О ком-то из Героев Советского Союза довоенной поры известно почти все. О многих и сегодня снимают фильмы, пишут статьи и книги. Такие имена как Чкалов и Леваневский, наверное, навсегда останутся синонимом понятия "загадка", а расстрелянные без суда Рычагов и Смушкевич - символом героизма и трагичности довоенных судеб. Кто-то незаслуженно забыт, кто-то сам перечеркнул свершенное и забыт по заслугам. Давайте вспомним всех поименно...
Из ста восьмидесяти восьми авиаторов - Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в предвоенные годы, погиб каждый третий. История нашей страны как в зеркале отражена в жизни и смерти этих мужественных, беззаветно преданных своей Родине людей. Вечная им память и благодарность
Сообщение о начале Великой Отечественной войны застало Водопьянова в воздухе, когда он выполнял двадцати пяти часовой полет над Карским морем. Приземлившись, он сразу же явился к начальнику Главсевморпути с рапортом об отправке на фронт. Отказ Шмидта не смутил летчика. Собрав список "желающих на фронт" из числа сотрудников авиаотряда Главсевморпути, Водопьянов на своем гидросамолете ГСТ самовольно улетел в Москву. Посадив машину на Химкинском водохранилище (при подходе к столице ее едва не сбили истребители ПBO), он немедленно направился лично к Сталину и сумел убедить его в том, что место людей из списка - в строевых частях ВВС. Из кабинета Сталина Водопьянов, вышел командиром 81-й авиадивизии
В Анадыре в двигателе самолета Галышева отказала бензиновая помпа. Для того, чтобы устранить эту неисправность было необходимо снять мотор. Водопьянов и Доронин хотели помочь Галышеву с ремонтом, но он приказал им лететь в Ванкарем самостоятельно, т.к. погода могла в любой момент снова испортиться. В Ванкарем они полетели через Анадырский хребет, над которым до этого не летал еще никто. Этот путь был вдвое короче и во много раз опаснее. Если бы в воздухе отказал мотор, среди скал и ущелий садиться было бы негде.
При каждой дивизии - особый отдел. Их работники выискивают "чужаков", "изменников". У генерала Каманина есть одно хорошее качество. Никого из тех, кто возвратился из плена, он не отдал на растерзание. 2-3 дня летчик отдыхает и продолжает летать, никаких особенных допросов ему не учиняют. В других соединениях бывшим пленным устраивают длительные проверки
Возможно, он осознавал авантюрность предстоящего полета. Однако после неудачной попытки на АНТ-25 был одержим идеей перелета на другом самолете. Немаловажную роль сыграло огромное самолюбие Леваневского, который мог рассматривать присвоение ему звания Героя Советского Союза лишь как аванс. Ведь ни одного вылета к лагерю челюскинцев ему сделать не удалось, в отличие от других летчиков, удостоенных этого звания вместе с ним
"Толю прозвали "дамским летчиком". Прозвали его так потому, что он вывез из лагеря десять взрослых женщин и двух маленьких девочек, а прозвище пристало плотно еще и потому, что был Ляпидевский холост, и любое красноречие бессильно описать то внимание, которым одаряла Героя номер один прекрасная половина рода человеческого".
Моторы самолета уже выработали свой ресурс и лететь было опасно, о чем по требованию Молокова был составлен акт. Однако приказ о вылете не был отменен. Он вылетел с шестью пассажирами из Новосибирска в Свердловск. Через некоторое время над сплошным лесным массивом один из моторов отказал. Самолет пошел вниз. Почти чудом Молокову удалось посадить машину на случайной поляне. При ударе его выбросило из кабины. У него были смяты ребра и повреждено плечо. Четыре пассажира и механик погибли
Челюскинская эпопея привела Маврикия Слепнева в США, где он вместе с Леваневским отобрал два самолета, стартовал из Нома вскоре после Леваневского. Самолет попал в пургу, стал обледеневать. Пришлось вернуться, переждать непогоду и стартовать второй раз. На этот раз ему удалось прорваться в Ванкарем, а оттуда в лагерь Шмидта. На посадке машина получила повреждения, на ремонт ушло три дня. Слепнев все же сумел перебросить пятерых челюскинцев в Ванкарем.
Во время испытательного полета над южной окраиной Москвы на четырехмоторном бомбардировщике ТБ-5 в воздухе загорелся левый задний двигатель. Громов перевел самолет в правое скольжение, чтобы не загорелся фюзеляж. Почти в тот же миг сломалась моторама, мотор оторвался и повис на оставшихся трубах, узлах и проводках. Увидев это, один из членов экипажа выпрыгнул с парашютом. Однако, мотор не упал на землю, а застрял между стойками шасси. Громов, зная, что большинство членов экипажа (их было 12 человек) не имеют парашютов, не покинул самолет. Ему удалось сбить пламя и посадить неисправную машину на ближайший аэродром.
"Горючее, выходя из горловин, не отстает от самолета, а скользит тонким слоем по нижней поверхности крыла и, достигнув его кромки, не покидает самолет, а "перелезает" на верхнюю поверхность крыла и мчится вперед, невзирая на встречный воздушный поток. Только дойдя до верхней части дужки крыла, бензин отрывался и в вихрях встречного воздуха отставал от самолета. Такой путь сливаемого бензина для нас был неожиданностью, мы понимали всю опасность этого явления - перкалевое покрытие пропитывалось горючим, и его пары проходили близко от выхлопных труб двигателя, а внутри самолета набралось так много паров бензина, что мы выключили все источники тока".
Свои занятия со слушателями он подготовлял так, что время было высчитано буквально по минутам. Заранее предусматривалось, сколько времени понадобится на решение задачи, сколько на изложение предмета, сколько отнимут ответы на вопросы. Все, что ему нужно было во время лекции, - наглядные пособия, приборы, чертежи, бланки, бортжурналы, таблицы, - все было заранее приготовлено и имело определенное место.
О том, что Чкалов остро ощущал, как над ним сгущаются тучи, вспоминали многие. Его охранник рассказывал о нескольких покушениях, совершенных на Чкалова во время его предвыборных поездок по Горьковской области. Родственники вспоминали, что в последние два года он не ложился спать без пистолета под подушкой. Возможно причины этого кроются в политической обстановке в конце 30-х гг. Чкалов не скрывал своего отрицательного отношения к репрессиям, хотя в начале и поддерживал суровые приговоры, выносимые "врагам народа". Как депутат Верховного Совета он вел большую переписку со своими избирателями и мог часто сталкиваться со случаями вопиющего беззакония. Известно, что в марте 1938 г. у него даже состоялся со Сталиным на эту тему крупный разговор на повышенных тонах.
Алексеев вынужден был посадить самолет в семнадцати километрах от полюса. Он пережидал непогоду два дня и смог прилететь на полюс только два дня спустя. На обратный путь бензина не хватало, однако Алексеев отказался бросить машину. Он совершил посадку на льдину недалеко от 84-й параллели. Вскоре с о. Рудольфа прилетел Головин и привез ему бензин.
В момент отрыва из левого среднего мотора показалось пламя. Мотор сдал обороты и машина, поднявшаяся на 3-4 метра, начала снижаться. Самолет находился уже за чертой аэродрома. Машина сильно ударилась о земляной выступ, затем, подпрыгнув, пролетела несколько десятков метров и свалилась в реку
Головин первым начал полеты к полюсу. Однажды, возвращаясь с разведки, он не смог увидеть остров, закрытый туманом и полетел дальше. В тумане ему все же удалось разыскать подходящее ледяное поле и сесть. Это была очень рискованная посадка в море. Только через двое суток, когда туман рассеялся, Головин вернулся на базу. А 5 мая он первым достиг полюса и, не делая посадки, полетел обратно. Самолет с заглохшими моторами - в бензобаках было пусто - еле дотянул до берега острова Рудольфа.
На территории крепости пилоты увидели два белых полотнища, на которых было написано глиной: "Нет патронов". Мазурук написал записку, в которой было одно слово: "Держитесь". Он быстро вытащил патроны из пулеметной ленты, завернул в снятую гимнастерку и сбросил над крепостью. Сверток попал по назначению. Таких посылок с патронами отважные летчики послали не одну. Потом сами забрасывали басмачей гранатами.
За годы службы Спирин налетал около 9000 часов на истребителях, разведчиках, штурмовиках и бомбардировщиках. Пять раз попадал в авиакатастрофы - горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, отделываясь переломами.
В проливе Маточкин Шар новоземельская бора (ураганный стоковый ветер) сбросила летающую лодку Дорнье Валь, пилотируемую летчиком Л.М. Порцелем, с высоты в море. От машины почти ничего не осталось, из шести членов экипажа чудом выжили трое. Шевелев уцелел, но во время катастрофы у него были повреждены нога и позвоночник. Из обломков самолёта и клипербота им удалось соорудить плот и добраться до берега. Шевелёв отправил своих уцелевших товарищей вперёд, чтобы они быстрее дошли до радиостанции Маточкин Шар, находившуюся в двадцати километрах. А сам в одиночку добирался до нее целые сутки.
Это был очень тяжелый перелет. Он осуществлялся осенью, когда едва ли не по всей трассе самолеты попадали то в полосу сплошных туманов, то непрерывных ливней. Первой к финишу пришла флагманская машина.
У опытного экземпляра частенько отказывали моторы в полете. Нам, находившимся на аэродроме, несколько раз доводилось видеть, как Юмашев, прекратив выполнение задания, спешно заводил свою огромную белую машину на посадку с одним, а то и с двумя неработающими двигателями. Мастерство, с каким Андрей Борисович сажал "обессилевший" самолет, приводило нас в восторг.
Многие годы некоторые факты были покрыты тайной... Бурное ликование, вызванное блестящей победой героического экипажа "Родины" и тем, что отважных лётчиц удалось найти, охватило всю нашу страну. Поэтому, чтобы не портить праздника, никаких сообщений о случившемся ни в газетах, ни по радио сделано не было. Мало того, даже не были захоронены останки погибших.
Несколько десятилетий, начиная с 1935 года, Владимир Коккинаки был ведущим и единственным летчиком-испытателем на ильюшинской фирме. Рачительный хозяин, Ильюшин будет держать у себя только одного летчика, но зато этот летчик - Коккинаки, и можно уверенно сказать, что Владимир Константинович, приучивший к небу все Илы, по праву был их соавтором...
Будучи депутатом Верховного Совета СССР и первой женщиной - Героем Советского Союза, она требовала к себе особого внимания и привилегий, не положенных ни по должности, ни по воинскому званию. К сожалению, громкая довоенная слава не прошла для нее бесследно. Являясь военнослужащей, она, тем не менее, не желала подчиняться требованиям воинской дисциплины и субординации, списывая их на проявления мужского шовинизма. Отстаивая свои, как ей казалось, ущемленные права, и, жалуясь на предвзятое к себе отношение, она однажды зарвалась и переступила грань.
Когда она приступила к подготовке к установлению авиационных рекордов, супругов разлучили. Степан Говяз получил назначение в другую часть. Видимо он со своей фамилией не вписывался в биографию будущей героини. Степан пытался поддерживать связь с женой, но вскоре был репрессирован
С февраля 1939 г. старший лейтенант госбезопасности Раскова являлась уполномоченным особого отдела НКВД. Когда началась Великая Отечественная война Раскова использовала свое положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Ее поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родины.
Раненый советский летчик попал в плен и был зверски замучен мятежниками. Его возили по улицам для разжигания ненависти к СССР, долго пытали, а затем обезглавили... Спустя два дня на аэродром Барахос, где базировались советские летчики-добровольцы, фашистский самолет сбросил на парашюте ящик. Вскрыл его лейтенант Лакеев. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну товарищи установили, что это останки Владимира Бочарова. В записке, вложенной в ящик, говорилось: "Это подарок командующему ВВС "красных", пусть знает, что ждет его самого и его красных крыс - большевиков!".
Все теперь зависело от летного мастерства Горанова. Сумеет ли он, раненый, перетянуть за линию фронта? И он, стиснув зубы от боли в ноге, старался как можно дольше продлить полет. Истребители противника отстали от нас, когда увидели, что задымил второй мотор. Возможно, у них кончалось горючее или были израсходованы все патроны, а может быть, они решили, что наш самолет горит: вода и масло, вытекая из пробитых пулями трубопроводов и попадая на раскаленные части моторов, превращались в пар и дым, длинным шлейфом тянувшиеся за нами
Джибелли, тяжело раненый попал в плен. Фашисты долго глумились над ним, подвергали зверским пыткам, стараясь заставить рассказать, что он знает о положении республиканских частей. Но Джибелли умер, не сказав ни слова
Лётная форма наших и немецких лётчиков была в тот период похожей, определить с земли, чей пилот опускается на парашюте, было трудно... Пока Тархов опускался на парашюте, он получил с земли четыре пулевых ранения в живот, после чего был ещё и избит местным населением.
28.10.41 г. Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Рычагов был расстрелян в поселке Барбыш близ Куйбышева, на спецучастке УНКВД по Куйбышевской области, без суда, на основании предписания наркома внутренних дел Берия N 2756/Б от 18.10.41 г. Вместе с ним была расстреляна и его жена Мария Нестеренко, которая, как цинично указывалось в обвинительном заключении, "будучи любимой женой Рычагова не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа".
23.07.38 г. по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре был арестован командир 2-го тяжелобомбардировочного авиакорпуса кавалер орденов Ленина и Красной Звезды комдив Александр Туржанский. Арест брата не мог не сказаться на дальнейшей карьере Бориса Туржанского. В 1938-40 гг. комбриг Туржанский служил лётчиком-испытателем авиазавода N 1 в Москве. Испытывал серийные истребители И-15бис и И-153.
Черных признан виновным и осужден за то, что, будучи командиром 9-й авиадивизии, в период начала военных действий немецко-фашистских войск против СССР, он проявил преступное бездействие в выполнении возложенных на него обязанностей, в результате чего авиация противника уничтожила около 70% материальной части дивизии, а в ночь на 27 июня 1941 года, находясь на Сещенском аэродроме и приняв прилетевшие на этот аэродром три советских самолета за фашистские, проявил трусость, объявил бесцельную тревогу, после чего, бросив руководство частями дивизии, бежал с фронта в гор. Брянск, где распространял провокационные измышления о том, что противник высадил на Сещенском аэродроме десант
15.05.41 г. немецкий самолет "Юнкерс" Ju.52 вторгся в советское воздушное пространство, совершенно безнаказанно пролетел по маршруту Белосток - Минск - Смоленск - Москва, и, никем незамеченный, благополучно приземлился на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве возле стадиона "Динамо". Это стало последней каплей и генералы-"испанцы" пошли под арест.
Обвинения генерал-майору авиации Копецу никогда не предъявлялись, однако, до сих пор его самоубийство считается неопровержимым доказательством его вины в гибели основной части ВВС Красной Армии на собственных аэродромах в результате внезапной атаки Люфтваффе в первое утро войны. Он никогда не был осужден. Наверное, поэтому до сих пор и не реабилитирован...
На высоте пять-десять метров от земли, огибая препятствия или проскакивая между деревьями, отряд вышел на вражескую батарею севернее Толедо. Прокофьев с силой дернул все четыре кольца тросов бомбодержателей. Восемь пятикилограммовых бомб упали между орудий. Эффект был ошеломляющим. Прокофьев видел мечущиеся в панике фигуры мятежников.
Его колол старший следователь следственной части по особо важным делам НКВД СССР Цепков. В обвинительном заключении он указал, что "материалами дела Проскуров обвиняется в том, что являлся участником военной заговорщической организации, по заданиям которой проводил вражескую работу, направленную на поражение Республиканской Испании, снижение боевой подготовки ВВС Красной Армии и увеличение аварийности в Военно-Воздушных Силах". Но Проскуров ни в чем не признал себя виновным.
К сожалению, столь молниеносный служебный рост отрицательно сказался на поведении Денисова. Тридцатилетний генерал перестал критически относиться к личным промахам и ошибкам. Он сильно пристрастился к выпивке в ущерб служебным обязанностям, постепенно теряя свой багаж летчика и авторитет командира.
"За самовольное разрешение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание". В приказе Пумпур не упоминается. К моменту пролета "юнкерса" он с должности уже был снят, т.е., если и был виноват в низкой боеготовности вверенных ему частей, то наказание за это уже понес. В то же время, создается впечатление, что в его виновности во всем происшедшем ни у кого сомнений не было. А дальше заработал отлаженный механизм следствия.
Смушкевич довольно объективно оценил сложившуюся ситуацию. Представляя такой доклад, начальник Главного управления ВВС сильно рисковал. Сталин уделял очень большое внимание развитию авиации, много сделал для этого лично и болезненно воспринял критику, прозвучавшую в докладе. Смушкевич был не только смелым летчиком. В период репрессий он постоянно заступался за своих подчиненных и многих спас от гибели. Смушкевич всегда отстаивал свою точку зрения и не скрывал своего отрицательного отношения к советско-германскому пакту 1939 г. Этого ему не забыли.
23 мая 1939 года командир 66 авиационной бригады Герой Советского Союза полковник Шевцов совместно со своими подчиненными по службе командиром 33 авиационного полка майором Акуленко организовали пьянку, окончившуюся дебошем в городе. При попытке со стороны органов милиции предотвратить это хулиганство Шевцов и Акуленко нанесли побои участковому инспектору милиции т. Куликову и рабочему Архищеву, всячески оскорбляли их
Моральный дух большинства бойцов оставлял желать лучшего. Попытки наладить разведку ничего не дали - группа, ушедшая в северном направлении, исчезла; ушедшая в южном - дошла до ближайшей деревни, и вернулась "в полном опьянении, доложив, что дальше не пошли, так как у них устали ноги". Пользуясь темнотой, чекисты и милиционеры скрылись в неизвестном направлении. И не они одни - к утру в обороне оставался лишь батальон аэродромного обслуживания, около 300 бойцов, собранных из отступавших, и один танк.
Когда бомбардировщики в очередной раз наносили удар по аэродрому, генерал Лакеев спокойно стоял на КП и давал по микрофону команду на взлет звену истребителей. Глядя на этого человека, на его грудь, где сверкала золотая звезда Героя Советского Союза и ордена, на то, как хладнокровно он наблюдал за взлетом звена, у меня прошел мандраж, перестали трястись ноги, и я успокоился. Спокойствие известного генерала помогло мне побороть страх, придало мужество в самый нужный момент, когда бомбы падали возле КП, с грохотом рвались, и земля ходила под ногами.
Над аэродромом Бухаралос произошел воздушный бой между 5 И-16, возглавляемыми Александром Гусевым, и 30 бомбардировщиками, а также 11 "мессершмиттами" из 1.J/88. Учитывая неравенство сил и неэффективность оружия советского истребителя против бомбардировщиков, Гусев объектом нападения выбрал истребители. В результате противник лишился 2 самолетов.
Зона, в которой пилотировали Серов и Осипенко, находилась в двадцати километрах от аэродрома и проходила над селом Высоким. Деревенский почтальон заметил в небе самолет. На высоте приблизительно четырехсот метров он сначала летел к рощице за селом, потом сделал круг, полетел по прямой назад, затем вернулся, начал виражить и внезапно перешел в штопор.
Ни словом, ни одним жестом не выказывал Грицевец своего превосходства перед другими летчиками и был совершенно свободен от благосклонной, всегда унижающей других снисходительности. Немного смущенный повышенным к нему интересом, он охотно говорил о товарищах, и все видели, что делается это не из дешевого кокетства, а потому, во-первых, что он прекрасно их знает, во-вторых, потому что говорить о них доставляет ему удовольствие. Его суждения о людях были коротки и отличались меткостью.
30-летний комдив воевал в Испании, был удостоен звания Героя Советского Союза, затем стремительно поднялся по служебной лестнице, как поговаривали, прежде всего благодаря славе первой жены - летчицы Полины Осипенко. Стараясь показать, что свой пост заслужил личными качествами, Александр Степанович, сам, почти прекратив летать, отталкивал от себя грубостью, пренебрежением к мнению подчиненных.
Авторитет Алексея Сергеевича был непререкаем. Благовещенский прекрасно знал самолет, виртуозно владел им, показывал личный пример храбрости и отваги в бою. Носил он вязаный свитер, серую замшевую куртку, которую в одном из боев японцы основательно продырявили.
Губенко и Чкалова связывали дружеские отношения еще со времен войсковых испытаний истребителя И-16. Губенко был вызван в Москву для участия в похоронах. Из Москвы он вернулся через пять дней. Гибель Чкалова глубоко его потрясла. Он похудел, замкнулся. Гусев запретил ему летать, не отпускал в командировки. Чтобы занять Губенко, он поручил ему написать ряд указаний по боевой подготовке, провести сборы руководящего состава, подготовить приказы по усилению боевого дежурства.
До прибытия советских летчиков-добровольцев японцы свою авиацию, не только истребительную, но и бомбардировочную, располагали главным образом на прифронтовых аэродромах, что бы иметь возможность наносить бомбовые удары по глубоким тылам китайцев. Потери, понесенные после налетов наших бомбардировщиков, были настолько велики, что японское командование спешно было вынуждено перебазировать самолеты
Трудно теперь гадать, почему Кравченко не пожелал более высокого назначения, на что, безусловно, мог рассчитывать. Может быть, здесь была проявлена скромность, а возможно, на его решение повлияла судьба его боевых друзей. Прославленные летчики - сначала Смушкевич, а затем Рычагов были выдвинуты на пост начальника Главного управления ВВС Красной Армии, а затем несправедливо осуждены по наговору
Войска Крымского фронта трижды пытались прорвать вражескую оборону и деблокировать осажденный Севастополь, но успеха не достигли, и перешли к обороне. 8.05.42 г. началось контрнаступление немецко-фашистских войск. Советские войска имели более чем двукратный перевес над противником, но из-за ошибок руководства Крымского фронта потерпели жестокое поражение... 4.06.42 г. генерал-майор авиации Николаенко был снят с должности и понижен в звании на одну ступень.
Всего за время боев в Китае, с мая по октябрь 1938 г., летчики эскадрильи Слюсарева потопили более 70 военных кораблей и транспортных судов, уничтожили до 30 самолетов на аэродромах, сбили в воздушных боях 15 истребителей. Из шестидесяти человек группы на Родину вернулись только шестнадцать.
В июле 1953 г. возвращаясь с учений генерал-полковник авиации Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. 19.07.53 г. скончался от полученных травм.
Авиаконструктор Хейнкель вспоминает: "Это был высокий, статный мужчина. Перед первым полетом на Хе-100, самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда-либо летал, он имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших летчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять ее по небу, выполняя такие фигуры, что мои летчики почти онемели от удивления".
Калачев пошел на ведущего первой группы и дал длинную очередь из крупнокалиберного пулемета. Противник накренился влево, оставляя за собой черный шлейф дыма. После вторичной атаки впереди сверкнуло яркое пламя, и самолет Калачева подбросило вверх. Когда он выровнял машину, то увидел, что не стало еще двух "хейнкелей", шедших справа и слева ведущего. Их разнесло в щепки от взрыва сбитого Калачевым самолета
Виктор Рахов летал не хуже Кравченко, а может быть, и лучше, но держался скромнее. До монгольских событий ему не довелось принимать участие в боях ни в Испании, ни в Китае. Это, по-моему, обычно и удерживало его от высказывания собственных взглядов в спорах, возникавших иногда в кругу "испанцев" или "китайцев"
Были перебиты тросы управления, поврежден двигатель. Степанов выбросился с парашютом. При приземлении он сильно ударился о скалу и в бессознательном состоянии попал в плен. Следующие полгода он провел в тюрьмах - в Сарагосе, Саламанке, Сан-Себастьяне. В течение месяца его держали в одиночной камере, по нескольку дней не давали пищи, трижды выводили на расстрел.
В 92 воздушных боях, летая на истребителях И-16, Як-1, Як-9 и Як-3, он сбил 38 самолетов противника (одиннадцать Ju.87, восемь Ju.88, пять Bf.109, четыре Fw.190, один Не.111, два Fw.189 и семь японских самолетов). Был трижды подбит в воздушных боях, ранен и совершал вынужденные посадки на своей территории.
Принято так считать, что чем выше поднимается военачальник по служебной лестнице, тем больше отдаляется он от рядового солдата. Рядовой солдат в авиации - это лётчик. К чести генерала Данилова надо сказать, что он, будучи командиром дивизии, а затем и корпуса, с успехом преодолевал этот "служебный барьер", всегда был прост и доступен
Став командующим, Куцевалов сильно изменился. Грубость и крики на подчиненных прочно вошли в стиль его работы. Один случай во время войны облетел всю авиацию. Самолет майора Свитнева в воздушном бою над аэродромом был подбит, летчик с трудом приземлился. На летном поле в это время находился Куцевалов. Он сразу же, как только пилот вылез из самолета, выхватив пистолет, подбежал к нему и закричал: "А ну, трус, немедленно взлетай. Иначе застрелю!". На войне летчики особенно чутки к несправедливости. И возмущенный Свитнев, мгновенно выхватив свой пистолет, спокойно сказал: "Давайте, товарищ генерал, посоревнуемся - кто кого?". После этого случая Куцевалова за глаза стали называть "генерал Застрелю".
Борис Александрович удостаивался высшей полководческой награды - благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе - 19 раз! Лишь шесть генералов Советской Армии удостаивались этой чести чаще, чем полковник Смирнов! Видимо поэтому, несмотря на предубежденное, почти враждебное отношение Сталина к авиационным начальникам - участникам национально-революционной войны в Испании, ему все-таки было присвоено генеральское звание.
Во время одной из бомбежек он был ранен. Тем не менее, Раков оставался в Севастополе до самого конца, руководя эвакуацией раненых и работников штаба Севастопольского оборонительного района на ПС-84 и гидросамолетах.
В конце 1946 г. его ожидал тяжелый и несправедливый удар. Он был уволен в запас. Возможно доносы 1943 г. сыграли, наконец, свою неблаговидную роль. После увольнения он уехал в Краснодарский край в город Горячий Ключ, где жил в течение двух лет, работая заведующим клубом. В 1948 г. Ерлыкин вернулся в Ленинград, который защищал в годы войны. Но здесь он оказался никому не нужен. С большим трудом ему удалось устроиться учителем труда и военного дела в вечернюю школу рабочей молодежи
"Уличается показаниями Смушкевича, Чернобровкина, Юсупова... как участник антисоветского военного заговора. Дал показания, что с 1935 г. являлся участником антисоветского военного заговора, куда был завербован Уборевичем, но от данных показаний отказался, признав, что преступно руководил вверенными ему войсками"
война уже практически закончилась. В то время как у безвестного озера шел неравный бой, финская мирная делегация уже прибыла в Москву. И на следующий день было подписано перемирие. Но пока этот последний день войны еще не наступил. Увидев на рукавах пленного летчика красные комиссарские звезды, финны рассвирепели. Его привели в сознание и подвергли жестоким пыткам. По всему телу и на лице вырезали звёзды.
В том бою было сбито шесть "Мессершмиттов" и четыре "Фиата". На свой аэродром не вернулось четыре истребителя И-16. Пропал без вести лейтенант Трошкин, Денисов был тяжело ранен в живот, у Белова была сломана нога и рука, Тахтаров, легко раненый в ногу, сумел спастись на парашюте.
Хотя война в Европе к этому времени шла уже три месяца, и англичане, и немцы пока еще воздерживались от воздушных ударов по городам, сбрасывая лишь листовки. Налет эскадрильи Токарева на Хельсинки на тот момент стал вторым в Европе по числу жертв среди мирного населения. Большее число жертв имелось только после налета бомбардировщиков из "Легиона "Кондор" на г. Герника. Международное сообщество было возмущено варварской бомбардировкой финской столицы. Ковентри, Сталинград, Дрезден, Хиросима и Нагасаки были еще впереди.
26.06.41 г. капитан Гастелло погиб при выполнении боевого задания. В этот день из боя не вернулось пятнадцать экипажей 207-го дбап, и вскоре он был расформирован. Из ста девяноста шести человек списочного состава полка за первую неделю войны погибло сто шестьдесят.
За краткость времени деловой авторитет еще не определился. Быт не отлажен, несколько раз женился. Жена, с которой тов. Тхор ранее разведен, а потом вновь сошелся, уехала с ребенком с бывшим начальником ПУОКРА ЗАБВО дивкомиссаром Васильевым в бытность Тхора на оперфаке при академии Генштаба. Тов. Тхор, узнав о том, что жена уехала, ездил разыскивать в Европейскую часть Союза. Не нашел. По этой причине настроен плохо.