Сидоренко Наталия Михайловна : другие произведения.

Мои учителя в поэзии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Поэзия серебряного века... Она же для меня и золотая и бриллиантовая. А точнее - бесценная, как для всех!
   Строки Есенина из разных стихотворений:
  
  Но к вихрю бездны
  Он нем и глух.
  С шеста созвездья
  Поёт петух.
  
  Явись над Елеоном
  И правде наших мест!
  Горстьми златых затонов
  Мы окропим твой крест.
  ...И дай дочерпать волю
  Медведицей и сном,
  Чтоб вытекшей душою
  Удобрить чернозём...
  
  Ревёт златозубая высь...
  Пою и взвываю:
  'Господи, отелись!'
  
  Не хочу, чтоб умело хмуриться
  На озёрах зари лицо.
  Я сегодня снёсся, как курица,
  Золотым словесным яйцом.
  
  И четыре солнца из облачья,
  Как четыре бочки с горы,
  Золотые рассыпав обручи,
  Скатясь, всколыхнут миры.
  
  Это он!
  Это он
  Из чрева неба
  Будет высовывать
   Голову...
  
  Гей вы, рабы, рабы!
  Брюхом к земле прилипли вы.
  Нынче луну с воды
  Лошади выпили.
  
  Это пляшет российская грусть,
  На солнце смывая пятна.
  
  Мне нравится степей твоих медь
  И пропахшая солью почва.
  Луна, как жёлтый медведь,
  В мокрой траве ворочается.
  
  Не жалею, не зову, не плачу... и т.д.
  
  Мне осталась одна забава:
  Пальцы в рот - и весёлый свист.
  Прокатилась дурная слава,
  Что похабник я и скандалист
  Ах! какая смешная потеря!
  Много в жизни смешных потерь.
  Стыдно мне, что я в Бога не верил.
  Горько мне, что не верю теперь.
  
   Конечно же, ещё много чего нравится в поэзии Есенина. Я привела в пример именно эти строки, потому что расставляю акценты не на тех стихотворениях и достижениях, что отметили критики в советские времена. Мне больше нравится другое, оно для меня более ценно.
   А теперь посмотрим со стороны типичных замечаний современных рецензентов, если бы они не знали кто автор.
  'Явись над Елеоном...' Что же воспевать чужие места? А где же патриотизм?..
  '...И дай дочерпать волю
  Медведицей и сном...' Как можно черпать Медведицей?.. Такого не может быть!
  'Ревёт златозубая высь...' Звёзды могут восприниматься, как золотые зубы, но здесь нет слова 'звёзды'.
  'Господи, отелись!' Бог - не корова, он не может отелиться. Это грубо и кощунственно.
  'И четыре солнца из облачья...' Намудрил автор с количеством солнц - перебор.
  'Золотые рассыпав обручи,
  Скатясь, всколыхнут миры'. Ритмический сбой, неуклюже.
  'Гей вы, рабы, рабы!
  Брюхом к земле прилипли вы.
  Нынче луну с воды...' 'Рабы - воды' не является рифмой.
  Тоже: 'волю - душою'. '...И дай дочерпать волю
  Медведицей и сном,
  Чтоб вытекшей душою...'
  'Это пляшет российская грусть,
  На солнце смывая пятна'. Как можно смыть пятна танцем?.. Стереть - да, но не смыть.
  Практически во всех произведениях часто рифмуется существительное с существительным - плохо!
  Он нем - две эн подряд (плохо), твой крест - три согласных подряд, как курица - две ка подряд (к тому же 'какать' нежелательно), скатясь всколыхнут - четыре согласных подряд (категорически нельзя).
   А теперь вспомним крылатую фразу - 'Остановись мгновенье, ты прекрасно!' Во-первых, слово 'мгновенье' уже с тремя согласными подряд. Надо было по языку набить того, кто его придумал... А может быть убрать из всех словарей столь трудно выговариваемое, и не будет народ мучаться?.. Только народ даже не знает, что и от этого несчастен. Читает три согласных подряд запросто и в ус не дует...
   Я за то, чтобы читатель не ломал язык, но попробуйте облегчить ему задачу и что-то изменить в крылатой фразе в трудном месте. Всё время будет хуже, чем есть. Следовательно, лучше в некоторых местах изловчиться языку, чем ломать главное.
   Конечно же, мог Есенин к слову 'воды' подобрать рифму, а не слово 'рабы', но тогда бы ослабил смысл, уже не сказал того, что хотел. Сильно сказал, несмотря на отсутствие рифмы всего лишь в одном месте.
   Если бы нельзя было черпать волю Медведицей, а Богу отелиться, то и поэзии не было бы. Всё осталось бы на уровне зарифмованной прозы. Уместные советы критиков и достаточно осведомлённых рецензентов современным авторам очень нужны. Грамотный подход улучшит стихотворение. В результате в выигрыше останется и поэт и поэзия. Хорошо, когда есть тот, кто подскажет. Конструктивная критика вызывает чувство благодарности и уважение. Но пред критикующими должен стоять вопрос - какой ценой?.. Если есть опасность ослабить накал, потерять суть, вычеркнуть интересную мысль, то может быть не так и страшно отсутствие рифмы в одном месте, не так вредны три согласных подряд и нелогичный, но сногсшибательный образ?..
   Подчёркиваю, я за то, чтобы что-то улучшить, если есть шанс не навредить.
   Часто приверженцы банальности в своих стихах утверждают: 'А я следую традициям серебряного века! Не хочу концентрированных образов и тяжёлых метафор. Хочу простоты'. Но именно поэты того времени задали тон писать не банально, ещё образней и ещё метафоричней. Характеризуется серебряный век разнообразием, точнее - свободой разнообразия и толерантного к этому отношения. Реалисты, символисты, акмеисты, футуристы, приверженцы крестьянского направления, авангардисты, поэты вне течений (и т.д.) - практически, всё это уже классика. Все вместе они сделали словотворчество тех лет значимым и великим, эпохальным и бессмертным.
   Приведу несколько примеров.
  
   Иннокентий Анненский.
  
  Девиз Таинственный похож
  На опрокинутую 8:
  Она отраднейшая ложь
  Из всех, что мы в сознаньи носим.
  
   Один из моих знакомых сказал на это: 'Чушь! Восьмёрка - ложь, ещё это в сознании носить...' Он не знал, что цифра 8 - символ Вечности. Анненский знал, поэтому написал прекрасную строку - '...Там бесконечность - только миг, дробимый молнией мученья'
  
   Зинаида Гиппиус.
  
  Своими кольцами она, упорная,
  ко мне ласкается, меня душа.
  И эта мёртвая, и эта чёрная,
  и эта страшная - моя душа!
  
   Что бы сказали по этому поводу? Мрачно. Должна оставаться надежда. Плохо!
  
   Валерий Брюсов.
  
  Хочу, чтоб всюду плавала
  Свободная ладья.
  И Господа и Дьявола
  Хочу прославить я.
  
   Слышу: 'Нельзя прославлять Дьявола!' О праве автора не может быть и речи...
  
   Максимилиан Волошин.
  
  Вечер... Тучи... Алый свет
  Разлился в лиловой дали:
  Красный в сером - это цвет
  Надрывающей печали.
  
   Сколько сейчас печали льётся из стихотворений (!), но почему-то просто печали. Кого же унаследовали?.. И рифма банальная 'свет - цвет', да ничем она стихотворение Волошина не испортила. Всё же, не в рифме дело, а в авторе, если стихотворение не удалось - пусто в нём.
  
   Андрей Белый.
  
  Солнца контур старинный,
  золотой, огневой,
  апельсинный и винный
  над червонной рекой.
  
   Вот уж, из песни слова не выкинешь. А здесь - ни одного слова не из одной строки.
  
   Игорь Северянин.
  
  В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
  По аллее олуненной Вы проходите морево...
  
  Я - гений Игорь Северянин...
  
   Правда - нескромно? И что?.. А он чувствовал себя гением, исходя из этого творил, как хотел, но не банально, и получилось гениально. А у Пушкина скромно - '...И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит'.
  
   Анна Ахматова.
  
  И моют светлые дожди
  Его запёкшуюся рану...
  Холодный, белый, подожди,
  Я тоже мраморною стану.
  
   А ещё Пастернак, Мандельштам, Блок, Маяковский... Можно приводить другие примеры, но факт останется фактом - поэты серебряного века задали тон писать не банально. А Цветаева дала такой эмоциональный импульс, что от её поэзии бросает в жар и дрожь, текут слёзы, теряешь власть над собой и взываешь к небу. Как же после этого писать холодно, при этом называя себя наследником 'серебряных'?
   Я не призываю кого-то осуждать и с кем-то бороться. Просто нелепо получается в рецензиях на сайтах - если пишешь банально, значит, относишься к наследникам серебряного века, классик. А если посмел что-то изобретать, высказываться сложно и необычно, значит, предал традиции. Но это неправда!
   Хорошо, что Игорь Северянин жил не в наше время. Его бы просто засмеяли...
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"