Симин Владимир Иванович : другие произведения.

Аристотель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Книга о великом ученом и философе, учителе Александра Македонского Аристотеле. Книга рассчитана на широкий круг читателя.

  Симин В.И.
  
  Аристотель
  
  7. Аристотель
  
  7.1
  
  Труды Аристотеля и сейчас не теряют своей актуальности. Отделённый от нас многими столетиями, этот человек создал основу мира, в котором мы живём. Но каким же был жизненный путь этого необыкновенного человека? Мы даже не можем представить себе, как сильно наша жизнь связана с теми основами, что заложил древний учёный Аристотель. Во многом понятия из физики, химии, социологии, астрономии и философии сформировались благодаря ему. Он является одним из тех, кто ещё в глубокой древности способствовал современному прогрессу. Нередко учёного называют Аристотелем Стагирским, и это явно говорит о его малой родине. Он появился на свет в Стагире, городе, что был греческой колонией Фракии в 384 году до нашей эры.
  
  
  
  Будущий учёный происходил из знатной семьи. Отец его занимал высокую должность придворного врачевателя, а мать принадлежала к одному из самых знатных родов. В то время многие аристократические роды Греции гордились своим происхождением от различных богов или героев. Аристотель принадлежал к семье врачевателей, а его отец Никомах был автором многих книг по медицине. Считалось, что свой род Аристотель вёл от знаменитого героя и полубога Асклепия, который покровительствовал врачам и почитался как основоположник знаний о лечении людей. Конечно, глава семейства мечтал о том, что сын продолжит дело своего рода и в будущем станет прославленным врачевателем. Однако, Аристотель рано стал сиротой. После смерти отца и матери он воспитывался у родственников, а затем, повзрослев, решил покинуть родной город.
  Его путь лежал в Афины, что тогда был центром науки и общественной жизни. Именно там Аристотель находит своё призвание. Его давний интерес к риторике подкрепляет учитель Исократ, а после Аристотель начинает обучение в Академии, где его наставником становится сам Платон. Известно, что учеником великого философа он был более двадцати лет. О том, как проходило сотрудничество Платона с Аристотелем, можно лишь догадываться. Однако до нашего времени сохранились весьма удивительные данные. Современники Аристотеля поражались его дерзости и насмешливости. Он мог попросту выгнать учителя из Академии и преподавать вместо него. Сам Платон также отвечал в подобном тоне, а потому о его взаимоотношениях с учеником было сложено немало весёлых историй и анекдотов.
  После смерти наставника Аристотель вынужден искать работу, понимая, что счастливая жизнь в стенах Академии подошла к концу. Однако судьба снова улыбается ему. Наслышанные о его учении, правители Македонии приглашают его к себе. Там Аристотель становится учителем Александра Македонского, который внимал словам своего наставника с 13 лет. Именно благодаря Аристотелю Александр узнал о трёх формах государственной власти.
  
  
  
  Учёный отмечал, что нет нужды поддерживать только одну из них. Демократия, монархия или аристократия могут быть единовременными у разных народов, а их выбор зависит от самих людей и того, что они заслужили. Кроме того, философ отмечал, что именно благосостояние среднего класса влияет на уровень благосостояния государства. Недооценивать бедняков было нельзя, поскольку их недовольство могло превысить нормы и вызвать бунты. Позднее многие принципы правления Александра Великого были воплощением тех идей, которым его учил Аристотель.
  Однако с Александром их отношения не были такими простыми, как кажется на первый взгляд. Дружба, что связывала этих людей изначально, впоследствии сменилась прохладой. Племянник философа вызвал немилость правителя и был казнён, что невероятно огорчило Аристотеля. Также придворные сплетники говорили царю о том, что сам Аристотель якобы желает его смерти, и именно он приготовил яд, что был в руках одного из отравителей-неудачников. Конечно, слухи эти были далеки от правды. Аристотель никак не мог хотеть гибели своего ученика. К сожалению, после смерти полководца, Аристотеля стали преследовать противники, ему пришлось бежать из Афин, а вскоре он и сам умирает. При этом многие его учения живы и поныне, либо стали основой для развития важнейших наук.
  Аристотелю принадлежит утверждение, что основой учения всегда являются четыре составляющих - материя, форма, причина и цель. Даже современная наука базируется на этих "ступенях" познания. Во многих учебных заведениях нашего времени в своих проектах студенты отмечают именно эти четыре направления, каждое из которых даёт понятие о самой работе. Особенное отношение у Аристотеля было к риторике. Именно его труды с подробными размышлениями о самых разных науках впоследствии дали толчок к развитию этих направлений. Работы Аристотеля ясно показывают, что он был умнейшим человеком своего времени, прогрессивно мыслящим и тонким.
  Весьма необычными для того времени были и религиозные воззрения философа. Ходили слухи, что именно его рассуждения о боге заставили его покинуть Грецию. Как истинный учёный и великий теоретик, Аристотель не признавал мифов и многочисленных преданий, а потому был "безбожником" для своих современников. Он искал причину бытия, а находил её в единственной высшей силе, то есть отвергал всё то множество богов, которыми была насыщена религия древних греков. Именно такие идеи философа стали поводом опасаться за свою жизнь - Аристотель даже писал, что покидает родину, поскольку не хочет повторить историю Сократа с отравлением, а потому "избавляет свой народ от нового философа-преступника".
  
  
  
  Аристотель был тем уникальным человеком, который превосходно разбирался в самых разных областях общественной жизни, науки или искусства, а также оставил свои работы по всем темам, интересовавшим его. Кто знает, каким бы был наш мир, если бы не идеи, запечатлённые в трудах великого учёного из далёкой древности. Аристотель - один из самых влиятельных мыслителей в истории западной философии. Он внес значительный вклад в развитие логики, этики, политики, биологии и физики. Что известно о древнем мудреце? Кто такой Аристотель? Это древнегреческий философ, ученик Платона и учитель Александра Македонского. Он первым создал систему науки и разработал методы исследования, которые используют до сих пор. Когда жил Аристотель? Чистокровный грек по происхождению появился на свет в 384 году до н. э. в городе Стагире, греческой колонии в Халкидиках.
  Отец мудреца по имени Никомах служил придворным врачом. Он приобщал сына к науке, в частности к биологии. Когда родители Аристотеля умерли, опеку над мальчиком взяла семья сестры со стороны отца. Воспитаннику дали хорошее образование. В 367 году юный Аристотель приехал в Афины. Изначально он обучался риторике у Исократа, а позднее стал учеником Платона и до самой смерти учителя находился в его Академии. Аристотель был уже сложившейся личностью, что повлияло на отношения с учителем. Ученик не всегда вел себя воспитанно. Древнеримский писатель и философ Клавдий Элиан упоминал, что однажды Аристотель посмел прогнать 80-летнего старика Платона с аллеи, где тот обычно проводил лекции, и занял его место.
  Несмотря на разногласия, Аристотель отзывался об учителе положительно. После смерти Платона Аристотель с учениками перебрался в Малую Азию. Вскоре Филипп II предложил философу воспитывать своего отрока Александра Македонского. Аристотель обучал царского сына до самого его коронования. После смерти Александра в Афинах началось восстание, народ выступал за независимость от македонской власти. Аристотеля обвинили в безбожии и тесных связях с Александром Македонским. Кроме того, у философа не было афинского гражданства, следовательно, и полноты политических прав. Чтобы не повторять судьбу Сократа, мудрец отправился жить в Халкиду и обосновался в доме матери. Там он много читал, размышлял, писал философские сочинения. Чтобы не тратить драгоценное время на сон, ученый брал в руку бронзовый шар, возле ложа ставил таз и ложился отдыхать. Если засыпал - шар падал, гремел и будил мудреца.
  
  
  
  В жизни у философа были две любимые женщины: Пифиада - официальная жена, родственница его друга. Аристотель очень любил Пифиаду и дочь, которую она ему подарила. Согласно одной из легенд, Пифиада была учительницей музыки. Она стала женой Аристотеля, когда ей было всего 15 лет. Герпеллида - служанка. С ней мудрец сожительствовал после смерти Пифиады. Герпеллида родила Аристотелю сына, которого назвали в честь деда Никомахом. По мнению биографов, Аристотель был невысокого роста. Мыслитель имел тонкий голос и нечеткое произношение. Несмотря на это, любил беседовать. Философ обожал нарядную разноцветную одежду, носил украшения. Умер Аристотель в 62 года (322 г. до н.э.) от болезни желудка. Его тело было доставлено в Стагиры, где сограждане построили философу склеп.
  Аристотель был философом-универсалом. Его идеи оказали огромное влияние на развитие философии, науки и культуры в целом. Он сформулировал основы знаний, которые стали фундаментом для дальнейшего развития науки и философии. Аристотель разработал свою философию на основе наблюдения за миром и анализа проблем, которые возникали в философских дебатах того времени. Мудрец рассматривал бытие как совокупность конкретных вещей, а не абстрактных идеальных форм. Он считал, что все сущее состоит из материи и формы. Аристотель говорил: "Познание себя - начало всякой мудрости". Философ утверждал, что познание начинается с опыта, а затем человек обобщает опыт и создает универсальные понятия, которые позволяют понимать мир в целом.
  Он различал разные виды познания, включая чувственное восприятие, память, индукцию и дедукцию. Аристотель разработал теорию государства и общества, предложил различные формы правления, включая монархию, аристократию и демократию. Мудрец делил науки на три группы: теоретические (физика, математика, первая философия); практические (политика, этика); поэтические (творчество).
  
  
  
  Мыслитель не был изобретателем в привычном смысле этого слова, поскольку его заслуги преимущественно связаны с развитием философии и науки. Однако Аристотель внес значительный вклад в различные области. Среди важнейших достижений ученого можно назвать систематизацию знаний и создание науки как самостоятельной дисциплины.
  Развитие логики и создание силлогизма как метода доказательства. Как решал Аристотель проблему души и тела? Мудрец считал, что душа и тело - неотделимые аспекты человеческого существования и взаимодействуют друг с другом. Аристотель различал три вида души: Растительную - присуща растениям и обеспечивает их жизнедеятельность. Животную - присуща животным, помогает им с восприятием, движениями и инстинктами. Разумная душа - присуща человеку, источник мышления и разума. По мнению Аристотеля, душа и тело коммуницируют между собой и составляют единое целое. Он не придерживался дуализма, который заявляет, что душа и тело - две отдельные сущности.
  Как понимал Аристотель человеческое счастье? Как пишет Эдит Холл в книге "Счастье по Аристотелю", философ считал, что цель человеческой жизни - достижение счастья, которое он определял как состояние удовлетворения и благополучия. Философ понимал счастье как комплексное состояние, которое достигается путем развития добродетелей, образования, жизни в гармонии с окружающим миром. Он различал два типа добродетелей: Этические (мужество, справедливость, щедрость, умеренность), которые формируются через практику и повторение хороших поступков. Мыслительные (мудрость, знание, разумность), которые развиваются с помощью обучения и образования.
  В труде "Политика" Аристотель отмечал: "Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек".
  
  
  
  Отец западной философии считал, что счастье не может быть достигнуто без социальной и политической жизни, поскольку человек - социальное существо и находится в постоянном взаимодействии с другими людьми. Он был убежден, что идеальное общество должно быть основано на справедливости и умеренности, а каждый человек должен находить свое место в социуме, где он может достичь счастья. Аристотель учил, что знание - это процесс наблюдения и экспериментирования, что знания не следует принимать на веру, что они должны быть доказаны научными методами. Его работы по-прежнему вызывает интерес у ученых и философов, а его идеи продолжают вдохновлять и побуждать к дальнейшему развитию науки и философии.
  
  7.2
  
  Аристотель - один из главных мыслителей и философов Античной Греции. Он являлся учеником Платона и наставником Александра Македонского. Аристотель был создателем особой философской системы, которая охватывала такие науки, как политику, социологию, физику и логику. С детских лет Аристотель обучался премудростям медицинского дела. Интересно, что среди дисциплин, которые усваивал ребенок, была и философия. В те времена считалось, что каждый лекарь должен быть сведущ в этой науке. Однако юный Аристотель рано остался сиротой и покинул родной город. Поначалу пятнадцатилетний юноша жил в Малой Азии у своего опекуна. В 367 году до н.э. возмужавший молодой человек переехал в Афины, где поступил в ученичество к Платону. Юный Аристотель изучал не только философию и политику, но и ботанику и зоологию. В Академии Платона философ провел около 20 лет.
  Когда Аристотель сформулировал собственные философские постулаты, он опроверг высказывания своего наставника о бестелесных "эйдосах-идеях" всего сущего. Молодой мыслитель обосновал первичность материи и формы, указал, что душа неотделима от тела. Между Платоном и его учеником не раз возникали жаркие споры. Эту сцену изобразил в своей фреске Рафаэль Санти, живописец эпохи Возрождения. Изображение получило название "Афинская школа". Спустя какое-то время Аристотель покинул академию и переехал на остров Лесбос. Здесь он поселился в городе под названием Митилена. Философу пришлось покинуть Афины из-за казни одного из учеников Платона, Гермия. Через два года мыслителя призвал к себе царь Македонии Филипп. Монарх предложил философу стать наставником молодого Александра, которому в тот момент было всего лишь 13 лет. Аристотель согласился на столь выгодное предложение и посвятил восемь лет своей биографии наставничеству юного принца.
  
  
  
  Когда ученичество будущего полководца было завершено, Аристотель отправился обратно в Афины. Здесь он открыл собственную философскую школу под названием "Ликей". Одним из главных достижений Аристотеля является разделение всех наук на творческие, практические и теоретические. Теоретическими дисциплинами философ считал математику, физику и метафизику. Он утверждал, что данные науки созданы исключительно ради знаний. Практическими науками он считал этику и политику, на которых основывается жизнь каждого государства. Творческими в глазах Аристотеля были риторика, искусство и поэзия. Кроме того, мыслитель выделял четыре основных начала: материя (из которой все состоит), форма, осуществляемая причина, а также цель. Взяв за основу это умозаключение, философ давал определение действиям и субъектам, называя их злодеянием или благом.
  Интересно, что Аристотель был основоположником системы категорий. Он считал, что все сущее можно разделить на десять составных вещей: действие, сущность, страдание, качество, отношение, количество, время, обладание, место и положение. Сущее, в свою очередь, разделялось у мыслителя на органические субстанции, мир растений и живых организмов, мир человека и животных. Идеи мыслителя стали основой для последующих концепций времени и пространства, системы отношений, которые создаются при взаимодействии материальных объектов между собой. Концепции древнегреческого мыслителя во многом опережали свое время. В течение последующих веков виды государственных устройств, предложенные Аристотелем, не теряли своей актуальности. В своем научном сочинении он представил модель идеального государства.
  Аристотель считал, что человек может получить реализацию исключительно в обществе, поскольку индивид проживает свою жизнь не только для себя, но и для других. С другими людьми нас связывают различные отношения - дружба, кровное родство и т.д. Цель гражданского общества мыслитель видел в общем благе, "эвдемонизме". Возможность добиться желаемого Аристотель видел в гражданском праве и этике, которые должны были упорядочить жизнь рядовых жителей государства.
  
  
  
  Аристотель в своих работах много внимания уделял социальным вопросам. Человека он называл "политическим" животным, которое наделено речью и способно различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Утверждал Аристотель, что человек также является общественным существом. Причиной объединения индивидуумов в группы он называл врожденные неравные способности каждого из людей. Из этого постулата также выводятся место и функции людей в обществе.
  Аристотель выделял шесть вариантов правления - три отрицательных и три положительных. Правильными видами управления страной были полития, монархия и аристократия - они были направлены на реализацию всеобщего блага. "Неправильными" мыслитель называл тиранию, демократию и олигархию - эти типы управления, по мнению Аристотеля, базировались на частных целях монарха. Аристотель оставил свой след во всех науках, а также в разных сферах искусства. Свое мнение относительно развития жанра драмы Аристотель высказал в сочинении под названием "Поэтика". До наших современников дошла лишь первая часть произведения. Исследователи пришли к мнению, что вторая часть философского труда Аристотеля была посвящена структуре комедийного жанра. В своих размышлениях об искусстве философ рассуждает о подражательном феномене, который свойственен для любого человека и способен принести ему эстетическое удовольствие.
  Еще одним важным сочинением мыслителя является труд под названием "Душа". В этом сочинении философ освещает серию вопросов метафизики, связанных с духовной жизнью любого субъекта. Здесь Аристотель определил, каковой является разница между растениями, животными и людьми. Аристотель описал пять основных чувств - зрение, обоняние, осязание, вкус и слух, а также три духовных способности - размышление, ощущение и постепенный рост. По мнению древнегреческого исследователя, каждая ситуация, с которой сталкивается человек, сопряжена с определенным конфликтом. Если следовать логике философа, то путем выхода из конфликта является выбор. При помощи разрешения внутреннего конфликта человек обретает добродетельность, которую исследователь приравнивал к разумности.
  
  
  
  Философ оказал большое влияние на формирование науки о Космосе. Он утверждал, что Земля имеет шарообразную форму. Интересно, что Аристотель был первым, кто доказал шарообразную форму Луны, основываясь на наблюдении лунных фаз. Сочинение мыслителя под названием "Метеорологика" стало одним из первых в области физической географии. Особой наукой для Аристотеля всегда была риторика, хотя он считал ее скорее "творческим" занятием. Риторикой мыслитель начал заниматься еще в Академии Платона, где читал курс лекций по этому искусству. В течение всей жизни Аристотель занимался преподаванием риторического искусства. Он считал, что способностью говорить правильно и красиво должен обладать любой человек.
  Исследователь разделил риторическое искусство на своеобразные категории - эпидейктическую, совещательную и судебную. Первая является своеобразной похвалой, либо порицанием. Судебная речь представляет собой риторическое эмоциональное воздействие на слушателей, убеждение их в правдивости определенного мнения. Совещательная речь направлена на склонение слушателей к определенному решению. Исследователь успел внести свой вклад практически во все науки, которые существовали в Древней Греции. Он работал над вопросами риторики, логики, поэзии, астрономии, физики, этики, философии, политики, диалектики. Огромное собрание трудов древнегреческого мыслителя получило название "Аристотелев корпус". До наших дней дошло около 50 сочинений великого философа.
  Как отмечают современники, Аристотель был очень эмоциональным и вспыльчивым, когда дело касалось вопросов философии. В те времена были популярны философские диспуты, в которых Аристотель с удовольствием принимал участие. Мыслитель не боялся даже вступать в споры со своим наставником Платоном. По воспоминаниям других учеников Платона, однажды Аристотель так сильно повздорил с основателем академии, что Платон старался не встречаться со своим учеником на улице. О личной жизни великого философа сохранилось мало информации. Аристотель был женат дважды. Первую супругу мыслителя звали Пифиада, мужчина женился на ней, когда ему было 37 лет. Пифиада была приемной дочерью ближайшего друга Аристотеля, Гермия.
  От первого брака у Аристотеля была дочь, которая носила имя своей матери. Спустя время первая супруга Аристотеля умерла, и он стал жить со служанкой по имени Герпеллида. Женщина родила гражданскому мужу мальчика по имени Никомах. После гибели Александра Македонского начались гражданские бунты. Население покоренных стран восставало против македонского господства. Общественность вспомнила об Аристотеле как о бывшем учителе почившего завоевателя. Мыслителя стали обвинять в безбожии. Ему приходится срочно бежать из Афин - Аристотель предполагал, что ему придется повторить судьбу Сократа и отравиться. В дальнейшем фраза философа о том, что он хочет избавить афинян от повторения преступления против философии, стала знаменитой.
  
  
  
  Новый дом Аристотель обрел на острове Эвбей, в городе под названием Халкис. К тому времени у мыслителя было огромное количество учеников, которые последовали за своим наставником. Ученики таким образом хотели выразить поддержку Аристотелю. Однако великий древнегреческий исследователь не прожил долго на чужбине. Спустя два месяца он скончался. Причиной его смерти стала болезнь желудка, которая долгое время беспокоила его. На тот момент философу было 62 года.
  После гибели наставника управление школой "Ликей" перешло в руки одного из учеников Аристотеля, Теофраста. Последователь основателя дуализма продолжил развитие учений своего наставника в области истории философии, музыки и ботаники. Теофраст к тому же занимался сохранением многочисленных трудов почившего философа.
  Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), самый знаменитый из учеников Платона, был величайшим мыслителем. Его сочинения охватывают весь круг человеческих представлений, а его ум проник во все стороны и области реального мира, подчинив понятию их разбросанное и богатое многообразие. Большая часть философских наук обязана Аристотелю установлением своих отличительных особенностей и заложением своего начала. Родом Аристотель был из Стагиры - фракийского города у Стримонийского залива, но являвшегося греческой колонией; таким образом, он, хотя и родился во Фракии, был по своему происхождению греком. Эта греческая колония, вскоре после его появления на свет, попала, как и вся остальная страна, под владычество Филиппа Македонского. Отец Аристотеля Никомах был лейб-медиком македонского царя Аминты III, отца Филлиппа.
  После смерти родителей Аристотеля воспитывал некий Прорен, которого он потом постоянно вспоминал с благодарностью. В продолжение всей своей жизни Аристотель так дорого ценил память этого человека, что воздвигал в его честь статуи. Он, кроме того, отплатил ему за заботы тем, что позднее воспитал его сына Никанора, усыновил его и сделал своим наследником.
  На семнадцатом году жизни Аристотель приехал в Афины и провел там двадцать лет в общении с Платоном. Он имел, таким образом, лучшую возможность совершенно точно познакомиться с платоновской философией, и если мы слышим порой, что он ее не понял, то это даже по внешним обстоятельствам представляется произвольным, совершенно необоснованным предположением.
  Об отношении Платона к Аристотелю и в особенности о том обстоятельстве, что Платон избрал своим преемником в Академии не Аристотеля, а Спевзиппа, близкого родственника, приводится у Диогена Лаэрция масса противоречащих друг другу и совершенно ненужных анекдотов.
  
  
  
  Между тем, если дальнейшее существование Академии должно было означать, что философское учение Платона будет в ней сохраняться строго в его духе, то Платон, несомненно, не мог назначить своим преемником Аристотеля; Спевзипп же был как раз тем человеком, который нужен был для данной задачи. Платон, однако, на самом деле имел своим преемником как раз именно Аристотеля, ибо Аристотель излагал философию в духе Платона, но глубже и в более расширенном виде, так что он вместе с тем развил ее дальше.
  Чувство обиды за этот обход было якобы причиной того, что Аристотель, после смерти Платона, оставил Афины и жил три года у Гермия, династа мизийского города Атарнеи, который одновременно с ним был учеником Платона и уже тогда сделался его другом. Гермий, независимый государь Атарнеи, попал вместе с другими греческими властителями под иго персидского сатрапа и был отправлен в качестве пленного к Артаксерксу III, который без дальнейших околичностей приказал распять его на кресте. Чтобы избегнуть подобной судьбы, Аристотель бежал с дочерью Гермия Питией, сделавшейся его супругой, в Митилены и жил там в продолжение некоторого времени. Гермию же он воздвиг статую в Дельфах с надписью, которая сохранилась до наших дней. Из нее явствует, что Гермий попал в руки персов благодаря коварной хитрости и измене. Аристотель прославил его имя также и гимном к добродетели, который тоже дошел до нас.
  Из Митилен Аристотель был приглашен (в 343 г. до н.э.) Филиппом Македонским взять на себя воспитание его сына Александра, которому тогда исполнилось тринадцать лет. Филипп уже раньше наметил его для этой цели в знаменитом письме, которое он будто бы написал Аристотелю сразу после рождения Александра: "Знай, что у меня родился сын; но я менее благодарен богам за то, что они мне его дали, чем за то, что они ему позволили родиться в твое время. Ибо я надеюсь, что твоя забота и твои поучения сделают его достойным его будущего государства". Аристотель пользовался при македонском дворе необычайным благорасположением и уважением Филиппа и Олимпиады. Что вышло из воспитанника Аристотеля, это всем известно, и величие духа и подвигов Александра так же, как и его постоянное дружеское отношение к своему учителю, представляло бы собой самое лучшее свидетельство успеха и духа этого воспитания, если бы Аристотель нуждался в таком свидетельстве. Аристотель также нашел в лице Александра куда более достойного воспитанника, чем Платон в лице Дионисия.
  
  
  
  Аристотель известен как глубокий, основательный, абстрактный метафизик, он очень серьезно относился к воспитанию Александра. Можно приписывать влиянию его философского преподавания то обстоятельство, что великие духовные задатки юного царевича были освобождены и внутренне подняты до полной самостоятельности, которую мы видим в поставленных им себе целях и в совершенных им подвигах. Благодаря наставнику Александр достиг той уверенности в самом себе, которую дает лишь бесконечная смелость мысли. Уже став повелителем Греции этот величайший человек не забывал за множеством дел о науке и искусстве. Так он распорядился, чтобы Аристотелю присылали либо в натуре, либо изображения и описания всех новых животных и растений, которые будут найдены в Азии.
  Плиний рассказывает, что Александр приказал нескольким тысячам человек, занимавшимся охотой, ловлей рыб и птиц, а также надсмотрщикам зоологических садов, птичников и прудов персидского царства отовсюду присылать Аристотелю все достопримечательное. Это уважение, которое питал к нему Александр, доставило Аристотелю прекрасную возможность досконально изучить природу и написать, по сообщению Плиния, "Естественную историю" в пятидесяти книгах. После того как Александр начал свой поход в Азию, Аристотель возвратился в Афины и выступил как учитель, открыв школу в Ликее, парке для прогулок, устроенном Периклом, чтобы служить местом упражнений новобранцев. Ликей состоял из храма, посвященного Аполлону Ликейскому, и мест прогулок, имеющих оживленный вид благодаря деревьям, источникам и колоннадам. Именно от мест прогулок (а не от беготни его, не от того, что он якобы чаще всего читал свои лекции прогуливаясь) школа Аристотеля стала называться школой перипатетиков.
  
  7.3
  
  Философ прожил в Афинах в качестве преподавателя тринадцать лет. Но после смерти Александра разразилась политическая буря - плод давно назревавшего, но сдерживаемого неудовольствия. Друзьям Александра тогда пришлось нелегко. Против Аристотеля открылось преследование, его обвинили в неуважении к богам. Подробности излагаются источниками различно и согласно некоторым из них, ему, между прочим, ставилась в вину хвалебная песнь Гермию и надпись на посвященной последнему статуе. Опасаясь суда над собой, Аристотель уехал в Халкиду, город, расположенный на острове Эвбее, чтобы, как он сам выразился, "не дать афинянам повода еще раз согрешить против философии". Там он в следующем году умер на шестьдесят третьем году своей жизни.
  
  
  
  С помощью четких логических построений Аристотель разрушил многие спекуляции предшествующих философов. В том числе он подверг критике учение Гераклита. Гераклит, как мы помним, утверждал, что противоположности уживаются в одном предмете, что тот может быть одновременно и тем и другим (черным и белым, живым и мертвым, добрым и злым). Аристотель в "Метафизике" указывает, что "живого" как такового или "доброго" как такового просто не существует. Эти категории всегда должны применяться к конкретному явлению или существу. А как только мы делаем такой переход, мы уже не можем утверждать, что что-то может быть и тем и другим. Например, человек может быть или только живым или только мертвым, и всякое наложение противоположностей здесь исключено.
  Далее, некорректно все явления сводить только к противоположностям. Не всякое различие есть противоположность. Аристотель вводит два термина: противоположность и противоречие. И то и другое есть различие. Говорить о двух взаимно исключающих сторонах как о противоположностях можно в том случае, если между ними есть нечто среднее, то есть отсутствие одной стороны не означает присутствие другой. Например, если человек некрасив, то вовсе не обязательно, что он безобразен, а из того, что человек не добр, не вытекает, что он обязательно злодей. Но есть различия, не имеющие среднего, например, чёт и нечёт. Эти различия Аристотель называет противоречиями. Их совмещение явно невозможно (к ним относятся: живой - мертвый и другие).
  Следовательно, невозможно, чтобы одно и тоже вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле. Например, невозможно, чтобы доброта была и не была присуща одному и тому же существу в одно и то же время и в одном и том же смысле. Гераклиту удавалось отождествлять противоположности лишь потому, что он брал их в разных смыслах. У него морская вода и питье и отрава в разных отношениях: для человека - отрава, а для рыб - питье.
  
  
  
  Один и тот же человек может быть и прекрасным и безобразным в одно и тоже время, но всегда в разных смыслах и разных отношениях. Разбирая вопрос о бытие и небытие сущего, Аристотель указывает, что раз мы судим о небытие, то оно в каком-то смысле существует, но вовсе не в том смысле, в каком есть бытие. Небытие существует лишь в относительном и конкретном смысле философского допущения, но не в реальности.
  Чувствительный мир реален, но Аристотель не согласен с убеждением наивного материализма, что сущее исчерпывается его чувствительной картиной. О том, что есть сверхчувственное бытие, Аристотель заключает из успехов науки. Ведь если бы помимо единичных вещей ничего не существовало, то мир не постигался бы умом и оставался бы непознанным. Однако всякое единичное имеет свою суть, которая постигается умом и является предметом науки. Такая суть вечна, неизменна в себе и неподвижна. Совокупность подобных сутей образует высший, сверхчувственный уровень бытия. На этом уровне бытие более сущее, чем на уровне чувственных, единичных вещей. Эти два уровня не внешние относительно друг друга - второй уровень существует внутри первого.
  Поэтому уровень сутей - совсем не потусторонний, идеальный мир Платона, а уровень сущностей, явлений и вещей самой природы.
  Сущность (субстанция) - ключ к сущему. "Вопрос о том, что такое сущее сводится к вопросу, что представляет собой сущность". Рассмотрению этого вопроса посвящены книги VII и VIII "Метефизики". Аристотель отвергает все предшествующие определения сущности (вещество, как у Фалеса, число, как у Пифагора, идея, как у Платона).
  Сущность (субстанция), по мысли Аристотеля, должна определяться двумя критериями: 1) она должна быть мыслимой и познаваемой в понятии; 2) она должна обладать способностью к отдельному существованию. Материя не подходит под эти критерии, ибо она не способна к отдельному существованию и непознаваема в понятии.
  Идеи Платона не могут быть сущностью, так как не подходят под второй критерий. Мебели как таковой не существует, она может существовать лишь в качестве конкретных столов и стульев. Общее не может быть сущностью, потому что не существует помимо единичного. Всеобщее так же не может быть сущностью, ибо по своему определению оно присуще многому. Поэтому сущностью (субстанцией), в аристотелевском смысле, может быть только единичное бытие.
  
  
  
  Аристотель говорит, что имеется три рода сущностей (субстанций): те, которые воспринимаются чувствами и являются преходящими, другие - чувственные, но вечные и, наконец, такие, которые не являются ни чувственными, ни преходящими.
  Первый класс включает в себя весь окружающий предметный мир, растения и животных, второй включает небесные тела (относительно которых Аристотель думал, что они не подвержены каким-либо изменениям, кроме движения), третий - разумную душу в человеке, а также Бога. По Аристотелю единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". В плане бытия "форма" - сущность вещи. В плане познания "форма" - понятие о вещи. Предметом познания может быть только бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых только и существует непреходящая сущность, всегда только предметы преходящие, текучие. И такое познание может быть только познанием "формы".
  Для того чтобы "форма" могла стать "формой" такого-то единичного, или индивидуального, предмета, необходимо, чтобы к "форме" присоединилось еще нечто. Но если к "форме" присоединится нечто, способное быть выраженным посредством определенного понятия, то это вновь будет "форма". Поэтому Аристотель полагает, что присоединяемый к "форме" новый элемент может стать элементом субстанции только при условии, если он будет совершенно "неопределенным субстратом" или "неопределенной материей". Это тот субстрат (материя), в котором общее ("форма") впервые становится определенностью другого бытия.
  "Материя", или "субстрат", по Аристотелю, - это, во-первых, отсутствие, "лишенность" того определения, которое ей предстоит приобрести как ее определенность, иначе говоря, "материя" есть прежде всего "лишение" "формы".
  Но "форма" эта, во-вторых, не могла бы возникнуть и из небытия: ведь из небытия ничто произойти не может. Выходит, что то, из чего возникает "форма", не есть ни отсутствие "формы", ни уже возникшая, действительная "форма", а есть нечто среднее между отсутствием ("лишенностью") "формы" и "формой" действительной.
  
  
  
  Это среднее между отсутствием бытия и действительным бытием есть, согласно Аристотелю, бытие "в возможности". Стало быть, действительным, по Аристотелю, становится только то, что обладает "возможностью" стать действительным. Аристотель поясняет свою мысль примером. Человек, ранее бывший необразованным, сделался образованным.
  Но образованным он стал не потому, что был необразован, не вследствие "лишенности" или "отсутствия" образованности, а потому, что человек этот обладал "возможностью" (способностью) стать образованным. Но если это так, то необходимо признать, что "материя" ("субстрат") заключает в себе или предполагает два определения: 1) отсутствие "формы", которая в ней возникает впоследствии, и 2) возможность этой "формы" как уже действительного бытия. Первое определение - "лишенность" - всего лишь отрицательное, второе - "возможность" - положительное. В отличие от "материи", которая есть бытие "в возможности", "форма" есть "действительность", т.е. осуществление возможности.
  Выходит по отвлечении от формы шаровидности, медь есть не шар, она всё же возможность шара, или шар "в возможности", иначе, возможность той действительности, какой будет существующий, уже сделанный из меди шар.
  Категории, по Аристотелю, это различные аспекты или точки зрения, с каких могут быть рассмотрены предметы, и которые не могут быть возведены к единому для всех них аспекту или к единой, возвышающейся над ними точке зрения. В специальном сочинении о категориях ("Категории") таких родов указано десять. Это: 1) сущность; 2) количество; 3) качество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действование и 10) претерпевание (страдание). Термин "движение" понимается Аристотелем весьма широко: в понятие движения он включает не только пространственное перемещение, но любое изменение или превращение, могущее происходить с вещами. Указав различные виды движения, Аристотель констатирует, что всякое изменение есть изменение из чего-нибудь во что-нибудь.
  Существует всего три вида изменений. Если обозначить термином "субстрат" то, что может быть указано каким-либо утвердительным суждением, тогда эти виды будут различаться следующим образом: изменение из субстрата в субстрат, из не субстрата в субстрат и из субстрата в не субстрат.
  
  
  
  Только первый вид может считаться движением в собственном смысле слова, два же остальных вида суть соответственно возникновение и уничтожение. Переходя к классификации движений по категориям, Аристотель указывает, что не может быть движения в отношении сущности, отношения, действования и страдания, так же как нет и движения движения. Остаются лишь три вида движения: в отношении качества - качественное изменение, в отношении количества - рост и убыль и в отношении места - перемещение.
  Общее определение движения Аристотель дает, исходя из своего учения о возможности и действительности, подробное изложение которого содержится в IX книге "Метафизики". Так как все существующее существует либо в возможности, либо в действительности, то любой вид движения может быть определен как действительность (энтелехия) существующего в возможности, поскольку оно таково (например, качественное изменение есть действительность тела, могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению и т.д.). Это определение, по мнению Аристотеля, дает возможность разрешить трудности, с которыми сталкивались ученые, занимавшиеся проблемой движения.
  Одни предметы обладают способностью и двигаться и покоиться, другие всегда находятся в покое, третьи всегда движутся. К первому классу относятся вещи нашего подлунного мира: они могут и двигаться и покоиться, либо сами себя приводя в движение (или останавливая), либо будучи движимы чем-нибудь иным; одни движутся по природе, другие насильственным образом. Сами себя приводят в движение одушевленные живые существа, однако, как показывает Аристотель, и в них следует разграничивать движущее и движимое. Наиболее трудный случай, по мнению Аристотеля, представляют неодушевленные тела, движущиеся по природе, например огонь и воздух, несущиеся кверху, или вода и земля, падающие вниз. Мы не можем сказать, что они сами себя приводят в движение, ибо в отличие от живых существ они не могут остановить собственное движение. Внимательное рассмотрение вопроса показывает, что и эти тела, даже когда они движутся по природе, приводятся в движение чем-то иным; а когда мы говорим, что они имеют в себе начало движения (а в этом и состоит смысл утверждения, что они движутся "по природе"), это означает отнюдь не то, что они сами на себя действуют, а только что они обладают способностью испытывать определенное воздействие.
  
  
  
  Окончательный итог всех этих рассуждений состоит в том, что все движущиеся тела всегда приводятся в движение чем-нибудь иным.
  Все движущее движет что-либо и в свою очередь приводится в движение чем-либо. Но если мы хотим избежать бесконечного ряда движимых двигателей, мы должны допустить, что существует некий первичный Двигатель, остающийся неподвижным, ибо он уже ничем другим не приводится в движение. Этот первичный Двигатель должен быть единым и вечным, а вызываемое им движение должно быть вечным и непрерывным.
  Аристотель утверждал, что Первый двигатель не имеет частей или размеров и находится на окружности мира. Земля, которая является сферичной, находится в центре Вселенной. В подлунной сфере все составлено из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня; но существует пятый элемент - эфир, из которого составлены небесные тела. Природное движение земных элементов прямолинейно, а движение пятого элемента круговое. Небеса полностью сферичны. Звезды и планеты составлены из эфира; их движение происходит благодаря движению сфер, к которым они прикреплены. Четыре земных элемента не вечны, а порождаются один из другого; огонь абсолютно легок в том смысле, что его естественное движение направленно вверх; земля абсолютно тяжела и потому, опускаясь вниз, вся собирается в центе Вселенной. Воздух относительно легок, а вода относительно тяжела.
  Один из фундаментальных вопросов, исследованных Аристотелем, был вопрос о пустоте. Он признает, что аргументы атомистов в пользу существования пустоты представляются обоснованными: эти мыслители утверждают, что без наличия пустоты тела не могли бы перемещаться; кроме того, объем тела не мог бы увеличиваться или уменьшаться, если бы между частицами этого тела не существовало пустых промежутков. Однако Аристотель показывает мнимость подобных аргументов: перемещение тел возможно и без пустоты, если эти тела одновременно уступают друг другу место, - это очевидно на примере вихревых движений сплошных сред и движения тел в жидкостях. Уплотнение же рыхлых тел происходит не путем заполнения пустых промежутков, а путем вытеснения находящегося в них воздуха.
  Затем Аристотель демонстрирует те противоречия, к которым приводит допущение пустоты, исходя при этом из своей концепции движения. Если бы существовала пустота, то брошенное в ней тело немедленно остановилось бы, как только толкнувшая его рука от него отделилась бы; ведь то, что мы теперь называем инерциальным движением, происходит, по мнению Аристотеля, в силу действия воздуха, окружающего летящее тело. С другой стороны, скорости тел, движущихся в различных средах, обратно пропорциональны тем сопротивлениям, которые оказывают эти среды на перемещающиеся тела. Так как сопротивление пустоты равно нулю, то скорость движения любого тела в пустоте должна была бы быть бесконечно большой. Эти и другие противоречия, по мнению Аристотеля, показывают, что пустоты не существует.
  
  
  
  Отрицание пустоты подводит Аристотеля к очень сложному вопросу, который до этого ставил в тупик многих философов. Ведь трудно одновременно представить себе движение и отсутствие пустоты. На этом основании элеаты вообще отрицали движение. Один из парадоксов Зенона, как мы помним, - это "парадокс места". Зенон говорил, что летящая стрела покоится, так как она всякий раз совпадает со своим местом, а совпадать с местом - значит покоится в нем. Так и получится, если отождествлять место предмета с самим предметом. Если же считать, что место и предмет не тождественны, тогда возникает вопрос, где есть место места предмета и т.д. до бесконечности.
  Аристотель дает другое определение места - это не граница тела, а граница объемлющего тела. Следовательно, место не тождественно самому телу.
  В каждой точке движения у предмета другое место. Каждое объемлющее тело аналогично имеет свое место, но этот процесс не бесконечен. Мироздание имеет только границу, но нигде не находится и, следовательно, не имеет места. Выхода за границу мироздания нет, так как оно содержит в себе все пространство. Другим сложным предметом, подвергнутым рассмотрению Аристотелем в его "Физике", является природа времени. Ведь неясно, в каком смысле мы вообще можем говорить о существовании времени. Известно, что время слагается из прошедшего, которое было и потому не существует, далее, из будущего, которое еще не существует, и, наконец, из момента "теперь", не имеющего никакой длительности и существующего не в большей степени, чем существует математическая точка. Кроме того, "теперь" ни на мгновение не остается тем же самым: оно всегда иное и иное.
  Эти парадоксальные особенности времени затрудняют его осмысление. Аристотель определяет время как неуловимую границу. "Теперь" - это крайний предел прошедшего, за которым еще нет будущего, и предел будущего, за которым еще нет прошлого. Эта граница одновременно связывает и разделяет прошлое и будущее. Поэтому время одновременно и непрерывно, и прерывно. Настоящее в силу своего определения неделимо. В настоящем нет ни движения, ни покоя, поскольку и движение, и покой всегда определяются сравнении с чем-то, между тем как настоящее одномоментно. Как уже отмечалось, "теперь" похоже на точку, ибо последняя также является непрерывностью линии и ее различением, ее принципом и ее пределом; но "теперь" не есть пребывающая точка.
  
  
  
  В качестве непрерывности времени "теперь" связывает между собою прошедшее и будущее, но в такой же мере оно и делит время в возможности. Таким образом, "теперь" есть отчасти деление времени в возможности, отчасти - граница и единство обоих", т.е. единство "прежде" и "после". Так как "теперь" существует лишь теперь, то прошлое и настоящее отличны от него. Но в такой же мере они связаны друг с другом в "теперь", которое не существует без "прежде" и "после". Разбирая взгляды других ученых, в частности тех, которые отождествляли время с круговращением небесной сферы, Аристотель показывает, что время не есть движение, хотя и не существует без движения, ибо мы воспринимаем и измеряем время лишь с помощью движения. Парадокс времени и движения состоит в том, что они являются мерой друг другу и не определяются в отрыве друг от друга. Время - это мера движения, а движение - это мера времени.
  
  Метод Симина
  
  Метод этот родился не сразу и не на пустом месте. В 35 лет я искал пути духовного совершенствования и испытал на себе сразу два метода, причем из этих двух, как и водится, я сделал свой, получился такой синтез. Первое с чем мне довелось столкнуться это с "Деткой" Иванова Порфирия Корнеевича. У него я взял утреннее хождение по земле (снегу) босиком, обливание холодной водой и 40 часов не есть и не пить с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья. Все что касалось его других положений, то все они ложились в мою систему отношения к миру, нравственного отношения. Мораль и Нравственность лежат в основе жизни - это мною проповедовалось всегда.
  Вторая книга - это книга Поля Брегга "Чудо голодания". Из его системы я взял голодание раз в месяц - три дня, и семь дней в квартал, при этом можно пить подсладченную воду. У Поля Брегга я выбросил два положения, как его заблуждения, испытав систему на себе, как это делает любой ученый, ибо высший метод исследования - это исследования на себе. Два заблуждения Поля Брегга это:
  - есть не соленую пищу;
  - не пить молоко.
  Это я проверил на практике, а затем и обосновал теоретически. Соль Земли - говорили древние. И этим все сказано. Соль и питьевая сода легко доступны человеку, но еще не оценены. Отсутствие соли понижает пороговую стимуляцию к продолжению рода, у мужчин потенцию, у женщин влечение. Соль является одним из двигателей продолжения рода и жизни.
  Молоко было дано людям для пищи Всевышним. Корова, как и пшеница, явились на Земле миллионы лет назад и не эволюционировали. Поэтому надо пить молоко, хотя бы один раз в неделю прочищая наш пищевод. Желательно от коровы, которую хорошо знаешь и одну на протяжения хотя бы какого-то продолжительного времени.
  Питьевая сода с водой или теплым молоком избавит от многих неизлечимых болезней, при этом нужно постоянство.
  Так родился Метод Симина, как метод духовного совершенствования, который в себя включает:
  1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
  2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
  3. Один раз в неделю с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья (40 часов) не ешь и не пей.
  4. Раз в месяц три дня не ешь, пить можно подсладченную воду.
  5. Раз в квартал семь дней не ешь, пить можно подсладченную воду.
  6. Каждый день с утра выпей полстакана воды с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана.
  7. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
  8. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
  9. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
  10. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
  Всегда помни о трех "не":
  - не гневайся;
  - не бойся;
  - не сомневайся.
  В этом твое духовное совершенство.
  
  Путь духовного совершенствования
  по методу Симина
  
  1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
  2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
  3. Один раз в неделю с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья (40 часов) не ешь и не пей.
  4. Раз в месяц три дня не есть, пить можно подсладченную воду.
  5. Раз в квартал семь дней не есть, пить можно подсладченную воду.
  6. Каждый день с утра выпей полстакана воды с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана.
  7. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
  8. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
  9. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
  10. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
  11. Мораль и нравственность соблюдай превыше всего. В основе жизни лежит нравственное начало.
  12. Соблюдай чистоту во всем. Чистота духа подразумевает и чистоту тела. Держи всегда чистыми мысли, думай о хорошем, о добром, о справедливом.
  13. Учись уча. Свои знания передавай тем, кто этого достоин. Нельзя учить аморальных людей.
  14. Не пей, не кури, не сквернословь. В этом твое здоровье.
  Всегда помни о трех "не":
  - не гневайся;
  - не бойся;
  - не сомневайся.
  15. Помогай младшим, почитай старших. В этом твоя сила.
  16. Люби ближних. Семья очаг твой и опора общества. Сделай свою семью счастливой.
  17. Сделай борьбу с аморальным неотъемлемой частью свой жизни. Жалка жизнь без морали.
  18. Исключи насилие в любой форме. Трудности для человека - это ступени восхождения.
  19. Установи полноправием мужчины и женщины.
  20. Созидай общее благо, оно станет мерилом понятия свободы.
  21. Возрождай духовность. Где Красота, там и Истина. Россия процветет культурой.
  22. Борись не с близкими своими, а с самим собой, силами хаоса и стихии.
  23. Если хочешь легкой жизни, то лучше не живи.
  24. Будь мужественен. Мужество и отсутствие страха - кратчайший путь духовного совершенствования.
  25. Люби Бога. Молись Богу. Через Учителя познаешь и любовь, и истину.
  26. Никто не спасет твой дух от власти тьмы. Лишь собственными силами поднимется твой дух к сужденным прекрасным мирам.
  27. Знание превыше всего. Яви против разрушителей силу созидания.
  28. Дисциплина начало всего.
  29. Соедини дух с интеллектом.
  30. Работай для Будущего. Оно прекрасно. Будущее принадлежит России. Россия станет локомотивом всего человечества.
  31. Замени идеальные слюни твердым разумом. Жизнь будет крепнуть не техникой, а идеями общежития.
  32. Развивай искусство мышления. Имей в жизни цель, имей устремление. Живи для познания и совершенствования.
  33. Борись с невежеством. Грязь не от бедности, а от невежества. Сурово отнесись, прежде всего, к самому себе.
  34. Знать, знать, знать! Вот что надо. Строй новую страну, как Страну Знания и Красоты.
  35. Прими испытание и контроль как естественное дело. Главное дух.
  36. Помни, что человек живет вечно. Перевоплощение есть научное понятие, такова конструкция Мироздания.
  37. Соблюдай справедливость и соизмеримость. В работе на общее благо родственные связи не должны иметь значение.
  38. Живи в гармонии с самим собой и Природой.
  39. Почитай Иерархию. Пойми, что низшее должно служить Высшему, но не на оборот. Таковы законы Бытия.
  40. Отстаивай истину и борись со злом.
  41. Не ври. Жизнь во лжи есть пресмыкание перед тьмою.
  42. Думай о Будущем своем, семьи, страны, человечества. Идеи управляют миром, и мысль не имеет пределов.
  43. Исполняй Законы Космические. Жизнь земная строится на неизбежных законах.
  44. Помни, что вместилище всего сущего, микрокосм. Твои сокровища всегда при тебе: труд, мысль, воля и вся великая энергия.
  45. Помни, что лучшее лекарство не из аптеки и без наркотиков. Этика есть истинная фармакопея. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела.
  46. Скажи тому, кто опасается обновлений - разложение у тебя.
  47. Направь все силы на расцвет духа. Закон отдачи торжествует - отдавшие будут получать.
  48. Помни, что люди теряют в грабительстве.
  49. Выработай в себе качества Общего Блага:
  - постоянное устремление;
  - способность вмещения;
  - умение трудиться;
  - желание помочь;
  - отказ от собственности;
  - изгнание страха;
  - бодрствование среди тьмы.
  50. Замени родство кровное на родство духовное. Условия таковы - полная перегруженность и осознание небезопасности жизни.
  51. Устремись к победе. Высший опыт есть опыт работы над собою.
  52. Воспитай в себе искренность и честность.
  53. Воспитывай сотрудничество. Сотрудничество является условием всей жизни.
  54. Пресекай развитие вреда. Закон свободной воли не позволяет вмешиваться, каждый выбирает своей путь сам. Но закон справедливости требует бороться и прекращать преступления.
  55. Надо изжить денежное ограничение. Пока оно не изжито, никакая духовная мощь не приложится.
  56. Нужно из городов разойтись в Природу.
  57. Восходи вечно. Вперед, вперед и только вперед!
  58. Поставь перед собой высшую задачу и не замечай переходные ступени.
  59. Помни, что несчастные есть переодетые воры, предатели и убийцы. Не мир жесток, а человек. Не мир утверждает несправедливость, а человек.
  60. Вырабатывай в себе постоянную готовность. Суровость есть атрибут справедливости.
  61. Победи в себе заблуждения о безопасности и обеспеченности. Ни то, ни другое не существует.
  62. Никто не сможет лишить тебя радости.
  63. Пока не приобретешь знания, до тех пор останешься безнравственным.
  64. Помнит, что Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Человека не может оправдать нищета.
  65. Живи в добре и любви, такое состояние будет источником счастья.
  66. Помнит, что у человека лишь два пути или мудро в напряжении искать Истину, или подобно бревну ложиться в гроб. Единое спасение устремить дух в сияние Истины.
  67. Шире широкого шей. Не гонения, а признания следует остерегаться.
  68. Помни, что Иерарх есть звено в цепи и исполняющий Волю Высшую.
  69. Помни, что закон свободной воли есть достоинство человека. Но только высшее может продвинуть низшее.
  70. Знай, что в эволюции инстинкт развивается в чувства, а утончение чувств ведет к чувствознанию.
  71. Учи от колыбели начинать весь путь доверия и самосовершенствования.
  72. Стремись преображать жизнь естественным путем. Самоусовершенствование является труднейшим подвигом.
  73. Познавай действительность, от этого придет верование в Высшую справедливость.
  74. Утверждай все, что стремиться к Свету. Делай все при свете.
  75. Учи тому, что от любого пути зла можно повернуть к добру.
  76. Устремись к явлениям самого необходимого. Путь равновесия познается размышлением. Нужно приучаться к размышлению.
  77. Помни, что Учитель творит через учеников, как женщина творит через мужское начало.
  78. Удали роскошь и всякую грязь. Мы тогда достигаем, когда можем, но не делаем.
  79. Помни, что каждая битва с тьмою есть достойное действие, а рассеяние тьмы есть долг человека.
  80. Надо знать, что Зло и Добро должны разлиться. Правильный путь через естественное духовное восхождение.
  81. Знай, что в общественной жизни может быть или свободное сотрудничество, или рабство во всех его видах.
  82. Не мечи жемчуг перед свиньями. Найди разумное отношение ко всему сущему.
  83. Помни, что настало время обновить основы жизни. Не обряды нужны, а служение человечеству.
  84. Пойми свою ответственность перед Вселенной. Разрушение оставь на мудрость Космоса, сам же созидай.
  85. Пойми, что без приобщения к Прекрасному эволюция невозможна.
  86. Победи, прежде всего, самого себя.
  87. Помни, что жизнь двигает психическая энергия. Завершение есть начало.
  88. Пойми, что независимость существования человека невозможна.
  89. Знай, что свобода, которая так манит человека - есть иллюзия.
  90. Помни, что человечество творческий исполнитель Космической Воли.
  91. Знай, что человечество нуждается в очищении существования.
  92. Начни переустройство от жизни каждого дня.
  93. Знай, что сущность человека бессмертна, в этом понимании вечная жизнь.
  94. Помни, что зло искореняемо лишь добром.
  95. Начни чистую жизнь, как в доме, так и в сердце своем по своему решению.
  96. Знай, что человек может возрождаться в любом состоянии.
  97. Помни, что у Света есть притягательная сила, вступивший в него не отступит.
  98. Знай, что знания не для избранных, а для всех.
  99. Стремись к Науке Жизни.
  100. Помни, что человек есть высшее проявление Космоса. Он выбран нареченным строителем и собирателем всех сокровищ Вселенной.
  
  В.И. Симин автор книг:
  
  1. Изменить сознание, Волгоград, Станица-2, 2006.
  2. Основы Мироздания, Волгоград, Принт, 2014.
  3. Жизнь человека от смерти до рождения, Волгоград, Станица-2, 2006.
  4. Что такое хорошо и что такое плохо, Волгоград, Принт, 2014.
  5. Основная энергия, Волгоград, Принт, 2014.
  6. Мир Тонкий, Волгоград, Принт, 2014.
  7. Система жизни, часть 1,2, Москва, Перо, 2015.
  8. Книга об этике, книга 1-7, Москва, Перо, 2015.
  9. Философия, Москва, Перо, 2015.
  10. Психология, Москва, Перо, 2015.
  11. О психологии ортодоксальной, Москва, Перо, 2015.
  12. Русские идут, часть 1,2, Москва, Перо, 2015.
  13. Сказание о Будущем, Москва, Перо, 2015.
  14. Великие Учителя Человечества, часть 1,2, Москва, Перо, 2015.
  15. Школа Симина, Москва, Перо, 2015.
  16. Новое о хорошо известном, Москва, 2016.
  17. Школа Симина. От детского сада до института, Москва, 2016.
  18. Школа Симина. Институт, Москва, 2017.
  19. Школа Симина. Университет, Москва, 2018.
  20. Русь Великая, Москва, Перо, 2019.
  21. Как нам обустроить жизнь, Москва, Перо, 2020.
  22. Мужчина и женщина. Книга 1,2, Москва, Перо, 2020.
  23. Как переписывали историю. Книга 1,2,3, Москва, Перо, 2020.
  24. Школа Симина. Академия и далее, Москва, 2020.
  25. Школа Симина. Община Руси, Москва, 2020.
  26. Хаос. Москва, Перо, 2020
  27. Путник. Москва, Перо, 2021
  28. Очистить веру. Москва, Перо, 2021
  29. Книга человечества. Москва, Перо, 2021
  30. Рождение и затухание планет. Москва, Перо, 2022
  31. Гимн Учителю. Москва, Перо, 2022
  32. Огни. Книга 1,2. Москва, Перо, 2022
  33. Закон Иерархии. Москва, 2022
  34. Профилактика заболеваний. Книга 1,2. Москва, 2022
  35. Книга Жизни. Москва, 2022
  36. Семья. Москва, 2022
  37. Государство. Москва, 2023
  38. Дальние миры. Москва, 2023
  39. Петр Первый. Москва, 2023
  40. Екатерина Вторая. Москва-Екатеринбург, 2023
  41. Развернуть Знамя Мира. Екатеринбург, 2023
  42. Мудрые слова о жизни. Екатеринбург, 2023
  43. Иван Грозный. Екатеринбург, 2024
  44. Иосиф Сталин. Екатеринбург, 2024
  45. Александр Суворов. Екатеринбург, 2024
  46. Владимир Ленин. Екатеринбург, 2024
  47. Феликс Дзержинский. Екатеринбург, 2024
  48. Учителя Жизни. Екатеринбург, 2024
  49. Гимн Знанию. Екатеринбург, 2024
  
  Всем, кто заинтересуется книгами можно их посмотреть на сайте: www.samlib.ru/s/simin_w_i/, sm1954.narod.ru, sm1954.ucoz.ru, sm1954.ucoz.com, sm1954.wix.com, а также обращаться по адресу: sm1954@mail.ru
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"