Где-то около года назад премногоуважаемый [info]baron_verzausen оставил у себя в ЖЖ восторженый отзыв, где назвал "Симбионтов" лучшим НФ-возрожденским романом. Меня это несколько удивило и заинтересовало, т.к. до этого моё знакомство с творчеством Олега Игоревича ограничивалось "Выбраковкой" и "Ночным смотрящим". Романы написаны, конечно, великолепно, однако некая нарочитая, запредельная жестокость текста лично у меня вызвала внутреннее отторжение.
В "Симбионтах" ничего подобного не было. Роман оказался на удивление добрым (ни одного персонажа не убили!) Не стану спорить с премногоуважаемым бароном, по мне так НФ-допущение не настолько ново, чтобы заострять на нём внимание. Главное - "Симбионты" это классический роман воспитания.
И не только потому, что в нём показано становление личности ГГ. Автор очень умело вкладывает в головы читателей определённое мировоззрение: патриотизм, любовь и уважение к Родине. Для этого используется не одна краска, а вся палитра, и оттого посыл становится достоверней. Вначале текст пропитан ироничным отношением к "партии и правительству". Однако герои взрослеют, растут, и отдельные мерзавцы, "царьки", рвущиеся к власти, перестают заслонять то большое и настоящее, что и является Державой.
"Симбионты" по праву могут стать настольной книгой каждого начинающего автора. Здесь многому стоит поучиться:
1) Композиция. Сюжет построен идеально, нет провисов, затяжек. Умелые перебивки эпизодов драматических и комичных сцен, разряжающих напряжение. С той минуты, когда ГГ, взглянув на здание "Нанотеха" заключает "...там что-то шевелится...", интрига уже не отпускает.
2) Подбор персонажей. В романе есть кому сопереживать, герои не вызывают отторжения своей "крутизной" или "правильностью", постоянно ставишь себя на их место, видишь происходящее их глазами. Эффект погружения в текст достигается максимальный.
3) Сбалансированное сочетание эстетического, эмоционального, интеллектуального. Нет заумных лекций и рассуждение, нет бесконечных потоков самосознания, нет эстетского баловства со стилем.
4) Финал. Собственно, в романе два финала. Если бы "Симбионты" писались, как роман драматический, закончить стоило бы на сцене, где Семёнов и Принц выбираются из развалин "Нанотеха", а далеко-далеко улетает вертолётик. Открытый финал, после которого читатель может домыслить любое развитие событий. Но это - роман воспитания. Потому ему нужна была развязка, где расставлены все точки над ё, где справедливость и добро воссторжествуют.
Собственно, это всё, что хотелось сказать. Приятно, что такие светлые, добрые романы продолжают появляться. Особенно на фоне грязной вонючей волны "постапокалиптики", "монстрятины-зомбятины", захлестнувшей фантастику.