Симоненко Юрий: другие произведения.

О повести В. Шлифовальщика "Опции"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия.


   Всем здесь известен термин "роман воспитания" (это ведь литературный сайт, поэтому будем считать, что известен). Появился такой тип романа довольно давно, еще во времена Гёте и Вольтера, и жив по сей день. "Гордость и предубеждение" Остин и "Джейн Эйр" Бронте, "Остров сокровищ" Стивенсона и "Приключения Гекльберри Финна" Твена, "Заводной апельсин" Бёрджесса и "Осиная фабрика" Бэнкса... романов воспитания много и все они очень разные: серьезные и занудные заумные, приключенческие и страшные, подростковые и для людей постарше. Но не романом единым жив культурный человек, то бишь читатель.
   Сегодня, в век сериалов и саг, стали меньше уделять внимания такому замечательному жанру, как повесть. Издатели, ориентированные на рынок, и формирующие этот рынок в угоду своему кошельку, наотрез отказываются связываться с повестями. Ведь длиннющий сериал можно продавать и продавать (читатель, купивший уже пятнадцать томов саги о вампирах или о попаданцах, купит и шестнадцатый), а повесть маленькая и оттого недорогая, а возиться с ней не сильно меньше, чем с толстым томом. В общем, не любят книгопродавцы повесть, а иные податливые читатели, подсевшие на сериалы, про нее и вовсе не знают. Да что там читатели... И писатели некоторые уже считают повесть "коротким романом". В Интернете некоторые сайты (не буду показывать пальцем) даже формы "повесть" уже не предлагают: вот тебе "роман", а вот "рассказ", и хватит с тебя. А между тем повестей есть много, хороших и разных, и в том числе повестей воспитания. Вот о такой повести здесь и пойдет речь.
   "Опции" - самая настоящая повесть воспитания. В ней мы видим, как главный герой, вначале человек легкомысленный и инфантильный, за небольшой промежуток времени (всего-то полгода) взрослеет, превращаясь из циничного бездельника и идейного подлеца - нет, не в Рыцаря На Белом Коне! - в человека рефлексирующего, думающего, переосмысливающего себя вчерашнего.
   Повесть увлекает буквально с первых строк и, затянув читателя в воронку из смешной до слез бытовухи, возмутив, разгневав, заинтриговав, несет по миру-антиутопии, который проявляется постепенно, как старинная фотография в специальной комнате.
   А мир, мягко сказать, так себе...
   Что мне стразу понравилось в повести, это ее ядовитость. Автор показывает читателю шарж, карикатуру современного человека. Поначалу, пока читатель не понимает, что перед ним мир будущего, ему кажется, что герои - его современники, но это сильно не так.
   В "Опциях" мир замер, прогресс в нем искусственно заморожен. В нем нет места инженерам, изобретателям, творцам, - они вне закона, их называют "творами" (нечто среднее между "тварь" и "вор") и на них охотятся спецслужбы. Изобретение чего-то нового, улучшение, модификация - под строжайшим запретом. Допустимы только "опции", которые придумывают "креаторщики". Берем стиральную машину и добавляем в нее неоновую подсветку, музыкальный плейер, ставим внутрь веб-камеру, подключаем к Интернету... В результате получаем чудовищное нагромождение свистелок и перделок, для пользования которыми домохозяйке требуются специальные обучающие курсы. И так во всем. Придумать новый дизайн автомобиля - пожалуйста! Создать новый тип двигателя, взамен придуманного еще в 19 веке двигателя внутреннего сгорания - получи десять лет тюрьмы, проклятый "твор"! Стоит ли удивляться тому, что в таком мире и с людьми будет что-то не так?..
   Главный герой - неформал лофер - идейный бездельник. Он старательно блюдет "Лоферский Кодекс", требующий от членов братства бездельников всеми не противозаконными способами и средствами уклоняться от работы, вредить предприятию, устраивать волокиту, плести интриги в коллективе, подставлять, стравливать, доводить до отчаяния... Вылетев с одной работы, он устраивается на другую и принимается делать все то же. Но в какой-то момент, герой отступает от "Кодекса" и начинает, сам того не желая, приносить "пользу" (по крайней мере, окружающие считают это пользой), в результате чего приближается к опасной границе между "креаторщиком" и "твором"... Он придумывает новые "опции", издеваясь попутно над коллегами, насмехаясь над их чувствами, он делает свою работу от балды: его "опции" это издевательство над самим миром и обществом, но общество охотно принимает его идеи, и это заставляет героя думать. В конце повести герой не станет, как я уже сказал выше, "хорошим парнем", но перестанет быть откровенной дрянью и паскудой. У него появится выбор.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Б.лев "Призраки Эхо"(Антиутопия) А.Робский "Охотник 2: Проклятый"(Боевое фэнтези) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Wisinkala "Я есть игра! #4 "Ни сегодня! Ни завтра! Никогда!""(Киберпанк) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) Н.Опалько "Я.Жизнь"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"