Симоненко Юрий: другие произведения.

"Русский социалист" против Ивана Ефремова

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 8.71*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поводом к написанию этой статьи стала статья "Товарища Краснова" - широко известного в узких кругах "просоветского" блогера, в которой он льет помои на советского ученого и писателя-фантаста Ивана Ефремова.
    В сокращенном виде опубликовано в интернет-журнале Рабкор.


 []

I

   Имя Ивана Антоновича Ефремова сегодня малоизвестно. Читатели старшего поколения - те, конечно, помнят, но люди среднего и младших возрастов - в большинстве - увы.
   Можно ли считать это забвением писателя? Думаю, да. Массовым читателем Ефремов забыт. Любители фантастики, скорее всего, слышали о Ефремове, но многие ли читали? Тех же Стругацких - на мой взгляд, авторов не менее талантливых, но менее принципиальных - читали наверняка (хотя бы "Пикник на обочине"). Причину, по моему глубокому убеждению, незаслуженного забвения писателя я вижу в том же, в чем и забвение таких имен, как Гайдар (не Егор), Толстой (Алексей Николаевич) и Маяковский (улицы и станции метро, конечно, все знают, а кто читает его стихи?) - в государственном курсе, именуемым просто и понятно "антисоветизмом".
   Сегодня, конечно, читают советских авторов, смотрят советскую киноклассику, родители показывают детям советские мультфильмы... но есть одно негласное ограничение. А именно: если автор произведения не коммунист. Вот если творец был открытым неполживым антисоветчиком, или, хотя бы, крутил "проклятому совку" в кармане интеллигентскую дулю... или ловко "переобулся" в 90-е, а лучше в 80-е... или кто-то из его семейства оказался "жертвой репрессий" (пусть даже по уголовной статье), вот такого "наша" культурная шайка из соответствующего министерства и официально-уважаемой творческой интеллигенции забыть не даст. Такому и памятник поставят, и улицу в честь такого назовут. Ефремов не такой.
   Сын средней руки предпринимателя, гимназист, он 1919 году остается фактическим сиротой при живых родителях и становится "сыном полка", получает контузию, в 1921-ом демобилизуется. Молодому Ивану всего 13 лет. В 15 он уже аттестованный штурман каботажного плавания (во время обучения он работает грузчиком, пильщиком дров, шофером). В 17 поступает в ЛГУ на биологическое отделение. Со второй половины 20-х начинаются экспедиции. Поволжье, Урал, Средняя Азия, Дальний Восток... Ленинградский горный институт экстерном. Кандидат наук, доктор наук, создатель новой науки - тафономии, за что получает Сталинскую премию второй степени. Во время Великой Отечественной войны, будучи уже состоявшимся ученым, Ефремов пишет свои первые рассказы и повести, в основу которых ложатся воспоминания об экспедициях. К творчеству его побуждает надолго приковавшая его к постели тяжелая болезнь - лихорадка тифозного типа. В дальнейшем писатель-фантаст Ефремов предсказывает открытие алмазных месторождений в Якутии и создание голографии, и пишет роман, ставший знаковым не только для советской, но и для мировой литературы - "Туманность Андромеды". Роман вышел в 1957 году.
   Это - масштабное полотно о далеком будущем Земли, на которой давно и окончательно победил коммунизм. Изящностью языка роман уступает лучшим представителям русской и советской классики, но не в красоте слова его сила. (Впрочем, в последующих работах Ивана Антоновича этот недостаток бесследно исчезает.) В "Туманности" Ефремов показывает читателю не сказку, не конъюнктурную агитку, а мир будущего, каким он может быть. Это твердая научная фантастика, рожденная не произволом, а усилием диалектической мысли автора-коммуниста. Не: "я автор, и я хочу, чтобы было вот так", а: "это возможно, потому что...". Это искреннее произведение, написанное социальным философом-материалистом и марксистом, способное изменить читателя.
   "Туманность Андромеды" стало первым из четырех произведений, объединенных в цикл "Великое Кольцо" - так в романе назван союз высокоразвитых цивилизаций, к которому присоединились и земляне. Второй была повесть "Cor Serpentis" или "Сердце Змеи", третьим - короткий рассказ "Пять картин", и завершает цикл роман, о котором здесь дальше и пойдет речь - "Час Быка".
   Именно этот роман Ефремова я считаю главным его произведением. Лично для меня "Час Быка" - одна из книг, без которых я не стал бы тем, кто я есть сегодня. Влияние этого художественного романа на меня сопоставимо с "Происхождением семьи, частной собственности и государства" Энгельса и "Государством и революцией" Ленина - книгами, с которых началось мое знакомство с марксизмом.
   В книге о Тормансе я увидел не только фантастическое будущее человеческой цивилизации, но и, отчасти, сегодняшний день Земли. И не я один. Думаю, большинство читавших этот роман коммунистов и левых со мной согласятся.
   Именно по этой самой причине - по причине его актуальности, - в СССР роман не был переведен на английский, не был экранизирован, а, наоборот, попал под негласный запрет и изымался из библиотек и книжных магазинов. Сегодня же, в буржуазной России, официальных запретов нет - роман можно свободно скачать в Интернете (возможно, даже купить в магазине), но на этом все. Для СМИ романа "Час Быка" - не существует, об экранизации - не может быть и речи, "заслуженные литераторы", охотно треплющиеся на тему советского наследия, не говорят о нем ни слова. Спустя полвека, идеи романа все еще неприятны реакционерам.
   Я не буду писать здесь об Инферно и Стреле Аримана, как не буду и заниматься пересказами. Цель этой статьи другая. Поводом к ее написанию стала статья некоего "Товарища Краснова" - широко известного в узких кругах "просоветского" блогера, обитающего на канале Len.Ru в YouTube, а также на сайтах Самиздат и ВКонтакте. Статья называется "Несоветский социализм Ивана Ефремова".
  

II

   Статью эту, размещенную на Самиздате еще в 2013 году, я прочитал в первый раз в 2016-том, вместе с парой-тройкой совершенно бездарных рассказов. После чего забыл о Краснове на пару лет, до времени, когда Краснов стал слишком уж часто мелькать на Лен.Ру. В качестве... эксперта. Да, да, ни много ни мало!
   Сегодня господин Товарищ Краснов с серьезной миной рассуждает перед камерой о судьбах российской левой, "авторитетно" ругает КПРФ, Кургиняна, Пучкова, Сёмина, Кагарлицкого, Юлина, Station Marx, Вестник Бури.., мешая всех в одну кучу. И вот это мельтешение Краснова побудило меня еще раз перечитать его статью против Ефремова, вследствие чего я и пишу этот текст.
   На первый взгляд, кому-то может показаться странным, что "просоветский" Товарищ Краснов ругает писателя-коммуниста Ивана Ефремова как какого-нибудь Солженицына. Но это лишь на первый взгляд. Стоит нам повнимательнее присмотреться к личности Товарища Краснова (да, да, я перехожу на личности!), и мы увидим: Краснов этот никакой не "красный", а в лучшем случае "красно-коричневый". Хотя... для меня он просто "коричневый". И нет, дело не в цитатках из Адольфа Гитлера на его странице ВКонтакте. Почитайте его раздел на Самиздате. Текстов там много, более шестисот, но тем веселее, - может быть, Вам повезет, и вы найдете более шовинистические, чем удалось найти мне. Знакомство рекомендую начать со статьи о Брейвике и сборника патологических "рассказов" про Чекиста.
   Итак, познакомившись поближе с Товарищем Красновым (который нам, конечно же, никакой не товарищ), переходим к той самой статье об Иване Антоновиче Ефремове...
  

III

   С первого абзаца Краснов начинает ругать наше современное пресловутое общество потребления, которое, оказывается, плохо уже тем, что оно вообще есть, а вовсе не тем, что, будучи капиталистическим в своей основе, представляет собой экономико-социальную химеру, в которой не спрос рождает предложения, а наоборот. Создаются ложные потребности, формируется особый тип общественного мышления, эти ложные потребности воспринимающего как истинные, и само это общество (потребления) воспроизводится обслугой капитала для капитала. Нет, Краснов об этом не говорит: "...оно (общество потребления, - прим. Ю.С.) способно в лучшем случае воспроизводить себя во всём своём уродстве, и то далеко не всегда" - вот на что обращает внимание Краснов! Уродство современного буржуазного общества, как будет видно дальше, для Товарища Краснова заключается вовсе не в вывернутой наизнанку экономике, не в сознательном оглуплении сотен миллионов людей, не в превращении их в "идеальных потребителей", способных покупать ненужные им товары, а в том, что у них недостаточно пуританские нравы. Но это будет дальше, а пока Краснов строит из себя социалиста: "Поиск нового вектора развития", - пишет он, - "поиск альтернативы капитализму - главная задача, стоящая на повестке дня". "И нравится это кому-то или нет, но ничего, кроме социализма, человечество на этом пути не придумало". Краснов за социализм, причем за "социализм советского типа". Но что Краснов под сказанным понимает? Давайте разберемся.
   "Какие идеалы движут советскими и антисоветскими социалистами?" - вопрошает Краснов. - "Какое мироустройство они полагают справедливым и как выглядит мир их мечты? Два разных мира рисуют нам советские фантасты: мир светлого будущего, выросший из СССР, и мир, возникший помимо его. Мир, хотя и социалистический, но оторванный от советского пути развития. Советское будущее полнее и талантливее прочих было смоделировано братьями Стругацкими. За несоветским (вернее антисоветским) социалистическим будущим - обратимся к Ивану Ефремову".
   Вот как! Оказывается, "Мир Полудня" с его заимствованной у Ефремова системой воспитания, с перенесенными в будущее современниками авторов - мир, который сами же авторы впоследствии предали - это "мир светлого будущего, выросший из СССР"! А мир Ефремова - "антисоветский"! И почему же? А дальше Товарищ Краснов нам расскажет.
   "...он (Ефремов) показал нам мир будущего, построенный не по советским, но и не по капиталистическим чертежам. Мир Ефремова - это ожившие мечты последователей т.н. Франкфуртской школы и в первую очередь Эриха Фромма".
   "...Ефремов открытым текстом говорит, что мир, в котором живут и действуют герои его утопии, построен именно по заветам 'мудреца пятой эпохи Эрфа Рома'..." "Ефремов даёт и развёрнутые описания идей 'Эрфа Рома', которые настолько тождественны идеям Эриха Фромма, что никаких сомнений в том, кто именно имеется в виду, просто не остаётся. Видимо, даже само имя 'Эрф Ром' - не намёк на Эриха Фромма. Скорее, просто искажение его имени, ведь в мире Ефремова со времён Фромма прошло несколько столетий, и герои говорят на совсем другом языке".
   Заранее прошу меня извинить за дальнейшее обширное цитирование. Это - вынужденная необходимость.
   "Итак, кто же такой Эрих Фромм, он же ефремовский 'Эрф Ром'? Это основатель фрейдомарскизма, ученик Фрейда, психоаналитик, еврейский политический философ. Национальность, увы, важна. Если мы говорим о социальных науках, то культурную принадлежность человека, создающего новое историко-социально-культурно-философское учение, нельзя обойти стороной. Если Маркс, будучи этническим евреем, был немецким учёным, воспитанным в европейской культурной традиции, то с Фроммом (и с другими франкфуртцами) дело обстоит иначе. Оба деда Фромма раввины, сам он закончил национальную школу с обязательным изучением талмуда. В семье свято чтились ортодоксальные иудейские традиции. То же самое можно сказать и о его коллегах фрейдомарксистах - Маркузе, Адорно, Хоркхаймере и др. И такое сходство в биографиях основоположников фрейдомарксизма не может быть случайным совпадением".
   Вот оно что, оказывается! Евреи! Не будь Фромм евреем и не учись он в еврейской школе "с обязательным изучением талмуда", а будь он англосаксом или истинным арийцем, и учись в школе христианской с обязательным изучением Библии - вот это было бы другое дело!
   Но чем же плох Товарищу Краснову философ Фромм? А тем, что представитель проклятой Франкфуртской школы. А чем плоха Франкфуртская школа? А тем, что - это фрейдомарксизм. Фрейдомарксисты же - они же франкфуртцы - по мнению Краснова это "группа сторонников доктора Фрейда". Фрейдомарксисты эти ошибочно полагают, что "в человеческой природе якобы не заложена ни жажда наживы, ни желание властвовать, ни жестокость" (Краснов, видимо, считает наоборот - что все "заложено"), "но если общество будет справедливым, и будет удовлетворять потребности человека, а человека будут правильно воспитывать, то тогда всё будет в порядке". Тремя абзацами выше наш Товарищ (который, напомню, нам не товарищ) нахваливал Стругацких, которые как раз так и считали (см. Высокая теория воспитания). Но Стругацкие ничего не говорили о такой табуированной для ханжей вроде Товарища Краснова теме, как пол и сексуальность человека, а бесстыжие фрейдомарксисты вздумали утверждать, что "при коммунизме исчезнут не только прибавочная стоимость и эксплуатация человека человеком, но непременно исчезнет и любой другой гнёт, в т.ч. сексуальный"! Возмутительно! "Маркузе тот и вовсе дотеоретизировался до того, что всё социальное происходит из сферы сексуального, а все формы экономической эксплуатации - в конечном счёте, выходят из подавленных сексуальных желаний" - негодует высокоморальный Краснов. Маркетологи, пиарщики и другие профессиональные подлецы должны расплакаться от умиления, прочитав столь наивные размышления.
   Кстати, насчет Фромма и Фрейда... Ход рассуждений Краснова наводит на мысль, что с понятием "фрейдомарксизм" он познакомился из Википедии. Не стоит стесняться обращения к Википедии. Я, например, тоже в нее заглядываю, когда хочу узнать что-нибудь о животных, или том, кто снимался в таком-то фильме, или точное расстояние до Тау Кита. Но вот что касается политики и философии, лучше бы Краснову поискать другие источники. Не буду лукавить, трудов Фромма я не читал, но мне известно, что Фромм полемизировал с Фрейдом, и приписывать Фромму фрейдистские взгляды, мягко сказать, - некорректно.
   Еще цитата:
   "Дальше - больше. Если пролетариат в понимании Маркса, (т.е. промышленные рабочие XIX века) сошёл со сцены, и европейские люди наёмного труда теперь не годятся на роль могильщиков капиталистического обществ, то кто-то ведь должен был исполнить его роль. А значит, каждый, кто борется с буржуазной моралью, угнетающей подавленные инстинкты и препятствующей 'творческому раскрепощению личности', и есть - строитель нового общества. Хиппи? Годится. Панк? Ещё лучше! Порнорежиссёр? Прекрасно. 'Художник', рисующий какашками? Просто великолепно. Так их, буржуев! Так им по их буржуазной морали и государству-угнетателю!
   И надо ли говорить, что к советскому опыту франкфуртцы изначально относились весьма критично. А уж их последователи - европейское левачьё 1968-го года, с Маркузе и Фроммом на знамени - те просто ненавидели СССР и ненавидят его по сию пору. Ведь в СССР 'творчески раскрепощаться' ну совсем не давали. И 'угнетали' почище иных буржуазных стран!
   В общем, именно из этой вот франкфуртской шинели и выросли европейские 'новые левые, мальчики бравые' и всякое разнообразное анархо-левачьё, считающее главным своим долгом защиту любых меньшинств, в первую очередь сексуальных".
   Здесь мы видим попытку поженить жабу с гадюкой. Краснов сооружает позорный помост, на который он потом затащит прах писателя.
   Тут следует отдать должное нашему не-товарищу. Ситуация с европейскими левыми - и не только с европейскими (я бы тут сказал: с левыми "первого мира") - действительно удручает. Печально, когда проблематику классовой борьбы подменяют борьбой за права секс-меньшинств. Происходит это от низкого уровня политической грамотности, который есть следствие низкого уровня образования и самообразования, который есть следствие успешной классовой борьбы эксплуататорских классов против класса наемных работников (состоящего далеко не из одних только промышленных рабочих). Но причем здесь давно мертвая Франкфуртская школа и сегодняшний день? Причем здесь Ефремов? Краснов как будто не замечает, что, помимо видовых различий, между его жабой и гадюкой лежит пропасть времени. Но вернемся к помосту...
   "В 'Часе быка'", - продолжает Краснов, - "Ефремов описывает далёкое-предалёкое будущее земли. Земляне наслаждаются запахом сосен на морских берегах, прогуливаются меж геометрически правильных рядов деревьев на месте бывших пустынь, летают в космос, чтобы там дружить с инопланетянами, и занимаются всякой различной деятельностью. Не очень понятно, какой именно деятельностью и зачем, но понятно, что чем-то очень хорошим, и исключительно по собственной инициативе и из любви к делу. В свободное время они пишут стихи и рисуют картины. Все равны между собой, независимо от пола и возраста, все любят друг друга, и прекрасные девушки, облачённые в обтягивающие костюмы, управляют межзвёздными кораблями. Денег нет, все вопросы решаются советом специалистов в данной отрасли, и все поголовно счастливы. Благодаря достижениям медицины все красивы, вечно молоды и очень долго живут. Говорят все на одном языке, и конечно же никаких национальных и культурных различий не имеют. Ефремов наверняка читал 'Поднятую целину' и про то, что "Все будут личиками приятно-смуглявые, и все одинаковые" запомнил. Поэтому внешние различия между людьми всё же порой бывают. Ефремов будто бы периодически вспоминает, что нельзя писать про "приятно-смуглявых и одинаковых". И бросается говорить о том, отдельные персонажи напоминают "представителей древних народов южной Азии" или ещё кого-нибудь. Правда, после такого упоминания он всякий раз немедленно забывает об этом. А ближе к концу книги и вовсе подробно разъясняет, что все народы земли всё-таки как следует смешались, и что это прекрасно".
   Да, господин Краснов! Все это замечательно! Дружить с инопланетянами и заниматься в космосе всякой различной деятельностью; писать стихи и картины; быть равными, независимо от пола и от возраста; и прекрасные девушки в обтягивающих костюмах - все это прекрасно! Здорово, когда женщина управляет космическим кораблем и подчиненные ей мужчины не тычут ей в лицо своими пенисами в качестве "аргументов" в пользу ее "неполноценности" и якобы "неспособности" занимать высокую должность. Говорить на одном общепланетарном языке это - здорово (даже если этот язык - не русский язык)! Вас это коробит, да? Вам не по нраву, что "все будут личиками приятно-смуглявые, и все одинаковые"? А вот мне хотелось бы жить в таком мире! Смешение народов и, что важнее, культур - растворение "национальных идентичностей" - благо для человечества.
   Вы несогласны? Еще бы... Вы ведь "русский социалист", а не какой-нибудь коммунист...
   Далее Краснов негодует по поводу того, что "в высшей степени утопическое" общество Эры Встретившихся Рук взялось "не вполне понятно" откуда, "но ясно не из СССР. Потому что перед тем, как это общество зародилось, Землю сотрясали глобальные конфликты, мировые войны с применением в т.ч. ядерного оружия - и прочие проявления 'первобытной жестокости'. Вынырнуть из кровавого хаоса и построить лучший мир удалось лишь благодаря взятому на вооружению учению Эрфа Рома".
   Цитата из романа "Час Быка":
   Теперь Чеди знала, что, несмотря на неизбежное возрастание доброты, сострадания и нежности, от суммы пережитых миллионов лет инфернальных страданий, накопленных в генной памяти, всегда возможно появление людей с архаическим пониманием доблести, с диким стремлением к власти над людьми, возвышению себя через унижение других. Одна бешеная собака может искусать и подвергнуть смертельной опасности сотни людей. Так и человек с искривленной психологией в силах причинить в добром, ничего не подозревающем окружении ужасные бедствия, пока мир, давно забывший о прежних социальных опасностях, сумеет изолировать и трансформировать его.
   Вот почему так сложна организация ПНОИ - психологического надзора, работающего вместе с РТИ - решетчатой трансформацией индивида - и непрерывно совершенствуемая Советом Чести и Права. Полная аналогия с ОЭС - охраной электронных связей космического корабля, только еще сложнее, многообразнее.
   Краснов в бешенстве:
   "Вот это социализм, так социализм! Вот это гуманность, так гуманность. Если вы сильно разошлись в мировоззрении с "нормальными" людьми, и "неправильно" понимаете некоторые понятия - к вам придут из ПНОИ и подвергнут вас РТИ с полного согласия СЧП (у Ефремова болезненная страсть к написанию слов с больших букв и составлению из них аббревиатур).
   Вопрос в том, кто именно решает, что есть норма, и что есть от неё отклонение, кто ищет "преступников", и кто занимается исправлением их личности. Прямо об этом не говорится. Но по логике этим должен заниматься совет из наиболее уважаемых специалистов в данной сфере. Т.е. - наиболее рьяные и искушённые последователи "мудреца пятой эпохи Эрфа Рома"!
   Диктатура свихнувшихся фрейдомарксистов, которые "исправляют" тех, кто не соответствует их взглядам на жизнь. Нравится вам такой коммунизм? Что касается меня, то я бы лучше пожил при капитализме. Да что там, я согласен крепостным к графу Шувалову, пусть порют на конюшне раз в неделю, но только не "исправляют" личность при помощи РТИ. Честное, слово Гитлер, с его концлагерями действовал куда гуманнее, чем поступили бы в обществе ефремовской мечты с ним самим!"
   Да, представьте себе, господин Товарищ Краснов, если у кого-то внезапно "поехала крыша", и он стал захаживать в парки и рощи, чтобы убивать там случайных людей, удовлетворяя при этом свое дикое стремление к власти над людьми, и возвышая себя через унижение других, то такого придется сначала выявить (задача эта крайне непростая, - любой сотрудник уголовного розыска подтвердит), а потом что-то с ним делать. В обществе, где нет тюрем и смертной казни, как прикажете решить эту проблему? Ефремов в романе решает ее с помощью ПНОИ. Вы бы, полагаю, прибегли к услугам Вашего Чекиста. Какое решение лучше? В мире всевластия капитала - вопрос дискуссионный. В мире светлого коммунистического будущего - однозначный. Попробуйте поместить в мир любимого Вами (и мной, кстати, тоже) Полудня Судью Дредда.
   Пример с маньяком это крайность. А что делать с банальным "быком" или "альфачом"? Я сомневаюсь, что в описанном Ефремовым обществе таких много найдется, но что делать, если найдется? Тюрем нет. "Лечить" как в "Заводном апельсине"? Или уж лучше при помощи ПНОИ?
   Да, господин Товарищ Краснов, даже в светлом будущем должна быть и будет диктатура. Не диктатура "свихнувшихся фрейдомарксистов, которые "исправляют" тех, кто не соответствует их взглядам на жизнь", а диктатура развитого общества, которое не желает терпеть внутри себя угрожающих ему элементов!
   Но Вам, как истинному "русскому социалисту", ближе крепостничество у графа Шувалова, или концлагерь "немецкого социалиста" Гитлера.
   "Кстати, о Гитлере", - продолжает Краснов. - "По Ефремову одним из самых характерных проявлений 'инферно' были 'Муравьиный лжесоциализм' и смыкающийся с ним 'капиталистический госкапитализм' (так написано у Краснова! - прим. Ю.С.). Согласно Ефремову они порождали сходные олигархические диктатуры и существовали в истории земли одновременно. Переводить с русского на русский вряд ли надо. Но для сомневающихся Ефремов уточняет, что эти 'инфернальные процессы' происходили именно в ту эпоху, в которую жил 'философ Эрф Ром'. На всякий случай, поясним, что при приближении Гитлера (ещё в 1933-м) Фромм со товарищи из Франкфурта-на-Майне, в котором жили и работали, сбежали в США. Именно в США, а не в сталинский СССР - страну 'муравьиного лжесоциализма'".
   Переводить с русского на русский надо. В романе "муравьиным лжесоциализмом" Ефремов называет Китай, а не СССР. Вы - лжец и клеветник, господин Товарищ Краснов. Вы оговариваете писателя посмертно. Откуда Вы это взяли? Из записки Андропова?
   И, да, "муравьиный лжесоциализм", как показало время, вполне себе смыкается с капитализмом, и олигархические структуры порождает. Скажу больше. Сегодняшний "социалистический" Китай имеет отчетливые черты фашизма (как, впрочем, и Российская Федерация). СССР же, будучи далеким от социализма в классическом марксистском понимании этого слова, никаким "муравьиным лжесоциализмом" не был, и нет никаких свидетельств тому, что марксист Иван Ефремов его таковым считал.
   "Итак, контуры ефремовского коммунизма очерчены. Но коммунизм, как оказывается - вовсе не только человеческое явление. Инопланетяне, что интересно, тоже живут при коммунизме. Хотя они не всегда похожи на людей - но, тем не менее, каким-то образом коммунизм-таки построили. Остаётся либо прийти к выводу что для негуманоидных цивилизаций (например, разумных пчёл или каких-нибудь гигантских слизней) частная собственность на средства производства, извлечение прибавочной стоимости и отмирание государства после уничтожения классов - такая же актуальная проблема, как и для людей. Либо выкинуть Маркса на помойку истории".
   Цивилизацию, господин Товарищ Краснов, мы на сегодня знаем только одну - нашу, человеческую. И историю ее возникновения мы - люди - изучаем. И закономерности ее возникновения нам известны. И мы видим, что, например, дельфины - существа очень сообразительные - построить свою, дельфинью цивилизацию не способны. И не потому, что ума им не хватает, а потому, что условия их существования не предполагают возникновения сложноорганизованной трудовой деятельности, которая, в свою очередь, способствовала бы их большему умственному развитию, которое способствовало бы усложнению их труда и т.д. И дело тут не в гуманоидности. Просто дельфин может только плавать, охотится, играть, но не способен построить станок, транспортное средство, компьютер... Ваш гигантский слизень - тоже вряд ли. А вот, скажем, паукообразные - вполне могли бы. Я про таких даже повесть написал. Любое существо, способное к сложной трудовой деятельности в силу своего телесного строения и умственного развития, неизбежно придет к тому же, к чему пришел человек - к цивилизации. А дальше будут работать уже известные человечеству закономерности социологии и политэкономии.
   Далее Краснов переходит к Великому Кольцу и инопланетянам, и приводит цитату из романа:
   После того как ЗПЛ стали совершать рейсы на Эпсилон Тукана и обратно - протяженностью в сто восемьдесят парсеков - за семнадцать дней, на Земле, особенно среди молодежи, вспыхнула эпидемия влюбленности в красных людей.
   Но оказалось, что браки между землянами и красными туканцами обречены на бесплодие: это принесло немало разочарований. Мощные биологические институты обеих планет сосредоточили свои усилия на преодолении неожиданного препятствия. Никто не сомневался, что трудная задача будет скоро разрешена и слияние двух человечеств, совершенно сходных, но разных по происхождению, станет полным, тем самым бесконечно увеличивая сроки существования человека Земли как вида.
   "Эта цитата объясняет, что поделывали люди при ефремовском 'коммунизме', и каким таким они занимались 'творческим свободным трудом'", - снова негодует Краснов. - "Учёные, например, искали пути для того, чтобы с инопланетянами можно было не просто предаваться эротическим утехам, 'сняв барьеры' и 'творчески раскрепостившись', но ещё и иметь них потомство. Ничего не напоминает? В наше время тоже есть люди, которые озабочены тем, что 'раскрепощение' лишило его возможности иметь детей".
   Кто о чем, а националисты о гомосексуалистах!
   "Но в УК РСФСР имелась статья за мужеложство. Поэтому развивать эту тему Ефремов (в отличие от европейских фрейдомарксистов) не мог. А вот статьи за инопланетяноложство советские законодатели не придумали, так что Ефремов отвёл душу хотя бы здесь. Но понятно, что если бы мог - отразил бы и вопрос однополых взаимоотношений..."
   Ивана Антоновича, господин Товарищ Краснов, взаимоотношения подобного рода, в отличие от Вас, вряд ли интересовали. Он был большим ценителем женской красоты, что ярко отразилось в его творчестве; был трижды женат и посвящал возлюбленным свои произведения. Ваше же зубоскальство и инсинуации говорят в первую очередь о Вас самом. (Да, да, я как перешел на личности, так и никуда не уходил.)
   "...отметим, что употребление слова 'брак' применительно к противоестественному союзу с 'великолепными красными туканцами', очевидно опять-таки было вызвано необходимостью пройти через 'инферно' советской цензуры. Ведь никаких браков в ефремовском обществе нет - есть союз свободных людей, который может распадаться и возобновляться в любой момент. Да и какой же может быть брак, если нет ни органов, которые его регистрируют, ни органов или общественных институтов, ради взаимоотношений с которыми он собственно оформляется".
   Последнее утверждение Краснова напомнило мне о некогда бытовавшем среди мещан мнении об "общности жен" у коммунистов. Воистину ханжи XXI века недалеко ушли от ханжей веков XIX и XX! В исчезновении современного им буржуазного брака они видят лишь "безответственность", "распущенность" и прочее в том же духе. В головах мещан не умещается простая мысль о допустимости долговременных отношений без записи в церковной книге или штампа в паспорте, и что такие отношения можно называть браком.
   Вот Краснов возмущается постулатом того, что более развитые цивилизации должны помогать менее развитым:
   "Может ли так произойти, что кто-то из них (инопланетян, - Ю.С.) к 'коммунизму' не пришёл? Ефремов говорит, что пути два. Либо построение общества по лекалам 'Эрфа Рома', либо гибель цивилизации. Поэтому тем инопланетянам, кто 'коммунизма' ещё почему-то не достиг - надо помогать к нему прийти. И помогают! Помогают ли помимо воли того, кому помогают? Конечно! Более того, только помимо воли и помогают".
   Постойте, Краснов! А как же Стругацкие с их прогрессорами? Ах, да... они же из СССР выросли... Им можно.
   Наконец, Товарищ Краснов подбирается к Тормансу:
   "Об одном таком эпизоде и повествуется в 'Часе быка'. Представители цивилизованной Земли прилетают к орбите планеты Торманс, населённой попавшими туда в незапамятные времена землянами, построившими на ней отличную от 'нормальной' цивилизацию. Отметим особо". - Да, отметим особо: коммунистическая земная цивилизация - это "нормальная" (в кавычках), а тормансианам просто нелегко пришлось: "Торманс приводится как исключение из правила - как пример общества не построившего 'коммунизм' и при этом не погибшего. Живого общества, пусть и не пришедшегося по нраву землянам". - Но, как видим, пришедшееся по нраву Товарищу Краснову. - "Общество получилось жёстко иерархическое, с повальной пропагандой и диктатурой в качестве формы правления. Как и в КНДР на планете крайний дефицит ресурсов. Это порождает жесточайшую дисциплину и строгую иерархическую организацию общества, вплоть до деления на короткоживущих, умирающих во цвете лет в специальных усыпальницах, и долгоживущих, срок жизни которых искусственно не регулируется". - Это ничего! Зато из ПНОИ не приходят и не подвергают РТИ!
   "Что делают наши 'коммунары', видя такое вопиющее непочтение к заветам 'Эрфа Рома'? Первым делом угрожают правительству планеты бомбардировками и заставляют их принять звездолёт. А едва приземлившись, начинают вести работу по прививанию местным жителям 'нормальных общечеловеческих ценностей'".
   Давайте представим ситуацию: Вы - Вы, Вы, читатель, конкретно Вы - становитесь свидетелем жестокого, чудовищного преступления. Вы вооружены. Вы можете вмешаться. Но чтобы остановить преступление, Вам придется угрожать преступникам Вашим оружием. В противном случае, если Вы вмешаетесь, но не станете угрожать преступникам, станете жертвой, никому не поможете. Еще Вы можете пройти мимо. Что Вы сделаете, как поступите?
   Я не знаю, как поступите Вы. Я знаю, как поступил бы сам. И догадываюсь, как поступил бы господин Товарищ Краснов.
   "Как земляне под руководством божественно прекрасной и мудрой Фай Родис сходят на планету - целая история. В специально выбранных невероятных расцветок обтягивающих скафандрах, со сверхъяркими глазами и волосами, раскрашенными с помощью химеотерапии, спускаются с небес к дикарям невероятной красоты женщины, чтобы нести цивилизацию. И пусть прекрасных с огромными яркими глазами землян будет видно издалека! Заостряю внимание на обтягивающих скафандрах различных расцветок, повторяющих изгибы тел сказочно красивых (других нет, ибо кому от природы не повезло с внешностью, есть пластическая хирургия и другие способы) землянок".
   Краснов не понимает, что скафандры - это и средства защиты и фактически "второй дом" для землян. В этих скафандрах им предстояло буквально жить. Краснову не дает покоя слово "обтягивающий", встречающееся в романе дважды: первый раз в описании статуи; второй - в фокусе Чойо Чагаса, правителя Торманса, похотливо разглядывавшего Фай Родис.
   Вот зачем землянам потребовались такие скафандры:
   - Итак, скафандры, - вмешался молчавший до сих пор Гриф Рифт, - у нас будет одно преимущество...
   - В случае опасности? - Эвиза наклонила голову, метнув косой взгляд на Чеди Даан.
   - Догадка верна. Скафандр не поддается ни ножу, ни пуле, ни пиролучу, - подтвердил Рифт.
   Вот почему скафандры обтягивающие:
   Они (скафандры, - прим. Ю.С.) изготовлялись специальным институтом из тончайших слоев молекулярно перестроенного металла, изолированного подкладкой, не раздражающей кожу. Несмотря на невероятную - для техники даже недавнего прошлого - прочность и термонепроницаемость, толщина скафандра измерялась долями миллиметра, и он внешне не отличался от тончайшего гимнастического костюма с высоким воротником, плотно облегающего все тело. Человек, одетый в такой костюм, походил на металлическую статую, только гибкую, живую и теплую.
   А вот "эротическая" составляющая ношения такого скафандра:
   Процесс одевания был долог и неприятен. Прошло немалое время, пока все семеро собрались в круглом зале. Чеди Даан еще ни разу не надевала скафандра и должна была постепенно привыкнуть к ощущению двойной кожи.
   А вот вообще "порнография":
   Время от времени между телом и скафандром от плеч до ступней пробегала воздушная волна, создавая приятное ощущение легкого массажа. Воздух выходил через клапаны на пятках, а со стороны казалось, будто на металлическом теле перекатываются могучие мускулы.
   "Причём на некоторых надеты ещё и короткие юбочки - прямо поверх обтягивающего 'латекса'. Ефремов очень подробно и с каким-то странным сладострастием описывает наряд каждой землянки, и пересказывать его я не берусь". - О, ужас! Писатель занимается... своей прямой работой!
   "Итак, представьте себе: живёте вы в пуританском обществе со строгой иерархией - и тут такое!"
   А чего представлять? Сами живем в уже почти таком. Вот придут на смену сегодняшним правым либералам ультраправые консерваторы, вроде Вас, господин Товарищ Краснов, и получим свой "Торманс" в отдельно взятой России. Хотя... сегодняшняя политика государства РФ в отношении здравоохранения, пенсионная реформа, оголтелая цензура, вседозволенность и безнаказанность для полицейщины и спецслужб... Не так уж мы и далеки от мира победившего Инферно.
   Далее Краснов возмущается тем, что великий и всемогущий правитель планеты "тут же загорается неконтролируемой похотью и пытается затащить главную землянку к себе в койку". Ему не нравится, что в художественном романе нашлось место проявлениям проклятущего Эроса. Вот они, происки коварных фрейдомарксистов! "Но (правитель, - прим. Ю.С.) получает достойный отпор! Женщины земли сами решают с кем им быть и когда, а мужики должны бессильно пускать слюни", - сочувствует правителю Краснов.
   Вообще высказывания Краснова на тему женщин и сексуальности мне напоминают риторику одного ставшего в последнее время популярным "левого" фрика... Только фрик этот честно говорит о том, чего ему не хватает, а Краснов прячется за яростное отрицание. Вот пример:
   "О сексе Ефремов вообще говорит очень много. Слишком много. И всегда сексуальные сцены одинаковы - божественно красивые самки в латексе заставляют безвольных самцов беспомощно глотать слюну. Очень подробно, например, описывается сцена эротического танца главы экспедиции Фай Родис перед обезумевшими от похоти представителями местной политической элиты. Такое отношение к сексу - не случайность, обусловленная личными ефремовскими предпочтениями, а закономерность, под которую подведена идеологическая база! Ведь это когда-то давно, в дикие 'инфернальные' времена женщины почти никогда не понимали "пути борьбы с сексуальной дикостью мужчины". А при 'коммунизме' Фроммовского образца - поняли. В общем, не коммунизм, а какой-то рай для извращенцев, в котором мужчинам должно приходится не сладко".
   Отчего же "не сладко", господин Товарищ Краснов? Ведь не других же женщин выбирают ефремовские красавицы... Кому-то из мужчин обязательно везет. В чем здесь "извращение"? Что дурного в женской красоте?
   Я не хочу злоупотреблять цитированием, но не могу удержаться от того, чтобы не привести здесь следующий перл Краснова!
   "Впрочем, не стоит забывать про Решётчатую Трансформацию Индивида. Тех, кому не нравится - будут исправлять. Схема проста: ПНОИ отследит в тебе 'инфернальность', СЧП примет соответствующую резолюцию, потом заявятся к тебе мудрые тётки в латексе, 'чик' и исправят тебя. Подавят, например, 'инферно' в виде таких примитивных животных инстинктов, как ревность. Давить! Давить надо в себе эти примитивные инстинкты полового отбора, которые таким пышным цветом расцветали при феодализме, рабовладении и капитализме. И при 'муравьином лжесоциализме', само собой, тоже".
   Вот уж у кого чего болит...
   Потом Краснов снова цитирует роман. Процитируем и мы. Приведем то же место, но полнее.
   - Все достижимо при умном и серьезном подходе к вопросам пола. Нет ничего унизительнее и противнее для мужчины, чем женщина, требующая от него невозможного. Женщине оскорбительна необходимость самоограничения, обязанность "спасать любовь", как говорилось встарь. Оба пола должны одинаково серьезно относиться к сексуальной стороне жизни...
   Раздалось пренебрежительное хмыканье. Высокий врач с какой-то блестящей брошью на груди встал и прошелся перед рядами слушателей, нагловато глядя на Эвизу.
   - Ожидал других откровений от посланницы Земли. Эти стары, как Белые Звезды. Что вы практикуете - начальное, так сказать, знакомство каждой пары?
   - Конечно! Чтобы стать парой надолго влюбленных.
   - А если не выйдет надолго?
   - Оба получат разрядку, будучи обучены Эросу.
   - Абсолютно невозможно у нас! Или земляне не имеют главного чувства любви - ревности. Сказать всему миру: это моя женщина!
   - Такой ревности нет. Это остаток первобытного полового отбора - соперничества за самку, за самца - все равно. Позднее, при установлении патриархата, ревность расцветала на основе инстинкта собственности, временно угасла в эротически упорядоченной жизни античного времени и вновь возродилась при феодализме, но из боязни сравнения, при комплексах неполноценности или униженности. Кстати, ужасная нетерпимость вашей олигархии - явление того же порядка. Чтобы не смели ставить кого-то выше, считать лучше! А наши сильные, спокойные женщины и мужчины не ревнивы, принимая даже временное непонимание. Но знают, что высшее счастье человека всегда на краю его сил!
   Оппонент поглядел на Эвизу по-мужски оценивающе.
   - Вероятно, это возможно лишь потому, что вы, земляне, так холодны, что ваша удивительно прекрасная внешность скорее отталкивает, чем привлекает.
   Часть мужчин одобрительно захлопала.
   Эвиза звонко рассмеялась.
   "Вот так-то. Нравится вам такой коммунизм?" - возмущается наш высокоморальный Товарищ. - "Но это ещё цветочки, ягодки дальше. Ведь РТИ это последнее средство, к которому прибегают в крайних случаях. А число этих крайних случаев неплохо бы свести к минимуму. Каким образом? Ну конечно же путём полового воспитания!"
   Половое воспитание - больная мозоль всех правых, в какой бы стране мира те не жили. Половое воспитание и ювенальная юстиция (последнюю Краснов каким-то чудом сюда не приплел, что удивительно). Но вернемся к роману...
   - А как же любовь? Ведь импульс не может длиться долго?
   - Древняя ошибка! Человек поднялся до настоящей любви, но здесь у вас продолжают считать по-пещерному, что любовь только страсть, а страсть только половое соединение. Надо ли говорить вам, насколько истинная влюбленность богаче, ярче, продолжительнее? То великое соответствие всем стремлениям, вкусам, мечтам, что можно назвать любовью, и у нас на Земле не находится легко и просто. Для нас любовь - священное слово, означающее чувство всеобъемлющее и многогранное. Но и в самом узком своем смысле чисто физическая, половая любовь никогда не имеет одностороннего оттенка. Это больше чем наслаждение, это служение любимому человеку и вместе с ним красоте и обществу, иногда даже подчиняясь требованиям генетических законов вопреки своим личным вкусам, если они расходятся с ними, при желании иметь детей. А коварную силу неразряженных гормонов мы научились выпускать на волю, создавая внутреннее спокойствие и гармонию...
   - Неужели на Земле не научились регулировать эту силу химически, лекарством? - задал вопрос знакомый Эвизе нейрохирург.
   - Лучше не вмешиваться в сложнейшую вязь гормонов, держащих психофизиологическую основу индивида, а идти естественным путем эротического воспитания.
   - И вы обучаете эротике девушек и юношей? Неслыханно! - воскликнул нейрохирург.
   - На Земле это началось несколько тысяч лет назад. Храмовая эротика Древней Греции, Финикии, Индии, возведенная в религиозное служение. Девадази - храмовые танцовщицы - изучали и практиковали Эрос такой интенсивности, чтобы полностью исчерпать сексуальные стремления и перевести человека на иные помыслы. Таковы и тантрические обряды для женщин.
   - Значит, на Земле всегда существовал культ страсти и женщины? - спросила немолодая слушательница. - У нас сразу же начнется разговор о разнузданности и разврате...
   - Вовсе нет! В первобытных обществах, сложившихся задолго до коммунистических эр, женщины низводились до роли рабочего скота. Существовали якобы "священные" обряды специальных операций, как, например, клиторотомия, чтобы лишить женщину сексуального наслаждения.
   - Зачем? - испуганно воскликнули тормансиане.
   - Чтобы женщина ничего не требовала, а покорно исполняла свои обязанности прислуги и деторожающего механизма.
   Я специально привожу здесь текст Ефремова полнее, чем то делает у себя Краснов. Чтобы мысль автора была яснее. Краснов берет куцые кусочки, наиболее возмутительные, по его мнению, и принимается брюзжать, испуская желчь и "остроты". Это негодование консерватора и (простите за употребление феминистского словечка) сексиста. Описанный автором-коммунистом мир Земли будущего с его свободой и равенством ему, Краснову, глубоко отвратителен, он его пугает. Мир Торманса ему ближе, Краснов ему сочувствует и возмущается вторжением в этот понятный ему мир ненавистных пришельцев. Краснов приплетает в статью гомосексуалистов, о которых в романе нет ни слова, но делает он это отчасти для демонизации ефремовских землян, отчасти для маскировки своей главной "больной мозоли". Свирепая ненависть к равноправию между мужчиной и женщиной проходит красной линией через всю статью Краснова, проступает межу строк. Вот, что на самом деле не дает Краснову покоя.
   Тут я хочу сделать маленькое отступление.
   Откуда проистекает эта ненависть правых - а Краснов, как мы видим, самый настоящий правый, - к равноправию полов? Здесь трудно переоценить "заслугу" феменисток (в особенности третьей волны), по нелепому недоразумению относящих себя к левым и самоназначивших себя борцами (здесь должен быть какой-нибудь дебильный "феминитив") за права всех женщин мира. На деле феминизм - буржуазное, шовинистическое, не менее правое, чем самое посконное почвенничество явление. Противостояние "Красновых" и феминисток - это противостояние чумы и холеры. И вот это диалектическое противостояние являет себя в статье "русского социалиста" Товарища Краснова против писателя-коммуниста Ивана Ефремова.
   Но о феминизме - как-нибудь в другой раз. Вернемся к шовинизму другого сорта.
   "Коммунисты за растление детей под видом сексуального обучения и сексуального просвещения?" - Гневно вопрошает наш поборник нравственности.
   Нет, господин Товарищ Краснов, не за растление, а за культуру в одной из основополагающих сторон личностного и общественного бытия человека. "Сексуальное просвещение" - это не зажимание малолетних школьниц по углам великовозрастными развратниками; не призыв к первоклассникам скорее бежать совокупляться, а объяснение им элементарных вещей из области гигиены и этики, каковых в особо запущенных случаях могут не знать и их родители.
   Иррациональная неприязнь к словосочетанию "общечеловеческие ценности" - общая черта большинства российских правых. Эти шовинисты приходят в настоящее бешенство, едва услышав ненавистное словосочетание. Шовинисты же другого толка - либералы, наоборот, названое глупое выражение самозабвенно приветствуют и суют его везде, и к селу и к городу. Автор этих строк считает "общечеловеческие ценности" - фразой глупой, неясной, ненаучной и вообще удобной для всяких спекуляций и демагогии, но иррациональной приязни/не приязни к этой фразе не испытывает. Но вот Краснов...
   Краснов изливается потоками желчи, приписывая героям ефремовского романа эти самые "общечеловеческие ценности: "К каким таким "общегалактическим ценностям" собираются вести дикарей эти "зовущие, грозные, чуть-чуть презрительные" самки в латексе мы уже поняли. Цель ясна. [...] Если советские инженеры велись на кока-колу, жвачку и кино про Эммануэль, то что ожидать от интеллигенции Торманса! Ведь это посильнее "Эммануэль" и кока-колы. Хотя суть-то одна: "творческое раскрепощение", избавление от "инферно", свобода самовыражения и общечеловеческие (в данном случае общегалактические) ценности". Краснов ставит знак "равно" между совместно выдуманными сегодняшними либералами и консерваторами (чума и холера!) "общечеловеческими ценностями" и ценностями человечества будущего из фантастического романа Ефремова, которые он, Краснов, понял превратно сквозь мутную призму своих шовинистических взглядов ("и комплексов" - добавил бы здесь фрейдомарксист).
   "Местная власть, само собой, землянам бросается мешать. Но спустившаяся с неба Хиллари Клинтон (только красивая и в латексе) разъясняет местному Каддафи непреклонную позицию цивилизованного мира. Если Совет Великого Кольца увидит на вашей планете вредоносную жестокость (именно вредоносную жестокость - таков неповторимый ефремовский язык), то мы ваше общество вылечим. Что именно вредоносно, что нет, решать будете не вы - жестокие и отсталые - а мы, гуманные и просвещённые. [...] Поэтому - лучше сами принимайте нормальные общегалактические ценности".
   По логике Краснова выходит, что, если бы германские фашисты не проявляли внешней агрессии, а сидели бы тихо в своих границах и жгли в печах евреев, цыган и других "неполноценных" граждан, то и судить их не надо было бы. Им там самим виднее - как жить.
   Наш демагог притягивает в свою статью Каддафи и Клинтон, тем самым сравнивая Ливию с Тормансом, и коммунистическую Землю (в составе Великого Кольца) - с империалистическим "мировым жандармом". Не самое плохое в своем регионе, до некоторого времени, реально существующее государство (которое могло бы быть и получше, если бы не старания мировых капиталистов) и вымышленное суперфашистское государство, конвейерным способом истребляющее своих граждан.
   Чойо Чагас [...] остановился перед Родис, подозрительно и гневно глядя на нее сверху вниз.
   - Мы показывали фильмы только тем, кто жаждал знания, преодолевая неудобный путь до звездолета и риск быть захваченными вашими кордонами, - сказала Родис, не дожидаясь вопроса.
   - Я запретил общественный показ! - с расстановкой проговорил владыка. - И предупредил, чтобы вы не вмешивались в дела нашей планеты!
   - Общественного показа не было, - жестко ответила Родис. - Исполняя ваше желание, мы не демонстрировали фильмов всей планете. Вероятно, у вас есть на это причины?
   - Я запретил показывать кому бы то ни было!
   - На это не имеет право ни одно государство, ни одна планета во вселенной. Священный долг каждого из нас - нарушать такое беспримерное угнетение. Кто смеет закрывать мыслящему существу путь к познанию мира? Фашистские диктатуры прошлого Земли и других миров совершали подобные преступления, причиняя неимоверные бедствия. Поэтому когда в Великом Кольце обнаруживают государство, закрывающее своим людям путь к знанию, то такое государство разрушают. Это единственный случай, дающий право на прямое вмешательство в дела чужой планеты.
   "Заменим "Великое кольцо" на "мировое сообщество", "путь к знанию" на "демократические ценности" и всё поймём окончательно".
   Заменим Товарища Краснова на Адольфа Гитлера... или на Дарта Вейдера... или на Ктулху...
   Что Вы такое несете, господин Товарищ!
   Мы возьмем вас в "Темное Пламя", вылечим, дадим крепость тела, психическую тренировку. Вы постигнете, как управлять своим телом, чувствами, подчинять себе людей, если это понадобится для вашего дела. И вы вернетесь сюда другим человеком. Потребуются всего лишь два-три месяца!
   "Как следует, поработав с местным населением, воспитав и обучив пятую колонну, земляне улетают", - комментирует Краснов последнюю цитату, подтверждая в очередной раз, что описанное в романе общественное устройство Торманса ему более близко, нежели земное. Он добавляет, что по роману Ефремова "Парамаунт пикчерз смело может снимать фильм с Меган Фокс в главной роли". "В 'цивилизованных странах' в отличие от 'муравьиного лжесоциалистического СССР' статьи за мужеложство не предусмотрено, а потому кое-что голливудские режиссёры могли бы смело добавить от себя. Наверняка Ефремов не был бы против, учитывая некоторые его интересы и склонности, явно проступающие в его тексте". Но какие же "склонности" проступает в тесте Ефремова? А вот какие:
   Фай Родис, не задумываясь, выбрала черный с синим отливом, цвета воронова крыла, который очень подходил к ее черным волосам, твердым чертам лица и зеленым глазам. Эвиза попросила придать металлу серебристо-зеленый цвет ивового листа. Она решила не менять темно-рыжего оттенка своих волос и топазовых кошачьих глаз. Черный пояс и черная отделка воротничка еще резче выделяли пламя ее волос.
   Чеди Даан выбрала пепельно-голубой, с глубоким отливом земного неба и серебряной отделкой, а Тивиса без колебаний взяла темно-гранатовый, с розовым поясом, гармонировавший с ее оливковой кожей и мрачноватыми карими глазами.
   Вы это видели?!
   Тугой корсаж с низко открытыми плечами и широкая юбочка, стянутая в талии черной лентой и ложащаяся свободными складками. Руки и открытые до половины бедер ноги покрывал ровный красновато-коричневый загар, гармонировавший с бледно-золотым цветом платья.
   Вот оно "разоблачение" тайного "гомосексуалиста" Ефремова!
   "Я думаю, что комментарии излишни", - подводит итог наш разоблачитель. - "Если бы не статья за мужеложство в СССР, тема взаимоотношений однополых партнёров обязательно была бы раскрыта".
   Что ж, комментарии тут действительно излишни.
  

IV

   В конце следуют "выводы" Товарища Краснова, на которых я остановлюсь отдельно в этой, заключительной части статьи.
   "Ефремов пошёл куда дальше, чем наши бесноватые, которым нужна всего лишь другая Россия. Ефремову нужно другое человечество. Причём идеалы Ефремова, его ценности, 'его борьба' удивительным образом совпадает с тем, что мы наблюдаем сегодня в мире. И с тем, против чего мы боремся".
   Не другое человечество, господин Товарищ Краснов, а другой мир нужен, и не одному Ефремову, а всему человечеству. Иначе оно, человечество, погибнет. Капитализм сожрет человечество. Не женщины в латексе, и не гомосексуалисты, которых Вы так боитесь, сожрут человечество, а политико-экономическая система, против которой человечеству нужно бороться. Но, к сожалению, не все это понимают. Некоторые ослепленные этой системой борются с ветром и секут море. Другие же - и того хуже - борются друг с другом. Причем часть борющихся стоит на стороне своего прямого врага.
   "Удивительно", - продолжает Краснов, - "как советская цензура пропустила этот столь очевидный и прозрачный текст. И уже сам факт, что цензура в СССР это пропустила, говорит о многом. О том, что общество в СССР уже было больно, и что Ефремовы, а равно Горбачёвы и прочие дитяти перестройки, - уже ломились в открытые двери".
   Факт этот, господин Товарищ Краснов, действительно удивительный. Но удивительный не потому, что коммунисты пропустили антикоммунистическую книгу, а наоборот. Что же касается сделанного Вами вывода о болезни СССР, то здесь Вы неожиданно правы: судя по тому, как прочно закрепилась к тому времени в самой верхушке советского общества антикоммунистическая реакция, общество действительно было больно. Безнадежно больно.
   "Не было у советской страны иммунитета против пришельцев со звездолёта с символическим названием 'Тёмное Пламя'. Но сейчас, когда капитализм загнивает и умирает, а западное общество порождает новую посткапиталистическую модель - мы видим своими глазами, как иллюзорный мир мечты Фромма и Ефремова пытаются реализовать на практике, и как он уродлив и отталкивающ".
   Капитализм, господин Товарищ Краснов, гниет уже лет так сто, со времен Первой Мировой. И он не умирает и никакую "посткапиталистическую модель" не порождает. Возможны только две "посткапиталистические модели" - коммунистическая, и новый каменный век. Причем последняя может наступить как внезапно, вследствие новой мировой войны, так и постепенно, по мере пожирания капитализмом невосполнимых ресурсов планеты, через фашизацию буржуазных демократий с последующим переходом к новому феодализму, новому рабовладельчеству и т.д. И причины этого регресса будут в основах общественного устройства - в области производства и распределения материальных благ, а не в философии давно несуществующей школы, и уж тем более не в фантастических романах.
   "Посмотрите на западное общество", - взывает к читателям Краснов. - "А ещё лучше - на стремительную трансформацию нашего собственного общества последних 20 лет. По тому, с какой скоростью советские люди превратились в зажравшихся жителей городов-миллионников это видно ещё нагляднее. Проблемы борьбы за жизнь нет. Проблемы голода тоже. Сверхцелей перед обществом не ставится".
   А чего вы негодуете, господин Товарищ Краснов? Вы симпатизируете обществу Торманса, возмущаетесь "коварным вторжением" в него коммунистических "женщин в латексе" с невидимыми невооруженному глазу призраками фрейдомарксистов-гомосексуалистов; Вас не смущает, что в этом вымышленном тормансианском обществе половина людей обречена заканчивать жизнь во Дворцах Нежной Смерти, но так волнует факт окончательного превращения советских людей в банальных мещан.
   Вы говорите, что "проблемы борьбы за жизнь нет". Во-первых, почему вы считаете, что отсутствие "борьбы за жизнь" это что-то плохое? Вы социал-дарвинист? И, во-вторых, вы знаете каков в РФ средний уровень доходов? Да, сейчас 2019-й, а статью вы писали в 2013-том; тогда этот уровень был выше сегодняшнего, но, все равно, сильно далек от метрополии (стран "первого мира"). Это ли не "борьба за жизнь"?
   Всеобщей "проблемы голода" в 2013-том, может и не было (по информации "Российской Газеты" в 2013 г. бездомных было всего-то от 1,5 до 3 млн человек, но кому сегодня нужны бездомные...), но проблемы безработицы, недоступной или некачественной медицины, разваливающегося среднего и гниющего дохлой собакой высшего образования были, и сегодня они никуда не делись. Разве что, теперь точно есть и та самая проблема, которая должна Вас порадовать.
   "Сверхцелей перед обществом не ставится"? Ну, так это пока... Вот придут к власти "ваши", появятся и "Сверхцели"...
   "Звездолёт 'Тёмное Пламя' уже здесь, на орбите Земли", - предупреждает в заключении наш идейный "выживальщик". - "Пассажиры этого звездолёта уже захватили власть во многих странах, ввели в школах половое воспитание, уже предлагают психиатрически лечить 'гомофобов'. Фай Родис обозвала себя именем богоматери и вовсю демонстрирует эротические танцы. Четыре её ученицы пляшут на амвоне, борясь с 'инфернальной' подавляющей свободу христианской религией. Опять же, в обтягивающих одеждах, Ефремову бы понравилось".
   Господин Товарищ Краснов! Вы путаете пассажиров "Темного Пламени" с пассажирами других звездолетов - тех, на которых предки тормансиан бежали с объятой пожаром мировой революции Земли. И они власть "во многих странах" не захватывали. Их класс пребывает у власти столетиями - меняются только лица. Обслуживающие этот класс ученые (увы, слово "ученые" без кавычек) раньше распространяли тиф, потом занимались евгеникой, потом ставили опыты в концлагерях, потом "лечили" в психушках гомосексуалистов, коммунистов, анархистов, не вовремя подстригающих газон у дома "неблагонадежных граждан"... Не удивлюсь, если Ваши ночные кошмары сбудутся, и они вскоре действительно примутся за "лечение" гомофобов. Это нормально для капитализма.
   Про пляшущих в богомольне говорить не буду, - выше я уже писал о моем отношении к феминизму. (Еще одна чума и еще одна холера.)
   Скажу лучше о другом.
   В начале этой статьи я писал о забвении. Увы, Ефремов действительно забыт. Масштабы фигуры писателя и его популярности сегодня несоизмеримы и - я убежден в этом - неадекватны. Причина, как я уже сказал, в антисоветизме - в ненависти ущербной периферийной буржуазии современной России и обслуживающей ее интеллигенции к титанам из прошлого, чье наследие эти ущербы разворовали и промотали, к идеям и делам титанов, к их мечтам, к их устремленьям. Забвение - это месть ущербов. Но не одним только забвением они, ущербы, мстят великим. На случай, если кто-то все же обратится к личности Ивана Антоновича, а не к его творчеству, существует секта так называемых "ефремовцев" (сайты "Нооген", "Центр ноосферных знаний и культуры имени Ивана Ефремова"). В 2013 г. парочка сектантов даже написала книгу, выпущенную издательством "Молодая Гвардия" в серии ЖЗЛ, в которой Иван Ефремов предстает этаким мракобесом-рериховцем. (По поводу этой книги было открытое письмо родственников писателя, в комментарии к которому тотчас набежали сектанты с угрозами.) Я далек от того, чтобы подозревать здесь заговоры. Секта, думаю, зародилась инициативой честных дураков, но существование этой секты определенно на руку ущербам. Вот уж точно, с такими "друзьями" и врагов не надо. На их фоне, Ваш, господин Товарищ Краснов, "вклад" (Интернет, как известно, все помнит) в память о писателе - сущая мелочь.
  
   24.01.19

Оценка: 8.71*6  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Флат "Невеста из другого мира"(Любовное фэнтези) А.Фролов "Мертвятник 2.0"(ЛитРПГ) Д.Гримм "З.О.О.П.А.Р.К. Книга 1. Немезида"(Антиутопия) Н.Жарова "Выжить в Антарктиде"(Научная фантастика) Л.София, "Как вылететь из Академии за..."(Любовное фэнтези) О.Цветкова "Кто-то выжил"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Научная фантастика) М.Олав "Мгновения до бури. Выбор Леди"(Боевое фэнтези) А.Яньшин "Наблюдатели"(Постапокалипсис)
Хиты на ProdaMan.ru High voltage. Виолетта РоманПо ту сторону от тебя. Алекс ДДочь темного мага-4. Чужие тайны. Анетта ПолитоваПеснь Кобальта. Маргарита ДюжеваМагия обмана -2. Ольга БулгаковаКнига 2. Берегитесь, адептка Тайлэ! Темная КатеринаЧудовище Карнохельма. Суржевская Марина \ Эфф ИрДурная кровь. Виктория НевскаяНаизнанку. 55 Гудвин��ЛЮБОВЬ ПО ОШИБКЕ. Любовь Чаро
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"