Аннотация: Среди величайших загадок истории, я, как психолог, могу назвать вопрос, откуда в древней Руси были известны современные психологические и психолого-педагогические приёмы и техники. В качестве очень ярких примеров я хочу назвать отрывок из жития Сергия Радонежского, рассказывающий о том, как отрок Варфоломей овладел грамотой и былину об исцелении Ильи Муромца.
Среди величайших загадок истории, я, как психолог, могу назвать вопрос, откуда в древней Руси были известны современные психологические и психолого-педагогические приёмы и техники.
В качестве очень ярких примеров я хочу назвать отрывок из жития Сергия Радонежского, рассказывающий о том, как отрок Варфоломей овладел грамотой и былину об исцелении Ильи Муромца.
Итак, отрок Варфоломей. Читая житиё, мы узнаём, что мальчик резко отстал от сверстников по своему уровню развития: даже его младший брат бодро учился грамоте, а сам Варфоломей никак не мог овладеть необходимыми навыками, вызывая огорчения родителей, укоры (и, подозреваю, насмешки) товарищей и давление со стороны учителя. О его стараниях, с одной стороны, сказано, что он "не скоро к писанию привыкал, но медленно и не прилежно", "отрок не внимал и не умел, не был похож на учащихся с ним", с другой стороны, он же "часто тайно со слезами молился богу, говоря: "Господи! Дай же мне грамоту эту, научи и вразуми меня"".
Если мы внимательно посмотрим на сложившуюся ситуацию, то сможем предположить, что, мальчик в своём обучении "вышел на плато", то есть оказавшись на определённом уровне (видимо, очень низком) овладения навыком, попросту застрял на нём. В таких случаях единственная рекомендация - это подождать, а лучше и сделать перерыв в обучении. Или, возможно, у Варфоломея образовался психологический зажим, мешающий, как ясно из дальнейшего сюжета, даже не овладевать навыком, а проявить его.
Вернёмся к истории. Отец послал Варфоломея за жеребятами, и автор жития сравнивает ситуацию с библейской историей о том, как Саула послали за ослятами, и Саул встретил пророка Самуила, помазавшего его на царство.
Аналогия тем удачнее, что Варфоломей тоже встретил - встретил в лесу "черноризца, святого старца, в сане пресвитера, святолепного и ангеловидного" (курсив мой - Н.А.), который со слезами молился. Старец, видимо, одним своим видом произвёл на мальчика неизгладимое впечатление, так как, едва только старец заговорил с ним, спрашивая, чего тот ищет и хочет, юный Варфоломей, забыв про жеребят, поведал о своём огорчении. Видимо, мальчик надеялся, что молитва такого святого человека поможет ему, так как попросил он именно об этом. Но старец пошёл дальше. Помолившись, он угостил Варфоломея куском хлеба, похожим на хлебец, употребляемый в богослужении, со словами: "...это даётся тебе знамение благодати божией и разума святого писания".
После того, как мальчик съел хлебец и похвалил его вкус, старец сказал, что теперь способности к грамоте у мальчика будут лучше, чем у сверстников.
После душеспасительного разговора старец собрался уходить, но мальчик пригласил его в дом, сказав, что родители будут рады.
Родители действительно обрадовались, по крайней мере, пригласили старца поесть, но старец пошёл сначала помолиться, велев Варфоломею читать псалмы. Мальчик сказал, что не умеет, но старец повторил, что господь с этого дня дал мальчику способность к грамоте. Мальчик послушался - и произошло чудо: он начал читать, причём делал это "очень хорошо и стройно, и стал очень искусен в грамоте".
Будучи человеком по-научному предубежденным против описаний чудес, даже со слов очевидцев (тем более со слов очевидцев), я тем не менее сознательно употребляю это слово: чудо. Да, произошло чудо, но не сверхъестественного происхождения. Это было чудо отечественной педагогики, ничего не теряющее от своей чисто земной природы.
Думаю, нужно сразу признаться, что я не считаю эту историю художественной выдумкой автора. Слишком много там чисто бытовых подробностей, старательно и любовно введённых в повествование. Однако, конечно, героем этой истории мог быть и не будущий Сергий Радонежский, а, может быть, таких историй в те времена происходило много.
Кто был "святой старец", мы не знаем. Но хочу сделать предположение: встреча в лесу была отнюдь не случайной. Об этом говорят не только забытые на радостях жеребята, но и общее построение сюжета.
[Сразу насчёт жеребят: мне могут возразить, что о жеребятах забыл рассказчик, а не герои жития. На это я могу ответить только то, что рассказчик, столь подробно описывающий каждую, чисто бытовую, деталь, вряд ли просто так забудет её за ненадобностью].
Рискну сделать предположение: дети не меняются с течением времени. И, чтобы понять, что чувствовал отрок Варфоломей, не обязательно быть его современником. Давайте поставим себя на место мальчика, явно страдающего от своей отсталости по сравнению с другими. Мальчик входит в лес и видит человека, показавшегося ему святым и даже ангелом. Его обуревают жажда чуда, желание поделиться своим горем с человеком, способным его выслушать и понять. И это происходит! Старец выслушивает мальчика и выражает ему своё сочувствие. После чего он даёт мальчику вкусить от церковного хлебца с необыкновенно приятным вкусом. И говорит, что это - знамение, что отныне мальчик превзойдёт всех своих сверстников. Было ли это наитие? Сомневаюсь. Слишком точно старец закрепил за хлебом (имеющим огромное значение в христианской символике) роль чудесного ключа к требуемой способности. Слишком много надо смелости и опыта, чтобы сказать неграмотному подростку: "читай!", увидев в его неумении не неспособность, а психологический зажим, неуверенность в себе.
Лично я скорее готова предполагать, что старца, возможно, пригласили родители мальчика в качестве выписного педагога и последней меры. Тогда, возможно, и отправка за жеребятами была частью тщательно продуманного педагогического сценария, вписывающая мальчика в чудесный контекст (аналогия с Саулом) и подготавливающая к встрече с необыкновенной личностью.
Остаётся вопрос: почему не сохранилось древнерусских работ по прикладной педагогике, как проходили споры и дискуссии, где научные журналы, школы и институты? Вам кажется смешным? Но такой уровень педагогической техники, при этом техники именно гуманистической - чего стоило списать этот случай на неспособность и замедленное развитие, как делается до сих пор - должен иметь под собой прочную теоретическую базу.
Единственное предположение, которое я могу сделать, это то, что под видом эпизода из жизни Сергия Радонежского, была приведена практическая разработка для тяжёлых педагогических случаев, и что именно так необходимая информация попадала к тогдашним педагогам.
Исцеление или как лечить нервный паралич. Ильи Муромца, без сомнения, знают и помнят все, но, возможно, не все знают, что этот любимый герой русского эпоса просидел на печи не много ни мало тридцать лет.
Мне знакомо два варианта "Исцеления". На один, более развёрнутый, я, к сожалению, не могу дать ссылки, так как он был услышан мной в мультипликационном обрамлении и, возможно, является продуктом позднейшей стилизации.
Итак, краткий вариант: Илья, старый казак, просидел на печи, парализованный, тридцать лет. Однажды, когда его родители ушли работать, к нему пришли "калики перехожие" и попросили напиться. Он отказал им, ссылаясь на болезнь, но они настаивали на том, что Илья может встать - и чудо свершилось: Илья встал и принёс им из колодца воды. Калики, однако, от воды отказались, и предложили выпить её самому Илье, который выпил и почувствовал, как у него прибывает сила.
После чего калики скромно откланиваются.
[В.Я. Пропп описывал, что в некоторых вариантах калики пугаются чрезмерной силы и предлагают выпить ещё воды, чтобы ограничить силу богатыря].
Развёрнутый вариант описывает рождение Ильи Муромца, и то, что паралич его разбил буквально с первых дней жизни. Также калики, прежде чем просить воды, взывают к гражданскому мужеству Ильи, описывая беды родной семьи, на что Илья отвечает беспомощным стоном.
Было бы очень жалко, если этот вариант - только стилизация авторов мультфильма, так как она позволяет сделать некоторые предположения.
Но об этом позже, сначала посмотрим на ситуацию в целом, дабы отделить художественное преувеличение от того, что могло бы быть правдой.
В первую очередь это продолжительность болезни. Человек не может просидеть столько неподвижно, а потом встать и снова ходить: без движения атрофируются мышцы. Поэтому, пользуясь, с одной стороны, указаниями краткого варианта, где Илью называют "старым казаком", а с другой стороны, развёрнутым, где калики взывают к гражданскому мужеству Ильи, предположим, что паралич разбил Илью недавно, возможно, в результате сильной душевной травмы.
Далее. Мы уже употребляли словосочетание "нервный паралич". О чём идёт речь? Дело в том, что функциональный паралич не лечится. Если у Ильи отнялись все конечности, как это описано в былине, то это значит что, либо, повреждён позвоночный столб на уровне примерно грудного отдела (выше рук), либо это заболевание имеет психологическую природу. Поскольку достаточно было слова, чтобы Илья пошёл, можно сделать вывод, что его паралич был именно психологического происхождения.
Значит, нервный паралич. Это заболевание, как правило, лечится внушением: больного надо убедить в том, что он может идти.
Теперь подумаем: можно ли без анамнеза, без знания истории болезни, отделить функциональное заболевание от психосоматического? Думаю, что нет. Таким образом, чудодейственные "калики" должны были поговорить с родными и близкими, чтобы поставить диагноз и назначить лечение. Возраст Ильи и (не достоверное) обращение к его гражданскому мужеству даёт нам возможность предполагать, что до болезни Илья был кадровым военным и покинул службу по состоянию здоровья. В таком случае травмой могла стать гибель боевого товарища, или, может быть, какой-то момент слабости, помешавший пойти на опасность и, в качестве оправдания, "прикрывшийся" параличом. Подобные ситуации подробно описывает Фрейд, есть пример и в отечественном кинематографе ("В бой идут одни старики"). В таком случае "заказ" на лечение дали, видимо, товарищи и начальники Ильи и они же предоставили необходимые данные. И в таком случае "калики перехожие" были не невежественными странниками, а бригадой психотерапевтов, под видом попрошаек приносящих помощь и облегчение страждущим.
После того, как Илью из развёрнутого варианта не удалось довести до состояния аффекта (чтобы он вскочил и пошёл от одного негодования), и сразу после своего появления в кратком варианте калики обратились к русской (и не только) традиции давать напиться странникам. Судя по былинному описанию, калики пользовались славой святых людей, их слову верили, и, поэтому, когда на "не могу" Ильи они нажали "можешь!", он подчинился. И в литературе, и в медицине известны случае, когда больные нервным параличом вставали и ходили просто под давлением обстоятельств. Но этого мало, так, лишённый влияния калик, Илья мог бы обратно утратить двигательные функции.
Поэтому - вода, как в истории с Варфоломеем хлеб. Хлеб-знамение, вода-сила. Разные носители, но принцип один: через действие закрепляется эффект внушения. При этом не просто действие, а такое, какое сразу же найдёт отклик в мифологизированном сознании пациента.
Я не думаю, что это что художественная деталь, традиционная для легенд о чудесных исцелений. Я полагаю, что чудесные исцеления - это реальность, психологическая помощь, техника которой, видимо, существовала задолго до современной психотерапии, психоанализа, гуманистической психологии и столь модного сегодня NLP.