Шушаков Олег Александрович : другие произведения.

Ерлыкин Евгений Ефимович

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В конце 1946 г. его ожидал тяжелый и несправедливый удар. Он был уволен в запас. Возможно доносы 1943 г. сыграли, наконец, свою неблаговидную роль. После увольнения он уехал в Краснодарский край в город Горячий Ключ, где жил в течение двух лет, работая заведующим клубом. В 1948 г. Ерлыкин вернулся в Ленинград, который защищал в годы войны. Но здесь он оказался никому не нужен. С большим трудом ему удалось устроиться учителем труда и военного дела в вечернюю школу рабочей молодежи

  ЕРЛЫКИН ЕВГЕНИЙ ЕФИМОВИЧ
  
  Родился 24.12.09 г. в Твери, в семье служащего. Русский. Окончил с золотой медалью профтехшколу в 1925 г. Работал в паровозном депо на станции Калинин.
  С 1928 г. в рядах РККА. В 1929 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 г. - 2-ю военную школу лётчиков КВФ в Борисоглебске. Член ВКП(б) с 1931 г.
  Служил в 92-й истребительной авиабригаде Московского военного округа. В 1933 г. был назначен начальником штаба эскадрильи, а в 1935 г. - комиссаром эскадрильи.
  В августе 1936 г. старшего лейтенанта Ерлыкина вызвали в Москву в ЦК ВКП(б) и предложили поехать в Испанию. Он был включен в первую группу советских авиаспециалистов, направленных по решению советского правительства в Испанию[1].
  Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября 1936 г. по 27.03.37 г. Совершил 214 боевых вылетов, сбил 1 самолет лично и 2 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.01.37).
  В Испанию Ерлыкин летел самолетом через всю Европу с паспортом на имя графа дона Педро Ривареса Сольтеро, испанского коммерсанта. Играть роль графа ему помогало прекрасное знание испанского языка. Но без неожиданностей не обошлось. В Берлине он был арестован и помещен в тюрьму Моабит. Причины ареста неизвестны до сих пор, однако, через несколько дней "дон Педро Риварес" вышел на свободу и вылетел в Париж, а оттуда в Барселону[2].
  Он был назначен командиром первой сборной интернациональной группы истребителей.
  Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: "В моей интернациональной группе... было пять русских, два француза, два испанца, чех, югослав, американец и болгарин. И все они работали отлично, несмотря на то, что первые боевые вылеты приходилось делать на "гробах" - старых "Ньюпорах", "Девуатинах" и "Боингах". В результате моя группа первое время несла потери, и часть летчиков с большой неохотой садилась в эти летающие гробы[3]".
  28.10.36 г. на теплоходе "Карл Лепин" в Картахену прибыли 25 истребителей И-15 и 15 летчиков[4].
  3.11.36 г. первые 11 истребителей И-15 были собраны, приведены в боеготовое состояние и перелетели на аэродром Алькала-де-Энарес. Группу лидировал комбриг Пумпур. На самолете Ерлыкина мотор завелся не сразу и два его ведомых взлетели без ведущего вслед за ушедшей группой.
  Для обоих этот перелет окончился трагически. Потеряв ориентировку они приземлились на захваченной франкистами территории и попали в плен[5].
  4.11.36 г. над Мадридом Ерлыкин сбил легкий бомбардировщик Ro.37bis.
  В этот день утром два находившихся в строю Potez.54 бомбили франкистов, подошедших вплотную к столице. Когда бомбардировщики подошли к пригороду Мадрида, они столкнулись группой самолетов противника - 12 Ju.52, 5 Ro.37bis и 9 CR.32 из эскадрильи "Кукарача". Увидев легкую добычу, итальянцы ринулись на бомбардировщики. И нелегко пришлось бы республиканским летчикам, если бы к месту предстоящей бойни не подоспела девятка И-15 во главе с Пумпуром. Но опыт есть опыт - первыми сориентировались итальянцы. По воспоминаниям Кондрата, бросив преследовать "потезы", итальянцы лихо развернулись навстречу республиканским истребителям. В плотном строю самолеты сошлись в лобовой атаке, сразу после начала которой, строй рассыпался и воздушный бой разбился на индивидуальные схватки. В этом бою И-15, имевший лучшую маневренностью, обеспечил советским летчикам определенные преимущества. Почти каждый республиканец нашел свою цель[6].
  Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: "Я сначала хотел произвести 1 атаку, а потом смотрю: от конца плоскости к фюзеляжу стали появляться дырочки; оглянуться трудно было, я перевернулся, вышел сзади него, вошел в вираж, он тоже. Сделали кругов 12, я хорошо видел летнаба, турельную установку, пулеметы. Видел, как он поставил диск пулемета. Я дал наддув, не по инструкции, а побольше, увеличил радиус виража, закладывал крен. Летел я на И-15, машина новая, хорошая. Сделал 6 виражей и стал к нему забираться выше и ближе в хвост. Думал, что он из заднего пулемета будет стрелять, а летчик ничего не делает, у него передний пулемет на виражах не стреляет, а задний... Вижу, что ему трудно держать в плоскости цели. Я это заметил. Я читал воспоминания Рихтгофена, когда он вел воздушный бой... Немец сразу с виража вышел на иммельман. Он очутился выше и перевернулся. Я всадил в него из пулемета штук 200 пуль, машина пошла к земле. Смотрю, она упала[7]".
  13.11.36 г. под Мадридом сбил "Фоккер".
  Вспоминает генерал-майор авиации Ерлыкин: "У меня звено было смешанное - француз капитан Дари, 2 испанца и 1 русский. Смотрим: идет три самолета; белые с черными крестами. Не сговариваясь, с капитаном Дари вдвоем по ведущему слева открыли огонь и сразу сбили его, два других ушли[8]".
  В ноябрьских боях за столицу Испании Ерлыкин был ранен, но оставался в строю.
  9.12.36 г. в паре сбил 1 самолет.
  18.01.37 г. 6 И-15 под командованием Ерлыкина были переброшены в Малагу для отражения наступления мятежников на Центральном фронте.
  22.01.37 г. группа в составе 5 И-15 произвели штурмовку наземных частей противника.
  Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: "В Альбасете я получил несколько коротеньких инструкций; остальное было представлено моей инициативе... Наиболее серьезным успехом я считаю атаку наземных войск противника... в районе Алхама - Лоха. Во время воздушной разведки на узкой горной дороге было обнаружено движение колонны до 200 больших грузовых автомобилей с провиантом, боеприпасами и снаряжением и 3-4 эскадронов конницы. Противник, как я решил, готовил удар в сторону Мотриля, для окружения Малаги. Поэтому, прекратив дальнейшее ведение разведки, я решил расстрелять всю эту группировку. При наличии 24 пулеметов и 19000 патрон я имел явный перевес. Первая и вторая атаки были произведены по грузовикам. Вся колонна встала: люди побежали, несколько машин взорвались и загорелись. Все 4 пулемета, как и всегда, работали безотказно. Конница быстро спешилась и разбилась на 15-16 кучек, всадники спрятались за лошадей, мулов и ослов, этого только я и ждал. Первую атаку по коннице произвожу отвесным пикированием на полном газу, чтобы создать панику среди лошадей и гарантировать себя от огня противника; летчики следуют моему примеру. Производим 6-7 атак по коннице. Цели очень удобные и заметные. Люди и лошади ложатся, как трава из-под косы: бежать некуда - маленькая лощина. Вывожу самолет из пикирования на высоте 10-15 м - лишь бы не врезаться в горы. Ясно видны черные лица марокканцев, их одежда и большие глаза; ясно видно, как они пачками падают мертвыми. Среди лошадей произошла паника. Эффект хороший. Патроны все. Собираю группу и увожу ее на аэродром. Техники докладывают, что все машины имеют пробоины; один самолет сел на аэродром с остановленным винтом (был пробит бак). Этой атакой на целых 10 дней было приостановлено наступление"[9].
  Вскоре Ерлыкина ранили во второй раз: во время полета в глубокую разведку его самолет попал под зенитный обстрел и с трудом дотянул до своего аэродрома. Но не всегда судьба была так благосклонна к нему.
  В воздушном бою над Бискайским заливом самолет Ерлыкина был сбит, а его самого, контуженого, спасли от неминуемой гибели испанские рыбаки. Однако после непродолжительного нахождения в госпитале "дон Педро" вновь встал в строй[10].
  5.02.37 г. в составе группы сбил Heinkel Не.59.
  В конце марта загранкомандировка Ерлыкина закончилась и он вернулся на Родину.
  5.04.37 г. состоялась беседа между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:
  "ЕРЛЫКИН: Мы в первое время никакой тактики для себя не могли придумать. Прилетали самолеты, и мы набрасывались на них, как собаки. Немцы видят, что дело плохо, сразу отвесное пике и уходят. Тогда мы нападали на другой самолет. Вообще, у нас было принято набрасываться на одного-двух, сбивать к земле и тогда подниматься кверху на других. Мы всегда ходили кучкой, никогда не разбрасывались...
  На опыте первых боев мы решили не уступать ни в коем случае воздуха и в последующих боях стали набрасываться первые и выработали свою тактику. У нас было четыре звена - четверка ведущая, четверка замыкающая, по две тройки справа и слева. Одна из троек была значительно выше, патрульной охраняющей...
  Был такой случай, когда прилетел один, свалился на нас и сразу смылся. Мы ничего не предприняли, чтобы его поймать, близко были от линии фронта, а нам было запрещено ее перелетать...
  Однажды мне в Гвадалахаре попался танк. Пуль был полный комплект - бронебойных, зажигательных и т. д. Я стал думать, есть ли у танка пулемет, который стреляет вверх. Если есть, опасно, собьет и некрасиво получится - сбил с танка. Так до сих пор и не знаю. Я на 1000 м сделал несколько атак, у него взорвался бензобак, он остановился...
  АЛКСНИС: Один вопрос. Чем объяснить, что наши сбили довольно много истребителей и так мало Юнкерсов, многомоторных самолетов, - большой их живучестью или чем-то другим? По донесениям, в воздушном бою сбили 3 - 5 - 7 Фиатов, Хейнкелей.
  ЕРЛЫКИН: Живучесть Юнкерса - первая причина. Три мотора воздушного охлаждения с максимальной скоростью 280 км/час... Во-вторых, довольно большая машина при малом количестве экипажа, всего 4 человека, из них 2 летчика[11]".
  В 1937 г. был направлен в спецкомандировку во Францию по линии советской военной разведки. Стал студентом Сорбонны, слушал лекции профессоров Леншевина и Кюри, несколько раз посещал Бельгию.
  Участвовал в боях на реке Халхин-Гол.
  Участвовал в освободительном походе в Западную Украину.
  Участвовал в советско-финской войне. Командовал 59-й истребительной авиабригадой (7-й, 23-й, 25-й и 38-й истребительные авиаполки) ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Лётчики бригады вели разведку наземных сил противника, аэродромов базирования его авиации, проводили штурмовку и бомбардировку обнаруженных объектов. Он вылетали на поддержку пехоты, уничтожали артиллерийские, зенитные и пулемётные точки врага, взаимодействуя с наступающими танкистами. В тяжёлых метеорологических условиях летчики бригады под командованием полковника Ерлыкина совершили 10812 боевых вылетов, сбили в воздухе 101[12] и уничтожили на земле 30 самолётов противника. 11 летчиков бригады были удостоены звания Герой Советского Союза[13]. Бригада потеряла 21 самолет в боях и 11 в авариях и катастрофах.
  В наградном листе, который подписал командующий 7-й армии командарм 2-го ранга Мерецков, сказано, что "Ерлыкин показал себя прекрасным командиром, организатором, отличным лётчиком-истребителем".
  Указом Верховного Совета СССР от 21.03.40 г. Љ 12/606 полковнику Ерлыкину Евгению Ефимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" Љ 259.
  После окончания советско-финской войны учился в Военной академии им. Фрунзе.
  Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 5-й смешанной авиадивизией ВВС 23-й армии Северного фронта.
  26.09.41 г. полковник Ерлыкин был назначен командиром 7-го истребительного авиакорпуса ПВО[14].
  27.09.41 г. противник совершил три массированных налета на город[15]. Немецкие самолеты приближались к нему с запада по Финскому заливу, с юго-востока и востока вдоль Невы. Всего над городом прошло 197 самолетов, которые сбросили 201 фугасную авиабомбу. Одновременно враг бомбил аэродромы, не давая взлетать с них истребителям. При отражении вражеского нападения в этот день летчики 7-го иак ПВО и 61-й авиабригады ВВС КБФ сбили 5 самолетов.
  После окружения Ленинграда снабжение города осуществлялось только по Ладожскому озеру.
  В октябре 1941 г. на стоянки судов у мыса Осиновец противник произвел 58 налетов, в которых участвовало 290 самолетов. Налеты обычно производились днем группами из 4-5 бомбардировщиков с высоты 2-3 тыс. м.
  На прикрытие водной трассы и мыса Осиновец экипажи 7-го иак с сентября по ноябрь 1941 г. произвели более 2000 самолето-вылетов.
  В ноябре 1941 г. из состава 7-го иак ПВО был выделен 123-й иап и направлен на прикрытие "Дороги жизни". Он прикрывал объекты западного берега озера и участок трассы от Коккорево до острова Зеленец.
  Для отражения налетов авиации противника в темное время суток в 7-м иак ПВО один полк - 26-й был преобразован в ночной, в который командование перевело и наиболее подготовленных летчиков из других полков.
  Придавая особо важное значение противовоздушной обороне Ленинграда, Военный совет Ленинградского фронта 26.11.41 г. подчинил 7-й иак начальнику Ленинградского корпусного района ПВО и потребовал использовать его только для защиты города от налетов вражеской авиации.
  Против Ленинградского фронта в октябре 1941 г. осталось около 250 самолетов. Это вынудило противника изменить тактику. Если ранее фашистские летчики летали в ясную безоблачную погоду на средних высотах, то о начала октября - в основном ночью, а днем - только в сложных метеорологических условиях, скрываясь за облаками.
  Такие налеты на Ленинград продолжались в течение всей осени 1941 года. При недостаточно развитых средствах радиолокационного обнаружения летчики-истребители вынуждены были непрерывно патрулировать на подступах к Ленинграду и непосредственно над ним. Ночные истребители барражировали одиночно и парами на высотах 4000-6000 м. Однако ввиду сложности обнаружения противника они не могли полностью предотвратить разбойничьи налеты вражеской авиации.
  В апреле 1942 г. была создана Ленинградская армия ПВО, в состав которой вошел и 7-й иак.
  В целях своевременного отражения налетов авиации противника на город и военно-морскую базу Кронштадт с октября 1942 г. была установлена единая система управления и наведения истребительной авиации Ленинградской армии ПВО, ВВС Ленинградского фронта и ВВС КБФ.
  При налете воздушного противника на Ленинград 7-й истребительный авиакорпус действовал в первом эшелоне, авиация КБФ - во втором. Руководство отражением налета возлагалось на командующего Ленинградской армией ПВО через командира 7-го истребительного авиакорпуса ПВО. При налете на Кронштадт в первом эшелоне действовала истребительная авиация флота, а 7-й истребительный авиакорпус составлял второй эшелон. Теперь отражением руководил командующий ПВО Кронштадта через командующего ВВС КБФ и командира 7 иак. В обоих вариантах истребительная авиация Ленинградского фронта находилась в резерве. Были разработаны единые сигналы наведения и оповещения по радио, установлены зоны перехвата и уничтожения вражеских самолетов.
  10.11.42 г. Ерлыкину было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
  7.07.43 г. приказом НКО Љ 255 7-й истребительный авиационный корпус ПВО был преобразован во 2-й гвардейский Ленинградский истребительный авиационный корпус.
  Неожиданно для всех в середине июля 1943 г. генерал-майор авиации Ерлыкин был отстранен от командования корпусом. Как считали его бывшие однополчане, причиной тому послужили доносы в Москву, написанные при поддержке заместителя командира корпуса Антонова[16].
  Ерлыкин был назначен командиром 6-го иак 16-й ВА в составе 273-й иад (157-й, 163-й, 347-й иап) и 279-й иад (92-й, 192-й, 486-й иап).
  Корпус участвовал в тяжелых боях на Курской дуге, прикрывая штурмовики 299-й и 2-й гвардейской штурмовых авиадивизий.
  Основным способом прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков избиралось непосредственное сопровождение их до цели, иад целью и при возвращении. Кроме того, в зависимости от воздушной обстановки предполагалось заранее высылать группы истребителей в район действий наших бомбардировщиков и штурмовиков с целью сковывания истребителей противника.
  Затем 6-й иак под командованием генерал-майора авиации Ерлыкина воевал под Черниговом, Гомелем, Бобруйском, Варшавой
  В конце 1944 г. генерал-майор авиации Ерлыкин был назначен начальником Липецкой высшей офицерской авиационной школы ВВС Красной Армии.
  К концу войны школа стала одним из крупных центров по подготовке авиационных командных кадров, обобщению боевого опыта и совершенствованию тактики применения авиации. Это стало возможным благодаря тому, что, во-первых, сюда командировались наиболее заслуженные и перспективные фронтовики, считавшие учебу в Липецке не меньшей наградой, чем боевой орден. Во-вторых, направлявшиеся сюда на двухмесячные курсы усовершенствования начальствующего состава штабные офицеры дивизий, корпусов и армий, привозили материалы о наиболее удачных воздушных боях и операциях. Весь этот опыт обобщался на кафедре тактики. Не менее важным было и общение слушателей между собой. В-третьих, обеспечивалась постоянная обратная связь путем, так называемых, фронтовых командировок преподавателей кафедр, в ходе которых уточнялись и проверялись на практике будущие методические пособия, инструкции и наставления.
  9.05.45 г. на большом стадионе военного городка выстроился весь личный состав школы и генерал-майор авиации Ерлыкин зачитал сообщение о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
  В конце 1946 г. его ожидал тяжелый и несправедливый удар. Он был уволен в запас. Возможно доносы 1943 г. сыграли, наконец, свою неблаговидную роль.
  После увольнения он уехал в Краснодарский край в город Горячий Ключ, где жил в течение двух лет, работая заведующим клубом.
  В 1948 г. Ерлыкин вернулся в Ленинград, который защищал в годы войны. Но здесь он оказался никому не нужен. С большим трудом ему удалось устроиться учителем труда и военного дела в вечернюю школу рабочей молодежи, а потом в 204-ю школу Дзержинского района. Знавшие Ерлыкина по Испании, Финской и Великой Отечественной войнам по-прежнему относились к нему с большой теплотой. Их не пугала опала, в которую попал товарищ[17].
  Положение изменилось лишь в начале 60-х годов. Ерлыкина начали приглашать на встречи ветеранов, командование Ленинградского военного округа стало регулярно посылать ему поздравления с Днем Победы и другими праздниками. Его имя появилось в книгах, посвященных войне в Испании, в частности в сборнике "Ленинградцы в Испании".
  Умер 18.04.69 г. Похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
  Герой Советского Союза (21.03.40). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
  Литература:
  Долгов И.А. Золотые Звезды калининцев. Кн. 1 - 3-е изд., доп. и перераб. - М., 1983. С. 80-81
  
  
  [1]Кроме Ерлыкина в составе группы были летчики-истребители Ковалевский и Копец, летчики-бомбардировщики Джибелли, Тупиков, Хользунов и Шахт, а также авиаинженеры Иоффе и Залесский.
  [2] Прохоров Д. Защитник Ленинградского неба //Совершенно секретно - версия в Питере.- 23.06.2003. - Љ 23.
  [3] Там же.
  [4] Ст. лейтенант Рычагов П.В., лейтенанты Агафонов П.Е., Артемьев Н.С., Воронов М.В., Захаров Г.Н., Зверев Н.М., Ковтун К.И., Кондрат Е.Ф., Кондратьев В.М., Матюнин В.А., Мирошниченко Н.И., Митрофанов П.А., Пуртов П.А., Самсонов И.Д., Шмельков Н.И.
  [5]12.03.37 г. Зверев и Кондратьев были перевезены в Германию и подвергнуты интенсивной психологической обработке с целью вербовки. Однако гестаповцам не удалось сломить советских летчиков. В мае 1937 г. они были обменены на сбитых в Испании немецких пилотов и в июне 1937 г. вернулись в СССР. Оба летчика были награждены орденами Красного Знамени.
  [6] Абросов С.В. Указ. соч. С. 31.
  [7] Абросов С.В. Указ. соч. С. 32.
  [8] Абросов С.В. Указ. соч. С. 39.
  [9] Абросов С.В. Указ. соч. С. 66.
  [10] Прохоров Д. Защитник Ленинградского неба //Совершенно секретно - версия в Питере.- 23.06.2003. - Љ 23.
  [11] РГВА. ф. 29. Оп. 34.Д. 224. Л. 119-179.
  [12] По финским данным всего за период 1.12.39-13.03.40 гг. ВВС Финляндии потеряли 71 самолет, в т.ч. боевые потери - 42 самолета, из них 36 были сбиты истребителями, а 6 - зенитным огнем. Стоит учесть, что с советской стороны в боевых действиях принимали 16 истребительных авиаполков, 4 отдельных истребительных эскадрильи и несколько истребительных эскадрилий в составе смешанных авиаполков (1559 истребителей). См. подробнее: Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония, Латвия, Финляндия / М.В. Зефиров. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
  [13] Кроме Ерлыкина этого звания удостоились: батальонный комиссар Антонов Н.Д., старший лейтенант Антонов Я.И., батальонный комиссар Кобликов А.Н., старший лейтенант Курочкин В.М., старший лейтенант Ларионов Г.П., капитан Семенов А.Ф., старший лейтенант Соколов Г.М., майор Торопчин Н.С., майор Туренко Е.Г., старший лейтенант Шинкаренко Ф.И.
  [14] 7-й иак ПВО был сформирован 7.07.41 г. и до августа 1941 г. главным образом вел борьбу против разведывательной авиации противника.
  [15] Это был последний массированный налет на Ленинград в 1941 г. С этого времени вражеская авиация совершала налеты на город гораздо меньшими силами и тактика ее действий изменилась.
  [16] Прохоров Д. Защитник Ленинградского неба //Совершенно секретно - версия в Питере. -23.06.2003. - Љ 23.
  [17]Там же.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"