Синеокий Дмитрий Анатольевич : другие произведения.

Азбучное слово. Часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Азбучное слово в pdf
www.hyperazbuka.ru/tema/azbuchnoe_slovo.html
  Д.А. Синеокий
  
  Азбучное слово. Часть 2
  
  Не знаю, как распределиться мой субъективизм в этой части. Решайте сами. Итоговый вариант мне кажется почти безупречным. Присутствуют лишь незначительные шероховатости. Посмотрите конец. Вам все станет понятно без дополнительных объяснений. Эти объяснения я использую, как повод для рассуждения над путями - дорогами развития нашего языка. Скорее всего, в своих оценках они не будут однозначны, но повлиять на конечный результат нашего анализа не в состоянии. Настоящая истина проста и понятна, ее не нужно отстаивать с пеной у рта. Она овладевает умами сама. Ей только нужно помочь стряхнуть с себя все налипшее, мешающее ее видеть.
   Мы уже говорили о фонетичности Азбучного слова. Однако в полной мере этим инструментом не воспользовались. Сейчас воспользуемся. Но прежде, как и положено, нужно разобраться с устройством данного инструмента. Он состоит из двух элементов. Гласных и согласных звуков. Согласные звуки формируются созданием препятствий на пути воздуха при его движении в полости рта. У гласных препятствие отсутствует. Но попробуйте произнести какой-нибудь согласный, что бы перед ним или после не произнести гласный. Преграда не может быть без движения. Не получалось это и у древних. Ни о какой транскрипции в то время не могло быть и речи. Древняя фонема уже автоматически включала в себя и согласный и гласный. Такое звучание как [он] и [на] понимались не как звуки, состоящие из двух фонем каждый, а как две похожие, но разные фонемы. Их и предлагала учить азбука. Давайте, пока, все еры и ять уберем. Позже мы обязательно к ним вернемся. И запишем эти азбучные фонемы.
  
  аз бу ве гы до ес жи дзе же и ка лю мы на он по эр сы ты ук хе цы че ша
  
  Однако мы все время не правильно писали букву 'ук', на самом деле наиболее древнее ее название 'оук'. Также звук 'ю' в таком виде писать нельзя. Правильней его также будет написать как 'оу'. Ну а раз все 'у' у нас снабдились предшествующим 'о' не будем обделять и 'бу'. Есть достаточные основания считать, что фонема 'у' образовалась как раз в результате распада фонемы 'оу'. У англичан до сих пор звук 'у' передается двумя 'о'. Так же более правильно, мне кажется написать 'еси', поскольку 'с' мягкое,
  Перепишем.
  
  аз боу ве гы до еси жи дзе же и ка лоу мы на он по эр сы ты оук хе цы че ша
  
  А если так.
  
  аз боу ве гы до ес жи дзе же....и......ка лоу мы на он по эр сы ты оук хе цы че ша
  
  Нетрудно заметить, что за некоторыми нюансами фонетическая формула азбуки может быть выражена как: звонкие и сонорные, плюс глухие.
  
  Звонкие:
  
  аз боу ве гы до (ес) жи дзе же.....и
  
  Сонорные:
  .........................................................(ка) лоу мы на он (по) эр
  
  Глухие:
  ........................................................................................................ сы ты оук хе цы че ша
  
  
   В слове это выглядит так:
  
  
  ..........................Шумные звонкие............Аффрикаты звонкие
  
  Аз буки веди. Глаголи добро. Ести.
   ....................................................... Живите зело иже
  
  ..........................................................................................Сонорные
  
   ...............................................................И како люди мыслите. Наш он покой. Рцы
  
  
   .............Шумные глухие
  ...................................................Аффрикаты глухие
   .........слово твердо. Ук херъ.
   .....................................................Цы червь ша
  
  
  
  Из 24 фонем под эту формулу не попадают всего три: 'ести', 'како', 'покои'.
  Разберем каждый.
  'Ести' - Варианта два.
  Первый. Пойдем по проторенной дорожке - вставка. Вы же уже посмотрели последний вариант трактовки. Согласитесь: вполне можно и без 'ести'. Даже лучше будет
  
  Сначала буквы ведайте. Говорите хорошо. Живите ярко. Подобно людям мыслите. Это наш мир. Речите слово твердо. Как херъ. Вот суть.
  
  Второй. Ввиду отсутствия мягкого 'зе' 'еси' выполняло его функцию. При смягчении 'еси' появляется 'земля'. Мне второй вариант больше нравиться. И вот почему.
  Пропустим 'како' и займемся 'покоем'.
  Если провести расходящиеся лучи от 'ести' и 'слова' на края, то мы увидим совпадение звонких и соответствующих им глухих. Если мы посчитаем, что 'еси' выполняло функцию 'з', то это совпадение будет более полным. Например 'ези'. Так же не стоит забывать, что между 'оук' и 'хером' у нас удален 'ферт', его роль будет играть 'херъ'
  
  .......................................................... еси сы
   ......................................................до еси сы ты
   ................................................гы до еси сы ты оук
   .......................................... ве гы до еси сы ты оук хе
  
  Мы в аккурат дошли до 'покоя'. Вот хоть режьте меня, но на месте 'покоя' должен стоять 'мир'. Он и по смыслу подходит лучше и по фонетике. А место 'покоя' после 'хера'. В этом случае у нас и звонкие с глухими расходиться будут и сонорные. У греков, например, а на месте 'цы' - 'пси'. Не то 'п', не то 'с', ни то 'ц'. Три в одном.
  
  звонкие-глухие
  
   ......................................................еси сы
   ................................................ до еси сы ты
   ..............................................гы до еси сы ты оук
   ........................................ве гы до еси сы ты оук хе
   ....................................боу ве гы до еси сы ты оук хе по
  
  сонорные
  
  ............................................ лоу мы на он ми эр
   ..............................................лоу мы ми эр
   ...................................................лоу эр
  
  
  Если мы уберем жужжащий и шипящий ряд и 'и како' то мы увидим модель, как расходились Ю.Америка и Африка. Ю.Америка это звонкие. Африка - глухие. Срединно океанический хребет - сонорные. Известно, что наиболее древними фонемами являются 'л' и 'р'. Можно предположить следующую историю развития фонем:
  
  .................................................лоу ры
  ............................................лоу мы ми ры
  .........................................лоу мы на он ми эр
  ...................................ези...лоу мы на он ми эр...сы
  ..............................до еси....лоу мы на он ми эр...сы ты
  .........................гы до еси.....лоу мы на он ми эр....сы ты оук
  .....................ве гы до еси.....лоу мы на он ми эр..... сы ты оук хе
   ..................боу ве гы до еси....лоу мы на он ми эр...сы ты оук хе по
  
  
  
  'Аз' является фонемой уже нового качества, она вносит новую характеристику твердости - мягкости. У нее отсутствует пара в глухом блоке. Она идет в пару к 'еси' в своем звонком блоке. Возможно, и появление 'како' объясняется этим же, только он перемахнул через сонорные. В противоположную сторону от 'еси' развиваются звонкие аффрикаты, заканчивающиеся фрикативным 'ж': 'дж' 'дз' 'же'. (раньше на месте 'жи' стояла 'дж'. В латинице, например, стоит.) Параллельно им в глухом блоке растут глухие аффрикаты, заканчивающиеся фрикативным 'ш': 'цы' 'че' 'ша'.
  Я далек от мысли, что 'и' родилось на стыке звонкого и глухого блока. Вероятно автор Слова таким образом эти блоки соединил, при этом сонорные и глухие он объединил в один. Но порядок же фонем не изменился. Азбука не выстраивалась по смыслу текста. Текст подбирался под уже определенный сложившийся порядок, который отражал историю развития фонем. Так же как и не охотник с фазаном определяет последовательность цветов. Но автор Слова сумел увязать содержание текста с предметом. Теперь понятно, что появление 'еров', которые передают именно гласные звуки, не может служить продолжением процесса - развитие глухих. И названия у них идут целыми сериями 'еры', потом 'юсы' появились. Появление 'еров' отражает начало нового процесса - высвобождение гласных. Но автор Слова не счел нужным включать их в текст. Почему? Может потому, что их и не было? И автор слова ни коем образом не вмешался в порядок даже с буквой 'и'. 'И' действительно не так уж и важно. А 'покой', на том месте, куда мы его поставили, вполне мог звучать как, например: 'помяните'. Нравиться вам такой вариант.
  
  Аз буки веди. Глаголи добро. Ести. Живите зело. Како люди мыслите. Наш он мир. Рцы слово твердо. Ук херъ. Помяните. Цы червь.
  
  Сначала буквы ведайте. Говорите хорошо. Существуйте. Живите ярко. Подобно люди мыслите. Наш он мир. Речите слово твердо. Как херъ. Помните. Вот суть.
  
  Как красиво стоят 'буки' и 'помяните'. Это же шедевр. Смотрите, что получиться, если мы будем соединять концы, сводя их к середине.
  
  Аз. Цы червь........................................Сначала - Вот суть.
  Буки помяните.............................................Буквы помните.
  Ведайте как херъ.........................................Ведайте как херъ.
  Говорите слово твердо...............................Говорите слово твердо.
  Хорошо речите..............................................Хорошо речите.
  Ести мир..........................................................Познайте мир.
  Живите.............................................................Живите.
  Он зело наш.......................................................Он очень наш.
  Како мыслите................................................Подобно мыслите.
  Люди......................................................................люди.
  
  
  Смысл не только не изменился, а наоборот, проступил еще четче. И требует меньшего вмешательства с толкованием.
  В дальнейшем события могли развиваться следующим образом. При высвобождении фонемы 'и' ее могли поместить, туда, где она и стоит. 'Мир' теряет свой смысл. Поскольку 'ы' также переходит в 'еры'. А две 'м' - уже излишни. На место рядом с 'р' перемещается 'п' меняя, 'помяните' на 'покой'. Сочетание 'пр' в русском языке играет важную роль. Это возможно и послужило причиной. А возможно 'помяните' выдавилось со своего места 'фертом'. 'Ф' и 'п' - тоже очень близкие звуки.
  Однако просто так ничего не случается. Если гласные стали освобождаться, значит, что-то произошло.
  Проведем мысленный эксперимент. Требуется ли выделение гласных при разговоре? Нет, не требуется. Мы вполне обходимся первобытными фонемами, отделяя слова, друг от друга паузами. На письме паузам соответствуют пробелы. Но какие могут быть пробелы при высекании букв на камнях, выцараповании их на дереве. Тем более, первоначально в них не было нужды. Первые смысловые морфемы совпадали с первыми выделяемыми фонемами, и с первыми словами, это самые древние корни, которые при письме передавались одним знаком. Слово - знак, слово - знак. Никаких пробелов не нужно. И наиболее древние известные письмена идут без огласовок. Это иероглифы. В дальнейшем по этому пути пошли азиатские страны. Но в таком виде количество передаваемых смысловых понятий ограничивалось количеством этих фонем, но те, в свою очередь, ограничивались физическими возможностями человека, а более конкретно - возможностями гортани, места, где эти фонемы формируются. Одни народы пошли по пути развития этих физических возможностей, другие, в том числе и русский, пошли по другому пути. Эти пути можно сравнить с двумя способами счисления. Один способ с помощью римских цифр, где каждому новому порядку соответствует новый символ, и этих символов может быть бесконечно много, так же как бесконечен и ряд чисел. Другой способ - выражение любого числа с помощью конечного набора символов. Определяя вес каждого в зависимости от позиции - это арабские цифры. Иероглифы соответствуют римским цифрам, азбука - арабским. Следовательно, при достижении каких-то граничных физических параметров, которые определяются количеством первичных фонем в азбуке, развитие русского языка, при образовании новых понятий пошло по пути соединения уже сформированных фонем. При разговоре никаких проблем не возникало, но при письме уже становилось не понятно, чему соответствуют два символа, стоящие рядом. Одному слову, или двум. Для этого и потребовалось выделение гласных, которые стали обозначать конец слова, в условиях, когда пробелы отсутствовали. Так родилось слоговое письмо. Не знаю, как в других языках, но в древнерусском это привело к образованию закона открытого слога, или по другому - закона восходящей звучности. Суть его в том, что в пределах слога менее звучный звук предшествовал более звучному. Таким образом формировалась звуковая волна, позволяющая отделять слова друг от друга без пробелов. Именно способ написания - черты и резы, о которых говорил Храбр в своем сказании, привел к образованию этого закона. При переходе на более прогрессивный, греческий способ писания - чернилами, появилась возможность делать пробелы, и закон открытого слога постепенно сошел на нет. Заслуга в переводе на греческий способ написания славянской азбуки принадлежит, видимо, Кириллу, который сотворил глаголицу, всю в завитушках, буквально настроенную на соединение при письме. Напоминаю, мы находимся в рамках мысленного эксперимента, а значит все это только предположение. Но вот отголоски этого самого глаголического курсива, мы видим у себя в курсиве современном, это буквы 'г', 'т', 'к'. Есть и другие. И в самых древних глаголических памятниках пробелы плохо, но просматриваются. А это уже не эксперимент, а факт. На этом мысленный эксперимент закончен.
  Что дальше? Дальше вот что. Имея ввиду проведенный мысленный эксперимент, Зная смысл Слова. Видя как подстраиваются в азбуку гласные, с группирующимися названиями. Можно придти к удивительному наблюдению. Азбучное слово не учило писать, оно учило говорить. Наряду со всем оно учило твердо отделять слова друг от друга. А следовательно 'еры', 'ять', заодно и 'и' мы убираем с легким сердцем. Становиться более понятен и смысл создания Слова. Имея графически только обозначения первобытных фонем, объединяющие в себе гласные и согласные звуки. Как по другому, можно было их выучить и постичь произношение? Так и вижу древнего русича, в звериной шкуре, который тычет в свои царапки на камне и вдалбливает нерадивому ученику: ' аз буки веди...'
  Дальнейшие преобразования в азбуке понятны. Высвободились 'а' и 'е'. Следовательно 'з' и 'си' из 'аза' и 'еси' улетают, поскольку дублируются. Освободилось 'оу' - улетел 'к' из оук, а 'ако' из 'како'. И мы имеем такое обозначение буквы (как 'оу') в некоторых источниках. Развалилось оно на 'о' и 'у' - улетел 'н' из 'он' и 'о' из 'оу'. Отпадают гласные и у оставшихся согласных.
  Хочется заметить, что, например, буквы финикийского алфавита, на основе которого, как уверяют, возник и греческий, имеют название предметов, на которые они похожи.
  'А' - 'алев' - голова быка. Есть названия, которые обозначают рыболовный крючок, змею, глаз, голову, зуб. Алфавит конкретно учил писать. Тут уже никакой текст не составишь. Как можно его составить, когда подряд идут: бык, дом, верблюд, дверь, выдох, гвоздик, оружие... Тут только через запятую.
  Однако вы могли заметить, что за разговорами, под шумок, мы избавились еще от двух букв. 'Иже' и 'ша'. Ничего не поделать. Придется объясниться. В этом нам поможет греческий алфавит. Греческий алфавит и русская азбука - близнецы и братья. Всегда приходят на помощь друг к другу.
  
  alpha......beta......gamma....delta.....epsilon....zeta eta...theta........ iota...kappa...lambda....mu
   аз....буки веди...глаголи...добро....ести....живите.. дзело....иже..и......како...люди....мыслите
  
  
   nu....xi.. omicron.....pi........ rho.....sigma....tau.....upsilon...phi chi..... psi........... omega
  наш......... он......покой.... рцы.....слово.. твердо...ук.... .... херъ.. цы червь ша
  
  Давайте на секундочку задумаемся, что мы сравниваем? Мы сравниваем современный греческий алфавит с древней русской азбукой. Ничего личного, только это.
  Призраки 'ферта' и 'гервя' бродят по алфавиту. Но парочка призраков бродит и по нашей азбуке это 'ша' и 'иже'. После удаления 'земли' 'иже' попала под удар вместо нее. А 'ша' под ним с самого начала и стояла. Считается, что 'ша' у нас привнесено с иврита, раз его нет у греков. Может и так. Тогда убрать 'ша', а за одно и парную 'иже' проще простого.
   Но можно предложить и другой вариант, поскольку 'ша' у греков есть, и это 'омега' - ;. Если 'омегу' сместить на 'ша', удалить не 'иже' а 'и', что мы уже делали. Удалить у греков (не все же у нас) призрак 'ферта' - 'фи' и 'гервя' - 'кси'. То азбука и алфавит практически сольются.
  
  alpha......beta........gamma...delta...epsilon...zeta eta...theta.... iota.... kappa..lambda...mu
   аз....буки веди...глаголи..добро...ести.....живите.... дзело...иже...како...люди...мыслите
  
  
   nu.....omicron.....pi...... rho.... sigma....tau......upsilon...chi.....psi.......omega
  наш.....он........покой...рцы....слово...твердо....ук.... херъ....цы червь....ша ъ
  
   У финикийцев на месте 'ша' - 'син'. И пишется похоже - w. Ну пусть у нас ша будет раньше иметь значение, что - то типа 'сий'. В конце Слова будет 'Цы червь сий (вот суть сия)'. ('Сия' т.к. мужской 'червь' толкуется как женская 'суть'). Дальше происходит процесс высвобождения гласных. Но у нас же Слово-песня. А из песни слова не выкинешь. Те распады первичных фонем на гласные и согласные, про которые мы говорили, произошли у нас много позже. Первые образованные гласные чинно выстраивались в ряд после 'сий'. Такие четыре скатившиеся с горки буквы Р. Ни у кого больше нет. А первичные фонемы скрепленные силой слова, сохраняли свое звучание. Только 'иже' потеснилась, пропуская 'и'. Но при письме, попав под закон открытого слога они стали смягчаться, при этом оставаясь на своем месте в азбуке. 'Сий' перешло в 'ша', 'ези' - в 'еси'. Потом появились и другие смягченные. Т.е изначально Слово действительно было твердым как 'херъ'. Первым же из 'еров' после 'ша' как раз и стоит 'еръ', который соответствовал раньше гласной 'о'. Ни греческий ни финикийский алфавиты, ни иврит ничем скреплены не были и процесс огласовки разъел их как ржавчина. Зачем грекам две 'с' - 'син' и 'сигма'. 'Сигма' и получилась из поставленного на попа 'сина'. А сам 'син' под тем же значком переводиться в 'омегу' и остается на том же месте. И у нас там стоял 'син(сий)', только мы добавили 'еръ', а 'син (сий)' превратился в 'ша'.
   Мы убираем 'иже' и 'ша' потому, что они раньше или не так звучали. С буквой 'ша' это доказывает финикийский алфавит, а аналога 'иже' там, вероятно, вообще нет. Или они действительно образовались только после появления открытого слога, Поэтому и в первой части особого усердия в их толковании проявлено не было. Скорее всего изначально, в азбуке, были только звонкие и глухие аффрикаты : 'дж', 'дз', 'ц', 'ч'. А свои фрикативные хвосты они отрастили уже потом.
  К этой же группе смягченных относится и 'ести'. Но пока мы её придержим.
  После того как 'ша' отпала, смысл оканцовки, с которой у нас были проблемы, проявляется сам собой.
  'Цы' - без изменений
  'Червь' - всегда сидит в середине, в самом центре яблока, например.
  'Херъ' - без комментариев.
  'Ук' - действительно является противоположностью 'како'. Это одно из философских построений древних славян. Значение противоположное, но толкуется так же. В рамках этой статьи развить тему не возможно. Потребуется почти целиком приводить последующую. Пока, предлагаю поверить на слово. В данном случае 'ук' - это 'как'. Что бы не повторяться 'како' лучше заменить на 'подобно'
  
  Итак, в ходе анализа удалось предположить последовательность следующих преобразований. В результате каждого из которых Слово претерпевало изменения
  
  1.Возникновение первичного набора фонем.
  2 Их развитие
  3.Создание Азбучного слова.
  4.Огласовка. В результате развития письменности.
  5. Возникновение закона открытого слога
  6. Смягчение существующих фонем и появление новых смягченных
  7. Постепенный распад первофонем.
  8. Переход на чернила, появление пробелов.
  9. Развитие двугласных
  10.Засорение чуждыми элементами
  11. Прекращение действия закона открытого слога.
  12. Очистка от чуждых элементов.
  13. Отмирание родных элементов
  14. Современный вид.
  
  Пункты, начиная с 9, были упомянуты в скользь.
  
  Слово можно изобразить в виде спирали молекулы. Наиболее красиво она будет смотреться, если убрать результаты смягчения, и поставить 'помяните' и 'мир'. Ну и без 'и', конечно. Т.е. максимально приблизиться к предполагаемому первоначальному варианту ('аз' появился в результате смягчения 'с' в ести, которая, вероятно, ранее, звучала как твердая 'з', об этом потом отдельно.)
  
  ............................Звонкие............... ...............Сонорные..............................Глухие...
  (иже) ........... ........... ........... ....... ....... ...... .......... ....... ........ ......... ........ ..............(ща)
  ....... (иже, земля) ........... ........... ....... ....... ............ .......... ....... ........ ........... (сий, ша) .............
  ....... ........... зело ........... ....... ....... ............ .......... ....... ........ ......... червь ....... ..............
  ........ ........... ........... живите (гервь, како) мыслите мир ........ ......... Цы ......... ....... ..............
  ......... ......... ............ ............ ести люди ............ ........... рцы слово .......... ......... ....... ..............
  ......... ............ ............ Добро ........ ......... наш..... .......он.................твердо ......... ....... ..............
  ......... ......... Глаголи ............ ......... ......... ............ .......... ......... ......... .......... оук ....... ..............
  ......... Веди ............ ............ ......... ......... ............ .......... ......... ......... .......... ......... херъ (ферт)
  буки ............ ............ ............ ......... ........ ............ .......... ......... ......... .......... ......... ......... помяните
  (аз)
  
  
  В таком виде Слово можно читать как угодно:
  
  Рцы(речите) слово.
  Слово - цы червь.
  Червь - цы слово.
  Слово твердо, как херъ
  Херъ, как твердо слово
  Люди мыслите, рцы (речите)
  Люди! наш он (един) мир.
  Зело живите, ести люди.
  Люди ести, живите зело.
  Зело глаголи
  Живите добро.
  
  Еще есть варианты. Попробуйте перебрать все. Гуляя только по сонорным их можно получить несколько.
  Я вижу только одну помарку. Если 'мир' опустить ниже. И поставить в ряд 'Наш он мир', а на верху оставить одно 'мыслите', то обе ветки будут читаться самостоятельно, причем в оба конца. Но тогда нарушиться симметрия молекулы.
  
  первая ветка:
  Буки веди. Глаголи добро. Ести. Люди мыслите. Рцы слово твердо ук херъ
  Херъ. Ук твердо слово. Рцы, мыслите люди. Ести. Добро глаголи. Веди буки.
  
  вторая ветка:
  Зело живите. Ести люди. Наш он мир. Рцы слово. Цы червь.
  Червь цы - слово рцы. Мир он наш. Люди ести. Живите зело.
  
  Вибрация происходит в узлах 'люди' и 'рцы'. Ученые считают 'л' и 'р' наиболее звучными фонемами, и наиболее древними. Призыв людей говорить, (а не писать) буквально пронизывает каждую клеточку. Эта молекула входит в ДНК всех славян, и является нашим стержнем. Основой, на которой стоит весь славянский мир. Да и само слово 'славяне' происходит от 'слова'.
  
  Читайте, братья славяне. Читайте и наслаждайтесь. Это наш мир (ударение по вкусу). Даже не знаю, нужен ли теперь перевод. Могу только сказать, что и это не окончательный вариант.
  
  Аз буки веди................................................Сначала буквы ведайте.
  Глаголи добро........................................................Говорите хорошо.
  Ести...........................................................................Существуйте.
  Живите зело...............................................................Живите ярко.
  Како люди мыслите.......................................Подобно людям мыслите.
   Наш он покой............................................................... Это наш мир.
  Рцы слово твердо. Ук херъ. .........................Речите слово твердо. Как херъ.
  Цы червь............................................................................... Вот суть.
  
  
  
  Продолжение следует
  
  
  Азбучное слово в pdf
www.hyperazbuka.ru/tema/azbuchnoe_slovo.html
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"