Сикорский Олег Леонидович : другие произведения.

Что такое философия?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немудрое Божие премудрее человеков...


Что такое философия?

  
  

...Немудрое Божие премудрее человеков...

1 Кор. 1, 25

  
  
   Современным людям внушают, что философия - это сложная и непонятная наука, в которой способны разобраться только академики. На самом деле, это совсем не так. Во-первых, философия - это не наука. Во-вторых, понять философию и стать философом может каждый человек. Потому что философия - это самый обычный здравый смысл.
  
   Что такое здравый смысл? Это способность понять кто ты, где ты находишься и что тебе нужно делать. Этим и занимается философия.
  
  
   Здравый смысл
  
   Каждый человек, получив жизнь в этом мире, пытается понять, куда он попал и как здесь жить. Ему сразу же объясняют, что сам он произошел от обезьяны и находится в мире из 94 химических элементов. Поэтому ему нужно искать еду, развлекаться и наслаждаться. Для этого ему нужно раздобыть деньги. Значит, ему нужно найти работу, платить налоги, выполнять долг. Ну, и так далее...
  
   Так вот, как раз это не является здравым смыслом. Ведь, человеку просто сказали, что как устроено и где находится, а сам он даже не задумывался: правда ли это, какой в этом толк, и нужно ли ему все это.
  
  
   Физика
  
   Мир действительно состоит из химических элементов, и человеку действительно нужно искать еду. Эти простейшие знания когда-то назывались "физикой" (греч. природа), а сейчас называются "наукой". Но над этим невозможно думать, и в этом нет смысла. За летом следует осень, ночь сменяет день, все люди смертны. Это является простым описанием, и не подразумевает ответа на вопросы: какое это имеет значение, хорошо ли это, зачем это происходит, как мне к этому относиться.
  
   Наука объясняет физическую реальность с позиций этой же физической реальности. Но это не дает возможность понимать смысл происходящего. Невозможно определить место где ты находишься, пока не посмотришь на это место с другого места. Для понимания мира нужен другой мир. И для объяснения реальности нужна объяснительная система другой реальности.
  
   Существует ли такая другая реальность, можно ли о ней что-либо узнать, и если да, то какая она?
  
  
   Метафизика
  
   Мыслители древности пытались найти и понять эту невидимую реальность. Первым, кому это удалось, был непревзойденный древнегреческий философ Платон. Согласно Платону, неведомая реальность, скрывающаяся за завесой видимой нами действительности, называется "миром идей". Мир идей устроен совсем не так, как наш материальный мир. В нем нет ни времени, ни пространства, ни материи, ни материальных вещей, которые возникают и исчезают. В мире идей обитают вечные идеи, которые всегда неизменны. Эти идеи и являются смыслом всех вещей, которые временно существуют в нашем временном материальном мире. Знание о сокровенном вечном неизменном идеальном мире называется метафизикой.
  
   Таким образом, понимать смысл явлений можно только если видеть их сущность в мире идей. Понимание вещей с точки зрения другой, смыслообразующей реальности - это и является пониманием смысла. Поэтому, наука (физика) может лишь описывать поверхностные манифестации явлений, а философия (метафизика) позволяет понимать вечный смысл, суть и сущность всех вещей и всего мира. Наука не совместима с философией. Потому что философия - это всегда метафизика.
  
   Что же удалось узнать о сокровенном мире идей Платону?
  
  
   Истина
  
   Платон, получив уникальную возможность понять смысл всего, не стал размениваться по мелочам. Как здравомыслящий человек, он сразу же задал главные вопросы. Что такое человек? Смысл жизни? Что будет после смерти?
  
   И Платону удалось узнать следующее. Человек - это не физическое тело, а бессмертная душа, причастная высшему миру идей. Человек находится во временном несовершенном иллюзорном мире. Мир создан единым непостижимым невыразимым Богом-Отцом. Его воле, закону и провидению подчинено все мироздание. В зависимости от своих добрых или злых дел человек получает посмертную награду или наказание.
  
   Истина, открытая Платоном, была признана почти всеми эллинскими и латинскими философами (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Саллюстий, Немесий, Макробий, Халкидий и др.). А платонизм стал господствующей философией древнего мира. Но, поскольку смертному человеку очень трудно созерцать сокровенный мир идей, многие аспекты идеальной реальности оставались неясными или вообще неизвестными.
  
   Пока на территории Римской империи не была возвещена Благая Весть, и не было распространено Священное Писание. В этот момент античным философам стало ясно, что священный текст одного из народов империи в тысячу раз реалистичнее полнее и глубже выражает истину, открытую Платоном. Не могло быть никаких сомнений, что источником столь совершенного знания может быть только Бог, сотворивший этот и все иные миры. Более того, апостолы засвидетельствовали, что одна из Сущностей (Ипостасей) Триединого Бога сошла на землю в лице Христа, чтобы возвестить людям истину.
  
   Трудно представить, как смогли античные мудрецы вместить в свой разум эту невероятную и грозную весть. Но, чистота и откровенность нового учения, превосходство над наивысшими прозрениями величайших философов (вплоть до платонического догмата Троицы) - не оставляли никаких сомнений. Здравый смысл не предусматривал никакой альтернативы. И, древние философы склонились перед мудростью божественной, которая превыше мудрости человеческой. В I-VI в. эллинские философы массово обращаются в христианство: Иустин Мученик, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Феодорит Кирский, Дионисий Мистик, Максим Исповедник и др. За ними следуют латинские философы: Тертуллиан, Минуций Феликс, Лактанций, Иларий из Пуатье, Амвросий, Марий Викторин, Кассиодор, Исидор и др. Многие из них даже пытались поначалу полемизировать с христианством, однако после изучения Священного Писания тотчас обращались. В конечном итоге, философы признали, что Платон узрел христианскую истину, а его имя упоминалось в творениях богословов чаще, чем имена ветхозаветных пророков. В первом тысячелетии н.э. вне христианства философская мысль в Европе не существовала. Все поняли, что размышлять об истине как философ недостаточно, лучше стать святым и видеть ее непосредственно. Величайшие философы той поры являются одновременно отцами церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Григорий Великий. Особо следует упомянуть Блаженного Августина, прошедшего традиционный путь от языческого философа до святого. Августина можно назвать последним философом.
  
   Таким образом, философия и философы достигли своей цели. Они отыскали истину и получили ответы на главные вопросы. И если открытая ими истина оказалась не придуманной человеческой истиной, тем лучше. Потому что человеческой истины не бывает по определению.
  
   Сегодня любой человек может узнать четкую и окончательную философскую истину, прочитав Никео-Цареградский Символ Веры.
  
  
   Ложь
  
   Почему же в наши дни (XXI в. н.э.) общепринятым является мнение о том, что истину узнать невозможно, в том числе с помощью философии?
  
   Узнать истину может каждый, но не каждый может понять ее и жить по ней. Истина неизменна, всегда остается тем, что она есть, и никогда не становится тем, чем люди хотели бы. А большинство людей предпочитает жить в соответствии со своими низменными животными желаниями. Для них мучителен факт осознания безобразности своей жизни и собственного ничтожества по абсолютной шкале. Поэтому, в подавляющем большинстве, люди ненавидят истину.
  
   В XIV-XVI в. были предприняты первые попытки уничтожить истину. Подготовка к этому проводилась "гуманистами", стремившимися подменить абсолютные критерии добра и зла собственными человеческими выдумками. Они же пропагандировали приоритет науки над философией и культивировали субъективизм и антропоцентризм. Затем последовали главные удары в виде пантеистических теорий, нацеленных на отождествление и смешение физического и метафизического миров, предпринятые идеологами "возрождения" Кузанским и Бруно.
  
   Следующее наступление на философию было предпринято в XVII-XVIII в. Началом послужило появление "эмпиризма" и "сенсуализма", под которыми понималось отречение от метафизической реальности ради материально мира, декларация примата науки и изобретение научного метода. Далее последовал инфернальный период "просвещения", породивший целую плеяду материалистических энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Д'Аламбера, Гольбаха. Они открыто сравнивали человека с куском мяса и называли животным. Руководствуясь антропоцентрическими установками "гуманистов" они изобрели теорию "естественного" человеческого права и утопили Европу в потоках крови. Отвергнув метафизическую мораль, они объявили добродетелью эгоизм, распущенность и удовольствия. Энциклопедисты стали основоположниками мизософии - фальшивой философии, характеризующейся ненавистью к мудрости.
  
   Цель мизософии заключается в подмене постижения метафизической реальности измышлением собственной субъективной эрзац-истины. Фундаментальным принципом мизософии является основанная на методе релятивизма концепция "плюрализма", отрицающая существование истины, добра и красоты, и поощряющая к тиражированию обособленных мнений и субъективной отсебятины. Знаковыми фигурами мизософии являются Ницше, Маркс, Фрейд. Они утверждали, что произошедший от обезьяны человек живет с целью удовлетворения половой страсти, может сам придумывать себе мораль, и должен убивать других в классовой борьбе за материальные блага.
  
   Дальнейшее извращение философии, осуществлявшееся в контексте "академической философии", не принесло новых идей. Старые концепции перетасовывались под названием новых направлений. Эмпиризм переименовался в позитивизм, а гуманизм - в феноменологию и экзистенциализм. Плюрализм распространился во все сферы культуры и достиг апогея в идеологии постмодернизма, воспевающей логику хаоса и эстетику помойки.
  
   В конечном счете, мизософия достигла своей цели. Мы разумеем это умом, видим глазами и слышим ушами. Воистину, не существует смысла для тех, в ком нет смысла.
  
  
   Как стать философом
  
   Впрочем, рассказывая о сущности и истории философии, я несколько отвлекся от основной темы. Без ответа остался вопрос, с которого все началось. Как же стать философом? Очень просто. Все время думай о смерти.
  
  
   Лит.: Сикорский О.Л. Крах материализма (http://samlib.ru/s/sikorskij_o_l/krahmaterialisma.shtml); Фестюжьер А. Личная религия греков (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fest/index.php); Жильсон Э. Философия в средние века (http://www.e-reading.org.ua/bookbyauthor.php?author=6672).
  
  

Олег Сикорский

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"