Сказка занимает видное место системе фольклора среди таких его элементов, как миф, легенда, эпос, новелла и анекдот. В этой работе предлагается версия происхождение бытовой сказки от волшебной по аналогии с доказанным В.Я. Проппом происхождением волшебной сказки от мифа.
Когда маленький ребёнок, быть может, впервые, слушает сказку, он попадает в волшебный мир. Там оживают только что слепленные из теста колобки, там разговаривают животные, там есть скатерти-самобранки и сапоги-скороходы. Известно ли ребёнку, что этот мир - порождение человеческой фантазии? Скорее всего нет. Дети не то чтобы не чувствуют границы между нашим миром, и миром, где колобки оживают. Нет, они прекрасно чувствуют её, и понимают, где реальность, а где вымысел, но в том-то и дело, что для них эта граница существует
Для наших целей полезно изучать не только сказки, сказки -- это только первый уровень сверхъестественного мира, с которым сталкивается человек за свою жизнь. Для наших целей полезно изучать любые литературные или фольклорные произведения, описывающие жизнь сверхъестественных существ или их встречи с людьми.
Большой интерес представляет различие между фольклорными сверхъестественным существами и сверхъестественным существами, описанными западными авторами, жившими на рубеже 18 и 19 веков и позднее.
Есть предположение, что сегодняшнее повышение интереса публики к таким явлениям сверхъестественного мира, как вампиры и оборотни (преимущественно волки и представители семейства кошачьих) может быть объяснено психоаналитическими механизмами.
Среди величайших загадок истории, я, как психолог, могу назвать вопрос, откуда в древней Руси были известны современные психологические и психолого-педагогические приёмы и техники. В качестве очень ярких примеров я хочу назвать отрывок из жития Сергия Радонежского, рассказывающий о том, как отрок Варфоломей овладел грамотой и былину об исцелении Ильи Муромца.
Работа посвящена вопросам сравнительного изучения произведений различных фольклорных жанров и анализу взаимоотношений героев мифов, легенд, сказок и баллад с персонажами, являющимися божествами или потусторонними существами. Проанализирована эволюция взглядов на подобным отношениям, отраженная в фольклоре. Дано собственное определение мифа, выделяющее его из ряда других текстов фольклорного происхождения.