про поддержку вынести в посвящение, да передумал. И так слишком нагло получилось. С эксплуатацией Александра Сергеича.
А на самом деле, если вчитаться (если кому-то очень про жанр зудит, а детского крема под рукой нет), - никакой это не роман, а просто сон, просто одно большое стихотворение. Здоровенное. Просто очень большое и здоровенное. Хоть и неуклюжее. Зато про любовь и странные приключения. А стихотворение всегда немного волшебство и сон колдовской. Так жанр сего опуса и обозначим - большое стихотворение. А сокращенно - большетворение, то есть творение. Не больше.
Ну, с Богом...
Письмо 1,
в котором звезды заговорили
(спикеры, понимаешь, небесные)
Здравствуй, моя дорогая! Ну вот, написал и призадумался - ставить восклицательный знак или поставить точку, то есть, быть сдержаннее. Хотя, собственно, почему сдержаннее? И решил в пользу восклицательного знака. Подумал: прочтешь - и представишь меня в костюме идальго! Красотища! С гитарой, в бархате, берете, остроносых туфлях, и, что самое главное, - в завитых, горячих черных усах. Эдакий поручик и монсеньер, Дон Гуан Ржевский (иГУАНоДОН Ржевский).
Вот я под балконом. Вот я страстно пою. Вот подпрыгиваю, ударяюсь головой о балкон (представляешь, как я подпрыгиваю от волнения!), вскрикиваю что-то на испанском, истово бью по струнам, а после - вскакиваю верхом на верного осла Тихона, размахиваю над головой мулетой и мчусь в степь, ибо ты почему-то не вышла на мой восторженный крик... Кстати, а почему ты не вышла, обезьяна? Нет, ну в самом деле?..
Итак, дорогая принцесса, стоит славная зимушка, дышит в окна, приплясывает, сорит ветками и корой, машет птицами, крутит собаками и котами. Одета красиво - в шазюбль из китайского шелка, на голове - ушанка, украшенная вечнозелеными капами, на ногах - что-то алое, сафьяновое, отороченное поземкой, ее верткими серебряными змеями.
Когда утром я выхожу на верную службу, зимушка некоторое время идет рядом - лукавая такая, кокетливая. Потом она отвлекается на какую-нибудь ворону, и дальше я топаю один.
Служба моя состоит в подглядывании за жизненными премудростями и преглупостями. При этом работать я должен внимательно и кропотливо, иначе никто в мире не узнает, что же любопытного происходит в тончайших складках бытия, в реальной и сказочной жизни людей, зверей и микробов, и множества прочих существ, о которых никто и не догадывается.
Например, есть небольшого роста крылатые старички (скандинавы их непременно обозвали бы гномами или какими-нибудь зимними эльфами), которые ходят ночью со специальными печатями. Эти печати изображают собачьи и вороньи следы.
Как только выпадает свежий снег, старички быстренько выскакивают во двор, нацепляют печати на палки и, летая над сугробами, нашлепывают повсюду свежие отпечатки. Зачем они это делают - ума не приложу. Но понимаю, что это важно, поэтому тщательно заношу в тетрадь их проделки. Может, через тысячу лет запись моя решит исход какого-нибудь грандиозного спора!
Итак, теперь я собиратель глупостей. Совсем не простая, доложу тебе, моя радость, профессия. И ничем не хуже министра путей сообщения, дворника или педагога с большой буквы "Пе".
Сама посуди: вчера - звонок. Я поднимаю трубку и слышу: "Вы такой-то такойтович? Сейчас с вами будут говорить звезды". Другой на моем месте подумал бы, что речь идет о звездах эстрады или вообще подумал, что он уже окончательно чекнулся. Но я прекрасно понял, о чем идет речь, и стал слушать.
Сначала в трубке зашуршало, потом зашипело, и вдруг наступила полная тишина. И вот эта полная тишина и была голосом звезд. Они говорили взахлеб, перебивая друг друга, а я внимательно слушал и молчал, потому что, во-первых, боялся их напугать, а, во-вторых, им, наверное, просто нужно было выговориться. Зачем им мои советы и проблемы? Вот я и дал им выговориться. Пожалуйста, на здоровье. Если очень нужно. Правда ведь?
Разговор этот я тщательно записал на трех листах и положил в отдельную папку. Если захочешь почитать - милости просим: три идеально чистых белых листа бумаги, ни единой помарочки, чтоб не дай Бог ни одного словца звездного не переврать.
И такое происходит каждый день по тысяче раз. Сегодня ночью я нечаянно подслушал разговор двух привидений. Они бродили по комнате, не замечая меня (или не обращая внимания) и болтали о том, о сем. Оказывается, у них там тоже строгая привиденичья иерархия, которой они должны неукоснительно следовать и которую им, как и нам, так хочется нарушить. И те же проблемы: кто-то кого-то обсчитал, кто-то кому-то недодал, кто-то за кем-то недосмотрел. Никогда бы не подумал. Все как у людей!
На этом, родная, буду сегодня заканчивать. Сейчас сяду писать план на завтра. Дел - невпроворот: покормить ворон, соек, воробьев и синиц, узнать, почему в метро нельзя бегать по эскалатору, о чем думают помидоры в банках, погулять по деревьям и сфотографировать стену, на которой вырос цветок. Ну и еще куча всего.
Письмо 2,
в котором я иду не в ту сторону
(интересно, а какая из сторон та?)
Привет, солнышко! Только что подумал, что если письма мои попадут в чьи-то руки, они непременно научат человека (чьи руки-то) нормальному человечьему обращению. Это я так, безо всякого хвастовства и порожнего бахвальства. Совершенно искренно. Это ведь и в самом деле важно - любить друг друга и обращаться к любимому человеку так, как обращаются друг к другу птицы, облака, деревья, цветы, микробы и привидения!
Кстати, о привидениях (когда я набирал эту фразу, получилось не "кстати", а "кстапти", и я подумал, что система "человек + компьютер + ошибка" создает замечательные, неизвестные ранее человечеству слова. Возможно, даже вещие. В каком-то смысле. Представляешь: кстапти! Ничего не чувствуешь собачьего? Ну как же! Так ведь собаки здороваются: кстапти. И виляют, и крутят при этом хвостами. Туда-сюда. Как сумасшедшие. Очень дружелюбные и славные существа. Я тут же, кстапти, - виль-виль хвостом - занес это в блокнот. Так, на всякий случай. А вдруг чего из этого вырастет! Красивого и доброго. Думаю, в письмах я к этому непременно вернусь).
Итак, о привидениях. Они опять приходили. Укромные такие, полупрозрачные, как медузы. Тихие-тихие и славные. И я подумал грешным делом, не те ли это привидения, что приходили к старику Чезаре и подарили ему путешествие в загробный мир? Если они, то, значит, мне повезло. А если потрафит с ними еще и подружиться (а они пугливые, как зайцы), то, может, удастся куда-нибудь в эдакое прошвырнуться. Неплохо бы!
Ну, поживем-увидим. А пока расскажу как прошел сегодняшний день. Подъем, зубочистка, чай - все это ерунда. Главное, что неожиданно для себя я отправился не на работу, а совсем в другую сторону - к лесу.
Тут у нас, прямо под окнами, растет симпатичный лесок. Небольшой, но дремучий. Вот туда я и направился вприпрыжку, как какой-нибудь вамбат-недоросль. (Компьютер выдал "дркмучий", то есть, как я понимаю, дремучий понарошку). Может, и понарошку, но лес есть лес, а человек, козья душа, всегда человек, будь он хоть семи пядей во лбу. К пишущему, как ты понимаешь, это не относится. То есть, во мне пядей явно поменьше.
Ну, что такое лес, тебе рассказывать-то не надо (или как у Шергина - "не надь"). Ты-то меня всему и выучила, на самом деле. Так вот, иду я лесом - тихо и сладко. Снежок кружится меленький, как пух мучной. Справа - белки борются, турнир у них, чемпионат леса. Слева - бобры друг дружку за чубы таскают. Весело так таскают, как в мультиках. Откуда здесь бобры - я и не задумывался. Я ж наивное существо, добросердечное. Это потом уже я стал в затылке чесать. А пока иду - наслаждаюсь. Глядь - лось проскакал. Ту-па-тара-тупа. Рога у него - как мебель румынская. За ним - стадо слонов прошло, мехом обросшее, словно мамонты. Представляешь, идут такие мишки волосатые, гигантские, со шлангами на мохнатых рылах. Здесь, у нас! А? Видно, здорово приловчились к нашему климату хоботатые!
Наконец, на окраине леса, на закатной его стороне, почти у дороги, вижу - в сугробах костер шевелится. Я подхожу ближе, а там, у костра, самое симпатичное общество в мире - не шоферы-дальнобойщики (тоже, кстапти, симпатичные звери, хвостом виль-виль), не бомжи темнокрылые, не засада против наркоманов, нет, - сидят небывалые существа. Ростом каждый со спичечный коробок, а с виду - будто с картины Босха спрыгнули, - рыла у них такие груздочные, грибные, глазки мелкие, черные и жгучие, а на животах мешки. Короче, какие-то сумчатые средневековые твари мне привиделись.
Я ближе подхожу (клавиатура выдала "подхржу" вместо "подхожу", и в этом большая доля истины, потому что, чем ближе я подходил, тем больше опасался. Вот эта буква "р", съевшая "о" как раз об опаске и живописует).
Так вот, я все ближе подхожу, а ребята эти, твари, то есть, костровые, хоть бы что. Мне кажется, что до них еще идти да идти, а они вот уже, под ногами. Я остановился и тихонько кашлянул. Деликатно. Они на меня рыла свои оборотили. Смотрят. Я кивнул им вежливо, поклонился и говорю:
- Здравствуйте, неведомые небольшие существа с большой и красивой душой!
Обрати внимание, как я хитро и культурно завернул, чтобы не дать им ни малейшего шанса меня сходу слопать. Им, между прочим, это обращение очень даже понравилось. Их старший оползень встал (хотя вполне мог бы и не вставать - ничего в моем восприятии не изменилось, такие они малыши от природы) и махнул мне своей беличьей лапкой.
Ну, я понял, что он приглашает меня ихней водки попить, подсел к костерку, точнее сел поодаль, чтоб никого не задавить, привалился спиной к сосне и рот варежкой прикрыл, чтобы не дай Бог костерок не задуть. А они, как ни в чем не бывало, продолжали беседовать. Я посидел полчасика, ничего из их пиканья не понял, но, на всякий случай все время одобрительно кивал головой.
Наконец, они о чем-то договорились и встали. Их старший оползень, тот, что конечностью махал, подходит и протягивает мне свой кулачишко. Я - на колени. Как перед августейшей персоной. Наклонился к самому сугробу и варежку снял. Он мне в ладонь торжественно сунул какую-то мусорину, и пока я ее выпученно разглядывал, вся их братия - штук двадцать их было, рыловатых, - как сквозь землю провалилась. Волшебство! Ни костра, ни картошки печеной, ни следов комариных. Как будто и не было тварей груздочных. И если бы не пылина странная, я бы точно подумал, что все это мне пригрезилось.
Еловину эту я в трамвайный билет завернул, в карман затолкал - и домой. В кабинете аккуратно развернул, положил на тарелку, взял лупу и стал разглядывать. А там - миниатюра, как в Киево-Печерской Лавре. На чешуйке от сосновой шишки - герб. На гербе две скрещенные белки в прыжке, летят над верхушками сосен, как салют, над ними - Орион, над Орионом - по-нашему написано: "Великие Соснячки" (только с ошибкой: "Великие Зознячки"), а в самом низу - какие-то слова непонятные на тайном языке. Я хоть в языках и не силен, но точно знаю, что букв таких в жизни не видал - ни арабский это, ни японский, ни какой другой из малоизвестных мне языков, не говоря уж об известных.
Вот что со мной приключилось. Попробую хорошенько обдумать эту загадку нынешним вечером, после того, как окончу это письмо и попью чаю с лимоном. Может чего в голову и забредет.
Письмо 3,
в котором лирика побивает прозу
(муравей бьет слона)
Привет, котауси! Пишу на следующий день после странного происшествия. Скажу честно, я полночи пролежал без сна, размышляя, что бы значило вчерашнее приключение, но так ни до чего не додумался и уснул, как сурок-байбак-хомка.
Утром долго тер кулаками глаза, потом отложил кулаки и пошел опять в лес на то же самое место, где мелкие загадочные твари вручили мне гербовую метку. Чтобы разобраться. Лез через сугробы сухопутным китом, но никаких соснячков и в помине не было, и никаких головешек. И я решил, что все это мне привиделось да пригрезилось (вышло "прививделось да пригревзилось", что явно попахивает издевкой. А вот и подтверждение: набралось "я вно", и, ей-Богу, я о себе был лучшего мнения, честное слово, никак не предполагал, что компьютер так надо мной измоется (милая форма глагола "измываться") - надо же, "я вно"! тьфу на тебя! Тьфу четыре раза, кинескопина американская), но дома, оттаяв, заглянул в ящик письменного стола, а там - билет вчерашний, а в нем - гербик с белками прыгучими и Орионом приблизительным. Так что, было, было! Некуда деваться!
Ну да ладно. Как-нибудь разберусь после. Может, и с твоей помощью. Это было бы замечательно, потому что я скучаю. И наскучался уже в большущую скучу, просто громадную, как вся европейская Альпа, если ее в одну скучу скатать всем взволнованным и разномордым европейским населением.
А пока хочу тебе сообщить, уважаемый заяц, что на пару вопросов мне удалось-таки добыть ответы. Вот слушай. По эскалатору в метро нельзя бегать знаешь почему? Потому что эскалатор этого страсть как боится. И дрожит всеми своими перилами и пассажирами, и ломается, как сумасшедший. И еще: помидоры, когда они сидят в банках, думают друг о друге! исключительно (!) и ни о чем больше думать не могут, бедолаги (или счастливчики).
Сегодня мне удался феноменальный фокус: после заклинания, придуманного на днях, я минуты три бродил по потолку, как муха, и все без обмана и безо всякого зеркала, представляешь! Правда, вся кровь при этом перелилась в мою дурную голову, и может оттого, что она стала тяжелой, как мешок, я и шлепнулся на пол и об пол, да так, что битый час не мог прийти в себя, и все лежал на полу и был очень несчастен (был бы Ван Гогом - от огорчения оттяпал бы себе чего-нибудь на голове). Да, и еще, убей, не пойму, почему этот час - непременно битый. Кто его побил и за что - неясно, и человечеству еще предстоит в этом разобраться, как мне - в запутанном деле с великими соснячками. Хотя, раз я головой треснулся, то словосочетание "битый час" мне стало не то чтобы понятнее, но как-то явно ("я вно!") ближе.
Вообще, день был не очень удачным. Я, правда, из календаря его не вычеркнул - не корректно так поступать с целым днем, но жирно, с нескрываемой обидой, обвел цифру зеленым фломастером весьма противного оттенка.
Всю вторую половину за окном, в сероватом сумраке валил снег, собаки попрятались куда-то, верно, играли в медведей-нешатунов, птицы тоже. Привидения и вовсе не пришли. К тому же я доел черничное варенье, и язык у меня стал черным, и я никак не мог отделаться от мысли, что язык - черный, ходил по комнате и все время помнил, что у меня черный, как шляпа язык, и то и дело подходил к зеркалу и высовывал свой ночной язык и разглядывал его, как доктор Фрейд доктора Юнга. А в промежутках между сеансами изучения своего асфальтового языка лежал на диване и слушал, как неподалеку, в лесочке, стучит идущий по снегу поезд (о, получилось замечательно: "стучмт". Слышишь, родная, как колеса тарабанят на стыках - стучмт, стучмт, стучмт!) Так вот, лежал я и слушал, как стучит поезд. Этот стук очень загадочный, таинственный (какое интересное словцо выскочило из-под моих неверных пальцев: "тьаинственный", немного по-птичьи вышло, по-звериному, диковато так, по-островитянски). Таинственный и тревожный.
Теперь, когда я пишу тебе - глубокая ночь. Все спит. И я, пожалуй, прикорну. До рассвета уже близко. Спокойного утра, дорогая, (какое чудесное слово подарил напоследок компьютер: "спокойнорго". А я дарю его тебе, ласточка. Мне кажется, это слово из шаманской песни про волшебную рыбу Ырбургу, которая плавает сама по себе, без весел, с рюкзаком, в усах и полосатой майке, грызет моченые ламинарии и насвистывает толстыми губами тонкую водяную песенку про любовь).
Пусть тебе будет хорошо и уютно в этом нелепом мире.
Письмо 4,
в котором мелочь что-то замышляет
(и, похоже, по-крупному)
Похоже, что-то начинает проясняться! Утром я пппроснулся (три "п" говорят о приличном "дубаке" в комнате, потому что в окнах - щели, потому что я никак их не законопачу, потому что ваты нету (правда, похоже на имя вождя индейского племени - Ватынету?!).
Так вот, я проснулся оттого, что кто-то уютно урчал под дверью, словно рота месячных котят, сосущих пушистую маму. Я подумал, что это привидения примелись и так себе уютненько скучают, дожидаясь, когда я вознамерюсь взойти над миром. Не желая их спугнуть, я осторожно выполз из-под одеяла. Поеживаясь, как еж (извини, отвлекусь, меня осенило, что "аж" - это раскрывшийся еж). Итак, поеживаясь как "аж" я подошел к двери и прислушался: урчание стихло. Я аккуратно приоткрыл дверь и увидел, что около телевизора (не компьютер, а Змей Горыныч: "телвизор" - это явно выключенный телевизор) собралась небольшого росточка братва. Завидев меня, эта тараканья шпана, эти шишки на ножках шуганулись (чуть было не написал "врассыпную", в то время как они шуганулись именно "вссыпную", то есть, мгновенно слиплись в наитеснейшую кучу) и исчезли, растаяли в темном комнатном воздухе.
Были это великие соснячки или еще кто-то меня за нос водит и морочит - не ведаю. (Гениальное, кстати, словцо компьютер подкинул: "мсорочит", то есть, не просто морочит, а как бы морочит с вызовом, нагло, по-сорочьи, то есть, откровенно, вовсю морочит, с самого утра, пока ты еще в ночной сорочке, пока еще не проснулся, не потянулся как просоночная кошка, не облачился в доспехи дон-жуан-кихотские, совсем, короче, тепленького морочит).
Подошел я к мертвому телевизору, опустился на коленки, как собака, и принялся изучать местность. Пахло хлопушкой, то есть, дымком и хвоей, как на Новый год, а около телевизорьего живота лежала чешуйка, похожая на кусочек коры - точь-в-точь давишний герб соснячков, врученный мне их сугробоватеньким предводителем, их лесным тамадой. И все. Представляешь? И больше ничего и никого.
Взял я его и поплелся к столу. Достал заветную лупу и заглянул ему в душу. А там, в душе кусочка, был текст, который я прочитать не сумел (интересно как получилось: "проичтать", то бишь, как я понимаю, не просто прочесть, а расшифровать, понять и осмыслить). А не сумел я его прочитать, потому что сплошные каракули. По-моему, даже египтологам такое не снилось, даже их Осирису, даже господину Шумейке, мужу Анны Андреевны, самому неприхотливому в мире любителю чая и древностей.
Ты можешь посетовать на меня, что я тебя тоже морочу: говорил, что вроде бы что-то проясняется, а на самом деле все только запутывается, но, поверь, слоничек, я искреннен, как оголенный проводка, точнее, как оголенная провод. А ясным стало для меня главное: все это неспроста. Ой, неспроста!
На этом обнимаю тебя, дорогая. Знаешь как? Как черная гнилолистая вода лужи обнимает головастика, родимого лягушиного сына Риу по имени Негру. Обнимаю и прощаюсь в глубоком уважительном клаксоне. Тьфу, опять я его с книксеном перепутал!
В таком звуковом уважительном книксене с тобой попрощался - загляденье! Прямо медведь!
Письмо 5,
в котором появляются наблюдения
(наблюдаются появления?)
Милая моя жирафа! Пишу тебе письмо, пуще прежнего. Есть новости: у города выросли сосульки морковные на всех подбородках и карнизах, собаки вышли из-под спуда, разомлели, а вороны расселись по толстым веткам и грызут прошлогодние орехи - темные и несъедобные.
Гномы всевозможные так и шныряют у народа под ногами, а тот, дурной, потный, прет куда-то в свое и под ноги совершенно не глядит. Да что под ноги: никто друг дружке в глаз не заглянет, так, будто каждый одинок в своем беспримерно-упорном походе и, словно кабаняускас- свинорылус, идет к непонятной ни ему ни людям цели. Прямо три миллиона ленинов каких-то одержимых с гитлерами (кстати, если бы физию ленина скрестить с физией гитлера, хотя бы простым методом наложения, получился бы такой жуткий чесночный погромщик! Представила? Бр-р-р!)
Ах, ах, ах! Если бы можно было подняться высоко-высоко, проследить орлиным оком за этим броуновским движением, прозвонить все их потенье и кряхтенье, прочертить все линии кривых человечьих маршрутов, получился бы такой кандинский крендель, какой самому Василию Васильевичу и в раю не приснится. Но вот какая прелесть: зиме и дела нет до этого беспокойства. Она своим занята: пасет свое белое хрустальное стадо, своих песцов да коровок и бренчит на гитаре из черного дерева. Ветер струны растянул, деревья в струнку вытянулись, даже коты нейлоново вытянулись - все олимпийским делом заняты, все вместе торжественную гимну извлекают из глубин морозных, как седой француз Петя Куэртен. И снежинки тут как тут - танцуют, танцуют, коровы изящнейшие. Просто загляденье! А зима всем этим томно дирижерствует, негодница.
Ну, это, как ты понимаешь, мыша, бло лирическое отступление (тут ошибки никакой, просто у меня вместо "было" "бло" вышло, но, по-моему, даже лучше, точнее, как будто струна лопнула от переусердия, от голого симфонического старания). Теперь о текучке. Текучка течет. Да. Теперь о моих наблюдениях и записях. Вот они.
Наблюдение 1. "Ворона в сугробе, а мама испанского короля в кресле-качалке на Канарах. Две одинаковые гордые старухи". Кстати, к чему это я, не знаешь, кисуля? Ну да ладно.
Наблюдение 2. "Вот собака пробежала рысцой, а вот рысь пробежала собасцой. Куда это они пробежали, сердешные рысцы-собасцы?"
Наблюдение 3. "Листья от холода скручиваются лодочками и шуршат веслами на ветру".
Наблюдение 4. "Далеко-далеко, на крайнем дереве, жила-была ветка рогатая". От нашел наблюдение, тоже мне!
Наблюдение 5. "Олень бросился наутек, утек - на оленя, однако".
Наблюдение 6. "Лето пережидает зиму в канализации, а собаки охраняют его животами на канализационных люках" (классная очепяточка опять вышла: вместо "собаки" - "соблаки", то есть очень мохнатые, очень зимние, кучевые такие звери).
Наблюдение 7. "Далеко-далеко на крайнем сервере жил-поживал компьютерный вирус". Причем тут? Если бы хоть на острове, где-нибудь в средиземном море, а так что!
Наблюдение 8. "Возьми себя в руки, просят его. И взял себя в руки Дед Мороз, и ну из себя вату клочьями рвать". Это, похоже, про метель или вьюгу наблюдение. Кстати, солнце мое, а какая между ними разница? Я, например, так и не знаю, когда лучше замерзнуть - в метель или во вьюгу. Ну, это, собственно, и неважно. Главное, чтобы ямщик был хороший и сугроб подходящий.
Теперь о визитерах. Привидения, похоже, ко мне случайно в ту ночь нагрянули, потому что с тех пор - ни гу-гу, как буренка языком их слизала с паркета. Меня это ужасно огорчает. Один поезд мимо все пробегает и пробегает. Неуема. Все заглянуть ко мне хочет, железнолапый, да видно недосуг. А зря. Я бы его чайком угостил в подстаканнике, с булкой сдобной и с вареньем черничным. Ах да, я же его доел уже. Забыл. Состарился, видать. Но я тебе скажу, что зимой все немного старятся. Корузлыми какими-то становятся и с размаху впадают в анабиоз и в авитаминоз. А некоторые преферансисты еще и в паровоз, бывает. Стоп. Что это с глазами моими: не пойму - померещилось или взаправду! Только что по подоконнику саблезубый енот босиком прошел. А за ним горный индеец с луком. Красный язык наружу. Пожалуй, все. Пора заканчивать. Индеец с языком - верный знак.
Письмо 6,
в котором я катаюсь на поезде
(хорошо, что не наоборот)
Привет, золотая принцесса! Как ты поживаешь без меня на белом свете? Я - так себе. Без тебя. А ты как себе без меня? Себе так?
Вчера я катался на поезде. (Прости, но промолчать не смогу - знаешь, как кампутер только что написал "на поезде"? "На опезде"! Еще раз прощения просим, матушка! "Какая я те матушка!"). Так вот. На настоящем поезде. Случилось это так: я купил билет, потом долго бежал за вагоном наперегонки со старушками и их "кравчучками" (причем, старушки мне шансов не оставили, как и быстроногие "кравчучки"), потом сел на свое законное место около туалета и стал кататься.
Катался я четыре часа, и за это время прошло мимо меня много красивых деревьев. Например, на излучине одной неизвестной дороги в ожидании автобуса топтались тополя. И здесь же грабы с рябинами танцевали ирландский танец. Представляешь? Вот еще что интересно: рядом со мной ехал молодой папа с детьми-близнецами лет по пяти каждый. Папа был очень молодой (ну очень), всю дорогу не снимал черной фуражки, читал глупую детективину и сказал за все четыре часа пути своим детям девять слов. Но зато каких! Сначала (минут через 90, когда близнецы, не выдержав, принялись резвиться и хихикать) он сказал грубым басом: "Успокоились!" Потом еще пару раз это же волшебное слово, только сначала голосом саблезубым, а потом драконьим. Потом, через час он сказал: "Успокоились один и второй!". Потом, уже перед самым городом, он сказал "Успокоились, я сказал!" И тут я понял, что близняшки, несмотря что маленькие, служат в папиной армии. А папа у них прапорщик. И когда я понял это, мне сразу полегчало. Мне сразу стало все ясно, легко и хорошо, и я запел песню про ворону, которая кружится над головой, про черную такую, которая вьется, и про разные ее приключения. И весь вагон подхватил мою песню, видно и вагон понял то же самое. Так у нас слезно вышло и тоскливо, просто красота! Да, чуть не забыл, папа несколько раз выходил курить в тамбур. Но это так только все думали, что курить, а на самом деле он там, конечно же, маршировал марши и маневрировал маневры.
Потом я накатался, вышел из поезда и пошел домой. По дороге я размышлял о синем и фиолетовом свете и о тебе. А еще любовался светофорами, какие у них желтые, красные и зеленые морды. А еще представлял, будто мы работаем горными антилопами и карабкаемся на вершину фотографической горы, где водятся большое море и пугливые куропатки, и еще многоножки перебегают через тропинку из засады. Но ты не бойся, мы ни одной не растоптали. Мы перепрыгивали через них, как каурые лошади через зеленые изгороди. А еще я думал о том, что улитки - настоящие моряки-герои. Они за любовь идут на смерть. Они бросаются под машины со связками домиков и подрывают им гусеницы, мерзким вражеским машинам.
Так незаметно, размышляя и вспоминая, я подошел к дому. А неподалеку от моего дома есть гастроном с интересным и чрезвычайно редким названием - "Вкусные продукты" (получилось у нас с компьютером по-грузински - "под назаванием". Может, это вино такое новое "Подназаванием"? Полусухое-полумокрое). Я зашел туда, чтобы купить биологический кефир в целлюлозном кубике, и остолбенел. В витрине среди сыров и колбас сидели кто бы ты думала? Мыши? Крысы? Коты? Лисицы? Еноты? Гиены? (Кстати, классно, если бы все они там сидели!) Так вот. Ничуть не бывало! Сидели там мои дорогие соснячки. Сидели как в ресторане и меланхолично жевали какие-то крошки. При этом тетка-продавщица их либо не замечала, либо это самое свое незамечание вовсю изображала. На лице у нее жили бородавки, волоски, глаза, нос, серьги и губная помада вместо рта. А на животе - сиреневая кофточка. Она шаркнула вежливо толстой ногой и сказала мне в нос: "Чего изволите, благородный господин?" Как тебе? Круто? Это я-то благородный! Это я-то господин! Я ткнул глухонемым пальцем в витрину, туда, где всем своим видом питались соснячки. Она сказала: "Вам сколько килограммов?" Я показал два пальца. Она плотоядно кивнула и стала ловить соснячков, как ловят бабочек - двумя пальцами - и отправлять их в кулек. Она их ловила и запихивала в кулек, а соснячки выпрыгивали и разбегались.
Я стоял, не шелохнувшись. Я просто не мог шевельнуться. Я боялся растоптать кого-нибудь из прытких малышей. Я стоял и очень терзался. Меня раздирали противоречия. Я хотел поймать хотя бы одного соснячка, чтобы рассмотреть через пенсне, и в то же время боялся их растоптать. Так они и попрятались куда-то. Тетка только огорченно развела руками и полуприсела передо мной, как настоящая вежливая леди. А я еще помялся пару минут, а потом побрел домой.
Дома я долго разглядывал в лупу герб великих соснячков и размышлял над многими загадками, которые в последние дни высыпались на меня, как фасоль из рога Оберона. А еще я подумал: "А может соснячки - это сырные принцы? Может они хотят мне открыть тайну их сырного замка? Может дурацкий колбасный дракон похитил их сырную принцессу?" Я еще подумал, а потом сон меня срубил, и я свалился ветками в подушку.