Stalewars: другие произведения.

Некая работа посвященная сборнику У. Эко "Пять эссе на темы этики"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда-то это было моим заданием на журфаке - написать какой-то обзор на этот сборник. Однако, я случайно обнаружил, что мой труд пользуется некоторой популярностью. Очевидно, у студентов, которым досталось такое же задание, как и мне когда-то. Поэтому выкладываю его тут, если вдруг с сайта универа эту статью снесут.

  Под одной обложкой все пять эссе собрались в 1997 году, благодаря издательству "Бомпиани", но поскольку каждое из них по отдельности прозвучало значительно раньше, действовать высказанные идеи начали задолго до выхода собственно сборника. Идеи, как и следовало ожидать (ведь это Эко), глубокие и нетривиальные. И необычные даже для известного писателя - напрямую об этике и общественной морали он высказывался далеко не так часто.
  Значение этих эссе сложно переоценить. Хотя казалось бы, все пять работ умещаются на 40 страницах А4, и среди них нет заявленных как глубоко научных, только переписка, газетные статьи, различные доклады... Но теперь, большинство работ, чьей темой являются рассмотренные в сборники проблемы, в конце, под словом "источники", красуются строчкой: Эко У. "Пять эссе на темы этики". Размышления и доказательства, приведенные Эко, казалось бы случайно, на разные темы и в разные годы, сейчас служат опорой и базой для теперешних исследований. Эссе великолепного писателя и признанного ученого оказались настолько глубоки, настолько универсальны, что не утратили актуальности и спустя десять лет после публикации. Впрочем, анализируя только заголовки работ, понимаешь, что не утратят еще долго, поскольку для данной ступени развития человеческой цивилизации эти проблемы являются той преградой, лишь преодолев которую, можно перейти в новую эпоху.
  
  Первая из таких проблем-преград, рассмотренных Эко, является проблема, которую можно назвать, пользуясь приведенными в переписке терминами, "привлекательностью внерелигиозной религиозности". То есть, оба оппонента признавали, что кроме религиозных догматов традиционных конфессий (в основном, разумеется, имелся в виду католицизм), которые должны обеспечивать этическое воспитание людей, существуют и внерелигиозные правила, которые с тем же успехом справляются с данной задачей. Как видно из эссе, Кардинал Карло Мария Мартини, сомневался именно в возможности унифицирования, распространения, и исполнения таких внерелигиозных догм достаточно большим количеством людей. Ибо в этом случае отсутствует высшее начало (в виде всемогущего, справедливого Господа), которое контролирует и карает за отступление от этих норм, и нет абсолютного примера, в некотором, роде гаранта истинности воззрений, каким является Иисус. Что же, спрашивал Кардинал, в отсутствии этих факторов может заставить всех людей вести себя приличествующим образом? Эко в ответ создает сходную по своей фантастичности модель идеального добродетельного человека, в котором пара нехитрых заповедей заложены и исполняются с самого рождения, то есть "не делай другим, чего не хотел бы что бы делали тебе" и "делай другим, то что хотел бы что б делали тебе", сходную с не менее нереалистичной для древних римлян моделью Христа - всепрощающего и всеискупляющего собственной болью бога. При этом Эко признает, что на данный момент такой человек лишь, в лучшем случае, единичен, и пройдет немало времени, прежде чем такими станут все. Что все-таки станут верится, быть может, с трудом, но, как возражает сам писатель, "христианская заповедь любви тоже была провозглашена со скрипом и воспринята только тогда, когда времена созрели".
  
  Вторая проблема, проблема, возможно, еще более древняя чем проблемы религии и веры - проблема войны.
  Доказательства того, что война - это плохо человечество ваяет существенную часть своей истории, одно за одним, и чисто эмоциональные и рациональные, но "только воз и ныне там". О чем опять же, написано в эссе, и, тем не менее, исполняя "интеллектуальную функцию" Эко вновь доказывает эту простую истину.
  В первую очередь, здесь, на мой взгляд, интерес представляют размышления о "функции интеллигенции" в условиях войны. Эко считает, что каждый интеллигент (кто такой интеллигент, кстати, он и сам определить не может, о чем не раз говорил) не должен защищать никого и ничего кроме чистой истины; и не должен в связи со своими предпочтениями (ибо это личное дело), замалчивать какие-либо опасные, с его точки зрения, деяния и намерения какой-либо группы, так как он ответственен перед всем обществом неся и исполняя ту самую "интеллектуальную функцию". Он считает что, нельзя на место истины подставлять верность, как, к сожалению, поступает и поступала значительная часть интеллигенции.
  Однако, пишет он, как бы люди не относились к войне, за последние годы ее точно не замалчивали, чего делать нельзя, если мы хотим когда-нибудь от нее избавиться. Перечисляя экономические и логические причины невыгодности войны, Эко вспоминает идею Альберто Моравиа о табу. Проводя аналогии с табуированием инцеста, сложившегося в течении тысячелетий, Эко также считает что есть реальная возможность самообразования табу на войну. Причем самообразования в ближайшее время, ибо в отличие от первобытного строя, когда "немало лет было истрачено на то, чтобы человечество сформировало идею о причинно-следственной связи полового акта с размножением" современный уровень развития позволяет понять невыгодность и противоестественность разумному обществу войны в самом ближайшем будущем. И доказательством этому служит возникновение такого, пусть тоже не самого лучшего, но гораздо более гуманного способа конфликта - "холодной войны". Однако, как считает Эко, это самая крайняя мера, и долг интеллигенции регулярно, и каждый раз громогласно объявлять и ретранслировать истину того, что война "не просто преступление: это растрата".
  
  Третья проблема сборника - проблема фашизма.
  С одной стороны Эко успокаивает читателя тем, что фашизм в том виде, что был до второй мировой, уже не появится: "Было бы так удобно для всех нас, если бы кто-нибудь вылез на мировую арену и сказал: "Хочу снова открыть Освенцим, хочу, чтобы черные рубашки снова замаршировали на парадах на итальянских площадях". Увы, в жизни так хорошо не бывает!", а с другой предостерегает: "Ур-фашизм может представать в самых невинных видах и формах. Наш долг - выявлять его сущность и указывать на новые его формы, каждый день, в любой точке земного шара!". И итальянец, который не понаслышке знаком с жизнью при фашистском тоталитарном режиме, перечисляет четырнадцать признаков вечного фашизма, говоря при этом что "достаточно наличия даже одной из них, чтобы начинала конденсироваться фашистская туманность". Первым Эко выделяет культ традиции и плавно, пошагово "разматывает" клубок признаков, заканчивая перечисление чертой "Ур-фашизм говорит на новоязе", намекая на упрощение языка как в прессе, так и в учебной литературе.
  
  Четвертое эссе посвящено плачевному состоянию итальянской прессы, впрочем, как справедливо замечает сам Эко, эти "болезни... свойственны в наше время почти что любой нации". Это самое большое по объему произведение сборника и, соответственно, проблемы разбираются очень подробно, в исторической и международной перспективе, с обязательными примерами.
  Вначале рассматривается этап становления суждения об объективности даваемой в печати информации, затем анализируется "язык" газет: поначалу слишком "мутный", а впоследствии наоборот - сформированный на представлении о "языке того бесформенного единства, которое принято называть народ, причем предполагается, что народ мыслит и выражается одними пословицами".
  Дальше разбирается центральная проблема этого эссе - "ежедневник эволюционирует в еженедельник". Эко изучает метаморфозы деятельности СМИ в связи с появлением такого информационного канала как телевиденье, с возможностью сообщать о произошедших событиях практически моментально. Как следствие этого увеличение полос в печати, и снижение качества/полезности информации, которой эти объемы приходится забивать. Имеется в виду и "высасывание из пальца" различных сенсаций, и чрезмерное внимание к другим изданиям и телевиденью, и злоупотребление интервью. Тут же автор предлагает возможные пути решения проблемы, при этом, очевидно, понимая, что ни одно из них по настоящему эффективным, а значит и принятым в ближайшем будущем, не является. Это то, что он назвал "Фиджийским вариантом" и "путем расширенного внимания". Первый способ: скупым, телеграфным стилем описываются только самые важные и нужные события, что, естественно, приведет к падению продаж и доходов, ибо для эффективного восприятия такого стиля необходима определенная подготовка читателя. Второй вариант: "газета не стремится к модели еженедельника, занятого бытом и нравами", а становится "четким, авторитетным источником информации обо всем, что делается в мире", что так же требует от покупателей газеты соответствующего менталитета и знаний.
  И под конец Эко обращает внимание на еще одну угрозу ежедневникам - то, что с развитием технологий собственную газету сможет выпускать практически каждый, что, в свою очередь, значительно сузит кругозор и объем получаемой читателями информации, ограничиваясь только их (не исключено) приземленными интересами.
  
  Последнее эссе, "Миграция, терпимость и нетерпимое", перекликается с "Вечным фашизмом", по крайней мере с седьмым и восьмым (по Эко) признаками этого явления. Автор исследует разновидности и причины рождения нетерпимости, а так же призывает бороться с этим явлением. Нетерпимость, как видно из этого эссе, должна, по идее, базироваться на фундаментализме, который плавно переходит в интегрализм а затем в научный расизм, однако, как отмечает автор, это далеко не всегда так. И Эко приходит к выводу, что семена нетерпимости попадают в человека на чисто биологическом уровне. С самого рождения ребенок уже содержит в себе это чувство, которое затем, с течением времени и личным опытом, может либо распуститься в ядовитое растение, либо зачахнуть. И долг воспитателей, родителей, тех, кто находится рядом с ребенком, выкорчевать этот сорняк, потому что лечить взрослого человека - "только терять время. Время упущено".
  Завершающая часть эссе и сборника озаглавлена словом "Нестепрпимое". Здесь описывается реакция общественности на процесс Прибке, нераскаявшегося фашиста, что во время второй мировой войны руководил расстрелом трехсот тридцати пяти гражданских и лично застрелил двух из них. Суд дал, по мнению Эко, законный, но аморальный по мягкости приговор. И тут автором поднимается очень щекотливая тема того, "что пред лицом исключительных событий ненормально применять действующее законодательство, а следует принять ответственность и ввести новые законы и эти законы употребить". Кстати Эко упоминает проблемы вмешательства в дела чужой страны. В итоге у автора выходит, что набора формальных универсальных признаков, по которым можно определить, что происходят те самые "исключительные события", нет, и в каждом отдельном случае решение общество должно принимать на свой страх и риск, и затем быть готовыми консолидировано нести за это решение ответственность.
  
  В этом сборнике живет огромное количество мудрости. Истин не статичных, но способных к развитию, дающих богатую пищу для размышлений. Попав на благоприятную почву, способных подтолкнуть к ответу на многие вопросы.
  Размышления о вере и этике верующих (неважно в Бога или в его отсутствие) любопытны теорией (или как выразился Эко "робкой поблажкой надежде") "о терпимости и благожелательности" "космической субстанции, в которую в один прекрасный день каждый из нас будет вынужден возвратиться". Его мнение о том, что эта самая субстанция просто не могла "никак не обогатиться и никак не переформироваться под воздействием того, что мы все совокупно наработали на протяжении тысячелетий человеческого рода" вдохновляет на опредленные размышления, хотя, если учитывать что возраст человечества несколько тысяч лет, а возраст той субстанции значительно больше, лично мне не очень верится в обоснованность такой надежды. Впрочем, на то она и надежда.
  Его размышления о войне, пять доказательств нелогичности и противоестественности войны являются убедительными, хотя доказывают, в общем, невозможность существования существующего, что дает повод задуматься о том, настолько ли высок уровень человеческого развития, как об этом принято говорить. А идея о табуировании войны, несмотря на кажущуюся неправдоподобность, безусловно жизнеспособна.
  Эссе о фашизме очень поучительно и заставляет задуматься о развитии некоторых современных тенденций. Имеется в виду усиление интереса к славянскому язычеству и, соответственно, приток новых последователей, причем многие из этих людей имеют правые политические взгляды.
  Анализ состояния прессы позволяет понять причины процессов, которые человеку непосвященному кажутся случайными или естественными, хотя на самом деле таковыми не являются.
  И, наконец, в завершающих темах миграции, терпимого и нестерпимого, Эко, во-первых, высказывает интересную мысль о том, что нетерпимость является врожденным качеством человека, а во-вторых, как "нравственный барометр" итальянского общества, поддерживает идею изменения закона в "исключительных случаях".
  
  Как уже говорилось, этот сборник - источник мудрости не только для журналиста, но и для любого человека. У Эко стоит поучиться манере изложения любому пишущему человеку: и публицисту и автору художественной прозы. Эко использует в эссе и иронию, и риторические вопросы, и исторические примеры, и цитаты, и факты из собственной жизни... В эссе о прессе, он удачно доказывает свою объективность тем, что анализирует лишь те издания, где печатался и печатается сам. Его речь нередко содержит научные термины, понятные не всем, но так он выполняет образовательную функцию журналистики ("Пусть же привыкают мыслить более сложно, ибо не просты ни тайное, ни явное"). В своих эссе Эко обращается не к эмоциям, а только к разуму, ибо с функцией интеллигента не справляется тот, кто "реагирует на события эмоционально и не ставит рефлексию во главу угла". А отдельное эссе "О прессе" должен прочитать каждый работник СМИ. Там рассказывается и о будущем и о прошлом печати, о том, как должен и не должен вести себя журналист и пресса вообще.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) В.Соколов "Прокачаться до сотки 3"(Боевое фэнтези) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) В.Василенко "Стальные псы 6: Алый феникс"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Невеста для герцога"(Любовное фэнтези) М.Торвус "Путь долгой смерти"(Уся (Wuxia)) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"