немецкого специалиста Христиана Манфреда
dd>
Христиан Манфред Рудольф, 1898 года рождения, немец. Уроженец города Бреслау, из семьи служащего, доктор технических наук.
С 1943 года кандидат в члены нацистской партии (НСДАП).
В армии не служил. Проживал в городе Берлине, где и был интернирован в 1945 году.
Христиан М. Р. с 1921 по 1927 год работал инженером-конструктором в различных германских моторостроительных фирмах.
С 1927 по 1945 год являлся техническим директором моторостроительной фирмы 'Аргус'. В процессе своей технической деятельности занимался вопросами авиамоторостроения, разработками реактивных двигателей, вооружения самолётов и вопросами развития автомобильной техники.
В Германии им заявлено около 100 патентов в области авиамоторостроения и вооружения самолётов.
В 1928 году Христиану М. Р. присвоена учёная степень доктора технических наук. Последнее время он являлся членом-корреспондентом Германской академии наук.
Имеет большой теоретический и проектно-производственно-технический опыт.
С 1 апреля 1947 года Христиан М. Р., работая в системе 4-го спецотдела МВД СССР с группой специалистов из числа немецких военнопленных (в составе 42 чел.), разработал ряд технических предложений в области турбореактивной техники.
За период работы в системе 4-го спецотдела МВД СССР Христиан Манфред показал себя как хороший организатор, инициативный и грамотный инженер, творчески решающий поставленные перед ним задачи
Министр внутренних дел СССР С. Круглов
(ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 171)
Реализация проекта Христиана Манфреда
на Рыбинском заводе 36
Судя по всему, докладная записка Сталину предопределила новый виток в продолжении работ по созданию турбореактивного двигателя Христиана Манфреда.
В 1948 году группа немецких военнопленных в количестве сорока двух человек во главе с бывшим техническим директором немецкой моторостроительной фирмы 'Аргус' Христианом Манфредом была направлена в Рыбинск на моторостроительный завод 36.
В соответствии с постановлением Совета Министров 1409-622сс от 26 июня 1946 года и приказами по МАП и МВД 414сс от 1 июля 1946 года и 550сс/00774 от 15 августа 1946 года на этом моторостроительном заводе было создано ОКБ-2-36 НКВД. В созданной силами специалистов 4-го спецотдела МВД и завода 36 шарашке под руководством полковника МВД Балашова А. П. велись опытные работы по созданию реактивных двигателей.
Под руководством заключенного Константина Ивановича Страховича было создано КБ в котором заключенные бывшей Тушинской шарашки работали по воплощению идей Страховича по созданию турбореактивного авиационного двигателя.
В соответствии с приказом министра МАП было создано второе КБ в котором немецкие военнопленные под руководством Христиана Манфреда приступили к реализации в металле своего проекта реактивного двигателя.
Усилиями работников завода 36 и группы немецких специалистов Христиана Манфреда в первом полугодии 1948 года был выполнен значительный объём работ по созданию двигателя в металле, однако подковёрные течения вышибли Христиана Манфреда с этой мощной технической базы.
Предпочтение было отдано конструктору Архипу Михайловичу Люльке, создававшему ТРД с осевым компрессором.
Постановлением Совета Министров от 12 июня 1948 года группа немецких специалистов, возглавляемая Христианом Манфредом, переводилась на Казанский моторостроительный завод 16. Данное постановление ставило перед ОКБ-16 завода задачу спроектировать и построить новый турбовинтовой двигатель ТРДВ по эскизному проекту Христиана Манфреда. Из данного постановления следовало, что военнопленные группы Христиана Манфреда переведены из статуса военнопленных в статус интернированных, что обеспечивало им более человеческие условия жизни.
Работы на Казанском заводе 16
по реализации проекта Христиана Манфреда
Ознакомившись с проектом реактивного двигателя, разработанным коллективом немецких специалистов под руководством Христиана Манфреда, главный конструктор ОКБ-16 Сергей Дмитриевич Колосов был в восхищении. Он высказал своё мнение руководству завода, что если завод 16 сможет организовать серийное производство этого двигателя, то это будет настоящая техническая революция в авиастроении СССР.
Руководство завода бросило значительные ресурсы на реализацию проекта.
Христиан Манфред был назначен заместителем главного конструктора ОКБ-16 и получил жильё в виде отдельной однокомнатной квартиры, где и поселился со своим сыном Вольфгангом.
Каждый немецкий специалист группы Христиана был переведён из статуса военнопленного в статус интернированного и получил отдельную комнату в заводском доме по Советской улице, дом 9. Сложности решения жилищных проблем привели к тому, что в ОКБ-16 были приняты только восемь немецких специалистов: Христиан Манфред, Иордан Бодо, Кастенс Карл, Майер Михаил, Фрезе Фриц, Ценке Пауль, Шихт Альфред, Эбершульц Фридрих и сын Манфреда Вольфганг.
Русско-немецкий коллектив специалистов ОКБ-16 буквально вложил свою душу в это детище, и опытные экземпляры двигателей в 1950 году показали на испытательных стендах заявленные ранее параметры. Однако радость работников завода, ОКБ и группы немецких специалистов Христиана Манфреда от создания мощного реактивного двигателя была разрушена главным конструктором завода 2 Кузнецовым, который надавил на министерские круги, чтобы исключить постановку двигателя Христиана Манфреда из планов на проведение госиспытаний.
Экс-секретарь ЦК Кузнецов добился того, что министр Хруничев согласился, что созданный под руководством Кузнецова двигатель ТВ-022 на базе немецкого двигателя Jumo-022 полностью закрывает потребности отрасли. Фактически была предпринята попытка устранить конкурентов Христиана Манфреда и Сергея Колосова.
Сергей Дмитриевич Колосов родился 1 апреля 1904 года в Тверской губернии в деревне Ручьеваха. После завершения обучения в МАИ в 1930 году Колосова направляют на авиационный завод в город Запорожье, где он начинает работать помощником начальника сборочного цеха.
С 1935 года Колосов работает на Воронежском авиамоторном заводе 16, вначале в должности инженера-конструктора, а затем заместителя главного инженера.
В 1938 году Колосов назначается главным конструктором завода 16. В 1941 году завод эвакуируется в Казань, где в короткий срок на нём организуется серийное производство моторов ВК-105ПФ конструктора В. Я. Климова.
В 1944 году за образцовое выполнение заданий фронта завод награждён орденом Трудового Красного Знамени, а главный конструктор ОКБ Сергей Колосов - орденом Ленина.
В 1948 году наступает его звёздный час по созданию, совместно с группой немецких специалистов немецкого академика Христиана Манфреда, турбовального двигателя со свободной силовой турбиной мощностью 5200 л. с.
По распоряжениям того времени, всякое упоминание имени Христиана Манфреда в служебной документации, как немецкого нациста, было запрещено. Главным создателем этого двигателя в технической документации фигурировал Сергей Колосов.
В 1950 году проект Христиана Манфреда был реализован в металле. Заводские испытания подтвердили заложенные в проекте параметры, однако организацию государственных испытаний двигателя руководство завода не смогло утвердить в МАП. Главный конструктор Куйбышевского завода Кузнецов своими нечистоплотными происками добился отмены госиспытаний на том основании, что создаваемые им двигатели полностью обеспечат потребность страны в двигателях.
Используя свои связи в ЦК КПСС, как бывший парторг в системе ЦК КПСС Кузнецов одним махом уничтожил своих конкурентов, подготовив через Совет Министров СССР и министра МАП М. Хруничева следующий приказ:
Выписка из приказа
министра авиационной промышленности СССР
13июня 1950 г.
Совет Министров СССР (постановление 2473-973сс от 10 июня 1950 г.)
ПОСТАНОВИЛ:
1. Прекратить работы по созданию турбовинтового двигателя ТРДВ конструкции тов. Колосова и немецкого специалиста Христиана на заводе 16. ОКБ ликвидировать. Группу немецких специалистов, а также техническую документацию и изготовленные образцы двигателей передать на опытный завод 2 (г. Куйбышев).
В соответствии с указанным постановлением Совета Министров СССР
ПРИКАЗЫВАЮ:
2. Заместителю министра тов. Афанасьеву С. И,. директору завода 16 тов. Авраменко А. К. и ответственному руководителю опытного завода 2 тов. Кузнецову Н. Д. до 1 июля с. г. оформить перевод группы немецких специалистов с завода ?16 на завод ?2, согласовав порядок перевода с соответствующими местными организациями г. Казани и г. Куйбышева.
Министр авиационной промышленности М. Хруничев
(Филиал РГАНТД. Ф. Р-187. Оп. 2-6. Д. 44)
При всём моём уважении к работам главных конструкторов ведущих промышленных предприятий страны того периода, хочу отметить, что все они в основном были плоть от плоти верные сыны Коммунистической партии и, как их партийные боссы, напоминали косяки акул, не брезговавшие и своими коллегами. Этические нормы им были неведомы.
С великим трудом руководству завода 16 удалось спасти ОКБ Колосова от полного разгрома и ликвидации. А вот судьбе группы интернированных немецких специалистов Христиана Манфреда не позавидуешь. Их мечту, в которую они вложили столько сил и надежд, приказали выбросить на свалку.
Бунт немецких специалистов
на Куйбышевском заводе 2
В соответствии с приказом министра авиационной промышленности СССР М. Хруничева 426сс/ов от 13 июня 1950 года группа немецких специалистов Христиана Манфреда была переправлена с Казанского завода 16 в Куйбышев, на завод 2. А дальше произошло нечто невероятное в коммунистической системе того периода.
Военнопленные немцы отказались работать на заводе 2, потребовали освобождения их из плена и немедленной отправки в Германию.
Партаппаратчик Кузнецов 14 июля 1950 года обратился с докладной запиской к секретарю Куйбышевского обкома ВКП(б) А. М. Пузанову по поводу конфликта с прибывшей на завод 2 группой иностранных специалистов из числа военнопленных, их отказе от работы и решении вопроса о пребывании их на заводе. В записке сообщалось:
Согласно решению Совета Министров СССР 2473-973сс от 10 июня 1950 года и приказу МАП 426сс/ов от 13 июня 1950 года, на завод 2 10 июля прибыла группа иностранных специалистов в количестве восьми человек и одного иждивенца.
1. Христиан Манфред, доктор технических наук.
2. Майер Михаил, техник (переводчик).
3. Иордан Бодо, инженер.
4. Ценке Паул, недипломированный инженер.
5. Шихт Альфред, инженер.
6. Фрезе Франц, инженер.
7. Кастенс Карл, инженер.
8. Эбершульц Фридрих, инженер.
9. Христиан Вольфганг, сын доктора Христиана, не работает.
11 июля были приглашены к помощнику директора по найму и увольнению для оформления их на работу. На предложение заполнить анкеты для оформления на завод все они ответили отказом, мотивируя тем, что они являются военнопленными и должны быть репатриированы в Германию.
После этого я вызвал их к себе. В беседе с ними мною были разъяснены условия работы на заводе для иностранных специалистов и был зачитан приказ по заводу о включении прибывших специалистов в работу.
В ответ на это каждый из прибывших заявил о своём отказе работать на заводе, мотивируя требованием возвращения в Германию как военнопленных и ссылаясь на заявление советского правительства о том, что репатриация военнопленных из Советского Союза завершена.
В этой беседе выявились резко враждебные настроения всей группы по отношению не только к Советскому Союзу, но и к демократической Германии.
Доктор Христиан заявил, что они правительство Германской Демократической Республики не избирали и не считают его своим правительством. Тем более что все они не из восточной, а из западных зон Германии, кроме того, они не считают компетентными советское правительство и правительство ГДР в решении вопроса о судьбах военнопленных из западной зоны Германии.
В заключение этой беседы мною было предложено им свой отказ от работы изложить в письменной форме, что они и сделали. К работе не приступили.
Такое их поведение даёт все основания опасаться вредного влияния настроений этой группы на основной коллектив иностранных специалистов, работающих у нас.
О демонстративном отказе от работы и о причинах отказа указанной группы иностранных специалистов я доложил 11 июля шифрограммой министру авиационной промышленности тов. Хруничеву М. В.
Докладывая Вам о случившемся, прошу оказать содействие в быстрейшем решении вопроса о дальнейшем пребывании указанной группы на заводе 2 МАП.
Были брошены все силы партаппаратчиков и МВД, чтобы сломать бунтарей, принудив их к работе и покаянию. Под угрозой суда и отправки в сибирские концлагеря все немецкие специалисты группы (кроме Христиана Манфреда) были сломлены и работали на заводе 2 до отправки их в 'отстойник' в Савелово 28 ноября 1953 года.
Академик Германской академии наук Христиан Манфред отказался работать, был арестован и отдан под суд.
(СОГАСПИ. Ф. 656. Oп. 70. Д. 24. Л. 88-91)
Оснащение торпедных катеров
двигателями Христиана Манфреда
Самое невероятное это то, что руководство Казанского завода 16 саботировало выполнение приказа министра авиационной промышленности М. В. Хруничева 426сс/ов, отказавшись ликвидировать ОКБ-16.
Понимая, что выпуск данного приказа это результат грязной конкурентной борьбы Кузнецова, руководство завода 16 отказалось также передать главному конструктору Куйбышевского завода 2 Кузнецову техническую документацию и опытные образцы изготовленных на заводе 16 двигателей Христиана Манфреда.
Руководством завода 16 было направлено в Совет Министров и Министерство судостроения ВМФ предложение: доработать созданный двигатель применительно к использованию его для оснащения торпедных катеров. К сожалению, отраслевой институт министерства ВМФ дал отрицательное заключение о целесообразности использования реактивных двигателей в торпедных катерах.
В НИИ ВМФ преобладали специалисты паротурбинисты и дизелисты. Начальник института вице-адмирал Л. А. Коршунов утверждал, что внедрение ГТД на флоте пахнет авантюрой, и он не верит в это дело.
В этот безнадёжный период пришла поддержка от главного конструктора ленинградской шарашки ОКБ-186 НКВД в тюрьме 'Кресты' заключённого Павла Густавовича Гойнкиса. Работая над созданием принципиально новой конструкции торпедного катера, он обратился к министру судостроительной промышленности В. А. Малышеву и заместителю председателя Совета Министров СССР с просьбой договорится с министром МАП М. В. Хруничевым о поставке двигателей Христиана Манфреда на создаваемые им торпедные катера.
Министр авиационной промышленности М. В. Хруничев категорически возражал против окончания доводки двигателя в системе МАП и его передачи ВМФ.
Тем не менее, под давлением Совета Министров первая морская газотурбинная установка под шифром М-1 (индекс 'М' означал морскую модификацию реактивного двигателя) была создана на Казанском заводе в ОКБ-16 МАП, и успехи испытаний торпедного катера Гойнкиса предопределили в дальнейшем коренную модернизацию судостроения СССР.
Фактически судьба двигателя Христиана Манфреда была спасена главным конструктором шарашки, заключённым ОКБ-186 (п/я 530) из ленинградской тюрьмы 'Кресты', немцем по национальности, Павлом Густавовичем Гойкнисом.
П. Г. Гойкнис родился в Польше в 1889 году. Окончил реальное училище в Варшаве, а в 1911 году - Морское инженерное училище в Кронштадте. В 1913 году поступил в Николаевскую морскую академию, которую после перерыва окончил в 1918 году. С 1920-го читал курс теории корабля в Морской академии. В 1928-1930 годах заведовал в ней кафедрой теории корабля. Одновременно в 1919-1929 годах - главный корабельный инженер Балтийского завода. В 1929-1930 годах - технический директор Адмиралтейского завода.
В 1930 году направлен на Дальний Восток для создания предприятий по строительству военных кораблей. В 1934 году - главный инженер главного управления Морской судостроительной промышленности.
В 1938 году арестован. 28 мая 1940 года приговорён ВК ВС СССР к десяти годам ИТЛ по статье 58, пункты 1а, 7, 9 и 11 УК РСФСР, как Враг народа, и направлен в шарашку ОТБ 'Болшево', где с другими заключёнными-судостроителями проектировал крейсер. Во время войны эвакуирован в ОКБ НКВД в Зеленодольск на завод 340. В 1946 году его вернули в Ленинград в шарашку ОКБ НКВД при тюрьме 'Кресты'.
 
С 1949 года - главный инженер КБ п/я 530. Созданный под руководством Гойнкиса первый в СССР торпедный катер с реактивным двигателем Колосова - Христиана Манфреда стал родоначальником газотурбинных торпедных катеров в СССР.
 
Было выпущено более четырёхсот различных модификаций катера, многие из них ушли на экспорт в Китай, на Кубу, в Индию и другие страны.
 
За создание и внедрение газотурбинных двигателей для кораблей ВМФ Колосову и Гойнкису были присуждены Сталинские премии, а имя автора, создателя проекта двигателя академика Христиана Манфреда, было запрещено даже к упоминанию.
В 1956 году бывший 'враг народа' Павел Густавович Гойнкис, отсидев в Сталинских спецтюрьмах 10 лет, наконец, был реабилитирован за отсутствием состава преступления. А Христиан Манфред до сих пор не реабилитирован и, о немецком академике, открывшем в России новую страницу в создании реактивных торпедных катеров - глухое молчание.
(РГА ВМФ. Ф. 406, 433, Р-352)
Перипетии судьбы немецкого военнопленного
академика Христиана Манфреда
Следует признать, что немецкому академику Христиану Манфреду довелось в полной мере испытать беспредел коммунистического режима в процессе нахождения в Сталинских спецтюрьмах и различных лагерях для немецких военнопленных.
Как следует из медицинской справки врача объекта 20 В. Ю. Черкасской, Христиан Манфред прибыл из лагеря военнопленных 259 29 января 1946 года настолько истощённый, что только помощь врачей спасла ему жизнь. Фактически он стал калекой. Врачебная комиссия 18 марта 1946 года признала его инвалидом 3-й группы (РГВА. Ф. 460п. Д. 92127).
В июле 1950 года Христиан Манфред потребовал своей репатриации в соответствии с обязательствами СССР перед правительствами Великобритании, США и Франции о завершении репатриации военнопленных в 1948 году.
Этих критических претензий оказалось достаточно, чтобы Христиана Манфреда арестовали и 28 июля 1951 года осудили на десять лет исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Севвостлаге в районе Магадана. На работах Севостлага, в Хабаровском крае, где получил 2-ю группу инвалидности и отправлен в Нижне-Амурский ИТЛ.
После смерти И. Сталина, 27 марта 1953 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ об амнистии, в соответствии с которым 2219 иностранных граждан, осуждённых военными трибуналами, подлежали освобождению из мест заключения.