Сягайло Максим Андреевич: другие произведения.

сравнительная рецензия на "Некрономикон" 1993 и "Черный кот" 2007.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


В плену своих произведений(статья)

   Творчество одного являет эпилог романтизма, другого чтят одним из предтечей фентези. Их произведениями восхищаются как ценители жанра, так и просто хорошей литературы. И оба с легкой руки киноиндустрии стали героями своих произведений.
   Не ставя перед собой задачу описывать биографии Лавкрафта или Эдгара По, я коснусь их лишь в той мере, в какой они нашли отражения в кино.
   "Некрономикон" 1993 года представляет собой сборник из трех коротких новел вдохновлённых рассказами мучаемого ночными кошмарами уроженца Рот-айланта. Стержневой является история, в которой Лавкрафт собственной персоной проникает в библиотеку загадочного монашеского ордена Ом-яти желая изучить легендарную Книгу Мертвых.
   Чем руководствовался Юзна, представив славившегося болезненность писателя, в образе почти что Индианы Джонса от хоррора остается для меня непонятным. Зато выбор исполнителя главной роли гениален и кажется настолько естественным, что думаю, никто кроме Джефри Комбса не смог бы сыграть Лавкрафта лучше в этой интерпретации.
   Звание самого Лафкратовского актера всех времен и народов закрепилось бы за Комбсом, даже если б тот Не удостоился чести воплотить образ писателя на экране. Достаточно вспомнить его в ставшем культовым "Реаниматоре" и "Извне".
   Бросается в глаза очевидное не соответствие во внешности актера и реального Лавкрафта, но это с лихвой компенсируется актерской игрой. Безумный гений с одержимым блеском в глазах порядком пощекотал людям нервы в 1985 под именем Герберта Веста и вот он вернулся, сильно остепенившись, но сохранив завораживающею ауру фанатичного исследователя, готового на все ради реализации своих сумасшедших фантазий.
   И вот Говард Филипс Лавкрафт склонился над рукописью безумного араба, прикасаясь дрожащими пальцами к пожелтевшим еще во времена седой древности страницам...
   Первая часть антологии - "Утопленница" поставлена по мотивам рассказа "Крысы в стенах". Причем, "по мотивам" - весьма громко сказано. Что в "Утопленнице" от Лавкрафта: идея наследования огромного мрачного замка главным героем, зловещая книга Некрономикон (которая только здесь за весь фильм и выступает по назначению, в роли мрачного свода заклинаний, способных призвать тварей из иных миров), а также, пожалуй, концепция пугающих монстров, имеющих признаки обитателей подводных глубин.
   Кстати, некромантическое заклятье, что произносят члены рода Де Лапор - вариация на лавкрафтовское " That is not dead which can eternal lie, And with strange aeons even death may die." из "Зова Ктулху". Используется там и имя великого древнего но исковерканное, очевидно из за какой то неурядицы с авторскими правами. Наши горе-переводчики сохранили изуродованный вариант.
   Нам расскажут о трагически прерванной любви и том, что надо отпускать умерших близких. Если человек ушел, то ушел навсегда и вернутся под его личиной может лишь безымянное зло.
   Можно добавить, что это единственная из вычитанных главным героем фильма история, в завершении которой нас ждет хеппи-энд.
   Вы заметили странный механизм, приходящий в активность по мере того как Говард погружается все дальше в запретные тексты? В конце оттуда вылетит птичка, - не забудьте улыбнуться. А пока идем дальше, чувствуете, как по спине бегут мурашки? Это от холода.
   Глава вторая - "Холод". Японец Судзуки Канеко, во время работы над фильмом совершенно не владел английским языком. Мне кажется, это в итоге повлияло на качество. Все-таки работа режиссера подразумевает активное общение с персоналом и актерами. Даже в однородной языковой среде и то не всегда удается донести полный смысл своих слов. Не берусь утверждать что "Холод" - провал, но фильм определенно мог получиться лучше.
   В Лавкрафтовскую историю была добавлена кровожадность, бедолаге было недостаточно просто окружать себя прохладой, периодически требовалась спинномозговая жидкость обывателей. И любовь. Целый любовный треугольник, который приведёт нас к трагической развязке.
   Сюжет о гениальном ученом, ставшим пленником собственного изобретения, был экранизирован в 2007 году. И что забавно, авторы "Холода" 2007го года выпуска в большей степени вдохновлялись трактовкой Судзуки Канеко представленной в "Некрономиконе" 1993 чем литературным оригиналом. Идею жуткого побочного эффекта в виде вечной беременности заимствовали японские коллеги Судзуки в хентае "Mystery of the Necronomicon".
   В этой новелле, как и в прошлой, появляется Некрономикон, именно он вдохновляет доктора Меддена на его открытие.
   "Холод" жителя страны восходящего солнца определенно вложил свой кирпичик в подход к адаптациям творчества Лавкрафта современной культурой.
   "Шорохи" - заключительная история под авторством основного режиссера картины Брайана Юзна. Как по мне, она самая лавкрафтовская в сборнике. Те, кто ожидал прибытия пришельцев под грохот фанфар в духе "Дня независимости" сильно ошибался. Они давным-давно среди нас, скрываются во тьме, внушающие ужас своим видом и поступками
   События "Шепчущего в ночи" перенесены в современный мегаполис. Двое полицейских следуя по следам терроризирующего города маньяка, спускаются в мрачное подземелье. Ужас, замешенный с трешем, на фоне которого рождается глубокое сострадание героям, ставшим пешками в руках сверхъестественных сил, - что еще было ждать от режиссера "Общества" и третьего "Возвращения живых мертвецов"?
   Основная история близится к своему финалу. Лавкрафт вступает в битву с подводным монстром и обнаружившим его монахом-чудовищем, жуткая тварь вырывается из иных миров, - непродолжительный экшен в духе расхитителя гробниц. В финальной сцене мы видим спасшегося писателя, он уезжает на автомобиле, в его руках Книга Мертвых.
   Судить, насколько отражены в "Некрономиконе" исторические реалии начала двадцатого века сложно. Вроде бы и костюмы и декорации соответствуют, но из-за какого-то своеобразного акцента, сама атмосфера передана неудачно, и в этом не малая заслуга "Шепота" перенесенного относительно основных событий в будущее. Спасает только: "Страницы Книги Мертвых хранят все тайны вселенной, как прошлой, так и будущей", произнесенное в самом начале Говордом. Грустно, но единственный на данный момент фильм о Лавкрафте стилистически слишком близок к комиксу, нежели к серьезной картине.
   Несомненное достоинство фильма кроется в самой подборке историй. Три рассказа отражают разные грани лавкрафтоского творчества: страх мистический, страх перед неконтролируемым прогрессом, и космический ужас, ужас чуждый всему человеческому. Среди главных идейных недостатков выбор места действия, - Нью-Йорк. Ради всего святого, ну почему не Аркхем! Выкради Лавкрафт запретную книгу из Мискатоникского университета, а не из обители монашеского братства неопределенного вероисповедания, фильм глубже погрузился бы в мир писателя.
   Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на приз Сатурн за лучший VHS-релиз. Кинофестиваль Fantafestival вручил приз за лучшие спецэффекты. Международный кинофестиваль Fantasporto  так же оценил качественные спецэффекты и номинировал на Гран-при.
   Подводя итог "Некрономикону" следует посоветовать его всем поклонникам литературного таланта Говарда Лавкрафта. Фильм конечно далек от идеала, но мифология писателя, как ни печально, не может похвастаться впечатляющими, близкими к тексту экранизациями.
   Помню когда впервые прослышал, что в эпизоде сериала Мастера ужаса "Черный кот" роль Эдгара Алана По доверили Джефри Комбсу, - не поверил. Не смотря на мою ярую симпатию к актеру, в теле страдающего алкоголизмом рыцаря печального образа представить его не получалось.
   С другой стороны в голове была четкая картинка Комбсовского Лавкрафта и помня о нескрываемом восхищении которое Говард испытывал к творчеству Эдгара По, и том какое огромное влияние оно оказало на его собственное, в этом мерещилась некоторая вселенская справедливость.
   Также нельзя не признать, что у Стюарта Гордона, выступающего режиссером этого эпизода "Мастеров", и Комбса на тот момент была плодотворная история сотрудничества длинной в двадцать один год!
   Потрясающая световая гамма, граничащая с чёрно-белым кино, на фоне которой так изысканно смотрятся вино кровь и тени на стенах, - первое, что бросается в глаза.
   Гримеры так же постарались на славу, в определённых ракурсах сходство актера и писателя просто фантастическое.
   Мы узнаем трагический эпизод из жизни Эдгара Алана По, в котором реальные факты беспробудного пьянства, творческой депрессии и медленно умирающей от туберкулеза жены писателя переплетутся с его собственным мрачными фантазиями произведения "Черный кот".
   Ощущение безумия происходящего нагнетается постепенно. От воображаемого нападения на издателя и галлюцинации с пианино, до одержимого желания уничтожить проклятое животное, - все смотрится естественно и органично. Как и метаморфозы главного героя - любящего мужа борющегося с внешним миром за право существовать и само выражаться, преображающегося под действием алкоголя в деспота с выраженным эгоцентризмом и жалостью к себе, достойного в лучшем случае сострадания зрителя, в худшем его презрения.
   Единственный неровный момент, разрушающий психологическую достоверность происходящего, - реакция героя на смерть жены. В первом случае, в ужасе от тогда еще мнимой кончины любимой женщины, Эдгар поджигает дом, очевидно полный решимости сгореть вместе со своей драгоценной Виргинией, но когда в результате роковой ошибки сам становится виновником ее гибели, - решает спрятать труп в стене подвала. Это явная, хоть и не портящая общей картины, шероховатость иллюстрирует собой сложности, с которыми столкнулись авторы фильма при переносе оригинального текста на биографию автора.
   К формальным биографическим не состыковкам следует отнести еще два момента. Виргиния умерла в Нью-Йорке, события фильма происходят в Филадельфии, впрочем, супружеская пара действительно бывала там, в связи с писательской деятельностью Эдгара, а учитывая концовку фильма, это обстоятельство не выбивается из колеи исторических фактов. Происшествие, когда Вирджиния, желавшая порадовать мужа пением, разразилась кровавым кашлем, действительно имело место, правда играла она в тот момент не на пианино, а на арфе, - это стало первым приступом чахотки, резко усугубившем ее положение. Подмена арфы пианинном вероятнее всего связана с желанием применить в картине невероятно сильное художественное решение, которое подарило нам один из потрясающих кадров фильма, - кровь на черно-белых клавишах и нотном листе.
   "Черный кот" Гордона являет собой пример тщательной обработки биографии и творчества писателя режиссёром, который был бы просто невозможен без нескрываемой страсти питаемой кинематографистом к хоррору.
   В заслугу создателей фильма и то, что в этой мистической драме им удалось найти место изящному черному юмору. Попытки подобного зачастую превращают фильм в пародию, чернушную комедию, отталкивающую искушенных киноманов.
   Шутки просты и ненавязчивы, так на вопрос редактора: "На что же пойдут эти деньги, мистер По?", следует ответ в виде сидящего в таверне писателя произносящего - "На поэзию!", театрально подымающего при этом бокал вина. Грустно и смешно, когда следующей за сценой чудесного исцеления Вирджинии, нам предстает сцена, в которой Эдгара вышвыривают из дверей питейного заведения. Не малую заслугу в своеобразной трагикомичности картины играет Джефри Комбс, сумевший передать это состояние зрителям.
   В качестве предшественников Стюарта Гордона на данном поприще можно вспомнить одноименный фильм 1934 года с легендарными Бела Лугоши и Борисом Карлоффом в главных ролях, имевший по своему оригинальный, но слишком перевирающем рассказ писателя сюжет, и  "Два злобных взгляда" великого и ужасного Дарио Ардженто, в котором идеи рассказа облекаются в плоть джиало.
   Отдавая честь классике, все же стоит признать все выгодные отличия "Черного кота" Мастеров ужаса от старых экранизаций. В картине 2007 года удалось не только нарисовать реалистичный образ сходящего с ума героя Эдгара Алана По, но и передать достоверную картину исторического пейзажа Америки девятнадцатого века (Это только за счет лексики и декораций, все сцены фильма, даже те что снимались на улице, носят камерный характер), и, что не мала важно, вразумительно отразить все это на фоне биографии самого писателя.
   Сравнивать "Некрономикон" и "Черного кота" - дело не благодарное, уж слишком разнится весовая категория, обоснованная как концепциями, так бюджетами, и работающими над ними людьми. Поэтому, стоит в первую очередь указать на нити, незримо связывающие эти фильмы.
   Как уже упоминалось в этой статье, - Лавкрафт восхищался писательскими трудами Эдгара Алана По, и тот факт что их обоих сыграл Джефри Комбс под тяжелой ношей двух разных режиссеров с разрывом в четырнадцать лет носит почти что мистический характер
   Есть еще, пусть и весьма субъективное, но имеющее место в среде поклонников писателей ощущение тесных уз сплетающих Лавкрафта и Эдгара По. Судьба обоих, хоть и разнится, носит преобладающие драматические тона.
   Обоих можно считать величайшими мистификаторами двадцатого века! Лавкрафтовский Некрономикон продолжает будоражить больные неокрепшие умы, - есть и такие, что свято верят в глубокую древность текстов, бороздящих простор интернета. Эдгару По приписывают создание "Криптограмм Бейла", чей шифр не разгадан до сих пор, - и пусть его авторство остается только предположением, оно наводит мысли, что Говард Лавкрафт мог вдохновится успехами великого предшественника и подкинуть потомкам собственную загадку - таинственную Книгу Мертвых Имен безумного Аль-Хазрета.
   У Колина Уилсона был рассказ "Возвращение ллойгор", в котором автор предполагал не только реальность Некрономикона, но и связывал его с загадочной рукописью Войнича - вполне реальным историческим артефактом. Кажется, возможная параллель может иметь место и с "Криптограммами Бейла". В конце концов, кто знает, что могла найти, или спрятать группа золотоискателей  неподалеку от Линчберга?
   Кино - все еще самое молодое из искусств. И все поклонники его старшей сестры - Литературы, ждут и верят, что юный отпрыск древних муз воплотит их надежды и чаяния в темном зале кинотеатра.
   Сягайло. М.А.
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 5"(Уся (Wuxia)) Грейш "Кибернет"(Антиутопия) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) А.Тополян "Механист"(Боевик) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"