Шведов Сергей Михайлович : другие произведения.

Вербальное недоразумения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Сергей Михайлович ШВЕДОВ
  
  (Минск, 123smsh@tut.by)
  
  ВЕРБАЛЬНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ
  
  фантастическая быль
  
  Подходил третий земной год колонизации новой планеты, а до сих пор эти самые его... ну, как их... лингвисты, эти недотыки недотёпистые, не написали программу вербального транслятора для понимания заковыристой речи туземцев. Капитан включил громкую связь:
  
  -- Старший помощник, к какому сроку я приказал бортовому лингвисту представить мне рапорт о выполнении задания?
  
  -- К четвергу.
  
  -- Так вот пойди и напомни ему, какой сегодня день.
  
  * * *
  
  Лингвист, блондин с лошадиным лицом, будто бы и не отчитывался о проделанной за три года работы, а как бы максимально доходчиво втолковывал капитану корабля прописные истины тоном учителя в школе для детей с задержкой психического развития:
  
  -- В принципе, особых трудностей в освоении туземного языка нет. Если бы не уж слишком мелодический строй их речи.
  
  -- Поют они, что ли, вместо того чтобы говорить, как люди?
  
  -- Можно и так сказать, хотя акустические и артикуляционные свойства звуков у них особо не отличаются от других известных нам языков. Разве что полу- и четвертьтоновая мелодика, но наш речевой синтезатор вполне можно бы настроить на их лад для восприятия, только вот он не способен чётко синтезировать их звукосочетания.
  
  -- Так что же ты тянешь до сих пор? Мы должны войти в непосредственный вербальный контакт с этими дикарями и втолковать им их обязанности перед колониальной администрацией. Мы принесли им цивилизацию, чтобы вырвать из тьмы невежества и отучить их от дикости.
  
  -- Трудно увязать представления дикарей с нашими, господин капитан. Здесь на планете почти повсюду благодатный климат. Их зерновые и бобовые дают колоссальный урожай четыре раза в год. Фрукты и овощи просто замечательные. Аборигены не знают угрозы голодной смерти и борьбы за выживание. При изобилии всего и в благодатном климате совершенно невообразимы воровство и насилие. Мы попросту не в состоянии понять друг друга - они понятия не имеют о преступности. Я начинаю подозревать, что местная Ева снесла башку змею-искусителю, чтобы сохранить для Адама рай на этой земле и избежать первородного греха, а для Каина с Авелем -- братоубийства. Мы совершенно не понимаем их представлений о мире. Тут нам, возможно, пригодится семиотика.
  
  -- Это что ещё за хрень?
  
  -- Наука, исследующая способы передачи информации посредством знаковых систем в гуманоидном обществе через языки и явления культуры, мифы, ритуалы, нравственность и систему ценностей.
  
  -- На кой мне знать их систему ценностей, когда они сами ценны лишь как дармовая рабочая сила для добычи всех минеральных богатств их планеты? Ты должен вдолбить им, как они обязаны вести себя.
  
  -- Приучить их к покорности?
  
  -- А что же ещё, чёрт возьми!
  
  -- Тут ещё важна и семантика, господин капитан.
  
  -- Обращайтесь, как вам предписано по штату: "Господин командор, военный комендант завоёванной планеты", которая будет названа в галактическом реестре моим именем!
  
  -- Простите, господин командор, я не знаю военного устава...
  
  Капитан зло прищурился и сжал кулаки:
  
  -- Штатское чмо при офицерских погонах... Что ты там болтал про свою семафантику?
  
  -- Ну, в широком смысле слова, семантика -- это анализ соотношения между языковыми выражениями и миром, а также само это отношение.
  
  -- Ну и что?
  
  -- Семантика показывает, каким образом человек, зная слова и грамматические правила любого языка, оказывается способным передать с их помощью самую разнообразную информацию о мире (в том числе и мире собственных переживаний), даже если он впервые сталкивается с такой задачей.
  
  -- Наплевать мне на переживания туземцев! -- взорвался-таки капитан. -- Для меня главное -- загнать каждую скотинку в ярмо и заставить их всех вместе тащить воз с богатством всей планеты в нашу сторону. Они должны понимать нашу силу и свою беспощадность!
  
  -- Я говорю о том же! Семантика позволяет понимать, какую информацию о мире заключает в себе любое обращённое к нему высказывание, даже если он впервые слышит его.
  
  -- Вот и передавай им мои указы.
  
  -- Да не могу пока! Семантические поля их языка не определяются. Дикари совсем по-другому мыслят и чувствуют. Они не умеют абстрагировать частное от общего. В их мировоззрении все сливается в неразложимую картину, как и звуки их речи сливаются в общую мелодию.
  
  -- Вот уж специалист по языкам у меня на борту выискался! Ты и мне не можешь доступно втолковать человеческим языком свою мысль, а ещё разобраться с туземцами берёшься. За три года исследований ни на шаг вперёд не продвинулся!
  
  -- Протестую, я их уже научился кое-что понимать, но вот они меня ни в какую! Как бы сказать попроще, ну, например, невозможно объяснить, что такое снежинка, тому существу, которое никогда не видело снега.
  
  -- Как это невозможно? Очень даже просто. Снежинка -- ажурный кристаллик правильной формы плоской конфигурации в виде звёздочки из Н2О в твёрдом фазовом состоянии. В случае необходимости можно добавить алгебраическую формулу многоконечной звезды, чтобы понятней было.
  
  Лошадиное лицо лингвиста вытянулось ещё больше.
  
  -- Ну ладно, я попробую...
  
  -- Что за ответ для военного космолётчика, цивильная шляпа!
  
  -- Рад стараться, господин командор!
  
  -- То-то же... Кругом! Шагом марш!.. Все-таки шляпа цивильная, хоть и учёный, -- пробормотал капитан. -- Вокруг меня одни идиоты. Приходи ко мне только с делом, а не с безделицей.
  
  * * *
  
  -- Я пришёл с делом, господин командор!
  
  -- Выкладывай.
  
  -- Я понял, у нас те же трудности, что и когда-то были с русскими.
  
  -- Кто такие русские, почему не знаю?
  
  -- Вымерший народ, был когда-то у нас на родной планете. Самый свободолюбивый и непокорный.
  
  -- И как мы их выморили?
  
  -- С трудом. Поначалу мы подкинули им с захватчиками-русами Рюрика из немецких земель германскую теорию государства, основанную на принципе "вассал моего вассала - не мой вассал". Они переиначили чуждую теорию и построили русское государство по принципу сквозного подчинения областей сверху донизу.
  
  -- И что это им дало?
  
  -- Они построили у себя могущественную империю на тысяч лет раньше любой европейской. Причём отказались от политики колониальных захватов.
  
  -- Как такое возможно?
  
  -- Они не покоряли туземцев на новых землях, а вливали их на равных в своё содружество, что позволило им избежать непреодолимых разногласий между колонизаторами и покорёнными туземцами. Тогда мы подсунули им задумку крестить всех русских огнём и мечом в христианскую веру, но они и саму веру переиначили на свой лад.
  
  -- Как? Не тяни, тянучка занудная!
  
  -- Отказались от папства, а выстроили мир-общину по примеру первохристиан.
  
  -- И что им с этого прибыло?
  
  -- Исповедуемая ими аскеза помогла русским выжить в неблагодатном климате, а подвижничество общинников и добровольный труд на общее благо позволило обойтись вне заимствований извне для расширенного воспроизводства общественного продукта и укрепления державных границ.
  
  -- Дальше что!
  
  -- Русская держава крепла и ширилась несмотря на все наши старания претить русским. В конце концов мы подкинули им западную теорию переустройства общества на началах всеобщей справедливости.
  
  -- И сработало?
  
  -- Да, весьма действенно, но в нежелательном для нас направлении. Они и тут, как всегда впрочем, переиначили западную идею на свой лад и начали развиваться ну просто непомерно.
  
  -- Это в чём проявилось?
  
  -- Достигли нежелательных высот в науке, покорении космоса и океанских глубин.
  
  -- Какими силами? За счёт чего?
  
  -- Извечная русская самоотверженность и подвижничество выручили и тут - русские обошлись без массовых финансовых вливаний извне. Их общественное устройство оказалось очень действенным и приёмистым. Темпы роста экономики нас просто пугали.
  
  -- И как же их обуздали?
  
  -- Вот это именно то дело, с чем я к вам пришёл, господин командор. Для усмирения и покорения русских мы применили тактику "запретного плода".
  
  -- Запретный плод сладок, я понимаю.
  
  -- Вот именно! Важная тонкость нового русского мира заключалась в червоточинке, которая заложена в любом человеке. Сами же строители нового русского мира начали исподтишка бороться с ним с первого же дня его утверждения. Суровый и очень прозорливый вождь малой кровью пресёк это подпольное противодействие русскому миру, но после смерти их великого вождя к власти пришли тайные противники новой жизни.
  
  -- Они и подсунули им запретный плод?
  
  -- Напротив! Они ужесточили требования новой нравственности по принципу: "Верхам дозволено всё, низам - самый строгий закон", чтобы со временем вызвать неизбежную неудовлетворённость в обществе нового типа. Пресекли свободу слова, перекрыли все социальные лифты, общественные науки превратили в схоластику, в путанные догматы которой невозможно было вникнуть. Талантливый и деятельный человек просто изнывал от безделья и скуки в новом русском обществе.
  
  -- Так в чём суть запретов?
  
  -- Они раскрывают обывателям глаза на сладостные пороки. Борешься с пьянством - плодишь пьяниц. Борешься с наркоманией - подленько подсказываешь, что конопля и мак, которые растут повсеместно, могут доставлять извращённое наслаждения. Раньше русские жили среди моря конопли и полей мака и не задумывались, что они могут довести тебя до одури. Задрал повыше планки нравственности - появился соблазн вкусить от разврата. И вот когда русские правители завинтили запреты до предела - резьба законов сорвалась. Русские добровольно отказались от прошлых достижений и окунулись в море наслаждений. Причём деградировали и вырождалиь добровольно и с охоткой.
  
  -- Что ты тут мне наплёл! Я спрашиваю, с туземцами нашими нам что делать?
  
  -- Вашим декретом ввести систему жесточайших запретов, чтобы указать им пути к порокам и духовному разложению.
  
  * * *
  
  Исходный текст декрета военного коменданта планеты был совсем коротенький:
  
  "Новые подданные Солнечной Системы!
  
  Особым распоряжением колониальной администрации туземному населению планеты под угрозой смертной казни запрещается:
  
  -- курить;
  
  -- изготовлять и распивать алкогольные напитки;
  
  -- синтезировать и принимать наркотики;
  
  -- насиловать женщин, мужчин и животных;
  
  -- избивать и убивать себе подобных;
  
  -- похищать чужое имущество;
  
  -- давать деньги и превращать неоплатных должников в рабов и т.д. и т.п."
  
  * * *
  
  Как ни удивительно, через неделю компьютеру удалось составить связный текст на алфавите дикарей и распечатать его. А вот сам лингвист, написавший программу для речевого транслятора, не смог даже выделить буквы из напечатанного текста, не то что слова. Текст выглядел как радужная картинка с переливами цветовых полутонов. Но приглашённый на борт староста дикарской деревни, однако, бойко прочитал её и кивком дал разуметь, что понял всё написанное.
  
  На следующий день листками с декретом были оклеены все многолюдные места - деревенские площади, рынки, храмы, или капище туземцев, а громкоговорители круглые сутки вещали этот текст, наговорённый речевым синтезатором. Синтезированную речь туземцев военные космолётчики воспринимали как сложный вокализ без музыкального аккомпанемента. Было похоже на горловое пение ламаистов, только на высоких тонах.
  
  Местное население с пониманием восприняло обращение военного коменданта. Туземцы слушали его, читали и в знак согласия кивали головами. Капитан наверняка удивился бы, что обратный перевод обращения к туземцам был гораздо короче:
  
  "Всем обитателям вашей планеты недостойно заниматься тем, что у вас вытворяют инопланетные захватчики. От всего сердца милостиво умоляю вас с омерзением отринуть всё, что так нравится незваным пришельцам".
  
  
  КОНЕЦ__
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"