8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там
человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное
на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево
познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом
разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где
золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред
Ассириею. Четвертая река Евфрат.
Из Библии нам известно, что в местности, где Бог поселил человека, текла одна река для орошения рая, которая потом разделялась на четыре реки, среди которых были Евфрат и Тигр [Хиддекель]. Современные названия еще двух рек Фисон и Гихон не установлены. По соседству с Эдемом упомянуты земли Хавила и Куш. Также пока не удалось выяснить, где находились эти земли. Есть разные толкования, но вряд ли их стоит обсуждать.
Зато упомянутое государство Ассирия существовало с XVII века до н. э. до VII столетия до н. э. В период своего могущества Ассирия занимала обширную территорию на Ближнем Востоке и населена была преимущественно семитскими племенами. Поэтому упоминание Ассирии в Библии указывает только на реку Тигр и не может служить точным указанием на расположение Эдема. Также это обстоятельство служит доказательством того, что неизвестный писатель работал над окончательным текстом уже в то время, когда существовало государство Ассирия, а заодно можно сделать вывод, что творил он далеко от реки Тигр. Иначе не требовалась в тексте вставлять такую связку. Однако упоминание названий земель Хавила и Куш может указывать на то, что писатель пользовался устными или письменными источниками более раннего происхождения, составленных тогда, когда такие топонимы еще были в ходу. Тогда становится очевидным, что строчка связывающая названия Тигр и Ассирия вставлены в содержание древнего источника в момент написания.
Ниже я привожу упрощенную карту Ближнего востока. Указано, где в исторические времена находился политический центр Ассирии, а также прочие упомянутые ниже топонимы.
Эдем находился на востоке. Многие исследователи считают, что направление на восток отсчитывается от Палестины. Хотя можно допустить, что между временем существования Эдема и написанием Библии, произошло немало событий, а люди столько раз меняли свое местожительство, что о какой-либо точности в указании направления на расположение Эдема говорить трудно. Но поскольку кочевые племена, передавшие писателю эти сведения, пришли в Палестину с востока, то логично, предположить, что в Библии формально указано направление на древнюю прародину и никакой определенности в этом нет. Тем не менее, сделать оценки необходимо.
Сразу возникает вопрос, насколько точно в древности знали, где находиться восток? Казалось бы, что проще - восток там, где восходит солнце. Но солнце восходит строго на востоке только дважды в год в дни весеннего и осеннего равноденствия. В дни летнего солнцестояния наше светило восходит на 23 градуса севернее. Зимой все наоборот и солнце восходит южнее направления на восток.
Строго на восток от Иерусалима находиться нижнее течение рек Тигр и Евфрат. Упомянутый в Библии шумерский город Ур (Халдейский) археологи нашли именно там. Нижняя часть Междуречья - колыбель древнейших цивилизаций, поэтому именно сюда традиционно помещали библейский Эдем. На приведенной карте условно обозначено предполагаемое положение Эдема #1.
Но это не единственная версия. На восток от реки дельты Тигра и Евфрата есть местность, которая с давних времен называлась Элам. Здесь же в исторические времена находилось одноименное царство. Многие богословы именно туда помещали библейский рай. Заодно допускалось, что с тех давних времен поднялся уровень моря и часть местности, которую назвали Эдем покоиться на дне Персидского залива.
Однако, надо заметить, что Элам неоднократно упоминается в Библии (14:1-11) и существовал как раз в ту историческую эпоху, когда мог жить писатель. Поэтому автор писания не мог не указать, что Элам это и есть Эдем. Отсюда следует вывод, что Элам и Эдем это не одно и тоже. Либо писатель на самом деле не знал сколько-нибудь достоверно, где же находился райский сад.
Сказано, что в Эдеме протекает одна река для орошения. За пределами Эдема эта река дает начало четырем другим рекам. В природе такая ситуация встречается редко и только на равнинах, где реки растекаются на протоки. Поэтому по сравнению с дельтой рек Тигр и Евфрат, где как раз имеет место такая ситуация, у Элама, который находился в двух-трех сотнях километрах дальше на восток меньше оснований считаться библейским Эдемом.
Снова вернемся к астрономии. Летом солнце восходит севернее точного направления на восток. В этом случае условная линия, проведенная от Иерусалима под углом 23 градуса к северо-востоку, пересечет реки Тигр и Евфрат уже в их среднем течении. Получается, что Эдем мог находиться севернее нынешнего Багдада и древнего Вавилона, также упомянутого в Библии.
Заодно добавлю, что в зимний период солнце восходит южнее. Но южнее направления на восток расположен Персидский залив. Поэтому регион поиска можно расширить только на север на часть бассейна рек Тигр и Евфрат в их среднем течении.
Здесь может возникнуть резонный вопрос, а почему направление на стороны света древние люди не могли определить по звездам? В принципе могли, но вид звездного неба в прошлом был не совсем таким, как сейчас. В нашу эпоху почти точно над полюсом находиться яркая звезда альфа Малой Медведицы или Полярная звезда. Но несколько тысяч лет земная ось указывала на другие созвездия, и там могло не быть ярких звезд, что затрудняло определение положения полюса и ориентирование по сторонам света. Так в третьем тысячелетии над полюсом находилась относительно яркая звезда альфа Дракона. В седьмом тысячелетии до н. э. звезда средней яркости тау Геркулеса. А вот между третьим и седьмым тысячелетиями полюс мира указывал на бедную яркими звездами область небосвода между созвездиями Дракона и Геркулеса. Аналогичная ситуация была в восьмом тысячелетии до нашей Эры. Зато 12.5 тысяч лет назад над полюсом сияла Вега, одна из самых ярких звезд северного полушария. Такое перемещение полюса мира на небесной сфере связано явлением прецессии. Поэтому в отдельные эпохи древности ориентирование по звездам не было удобным.
В среднем течении Тигр принимает воды четырех небольших рек и можно допустить, что именно среди них есть те самые реки Фисон и Гихон. Здесь севернее Вавилона рядом с Тигром протекает и Евфрат. В древности русла рек проходили иначе и вполне могли распадаться на протоки и в среднем течении. Поэтому фактически с теми же основаниями, что и для Эдема 1 можно указать аналогичное место для библейского рая, которое на карте обозначено как Эдем 2.
Но проблема в том, что все эти совпадения происходит на относительно небольшой площади. Даже в древности люди должны были понимать, что здесь на равнине реки просто растекается по отдельным рукавам, а потому вряд ли давали бы этим протокам имена отдельных рек, да еще обтекающих некие земли с определенными собственными именами.
Из текста ясно, что Эдем имел естественные границы, которые к тому же охранялись: "24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни". Херувим это нечто сверхъестественное, а потому логическому анализу не доступное. Я же могу обсуждать естественные причины. Естественными границами Эдема не могут быть реки. Ведь в раю протекала только одна река. Поэтому ясно, что Эдем ограничивали горы. Рай мог находиться на обширной долине, окруженной скалистыми горами. Проход между скалами в долину был достаточно узким, а потому некая природная или сверхъестественная сила могла охранять вход туда, где произрастало дерево жизни. Например, действующий вулкан - "пламенный меч обращающийся". Из таких соображений следует вывод, что Эдем никак не мог находиться посреди такой равнины как Месопотамия.
Более того, предположение о местонахождении рая в Месопотамии плохо согласуется и с Библией. Потому что Эдем не мог находиться где-то рядом с Вавилоном, Уром или Эламом, где согласно следующим главам Библии проживали потомки Адама и Евы. Ведь сведения о том, что с Эдем находился поблизости дошли бы через поколения, так же как сохранилась в памяти генеалогия патриархов разные и бытовые подробности из жизни потомков Адама.
По всему выходит, что не смысла искать Эдем в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат.
Если посмотреть дальше на восток, то сразу за Месопотамской низменностью и до долины реки Инд находиться Иранское нагорье - не слишком приветливое место для поисков рая. В долине Инда археологи нашли развалины городов Мохенджо-Даро и Хараппа. В тех местах примерно в тоже время, когда и в Шумере существовали древние цивилизации. Однако бассейн реки Инд находиться слишком далеко. Между Месопотамией и Индом 2000 км. В Библии же нигде не сказано, что предки Адама и Евы путешествовали на столь значительные расстояния. Поэтому не исключая совсем долину реки Инд поищем, где-нибудь поближе к рекам Тигр и Евфрат.
Расстояние от Палестины до Междуречья достигает 700 км. Столь значительное расстояние также может внести ошибку в определении направления на Эдем. В древности путешествовали не по компасу, а по проторенным караванным дорогам, которые соединяли обжитые места, и путь мог быть достаточно извилистым. Поэтому указание о том, что Эдем находился на востоке, не дает нам точной информации и его месторасположении, а указывает только приблизительное направление.
Учитывая древность писаний, мы не можем быть уверенными, что исходной точкой является Иерусалим. Во времена патриархов еще не было письменности, а потому исходная точка могла быть совсем другом месте и просто данная фраза перенесена в письменный текст. Поэтому правильно будет считать, что Эдем находился восточнее Палестины. Тогда мы придем к наиболее вероятному допущению о том, что Эдем находился на Ближнем Востоке южнее Черного и Каспийского морей. Именно там, в районе Армянского нагорья недалеко друг от друга находятся истоки рек Тигр и Евфрат, есть высокие горы, широкие долины и потухшие ныне вулканы. Все это может трактоваться как совпадение с указанием из Библии.
Сейчас большая часть Армянского нагорья по природно-климатическим условиям не очень пригодна для того, чтобы претендовать на звание райских мест. Но Юго-восточная часть нагорья имеет мягкий средиземноморский климат. В древности тут произрастали густые леса. Армянское нагорье богато полезными ископаемыми, которые были особенно важны древним людям: здесь есть месторождения железа, меди, свинца и олова.
Некоторые исследователи указывают на то, что Эдем мог находиться восточнее Армянского нагорья в районе нынешнего иранского города Тебриз в окрестностях озера Урмия. Основанием для этого служит наличие в тех местах долины, окруженной со всех сторон горами. В настоящее время там хорошо растут плодовые деревья. Из долины имеется только один проход в восточном направлении. Но в тех местах не протекают указанные в Библии реки, и это нивелирует прочие совпадения.
Из последующих глав Библии известно, что потомки Адама и Евы жили в местности, где недалеко возвышались горы Араратские. Поскольку после потопа именно там пристал Ноев ковчег (8:4). Самая высокая гора этих мест, потухший вулкан Арарат расположен в 100 км. севернее озера Ван. Западнее озера Ван протекают реки Тигр и Евфрат. Евфрат свое начало берет от слияния рек Карасу и Мурат, а истоки Тигра находятся 50 км ближе к озеру Ван. Примем, что где-то в этих краях мог находиться райский сад, условно отмеченный на карте как Эдем 3.
Места в верхнем течении рек Тигр и Евфрат были заселены людьми с давних времен. В частности из исследования генетики дикой и культурной пшеницы учеными делается вывод, что возможно этот злак был окультурен близ современного города Диярбакыр расположенного недалеко от истоков реки Тигр в восточной части Малой Азии в пределах выбранной нами области Эдем 3. Пшеницу люди окультурили первой и начали возделывать еще с самого начала неолитической революции.
Этот факт подтверждает и Библия. Уже первым земледельцем был Адам: "23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят".
Именно здесь в восточной части Малой Азии мог жить Каин первый сын Адама и Евы, который, как и его отец, был земледельцем (4:2). Напротив его младший брат Авель занимался скотоводством. Этот факт косвенно указывает на то, что сначала первые люди освоили земледелие, а потом приручили домашних животных.
Из археологических данных земледелие появилось на Ближнем Востоке примерно за 9 тыс. лет до нашей эры. Уверенно можно говорить об одомашнивании мелкого домашнего скота примерно за 6.5 тысяч лет до н.э. Нас может смущать то, что Каин и Авель братья, а разрыв во времени между появлением земледелия и скотоводства получается значительным. Но археология еще не сказала своего последнего слова. Многие находки сделаны в других районах мира и не дают целостной картины. В любом случае, как и во многих других случаях, Библия здесь дает нам формальное совпадение с выводами науки.
Итак, примем, что изгнанные из рая люди первое время жили где-то недалеко от Эдема. На это указывает то, что после семейной драмы, когда Бог наказал Каина: "и пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема".
Если принять, что Эдем находился где-то в верхнем течении рек Тигр и Евфрат (Эдем 3), то, двигаясь на восток, Каин мог переселиться в район озера Ван (300 км) или дальше в район озера Урмия (500 км).
Согласно Библии Каин основал первый город: "Здесь Каин построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох". Из археологических данных одним из первых городов считается Иерихон, находившийся у впадения реки Иордан в Мертвое море. Поселение городского типа возникло здесь приблизительно в 8 тысячелетии до н.э. Но Иерихон находиться далеко на юго-запад от выбранного месторасположения Эдема. Ближе к Эдему 3 в древности находился древний город, который сейчас условно называется Хамукар. Здесь город процветал примерно за 4 - 4.5 тыс. лет до н.э. Причем это городское поселение, скорее всего, было не единственным в этом регионе. Но другие поселения пока не найдены. Возможно, где-то в этих местах и находилась земля Нод, куда переселился земледелец Каин и здесь он построил город Енох.
Из других косвенных подтверждений можно упомянуть то факт, что во время потопа вода покрыла горы (7:19, 7:20). Но в Междуречье нет гор, это практически плоская равнина. Тогда как верховья Тигра и Евфрата находятся в горах Малой Азии. Здесь не важно, покрыла горы вода или нет, ясно, что до потопа люди проживали в местности, где были горы. Кроме того, Араратские горы первыми показались из воды, а значит, люди знали, что это самые высокие горы на территории которую мы сейчас называем Ближним Востоком.
Поэтому если мы возьмем самую западную точку, где после слияния рек Мурат и Карасу берет свое начало Евфрат, а самой восточной точкой нынешний город Тебриз в Иране, то между этими точкам будут находиться озера Ван и Урмия, а также горы Араратские. Расстояние между указанными точками составит порядка 680 км. В качестве северной границы возьмем гору Арарат. На юге границу проведем там, где были найдены древние городские строения Хамукара. Так можно очень условно оконтурить регион, где могли происходить события, описанные в первых главах Библии. Здесь в одной из долин возле истоков рек Тигр и Евфрат могло находиться место, которое далекие предки Моисея называли райским садом. По не ясным причинам они были вынуждены покинуть эти места и не могли обратно вернуться. Но переселись они не далеко. На новых землях они, как и наказал им Господь, трудясь в поте лица и освоили земледелие. Затем приручили мелких домашних животных. Численность населения все возрастала, и люди построили первые города. Постепенно потомки Адама кочевали на восток, обживая все новые и новые территории.
Так утверждает Библия. И если не обращать особое внимание на датировки, то в целом получается достоверная хронология развития древних цивилизаций на Ближнем Востоке.