Склярова Валерия Витальевна : другие произведения.

Записки Экскурсовода

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшая заметка о "скучных" музейных буднях :)


СМЕЛО ИДТИ ТУДА, КУДА ЕЩЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ЧЕЛОВЕКА

или Записки Экскурсовода

   Работа в музее, а тем более в музее историческом, рано или поздно заставит столкнуться с различными тайнами, легендами, версиями. В этом нам неоднократно приходилось убеждаться на собственном опыте. И недавняя история - яркое тому подтверждение. "Фридландские ворота" - музей молодой и необычный. Он посвящен закрытой до начала 90-х годов прошлого столетия теме - истории Восточной Пруссии до Второй Мировой войны. Интересен музей и тем, что находится в архитектурно-историческом памятнике - городских воротах, построенных в середине XIX века. Как говорят посетители, "уже само здание - экспонат". Ворота построены в неоготическом стиле со всеми присущими ему характеристиками, а с городской и внешней стороны их в свое время украшали скульптуры магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фейхтвангена и знаменосца Грюнвальдской битвы, а впоследствии комтура замка Бальга, Фридриха фон Цоллерна. Об этих самых скульптурах и пойдет речь.
   Тевтонский магистр и по сей день стоит на страже музея, правда, без головы. Кто был виновником того, что доблестный рыцарь потерял голову, сейчас трудно сказать. Вряд ли прекрасная дама - чтобы сковырнуть внушительную часть каменной статуи, требуется далеко не дамская ручка. Известно одно - голова пропала уже после войны, в советское время. И, по-видимому, в то же время случилась еще одна пропажа - фигура фон Цоллерна со внутренней стороны ворот. В далекие 60-е исчезновение скульптуры немецкого национального героя никого не озаботило - сняли с помещения советского овощехранилища очередной символ фашистской Германии, и слава Богу.
   Судьбой пропавшей статуи заинтересовались совсем недавно. Честно говоря, мы считали скульптуру безнадежно утерянной и никаких телодвижений по ее поиску не предпринимали. Но ведь никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Так и получилось.
   В один прекрасный день в музей пришел очередной посетитель. Разговорились. "А вы знаете, - говорит посетитель, - я вашу статую видел. Ее в шестидесятых годах с ворот сняли и унесли в подвалы местной подстанции скорой помощи. Она там, небось, до сих пор валяется".
   Посетитель ушел, а версия осталась. "Надо проверить", - решила наша заведующая, но все как-то ноги до подстанции не доходили. А на днях пошли мы в мебельный магазин, захватив с собой нового сотрудника в качестве мужской силы. Путь лежал мимо "скорой".
  -- Где-то там наша статуя лежит, - с тоской глядя на здание подстанции, вспомнила заведующая.
  -- Пошли, зайдем, - предложила я.
  -- Прямо сейчас?
  -- А что?
  -- Ну, идемте.
  -- Мы что, в "скорую помощь" идем? - осторожно поинтересовался наш новичок.
  -- Ну да. Там наш Фридрих фон Цоллерн лежит, - объяснила я.
   Круглое личико научного сотрудника приняло овальную форму.
  
  -- Где у вас завхоз? - деловито осведомились мы у курящего на входе медбрата.
  -- У нас завхоза нет. А главврач на последнем этаже.
   По крутой деревянной лестнице мы забрались наверх. Позади, хихикая нервным смехом, держался научный сотрудник. Поднявшись, мы уткнулись в дверь с надписью "Паталогоанатомия".
  -- Надеюсь, нам не сюда, - пробормотала заведующая и постучалась в другой закуток.
   В кабинете сидел главврач и приятная женщина в белом халате.
  -- Мы ваши соседи, - радостно сообщила им заведующая, - из музея.
   Работники "скорой помощи" явно ждали рассказа о несчастном случае на производстве, но мы их разочаровали. Правда, после истории, которую им поведала наша начальница, глаза у главврача заблестели не меньше, чем при виде какого-нибудь медицинского "интересного случая". Каждый из нас в душе немного археолог и романтик. Заведующий подстанцией извлек из стола увесистую связку ключей и поинтересовался:
  -- А резиновые сапоги и фонарик у вас есть? У нас в подвалах вода стоит, и электричества нет.
   Нервный смех научного сотрудника переходил в истерический.
  -- А разве у вас в бригадах фонарей нет? - наивно удивилась заведующая. - Как же вы в темных подъездах ходите?
  -- Вот так и ходим, - развел руками главврач.
  -- Если мы статую найдем, обеспечим все ваши машины фонариками, - пообещала она.
  -- Я вас за язык не тянул, - предупредил новый друг нашего музея, спускаясь по лестнице.
   Дверь в подвал со скрипом распахнулась, и мы увидели уходящие в темноту ступени. Были соблюдены все атрибуты приключенческого жанра: темно, сыро, арочный свод оплетен паутиной с копошащимися насекомыми - Индиана Джонс отдыхает.
  -- Ой, - сказала заведующая, вжимая голову в плечи, - а света совсем-совсем нет?
  -- Немножко есть.
   Наш гид отмахнулся от паутины и щелкнул выключателем. Мы спустились в подвал. Электричество присутствовало только на лестнице и в маленьком тамбуре непосредственно перед ней. Основные помещения скрывались во мраке. Где-то в боковом коридоре капала вода. Доктор насмешливо наблюдал, как постепенно гаснет энтузиазм в наших глазах.
  -- Да, - констатировала начальница, следя за проворно взбирающимся по стенке пауком, - без специалистов нам не обойтись. Ничего, если мы с подкреплением в другой день вернемся?
  -- Всегда рады вас видеть.
  
   Как уже можно было догадаться, история на этом не закончилась. Вспоминая хлюпающие под ногами лужи и цепляющуюся за волосы паутину, начальница поручила доработать данную версию мне на пару с нашим давнишним другом, исполнительным директором поискового отряда "Фридрихсбург". Так что через пару дней мы нанесли повторный визит на "скорую помощь". Я по-свойски распахнула дверь на последнем этаже, но кабинет пустовал. Где-то в коридоре мелькал белый халат.
  -- Здравствуйте, - крикнула я, - а кто-нибудь из начальства есть?
  -- Есть. Только они все в диспетчерской.
   "Наверное, что-то случилось", - подумала я, и мы спустились в диспетчерскую. Я была права. Происшествие имело место быть, причем прямо в кабинете. Наш друг, начальник подстанции, водрузил на кушетку стремянку и задумчиво вертел в руках лампу дневного света, которая ну никак не хотела выполнять свои служебные обязанности. Его заместительница расстроено вздохнула и посетовала, что придется вызывать электрика.
  -- Спокойно, сейчас все исправим.
   Глава "Фридрихсбурга" протиснулся в кабинет.
  -- А вы электрик? - обрадовался главврач.
  -- Почти.
  -- Вы нас помните? - улыбнулась я. - Мы из музея.
  -- Помним-помним, - засмеялась доктор. - За статуей пришли?
   Тем временем мой напарник уже определили поломку, и отрегулировал капризный электроприбор. Главврач слез со стремянки и проводил нас в подземелья.
   Включив припасенные фонарики, мы пробрались в подвалы. Романтика поисков уже не вдохновляла - приходилось прыгать через лужи, одновременно пригибая голову, чтобы не собрать с потолка паутину с ее обитателями. Скажу сразу - Цоллерна мы не нашли. Единственными сокровищами подвалов оказались груды ящиков из-под бутылок да пара проржавевших швейных машинок "Подольск". Но директор "Фридрихсбурга" не расстроился. "Отсутствие результата - тоже результат". На выходе заведующий подстанцией объяснил нам, что лет пятнадцать назад подвалы арендовала какая-то фирма. Какая именно, теперь уже никто не помнит. Может, тогда скульптура и "ушла" из подвалов. Так что "Дело о пропавшей статуе" пока не закрыто. Будем продолжать искать, собирать информацию. Если вы что-то знаете - поделитесь.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"