Аннотация: Для наших целей полезно изучать не только сказки, сказки -- это только первый уровень сверхъестественного мира, с которым сталкивается человек за свою жизнь. Для наших целей полезно изучать любые литературные или фольклорные произведения, описывающие жизнь сверхъестественных существ или их встречи с людьми.
1. Для наших целей полезно изучать не только сказки, сказки -- это только первый уровень сверхъестественного мира, с которым сталкивается человек за свою жизнь. Для наших целей полезно изучать любые литературные или фольклорные произведения, описывающие жизнь сверхъестественных существ или их встречи с людьми.
Как тезис -- более или менее талантливый писатель, описывающий сверхъестественное, не способен в своих книгах нарушить законы сверхъестественного мира и, поэтому, литературные сверхъестественные существа представляют не меньший интерес для изучения, чем фольклорные. Их взаимоотношения с людьми, их воздействие -- вольное или невольное -- действия талисманов, луны, погоды и животных -- всё это надо изучать не как домыслы, произвольные фантазии отдельного индивида, а как факты, раскрывающие законы сверхъестественного мира.
2. Сказка не вредна для развития, а скорее полезна. Пример: народ манус, где дети не слушают сказок и легенд, что не избавляет из от суеверного страха перед духами предков. Пояснение: возможно, сказочная ситуация предполагает ненатуральный, игровой план происходящего. Не зная сказки, человек не сможет понять нереальность навязываемой ему двухцветной схемы.
3. Единственное, что может серьёзно испортить сказку -- это её утилитарное использование. Утилитарная цель, будучи явлением обычного мира, производным обыденного мира, исключает нереальный фантастический пласт сказки.
4. По Фрезеру, есть три пласта, определяющие культуру: магия, религия и наука. Человечество проходит через эти три этапа. Как тезис -- каждому из этих типов мышления противостоит не один из них, а то, что можно назвать обыденным мышлением. Обыденное мышление порождается бытом, с его каждодневными, регулярными заботами. В этом случае человек не способен выйти за рамки повседневности. Он и магию воспринимает как нечто, например, опасное, угрожающее его повседневности (и так оно и есть или было раньше), или как нечто, могущее принести ему дармовую пользу.
Сейчас современные экстрасенсы, ясновидящие и прочая братия скорее разрушают мир сверхъестественного, так как вплетают в свои шарлатанские объявления утверждения о научных фактах или приплетают религию. Сейчас, впрочем, несмотря на то, что все кричат о возврате к религии, редко можно встретить настоящую религиозность, многие, как и в случае с магией хотят получить помощь на дармовщину.
Магия возникла раньше науки и религии и я не уверена, что она может пользоваться их "достижениями", которые таковыми, впрочем, не являются. Магические достижения не должны объясняться научными, магия выводит нас за рамки обыденной реальности, она не должна иметь другого объяснения, кроме магического.
Здесь надо отметить, что плата, которую получает колдун за свои услуги, не исчерпывает той платы, которую должен заплатить заказчик. Как пример, Русалочка у Андерсена, отдаёт свой голос колдунье в качестве платы за свои услуги, и платой нарушенному мировому равновесию является то, что её новые ноги страшно болят при каждом шаге, будто она идёт по раскалённым ножам. Не уверенна, что это называется платой, но использование магии предполагает какую-то жертву, что-то, что восстановило бы равновесие. Ещё пример -- обезьянья лапа, которая исполняет желания, но всегда так, что лучше бы и не исполняла, находя в формулировке такую лазейку, чтобы повернуть желание на зло. Ещё пример -- литературные сказки 18 века, среди них -- Спящая красавица. Возможно, месть злой феи ребёнку, одарённому добрыми, объясняется не её обидой или вредностью, а необходимостью в мировом равновесии.
Как тезис: один из законов сверхъестественного мира -- гармония между злым и добрым магическим вмешательством.
При этом доброе может уравновесить также какую-нибудь природную несправедливость, например, уродство умом ("Рикке с хохолком"), а недоброе -- избыток совершенства, например, красоту глупостью (там же).
Однако в принципе здесь идёт речь не столько о борьбе Добра и Зла (хотя литературные сказки этому подвержены), сколько о равновесии плюса и минуса.
Сюда же относится предположение, о том, что Зло имеет больший удельный вес, чем Добро, так как в сказках часто недолгое страдание вознаграждается пожизненным процветанием. 100 лет сна в данном случае не счёт, так как они, не наполненные событиями, занимают не больше одной строчки.
Однако, возможно, что стремление к гармонии в сверхъестественном -- порождение не изначального сказочного материала, а намного более поздних авторских вещей. Однако, раз оно появилось в литературе, и даже кочует из книги в книгу, из сознания в сознание, значит, оно есть и в сверхъестественном мире.