Ситникова Лидия Григорьевна : другие произведения.

Нереальный финал, или тропка к успеху

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Знакомые все лица... Обзор работ финалистов "РТ-2015 - Нереальная новелла".
     

Благополучно прозевав, прокатав и проездив все время полуфинала, я решила поучаствовать хотя бы в обзоре работ финалистов - тем более, что многие из них мне уже знакомы. Оцениваю новеллы все по тем же критериям, что и в моем обзоре Группы 5. Но я добавлю еще один пункт, который не влияет на количество баллов и является исключительно моим субъективным предположением и попыткой суждения о том, в чем секрет успеха новеллы. Пункт так и называется - "Секрет успеха". Большая просьба всем читающим высказывать свое мнение - согласны вы с моим вИдением секрета успеха, или же у вас есть на этот счет свои предположения.

Чувакин О.А. "Организм"

Как удивительно сложилось, что именно эта новелла стоит в списке финалистов под номером "один". Ее я читала еще задолго до конкурса и, признаться, была удивлена тем, какая дискуссия развернулась в комментариях, которые автор так скрупулезно собирает и цитирует. Кстати, видно, что господин Чувакин очень серьезно относится к своему творчеству и еще серьезнее - к его продвижению. Снимаю шляпу.
Чтобы освежить впечатления, а заодно выстроить "разбор" сквозь призму правил конкурса, я прочла "Организм" еще раз. Да, сильно. Да, предсказуемо. Где-то даже кровожадно. Да, можно очень долго спорить о том, что носят на объекте прорабы и можно ли считать мужчину в 60 лет стариком. Нереально? Безусловно. Снайпер, сопровождавший бригаду "убийц", выехавших на объект к старичку, кстати, тоже добавляет фантастичности. В общем, есть о чем посудачить. Новелла вызвала бурную реакцию читателей и вполне ожидаемо добралась до финала.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 3\5.
3. Стиль изложения, богатство языка -3\5.
4. Увлекательность повествования - 3\5.
5. "Нереальность" - 3\5.
6. Секрет успеха - большое количество спорных моментов + активная популяризация новеллы автором.
ИТОГО: 17 баллов.

Голиков А.В. "Мост"

Также перечитала "Мост" еще раз - но не нашла, что можно было бы добавить к моему более раннему комментарию Вот он: "Возможно, стоило чуть поступиться следованием "букве жанра" - потому что возникает ощущение, что это глава. Первая. Начало есть, а конца нет. И шестерка вкупе с многоточием это впечатление только усиливает". Неожиданная концовка? Более чем неожиданная. Единственный вопрос - "а что потом?.." Возможно, именно этот вопрос и заставляет читателя запомнить новеллу. Плюс элементы, которые просто не оставят равнодушным ни одного любителя популярного нынче фантбоевика. Экшена - через край, повествование не идет, а бежит, несется, как тот самый поезд... в неизвестные "звездные врата".
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 3\5.
3. Стиль изложения, богатство языка -3\5.
4. Увлекательность повествования - 3\5.
5. "Нереальность" - 2\5.
6. Секрет успеха - экшен, экшен и еще раз инопланетяне. Загадка вроде есть, но думать над ней особо не нужно - достаточно следовать за полетом сюжета. Простое и бойкое чтиво.
ИТОГО: 16 баллов.

Прудков В. "Торпеда совести"

"Водитель, коротко стриженный, мрачноватый громила, был похож на Джо Райдера - маньяка-убийцу из американского фильма. Битов смотрел этот ужастик лет двадцать назад, еще совсем зеленым вьюношей, впервые в жизни посетив только что открывшийся видеосалон. Поэтому, наверно, маньяк-убийца так запомнился. Странно, что Димон иноземным именем водителя и назвал" - абзац показался несколько скомканным.
Привратник, видимо, френч с погонами одолжил у генерал-полковника на время... Не вяжется деревенская речь привратника с нехилыми погонами, никак =(
"Программист Кашпирский программу разработал, а в Сколкове в изделие воплотили."
"Так не передавали же, - недоуменно сказал Битов. - В СМИ не объявляли. И на форумах не обсуждалось.
- Негласный указ," - запахло хорошей фантастикой, с юморком =)
"Все методы борьбы с коррупцией испробованы" - включая крестный ход против коррупции? Впрочем, простите, оффтоп =)
Хорошая "сказка", милая, где-то даже наивная. С изрядной долей сарказма и плавным сюжетом. Может быть, даже слишком плавным - ничто особо не тревожит, не заставляет напрягаться, проскакивать строчки, побыстрее стремиться узнать - а что там, в конце?.. Социальные проблемы вроде как и затронуты, и вроде как даже выведены на первый план - но очень уж поверхностно, имхо. Нет остроты. Президент рисуется этаким наивнячком, пришедшие на "торпедирование" люди - сплошь послушные овечки, да и сам герой немногим активнее. Нежизненно как-то. Мягко...
"удивительными "желто-серыми зрачками" - признаться, увидев такие зрачки, я бы сразу заподозрила их обладателя в нечеловеческом происхождении.
И маленькая блошка в заключение:
"добросовестие передалась генетически"
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 2\5.
3. Стиль изложения, богатство языка -2\5.
4. Увлекательность повествования - 1\5.
5. "Нереальность" - 2\5.
6. Секрет успеха - Трудно сказать... Может быть, все дело в том, что в новелле воплощены тайные чаяния русских людей?:)
ИТОГО: 12 баллов.

Тадер О. "Где заканчивается линия электропередач"

Автор неоднозначный, точнее, неоднозначная - лично для меня. Одно из ее произведений (не буду здесь писать, какое, но не рассматриваемое) я внесла в свой персональный ТОП Самиздата. А "Линия..." подкупила меня живописным поселком где-то в глуши северных преданий, обилием бурятской мифологии, многочисленными компьютерными терминами и уютнейшим уголком, где обитает героиня. Да и сюжет перекликается с моими собственными идеями. Поэтому мою оценку новеллы я не могу считать объективной - произведение просто мне понравилось. "Материализация" мыслей героини кажется слишком уж предсказуемой, но вряд ли это сильно портит сюжет. А возможность купить за варежки сомнительную милость шалопая Ырха-Нойона - приукрашает.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 4\5.
3. Стиль изложения, богатство языка -4\5.
4. Увлекательность повествования - 5\5.
5. "Нереальность" - 2\5.
6. Секрет успеха - Удивительное место действия и возможность "побывать в шкуре бога".
ИТОГО: 20 баллов.

Ефимова М. "Мо Киле-Киле"

Глаза не дошли пробежать хотя бы поверхностно эту новеллу в начале конкурса - а ведь название в глаза бросалось! Ну, может и к лучшему - сейчас я прочла ее не спеша и получила настоящее удовольствие. Идея достаточно проста - обыгрывается феномен реинкарнации, но повествование подкупает ярким образом героя, к которому сразу проникаешься сочувствием. Особенно понравилось одно из его рассуждений: "И слова - это не только то, что произносишь ртом, но также то, что демонстрируешь видом и показываешь телом".
Правда, появление Мо в новом воплощении российского ребенка кажется просто данью правилам конкурса - вместо России могла быть выбрана иная страна, где любят читать (а у нас любят-то?) и где не голодно. Любопытно, будет ли помнить Кирилл Кириллович свою предыдущую жизнь? Или, как водится, годам к 3-4 все забудет? Надо бы научиться расшифровывать детское хрюканье-гуканье - авось услышатся шедевры и сенсации)
Мое скромное ИМХО:
. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 2\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 5\5.
4. Увлекательность повествования - 3\5.
5. "Нереальность" - 3\5.
6. Секрет успеха - Легкий, приятный стиль, грамотно созданные образы персонажей, живые диалоги и, лично для меня, - запоминающееся и интригующее название.
ИТОГО: 18 баллов.

Алексеева-Минасян Т.С. "Оттолкнуться от дна"

Читала эту новеллу, когда она была выставлена на конкурс "Укол Ужаса". Процитирую свои первые впечатления:
Реальность - самая жуткая жуть. А уж родители, которые запрещают ребенку всё и вся... Рассказ не то чтобы хоррорный, скорее, психологический, но именно это и делает его таким сильным. Воздействует. Особенно если у читателя тоже было в жизни нечто, хотя бы отдаленно похожее на описанные события. А было, думаю, у многих - хотя бы серые беспросветные будни.
Чудовищная ситуация даже если ее просто вообразить - родители-психологические садисты и такой же муж. Выбрала, как говорится, по признаку "что привычнее". И вовсе не о путешествиях и учебе Сандра мечтала. А когда ее мечты превратились в жуткую реальность, когда она, наконец, дошла до той финальной черты, к которой (осознанно или нет) стремилась всю свою жизнь и к которой ее подводили - настало время оттолкнуться от дна. Иногда нам нужен хороший пинок, чтобы осознать ценность своей жизни. Вопрос только в том, надолго ли этого пинка хватит?..
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 3\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 3\5.
4. Увлекательность повествования - 2\5.
5. "Нереальность" - 2\5.
6. Секрет успеха - Апеллирует к внутренним переживаниям читателя, к "демонам его души", заставляет сочувствовать героине.
ИТОГО: 15 баллов.

Тихонова Т.В. "Кубик Рубика, кошки и мыши"

Мир... настоящий "Водный мир". И торговцы есть. И опреснители. И бескрайний океан, накрывший города, в наличии. Вот только - почему обреченные не уплыли с торговцами? И где можно было найти макарон на несколько месяцев?..
Загадка без разгадки, с неожиданным финалом, перед которым отступают вопросы о макаронах... и появляются новые: о кубике, опреснителе и разнице в возрасте. А еще - о мирах непересекающихся и всякого рода минимально необходимых воздействиях, порождающих новые реальности в определенном секторе Вечности =)
Подозреваю, концовка новеллы не столько открытая, сколько ее смысл зашифрован в самом названии. Ловите, мол, мышей, господа. Думайте.
Хорошая фантастика. Крепкая. Атмосферная.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 4\5.
2. Оригинальность идеи - 3\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 5\5.
4. Увлекательность повествования - 5\5.
5. "Нереальность" - 2\5.
6. Секрет успеха - Загадочность и атмосферность. Никак не объясненный, но привлекательный "мир без начала и конца".
ИТОГО: 19 баллов.

Аноним "Неизвестная величина"

Сочная история о странных прихотях любви и нелюбви. Так и видятся четыре фигуры в полумраке гостиной и одинокая согнутая тень - на скамье у подъезда. Какая-то безумная смесь эпохи романтизма с суровым двадцать первым веком российского розлива. Странный микс мемуаров и новеллы, где призрачный автор описывает свою смерть.
Пара замечаний - на фоне богатого языка царапают банальные и местами излишне пафосные фразы вроде: "дослал патрон в патронник" или "сделал видимыми самые темные закоулки моей любви".
В остальном - здорово.
Любопытный подсчет шансов - за это отдельный комплимент автору.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 4\5.
2. Оригинальность идеи - 2\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 5\5.
4. Увлекательность повествования - 5\5.
5. "Нереальность" - 3\5.
6. Секрет успеха - Любви все возрасты читателей покорны. И неповторимая атмосфера мучительной страсти жжет сердца людей - ныне и присно и во веки веков.
ИТОГО: 19 баллов.

Грим "Красный квадрат"

Оригинальная интерпретация проблемы вдохновения. Что есть кураж? В чем его источник? - задается вопросами герой новеллы.
Первые две части показались слегка затянутыми, хотя, если предполагается развернуть новеллу в более крупную форму, то вполне =)
С -3- начинается небольшая катавасия. То современный стиль, то - начала прошлого века, то от 3-го лица, то от первого... А вот часть -4- я по-настоящему смаковала. Сочно, ярко, стремительно; удивительная игра слов. Незаметно оказываешься уже не на месте Кириллова, а в шкуре вампира-Арбенина и заново проходишь с ним весь его запутанный путь.
Блошки:
"Это одна версий".
не открылись его чудесный свойства
гений существуют
И возможно поэтому
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 3\5.
2. Оригинальность идеи - 5\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 5\5.
4. Увлекательность повествования - 3\5.
5. "Нереальность" - 2\5.
6. Секрет успеха - Выразительный стиль, оригинальная идея.
ИТОГО: 16 баллов.

Ера М. "Ангелы"

Прочла на одном дыхании. Стремительный, безудержный темп. Даже вроде бы неторопливые беседы с ангелом не сбивают его. Держит в напряжении все время, и почему-то до самого конца верится, что с героем все обойдется. Немного напрягает бесконечное "мля", хотя и помогает лучше вжиться в происходящее с Серегой, в жестокую и бесчеловечную обстановку бойни. Идея показалась несколько простоватой, да и вопрос утешительности возрождения в качестве бесплотного ангела тоже вызвал сомнения. Кстати, почему бы в финале русскому ангелу не пройтись бок о бок с "душманским"? И - ангелу не очень подходит специфическое словечко "перинатальный" =)
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 3\5.
3. Стиль изложения, богатство языка -5\5.
4. Увлекательность повествования - 5\5.
5. "Нереальность" - 4\5.
6. Секрет успеха - Сильный, яркий, образный стиль, актуальная тематика.
ИТОГО: 22 балла.

Зарубин А. "В городе Н ничего не происходит"

"Ездоки атамана Михаила Крашенниникова, глаза и уши царства Московского - десяток лихих, не боящихся ни бога, ни черта головушек, ежегодно выезжавших из города смотреть дикое поле - искать в диком степном разнотравье битые дочерна следы идущих на Русь татарских отрядов." - дважды перечитала, чтобы понять( То ли я такая невнимательная, то ли предложение сложное(
"две тысячи... на редкость стабильного года" - надеюсь, это пророчество счастливого будущего)
Небезынтересная (особенно для любителей русской истории) новелла. Спокойный и в чем-то даже слишком неспешный сюжет. В городе Н ничего не происходит... Много дождя, много серости, много фактов... мало загадок, мало интриги, мало экшена. Наверное, экшен и загадка здесь ни к чему, это сыскарь мог бы мотаться неуемно с храбростью наперевес - ему по долгу положено. А директор музея, как-никак, степенный человек. Спокойно с дедом потолкует, неспешно с духами поговорит... Свершилось возмездие, еще один мздоимец при власти наказан, падшие упокоены, и в городе Н снова не происходит ничего - кроме дождя... Только Лешка мечется, безуспешно пытаясь раскрыть "висяк".
Успокаивающая новелла - без яркого финала, но сама по себе очень проникновенная. Автор явно увлечен исторической тематикой - отдельный плюсик за любопытные факты.
Блошки:
уйти в него, заградится ружейным огнем
Станичники слитно выстрели из ружей
Вошел Лешка его старый, со школьной скамьи, приятель
И другие...
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 1\5.
2. Оригинальность идеи - 2\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 3\5.
4. Увлекательность повествования - 4\5.
5. "Нереальность" - 3\5.
6. Секрет успеха - Плавный спокойный сюжет - для любителей истории.
ИТОГО: 13 баллов.

Политов З. Доминантный признак

По всей новелле разбросаны намеки, Намеки и НАМЕКИ - вроде бы и просто, но апеллирует к самому страшному читательскому пороку. Прямо-таки вынуждает поглощать текст, сглатывая слюну при упоминании оливье и бутылочки 'Голицына' (эх-эх...).
И все же - кто мешал Любе по-тихому спетлять от загадочного Макса, пока он пребывал в желанном одиночестве? Кстати, раз уж каждый сам себе рисует барашка в ящичке, то у меня он такой: пока Люба нежилась в ванной, Макс по-тихому спалил незадачливого Феликса, и пепел, который сметала совочком Люба, был как раз останками ее 'партнера'. Вот такой Зло-барашек.
Особо понравилось: 'C деньгами ложь и зависть - вот что совсем было уничтожило любовь в нашем Мире.'
Трогательная концовка - вроде бы и счастливая развязка, и волки сыты, и Люба цела, да не просто цела, а еще и влюблена вдобавок! И требует у своего партнера вернуть ей Зло во плоти, дабы осчастливить это самое Зло и - как знать? - может быть, таким образом его уничтожить. Ну, или обратить на светлую сторону. И остается наш Феликс со смутой в голове, а читатель - с карандашом в руке над пока еще пустым ящичком.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 3\5.
3. Стиль изложения, богатство языка -5\5.
4. Увлекательность повествования - 4\5.
5. 'Нереальность' - 3\5.
6. Секрет успеха - Яркий образный язык, вечные вопросы о Добре, Зле, Любви и Счастье в оригинальной обработке.
ИТОГО:20 баллов.

Ковалевская А.В. "Театральные сезоны на Марсе"

"Шёлковая роза тогда досталась Михе. Я понял это гораздо позже. В тайну я был посвящён последним, уже на Марсе: когда хозяйка изысканного алого нижнего белья с тонкой кружевной каймой снимала его передо мною, взведённым до предела и растерянным... И я был счастлив. Я был по-настоящему счастлив тогда: впервые я играл свою роль так, что зрители прониклись и отпустили её ко мне - чтобы я мог жить дальше. И всё остальное стало позволено капитану, и я допущен был вступить в чертоги розы.
Вам этого не понять."
Краткий пересказ новеллы с финальным утверждением, непререкаемым и незыблемым. Вам этого не понять. Так зачем читать дальше?..
Если не ошибаюсь, эта новелла вызвала критику из-за откровенной сексуальной линии в сюжете. Но, как по мне, ничего ужасного в этом нет (все мы взрослые люди). А вот излишнее, на мой взгляд, количество пафоса - немного напрягает.
Рваный стиль передает сумбурную внутреннюю жизнь "марсиан". Есть психолог, она же "жрица любви", есть "брачные пары", есть стар-беби, есть загадочная плесень и в высшей степени символичные маски... Есть Остроухий капитан, а есть вставки из дневника Полины. Много чего есть в новелле и еще больше остается на долю читательского воображения.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 4\5.
2. Оригинальность идеи - 1\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 2\5.
4. Увлекательность повествования - 2\5.
5. "Нереальность" - 2\5.
6. Секрет успеха - Затронутый в новелле вопрос об освоении Марса вкупе с оригинальным вплетением сексуальной линии.
ИТОГО: 11 баллов.

Чваков Д. "К стогам"

Лихие сельские разборки... Нет, куда там - здесь мы имеем дело с Хранителями пространства и параллельными мирами. И неким сбоем в системе, из-за которого Дарья Михайловна поссорилась с Константином Ивановичем. Надо полагать, программа была недоразработана или недоадаптирована или, как вариант, недонастроена и недоотлажена, но бравым российским инспекторам все нипочем! Хорошая юморная новелла, включающая много забавных сравнений и целый бор ёлок с различными добавками) Есть над чем посмеяться и чему умилиться.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 4\5.
2. Оригинальность идеи - 1\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 4\5.
4. Увлекательность повествования - 4\5.
5. "Нереальность" - 1\5.
6. Секрет успеха - Веселый, легкий, юморной стиль.
ИТОГО: 14 баллов.

Бочаров А. "Фата-Моргана "Москва-Одесса"

Загадочная история - не то о перемещениях во времени, не то о телепортациях... А. скорее, - о сбывшихся мечтах, после которых и впрямь ни к чему лишние вопросы. Загадка остается неразрешенной, но решение и не требуется - впрочем, если желание есть, всегда можно поломать голову =)
Проникновенная и милая новелла. "Москвофобия" особенно порадовала - есть, есть такое, давят большие города-столицы. А уж если их еще и воспоминаниями "приправить"...
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 4\5.
2. Оригинальность идеи - 2\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 4\5.
4. Увлекательность повествования - 3\5.
5. "Нереальность" - 2\5.
6. Секрет успеха - Приятная для чтения новелла, симпатичные живые герои.
ИТОГО: 15 баллов.

Ivanoff А.Н. "НН-2015: Грей"

Новелла сходу погружает в сладостно-утонченную атмосферу замков и герцогов. "Янтарное" вино, камин, сигары, вышколенный слуга... Уже появились автомобили, но еще не исчезли титулы, никуда не делась и изысканная роскошь светских загородных клубов. Автор умело подогревает интерес к происходящему, держа в тени загадочную фигуру Грея. Кто он - пресловутый Дориан? Нет, слишком просто. Пес Ларус, на досуге меняющийся сознаниями с парнем из обслуги? Нет, "Обмен разумов" - это про другое... Оборотень? Плод запретной связи волчицы с человеческим отродьем?.. "Вещие" сны Итана, рассказ Вильгельма, объяснения самого Грея сплетаются в удивительный сюжетный клубок, в котором интрига сохраняется до самого конца. Новелла, как отличное вино, терпкая и разогревающая воображение. Мои комплименты автору!
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 3\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 5\5.
4. Увлекательность повествования - 5\5.
5. "Нереальность" - 3\5.
6. Секрет успеха - Умение автора сохранить интригу при легкости повествования.
ИТОГО: 21 балл.

Рэйн О. "Когда-то и не здесь"

Прочитав слово 'свинница', я сразу подумала: вот она - завязка кровавой драмы с убийством старухи в лучших традициях классиков. Но тут же выяснилось, что Морена - животное, от сердца отлегло, и дальше все покатилось как по маслу ?
Читается прекрасно, слог, стиль просто замечателен, а вот нереальности показалось маловато. Наверное, простой замены букв недостаточно для того, чтобы перенести меня вредную в выдуманный автором мир. Как не хватило для 'русской' души русских имен. Есть доктор Смирнов, а есть пан Будко. Есть Галя и Митя, а есть Анита и Джонас. Что-то русско-польское, или даже (не к месту будь сказано) польско-украинское, на стыке Польши и Западной Украины, где как раз-таки фермы с зеленой травой, с красивыми аккуратными домиками и огромными полями... А мир-то хорош. Что-то похожее на стимпанк даже проглядывает.
Новелла разделена на три части, соответствующие линиям трех главных героев. Линии плавно и удачно сходятся к кульминации, как лепестки цветочка к сердцевине, и начинается самое сладенькое - трогательная история спасения больного мальчика, которая не может не задеть любое мало-мальски чувствительное сердце. Особенно если сердце уже было подготовлено к задеванию рассказом о больном старике и его жене, которая с трудом управляется по хозяйству и с болью в душе готовится зарезать любимую свинницу. Цепляет. Колет. Заставляет переживать.
И на фоне стремительного развертывания сюжета, тревожных метаний Джонаса и Аниты как-то остается на втором плане мистический элемент. Митя видит будущее во время болезненного забытья?.. И этот намек, маленький кусочек таинственности в осязаемом и терзаемом бытовыми заботами мире, кажется, лишь служит подкреплением общего утверждения: все будет хорошо.
Безусловно, развязка дарит приятное чувство, какое всегда испытываешь при виде хэппи-энда. Жизненно. Наверное, слишком жизненно для нереальности...
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 3\5.
3. Стиль изложения, богатство языка -5\5.
4. Увлекательность повествования - 5\5.
5. 'Нереальность' - 3\5.
6. Секрет успеха - Новелла легко читается и воспринимается, написана очень грамотно и заставляет проникнуться переживаниями героев.
ИТОГО: 21 балл.

Буденкова Т.П. "Красный бархатный халат"

Любопытное сплетение провинциального уклада с вампирской тематикой. Пикантная нотка мистики, хитроумно протянутая через полотно человеческих интрижек. Тут и любовь-морковь, и юморок, и страшилка - всего по чуть-чуть, и в итоге - вкуснейший наваристый супчик, который не лень посмаковать лишний раз. В чем-то новелла даже поучительна - мол, ни одно тайное дело не останется тайным, и нечего пимокатам по барскую душу ходить. Есть свои блошки, но незначительные и отнюдь не портящие общее впечатление от произведения. Концовка новеллы оставляет достаточно простора для разгона воображения.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 4\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 4\5.
4. Увлекательность повествования - 5\5.
5. 'Нереальность' - 2\5.
6. Секрет успеха - Забавные происшествия и интрижки, умело оформленные в мистический переплет.
ИТОГО: 20 баллов.

Урмас Соос "Сестра"

Психологическая зарисовка, в основе которой - обыгрывание "эффекта попутчика". Ничего мистического, никакой таинственности, только крепкая бытовая психология. "А может сработает, а?.." - говорит девушка. Верит. И ведь работает же, на самом деле работает.
Проникновенно. Сильно. Без шоковых моментов, без яркого неожиданного финала - просто и как-то основательно, что ли. Заряжает верой в свои силы.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 1\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 3\5.
4. Увлекательность повествования - 4\5.
5. 'Нереальность' - 1\5.
6. Секрет успеха - Проникновенный психологизм новеллы.
ИТОГО: 14 баллов.

Чернов Е.И. "София"

Одна из самых неоднозначных новелл для меня... С одной стороны, вполне продуманная и осуществленная история о священнике, наемнике и летаргической девочке. С другой - хорошая примесь "научной мудрости" во снах отца Грегориуса слегка сбивает с толку. Вроде как все разложено по полочкам, а все же кажется - чего-то не хватает. И концовочка ладная, и хэппи-энд вполне себе устроился, и злыдни получили по заслугам. И факты исторические в большом количестве тоже радуют. Наверное, именно это "обилие всего" и затрудняет восприятие новеллы. Очень большое количество событий и информации втиснуто в относительно краткое произведение. Развернуть бы - получится хороший исторический роман с примесью мистики.
Блошки:
с мечем на поясе
отец Гергориус
И другие, к сожалению, всех не выловишь...
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 2\5.
2. Оригинальность идеи - 1\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 3\5.
4. Увлекательность повествования - 3\5.
5. 'Нереальность' - 3\5.
6. Секрет успеха - Популярность "зомби" и исторической тематики?.. Обращение к вопросам силы веры, в том числе православной? Ставлю знаки вопроса, потому что даже для себя затрудняюсь определить...
ИТОГО: 12 баллов.

Бородкин А.П. "Зеркальный парадокс Белова"

Новелла, обыгрывающая парадоксы путешествий во времени и повествующая о силе воли человеческой. Показалась довольно-таки простой и непритязательной, хотя автор умеет увлечь читателя и подтолкнуть к тому, чтобы спокойно дочитать до конца. Именно спокойно, потому что, хоть интрига и есть, но кульминационный момент не вызывает сильных всплесков эмоций. Есть чуток мелких блошек, но они несущественны. Крепкая вещь, хоть и не побуждающая к перепрочтению и размышлениям. Все просто, все разложено, все объяснено.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 4\5.
2. Оригинальность идеи - 1\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 3\5.
4. Увлекательность повествования - 4\5.
5. 'Нереальность' - 2\5.
6. Секрет успеха - "Крепкая простота" новеллы, актуальная (по сей день) тема временных парадоксов.
ИТОГО: 14 баллов.

Батлер О.В. "Лена Шоаль"

Сильная новелла о перерождениях, любви дочерней и любви мужской; с хорошей долей мистики. Плавное повествование, интригующий сюжет, в центре которого ярко раскрывается непростая амурная история. Трагическая, казалось бы, концовка внезапно обращается в славный хэппи-энд, и, не успев ахнуть, уже снова оказываешься вслед за героиней в тихой городской коммуналке. И, вместе с детским пальчиком ведя рукой по карте на стене, вдруг понимаешь - вот оно... И даже не столько разгадка, сколько утверждение о силе любви. Любви во всех ее проявлениях - и к партнеру, и к отцу, и к сыну. И грузная, строгая Морена-смерть, Морена-воскрешение-и-возрождение дает этой любви второй шанс.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 2\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 5\5.
4. Увлекательность повествования - 5\5.
5. 'Нереальность' - 5\5.
6. Секрет успеха - Сильная, яркая новелла с неоднозначной любовной трагедией в центре сюжета, которая просто не может оставить читателя равнодушным.
ИТОГО: 22 балла.

Неволошин М. "Поэма революции или Рукопись 2"

Игры сильных не от мира сего... Вселенская скука, порождающая революции и поэмы. Задушевный разговорчик в ресторане, вполне обыденный графинчик и совсем земной шантаж. Флешбеки в радужных красках и не совсем уместные когти на лапах. Яркая вещь. Загадочная. Заставляет подумать о том, что же мог написать поэт и зачем - на самом-то деле - наркому понадобилась его помощь. Что-то булгаковское во всем этом есть - потому, наверное, и привлекает.
Мое скромное ИМХО:
1. Орфография\пунктуация - 5\5.
2. Оригинальность идеи - 2\5.
3. Стиль изложения, богатство языка - 5\5.
4. Увлекательность повествования - 5\5.
5. 'Нереальность' - 2\5.
6. Секрет успеха - Сильная, яркая новелла с неоднозначной любовной трагедией в центре сюжета, которая просто не может оставить читателя равнодушным.
ИТОГО: 19 баллов.
Вот так. Для меня первое место делят "Ангелы" и "Лена Шоаль", второе - "Грей" с "Когда-то и не здесь", а на третьем разместился "Доминантный признак" в "Красном бархатном халате", как раз там, "Где заканчивается линия электропередач". Как-то так вышло, что ни одну из этих новелл не захотелось куда-то смещать. Пусть делят, думаю, не страшно) Поживем - увидим, насколько моя точка зрения совпадет с мнением жюри =)
 
Подводя итоги...
Читая и оценивая новеллы не как член жюри, а как простой читатель, я ставила перед собой задачу понять - чем же то или иное произведение привлекло аудиторию, почему вышло в финал? Здесь уместно будет вспомнить комментарий одного из финалистов - Бородкин А.П. с новеллой "Зеркальный парадокс Белова". Он написал: "Почтенная публика не хочет заморачиваться умными текстами, но это ничего. Нужно трудиться." Я писала о том, что многие авторы стараются вести читателя туда, куда он (читатель) хочет, и поэтому такие произведения воспринимаются легко, оставляют приятное впечатление и, соответственно, пользуются успехом. Но далеко не все новеллы-финалисты так уж просты. Есть те, где сильной стороной выступает именно загадка, побуждение читателя к размышлению. Есть те, которые "берут" трогательным сюжетом, симпатией к героям. Есть оригинальные обработки, казалось бы, банальных ходов.
Остается добавить одно - пока есть авторы, пишущие так, как финалисты, тропка к успеху у как минимум 90% читательской (да и жюрейской) аудитории определенно не зарастет.

Спасибо всем авторам и дальнейших творческих успехов!



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"