С полуфиналом, с одной стороны, проще: треть рассказов знакома уже, и общее качество группы, безусловно, гораздо выше, чем в группе.
С полуфиналом и сложнее: треть рассказов - те же самые, лучшие из этой трети едва ли стали хуже, а худшие уж точно лучше не сделались...
Прочла все сорок пять, и поняла: надо написать о лучших. На мой взгляд.
Потому что - я люблю.
Другой берег чёрной реки.
Я люблю в этом рассказе хорошо узнаваемую правду состояния. Жизнь действительно тяжела (как минимум, некоторым из нас). Мы действительно совершаем дурацкие поступки. Мы действительно делаем лодку спасения из самих себя же, а это материал не крепче картона и силикатного клея. И для того, чтобы пуститься из безнадёжной ситуации в плавание по чёрной реке, нужно однажды узнать и услышать что-то, совместимое с тобой именно здесь и сейчас. Как песня аэли.
В этом рассказе нужно ещё многое править. Уходить от смысловых неточностей ( не может быть чистой пыльная нехоженая лестница), от неприятных нерусских слов (например, "комфортный" совершенно не годится здесь), помнить, что слово "красивый" вообще запрещено, а тем более - в рассказах такого рода. Оставлять основное, убирать красивости, тогда красота выступит сама.
Но суть, переданная верно, уже сейчас значит для меня многое.
Путь Коропкина
Я люблю абсурдную, сдвинутую точку зрения, выносящую меня, читателя, над плоскостью самого рассказа. Время движется, судьба членится на "сбудется -не сбудется". И прощемившее насквозь в конце: "Что ты, старик, я и на Икарусе до Одессы не доехал!" начинает и закрывает ряд динамических судеб-доминошек, и парадоксальным образом оставляет надежду. Ну, в эту эпоху не доехал, ну и что? Кальпа велика...
Весы, инвентарный номер...
Ну, как фомор и предсказывал: мы в финале, и название всё такое же неудобоваримое. И рассказ всё такой же чудесный, точный внутри. Я люблю умение обыграть метафору так, что она становится живой и необычайно горячей. Всё взвесить... и всё равно решение принимать только тебе, не весам.
Я люблю живых персонажей. Мне жутко, конечно, оттого, что там два развода, но, видимо, не разбив яйца, не сделаешь сюжета достаточно жёстким. Всё рано - решаем сами.
И это я люблю.
Долгая служба
Какие там бьются ангелы с чертями? Где? Это русские солдаты, погибшие без отпевания, служат в посмертии Яньло-вану, князю той стороны, которая их после бури приняла. Присяга есть присяга, долг есть долг, честная служба. И вот в этом-то контрасте небывалых трудов (то огненных демонов гонять, то души утопленников к последнему порогу провожать, то злобного ику от корабля отвадить) и самой обыкновенной рабочей интонации - настоящая правда фантастического рассказа. Он щемит весь, особенно в описании подземной-подводной, потусторонней той работы, и там, где две лодки, обе без креста (или те, вражьи, с крестами всё же были - но тоже чёрными, мертвецкими?) - уже почти невыносимо... Потому что долгая, ох какая же долгая служба. От войны через войну и до войны. И не приведи Господи снова...
Это вам, знаете, не "Летучий голландец" с его морепродуктами...
Я люблю.
Что-нибудь особенное
Я люблю сумасшедшинку. Последовательную. Этот рассказ иногда, на мой взгляд, коряв речью, как-то негладок, но зато он необычайно последователен в изложении странного диалога персонажей. Я верю. Это - не меньше, чем я люблю. И герой, обшаривающий наш бренный мир в поисках умельцев "с той стороны", почему-то мне симпатичен. Хотя и сноб, конечно. Однако, любит хорошие вещи, ценит жизнь. И на драконе покатается ещё, пожалуй.
Я - ромб
Я люблю, когда автор хорошо понимает, что такое выбранный им метод. Рассказ такого рода легко мог бы свалиться в занудную скучную аллегорию. Но вот не свалился же (по моему мнению). Остался в равновесии. Остался с милой моему сердцу нежностью, с тонким звуком.
И цитата хорошо обыграна.
Автор умеет делать своё дело.
Нарочно ли, нечаянно, по наитию или в поте лица - не знаю, не берусь судить. Неважно.