Шушаков Олег Александрович : другие произведения.

Юмашев Андрей Борисович

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    У опытного экземпляра частенько отказывали моторы в полете. Нам, находившимся на аэродроме, несколько раз доводилось видеть, как Юмашев, прекратив выполнение задания, спешно заводил свою огромную белую машину на посадку с одним, а то и с двумя неработающими двигателями. Мастерство, с каким Андрей Борисович сажал "обессилевший" самолет, приводило нас в восторг.

  Юмашев Андрей Борисович
  
  Родился 31.03.02 г. в Санкт-Петербурге. Русский. Окончил гимназию, реальное училище и художественную школу. В 1918 г. работал землемером.
  В РККА с 1918 г. Служил в артиллерии. Участвовал в Гражданской войне. В октябре 1920-феврале 1921 гг. был бойцом артиллерийского дивизиона (Южный фронт). Участвовал в разгроме Врангеля и Махно.
  В 1921 г. окончил Севастопольские артиллерийские курсы.
  Газета "Правда" писала о нем: "О своей жизни Андрей Юмашев говорит со свойственной ему скупостью и лаконичностью: "Родился в Питере, воспитан в Красной Армии"...
  В тысяча девятьсот девятнадцатом году Андрей Юмашев уехал на Южный фронт. Жил в окопах, был бойцом, номером в артиллерийской батарее, разведчиком. Он выделялся своей находчивостью, спокойствием, смелостью. Молодой и проворный, он проникал в самые опасные места фронта, наблюдал за противником, всегда возвращался улыбающимся и невредимым. После разгрома Врангеля Андрей остался на Украине. Шла жестокая борьба с бандами Махно. Бойцы жили в состоянии вечной тревоги. Шли по пятам врага, окружали его, дрались, терпели поражения и побеждали. Люди любили свободу, и во имя человеческого счастья они не жалели своих жизней. Красная Армия пробудила в этих людях новые чувства, она привила им крепкую волю, решимость, отвагу, бесстрашие. Эти качества проверялись и оттачивались на войне, на фронте, в окопах, в смертельных схватках.
  Он был молод, Андрей Юмашев, ему не хватало знаний. Он уже стал командиром-артиллеристом, ему нравилась математика артиллерийского боя: в одной цифре выражен глубокий стратегический смысл. После гражданской войны... Юмашева послали на учебу в артиллерийско-техническую школу. Он приехал в Москву и с огорчением узнал, что в эту школу набор уже окончен. Надо было возвращаться в полк. Андрей стоял в комнате военного комиссара, повторяя про себя: "Какая неудача, какая неудача!"
  Комиссар взглянул на этого высокого, светловолосого и загорелого человека, успокоил его:
  - Вы еще очень молоды, артиллерийская школа от вас не уйдет... Впрочем, а не хотите ли вы стать авиатором?
  Перед ним открывалась новая жизнь[1]".
  В 1923 г. Юмашев окончил Егорьевскую школу авиации РККВФ, а в 1924 г. - 2-ю военной школе летчиков КВФ в г. Борисоглебске и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в истребительных частях ВВС в Киевском военном округе.
  Во время учебы в авиашколе Юмашев увлекся планеризмом. В 1925 г. он сконструировал и построил планер Ю-1, с которым участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  В 1926-27 гг. служил лётчиком-инструктором Серпуховской высшей школы воздушного боя, стрельбы и бомбометания.
  С 1927 г. - лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Поднял в небо и провёл испытания экспериментального самолёта Сталь-6. Принимал участие в государственных испытаниях истребителей И-3, И-4, И-7, разведчиков Р-3, Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-1бис, ТБ-3, Сталь-7, Пе-8, пассажирского самолёта АНТ-9.
  Генерал-майор авиации Стефановский[2] вспоминает: "Испытания ТБ-1 проходили трудно. У опытного экземпляра частенько отказывали моторы в полете. Нам, находившимся на аэродроме, несколько раз доводилось видеть, как Юмашев, прекратив выполнение задания, спешно заводил свою огромную белую машину на посадку с одним, а то и с двумя неработающими двигателями. Мастерство, с каким Андрей Борисович сажал "обессилевший" самолет, приводило нас в восторг. Мы завидовали ему. И каждому хотелось поближе познакомиться с этим мужественным человеком, мастером техники пилотирования[3]".
  В сентябре 1928 г. на планере "Гамаюн" впервые в СССР Юмашев осуществил парение в термическом потоке и установил 2 всесоюзных планерных рекорда.
  В 1936 г. установил 3 мировых авиационных рекорда на ТБ-3.
  12-14.07.37 г. в качестве второго пилота на самолёте АНТ-25 вместе с Громовым и Данилиным совершил беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США), пролетев 10148 км по прямой за 62 часа 17 минут. Были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта (см. табл. 1). Был удостоен награды ФАИ за лучшее достижение 1937 г. - медали Анри де Лаво.
  1.09.37 г. за выполнение дальнего беспосадочного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм майор Юмашев был удостоен звания Герой Советского Союза.
  Вспоминает генерал-полковник авиации Громов: "Вторым пилотом в моем экипаже был Андрей Борисович Юмашев... прекрасный пилот, отлично летавший по приборам в облаках. Обладал решительным характером и недюжинными способностями. Человек широкого кругозора и высокой культуры, прекрасный художник, которому подвластно и масло, и акварель, и рисунок[4]".
  С 1937 г. - лётчик-испытатель ЦАГИ. Участвовал в проведении испытаний экспериментальных высотных самолётов БОК-7 и БОК-15.
  Участвовал в советско-финской войне. Был заместителем командира 85-го авиаполка особого назначения. Совершил более десяти боевых вылетов.
  В 1940 г. ему было присвоено звание лётчик-испытатель 1-го класса.
  С марта 1941 г. - заместитель начальника Лётно-исследовательского института Наркомата авиационной промышленности по лётной части. Член ВКП(б) с 1941 г.
  Участвовал в Великой Отечественной войне. В июле - августе 1941 г. командовал 2-й отдельной истребительной эскадрильей, организованной в ЛИИ и принимавшей участие в отражении ночных налётов на Москву.
  В августе - декабре 1941 г. находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.
  В январе - феврале 1942 г. - командир 237-го иап (Калининский фронт). В марте -августе 1942 г. - заместитель командующего 3-й ВА, а августе 1942 - феврале 1943 гг. - заместитель командующего 1-й ВА, в марте - июне 1943 г. - командир 6-го истребительного авиационного корпуса (273-я и 279-я иад).
  17.03.43 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
  В июле 1943 - апреле 1944 г. - командующий ВВС Восточного фронта ПВО, в апреле - декабре 1944 г. - командующий ВВС Южного фронта ПВО.
  В 1945-46 гг. - начальник Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. С 1946 г. - в запасе.
  С 1946 г. - член Союза художников СССР. Совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, рисуя портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ. Пятая выставка состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелёта экипажа Громова.
  Умер 20.05.88 г. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
  Герой Советского Союза (1.09.37). Награждён двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.
  Литература:
  Герои огненных лет. Кн. 7 - М., 1984. С. 76-83
  Данилин А.С. Через Северный полюс с мировым рекордом. - М., 1981.
  
  
  [1] Курганов О. Андрей Юмашев // Правда. - Љ193 (7159). - 15.07.37.
  [2] Стефановский Петр Михайлович (1903-1976), Герой Советского Союза (5.03.48), генерал-майор авиации. Белорус. В РККА с 1925 г. В 30-х гг. был летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 402-м истребительным авиаполком особого назначения, затем был начальником Западного сектора ПВО г. Москвы и заместителем командира 6-го иак ПВО. С мая 1942 г. служил в НИИ ВВС. С 1954 г. - в запасе
  [3] Стефановский П. М. Триста неизвестных. М., Воениздат, 1968. С.9.
  [4] Громов М.М. Указ. соч. С. 126.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"